Диагностика креативности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание

Актуальность исследования. Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. Прогрессивное развитие государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, то есть людей, способных к поиску принципиально новых, не стандартных путей и способов реш

Работа состоит из  1 файл

Диагностика креативности в подростковом возрасте.docx

— 71.93 Кб (Скачать документ)

Исследование проводилось в  пять этапов:

1 этап - организационный - был разработан  план исследования с научным  руководителем, сформулированы цель, задачи, гипотеза, определены критерии  исследования и выбраны методики.

2 этап - психодиагностическое исследование - проводилось диагностическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи  уровня субъективного контроля  и параметров креативности у  подростков.

3 этап - этап обработки - была  проведена инструментальная обработка  полученных данных по методика  Торренса и УСК.

4 этап - статистическая обработка  - количественный и качественный  анализ методами математико-статистической  обработки с помощью критерия  Пирсона.

5 этап - заключительный - по результатам  проведённого анализа были сделаны  выводы.

Методики исследования:

1) Тест творческого мышления  П. Торренса. Методика направлена  на выявление творческих способностей (см. приложение № 1);

2) Для выявления локуса контроля  использовалась методика УСК  (адаптация Бажина Е.Ф., Голонкиной С.А., Эткинда А. М) (см. приложение № 1);

3) Методика "Эскизы" (модификация теста Торренса Е.Е. Туник) (см. приложение №1).

Таким образом, разработанный комплекс психодиагностических методик предназначен для исследования взаимосвязи локуса контроля и креативности. Тесты выбранные  с учетом возраста испытуемых и в  соответствии с поставленными целями.

С испытуемыми было проведено психодиагностическое исследование. Испытуемым раздавался индивидуальный стимульный материал в  виде бланков для ответов, на которых  предлагалось написать свои Ф.И.О., возраст. Участникам исследования зачитывалась инструкция и доводилась до полного  понимания. После проведения этого  исследования собирались бланки ответов, проверялось наличие выполненного задания. Раздавался стимульный материал к другим методикам. Снова повторялась  описанная процедура.

 

3.2 Анализ результатов  исследования

На первом этапе исследования проводился тест Торренса на изучение креативности. По данным исследования видно, что критерий беглости имеет высокий показатель - 2,8 (80% высокий уровень) и характеризуется  быстротой выполнения заданий. Этот показатель не является специфическим  для творческого мышления и полезен, прежде всего, тем, что позволяет  понять другие параметры креативности.

 Средние значения основных  параметров креативности

Показатель параметра гибкости равен - 1,95 (85% со средним уровнем). Для  него характерно разнообразие идей и  стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Можно  сделать предположение, что у испытуемых высокая гибкость мышления, высокий уровень интеллектуального потенциала и мотивация. Это может быть связано с тем, что уже в подростковом возрасте развито мышление по всем его видам и достаточно широкий кругозор.

Оригинальность находиться чуть ниже среднего уровня - 1,8 (52,5%). Данный показатель характеризует способностью выдвигать  идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Оригинальность решений  предполагает способность избегать легких, очевидных и не интересных ответов.

Разработанность - 1,15 (85%) находиться на низком уровне. Для этого параметра  не характерна способность к избирательской и конструктивной деятельности, дисциплинированность.

 Процентное соотношение испытуемых  с разным уровнем развития  основных параметров креативности

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что уровень креативности находиться на среднем уровне. Особенно важным параметром является - гибкость мышления. Данным параметр связан с  возрастными особенностями, а именно развитым мышлением. Значительное развитие получает оригинальность. Так как  подростки хотят выделиться из общества для того, чтобы доказать свою самостоятельность, взрослость. Этому сопутствует развитое мышление за счет чего повышается оригинальность.

На втором этапе проводилось  изучение УСК. По результатам методики на определение уровня субъективного  контроля нами было выявлено, что в  данной группе преобладают шкалы:

 Средние значения шкал УСК

Им - 3,98 (шкала интернальности в  области межличностных отношений). Этот показатель свидетельствует о  том, что испытуемые считают себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими  людьми, вызвать к себе уважение и симпатию;

Ид - 4,03 (шкала интернальности в  области достижений). Данная шкала  свидетельствует о высоком уровне субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие испытуемые считают, что они  сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что  они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Все чего они  достигли это только их заслуга.

Ис - 4,23 (шкала интернальности в  семейных отношениях). По результатам  исследования было выявлено, что это  самый высокий показатель, который  свидетельствует о том, что испытуемые считают себя ответственными за события, происходящие в их семейной жизни.

Из - 3,71 (шкала интернальности в  отношении здоровья и болезни). Из результатов исследования видно, что  испытуемые считают себя во многом ответственными за свое здоровье: если они больны, то обвиняют в этом самих  себя и полагают, что выздоровление  во многом зависит от их действий.

Ио - 2,96 (шкала общей интернальности). По результатам исследования было выявлено, что данная шкала находиться на низком уровне. Для испытуемых характерен низкий локус контроль, а именно они не видят связи между своими действиями и значимыми для них  событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь  и полагают, что большинство событий  и поступков являются результатом  случая или действия других людей.

Ип - 2,93 (шкала интернальности в  области производительных отношений). Такие испытуемые отличаются том, что  не считают свои действия важным фактором организации собственной производительной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении. Такие люди склонны приписывать  более важные значения внешним обстоятельствам - руководству, товарищам, везению - невезению.

Люди различаются между собой  по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для  себя событиями. Возможно 2 полярных типа такой локализации: экстернальный  и интернальный. По данным методики явно видно, что преобладает интернальный тип. Интернальность характеризует  значимые события как результат  своей собственной деятельности. Таким испытуемым свойственна определенная позиция.

Таким образом, по результатам исследования видно, что шкалы Ид и Ис наиболее значимы для подростков. Это может  быть связано с тем, что интеранальный  тип локуса контроля только начинает формироваться в данном возрасте и его становление по отдельным  шкалам носит неравномерный характер.

Для установления связи между исследуемыми параметрами нами был проведен корреляционный анализ.

Корреляция - статистическая взаимосвязь  двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с  некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом изменения  одной или нескольких из этих величин  приводят к систематическому изменению  другой или других величин. Математической мерой корреляции двух случайных  величин служит коэффициент корреляции Пирсона.

Из результатов корреляционной матрицы (см. приложение №2, табл.2) видно, что существует неоднозначная связь  между параметрами креативности и УСК. Значимая степень выявлена между - беглостью и оригинальностью (0,32). Чем выше показатель по беглости, тем выше показатель оригинальности.

Остальные параметры креативности не коррелируют между собой. Это  также подчеркивается возрастными  особенностями подростков.

Внутри локуса контроля структурные  компоненты не имеют выявленной большой  количественной связи. Это свидетельствует  о том, что интеранальный тип  уровня субъективного контроля только начинает формироваться в подростковом возрасте.

Но шкалы Ид и Ис имеют обратную связь (-0,35) и между собой они  коррелируют. Для подростковой возрастной категории характерна противоречивость. Для подростков важно ставить  пред собой определенные цели и стараться  достигать их самостоятельно. Но эти  цели для подростков чаще лежат вне  семейных ситуаций и отношений.

Существует прямая зависимость  между шкалами УКС - Из и Им (0,45). Чем больше подросток считает  себя в силах контролировать свои формальные и не формальные отношения  с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию, тем больше он считает себя ответственным за свое здоровье. Даже если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что  выздоровление во многом зависит  от его действий.

Важно отметить, что оригинальность является важным показателем, который  связывает креативность и УСК  у подростков. Результаты исследования показали взаимосвязь между оригинальностью  и шкалами субъективного контроля Ид (0,31) и Ис (-0,43).

Оригинальность коррелирует со шкалой Ид (0,31). Это свидетельствует  о том что, чем выше показатель интернальности в области достижений, тем выше показатель оригинальности. Так как у подростков развита  оригинальность, которая связана  с гибкостью мышления им легче  достигать поставленной цели. Ведь в любой трудной ситуации можно  всегда найти выход благодаря  оригинальному способу решения  проблемы. Так же подростки считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, проявляя оригинальность решений.

Также существует обратная зависимость  между оригинальностью и шкалой Ис. Для подростка важны отношения  со своей семьей. но в этой ситуации семейные отношения могут оказывать  блокирующее влияние на проявление креативности подростков.

Он старается проявить себя, в  отношениях со сверстниками, удивить  их, обратить на себя внимание все это  он осуществляет за счет оригинальности.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что существует неоднозначная  связь между параметрами креативности и уровнем субъективного контроля. Вся связь между данными параметрами  идет через креативность, а именно через оригинальность. Именно данный параметр связывается с УСК.

Следовательно, мы можем говорить о том, что гипотеза, предложенная в начале исследования подтверждена.

 

Заключение

Проведенное в данной работе исследование было посвящено выявлению связи  параметров креативности и уровня субъективного  контроля. Поставленная в работе цель достигнута и решены основные задачи исследования. Это позволило нам  сделать следующие выводы.

Актуальным в настоящий момент является изучение взаимосвязи параметров креативности и локуса контроля в  подростковом возрасте. Подростки, безусловно, различаются по возможностям и интеллектуально - творческому росту.

Креативность - это способность  к творчеству, способность порождать  необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по - особенному. Это  творчество, которое полезно и  на работе, и в жизни, и в учебе.

Понятие креативность (от лат. creatio - создание, сотворение), является аналогом понятия "творческие способности", неразрывно связанно с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественное новое.

B отличие от понятия творчества, которое является процессуально - результативной характеристикой, креативность - субъективнaя детерминанта творчества.

Феномен креативности имеет потенциальную  и актуальную стороны.

Креативность - интегральное свойство личности.

В нашей работе исследовались дети подросткового возраста. Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. В  самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно  становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает  страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться  взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы  своей жизни от контроля родителей  и часто идет на конфликты с  ними. Ведущей деятельностью в  этот период становится интимно - личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, no обычно сменяющие друг друга увлечения.

В практической части работы исследование проводилось на детях подросткового  возраста, которое было направленно  на изучение взаимосвязи параметров креативности и уровня субъективного  контроля. В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза, которая  предполагала, что параметры креативности связаны с уровнем субъективного  контроля у подростков. Для проведения исследования нами были выбраны методики:

креативный тест Торренса;

методика "Эскизы" (адаптация  Е.Е. Туник);

методика УСК (адаптация Бажина, Голынкиной, Эткинда).

После проведенного исследования были получены следующие результаты. Тест Торренса показал нам, что у детей  средний уровень креативности. Оригинальность идей низкая.

По результатам методики УСК - средний  уровень, было выявлено преобладание шкал Ид и Ис:

Ид - шкала достижений - у испытуемых высокий уровень субъективного  контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями.

Ис - шкала семейных отношениях. Данная шкала имеет высокий показатель, который свидетельствует о том, что испытуемые считают себя ответственными за события, происходящие в их семейной жизни.

Проведя корреляционный анализ, с  помощью критерия Пирсона была выявлена связь между параметрами креативности и уровнем субъективного контроля. Следовательно, мы можем говорить о  том, что гипотеза, предположенная в  начале исследования подтверждена.

 


Информация о работе Диагностика креативности в подростковом возрасте