Диагностика креативности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание

Актуальность исследования. Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. Прогрессивное развитие государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, то есть людей, способных к поиску принципиально новых, не стандартных путей и способов реш

Работа состоит из  1 файл

Диагностика креативности в подростковом возрасте.docx

— 71.93 Кб (Скачать документ)

2. Согласно второй точке зрения, не всякого человека следует  считать творческой личностью.  Так как, определяющим фактором  творческого акта является ценность  нового результата, он должен  быть общезначим, являться непременно  культурной, технологической или  какой-либо другой ценностью для  человечества в целом.

Исследователи полагают, что креативность связана с активностью префронтальной коры правого полушария, которая  ответственна за нашу способность к  целостному видению и к манипулированию образами . Последняя позволяет нам оценивать порядок событий, строение предметов, а также комбинировать их новыми способами. Уже в раннем возрасте дети любят прикреплять голову одного животного к туловищу другого или лапы одного к другому. Дети часто рисуют не для того, чтобы запечатлеть реальность, а, пытаясь выяснить, что получится, если по-новому скомпоновать известные предметы.

Креативность, связана и с позитивным аффектом. Предполагается, что его  причиной является повышение уровня дофамина, усиливающего в поясной  извилине когнитивную гибкость и  облегчающего выбор различных когнитивных  позиций. Это позволяет человеку взглянуть на ситуацию с различных  точек зрения.

Творчество часто рассматривают  как игровую деятельность, при  которой мы позволяем себе создать  новый порядок или новое сочетание  различных вещей. Ученые, исследующие  эту проблему, отмечают, что творческие люди часто ведут себя как дети. Они, по-видимому, обладают своего рода раскрепощенностью. Многие авторы подчеркивают, что вовлечению в подобную игру препятствует естественное стремление комбинировать предметы привычным образом .

Один из главных факторов креативности - мотивация. Поэтому к творчеству способен всякий, кто готов использовать ресурсы, необходимые для этого. Творчество рассматривают как один из видов увлеченности. Это опыт, дающий ощущение радости и счастья. Одним из препятствий на пути к творчеству является ощущение тревоги и угрозы. Трудно быть творческим, когда твоя жизнь подвергается опасности.

1.2 Концепции креативности

Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела  популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта: материал х операции х результаты - SOI (structure of the intellect). Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.

Таким образом, Гилфорд отождествил  способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.

Дивергентное мышление определяется как "тип мышления, идущего в  различных направлениях" (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает  варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам  и результатам.

Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно  пришли к выводу о слабой связи  творческих способностей со способностями  к обучению и интеллектом. Одним  из первых на различие творческой способности  и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как  особенности темперамента, способность  быстро усваивать и порождать  идеи (а не критически относиться к  ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания  внимания, а не в момент, когда  внимание сознательно концентрируется  на решении проблем.

Гилфорд выделил четыре основных параметра  креативности:

1) оригинальность - способность продуцировать  отдаленные ассоциации, необычные  ответы;

2) семантическая гибкость - способность  выявить основное свойство объекта  и предложить новый способ  его использования;

3) образная адаптивная гибкость - способность изменить форму  стимула таким образом, чтобы  увидеть в нем новые признаки  и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные  идеи в нерегламентированной  ситуации. Общий интеллект не  включается в структуру креативности.

Позже Гилфорд упоминает шесть  параметров креативности:

1) способность к обнаружению  и постановке проблем;

2) способность к генерированию  большого числа идей;

3) гибкость - способность продуцировать  разнообразные идеи;

4) оригинальность - способность отвечать  на раздражители нестандартно;

5) способность усовершенствовать  объект, добавляя детали;

6) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу  и синтезу.

На основе этих теоретических предпосылок  Гилфорд и его сотрудники разработали  тесты программы исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно  дивергентную продуктивность. Всего  в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 - на вербальную креативность и 4 - на невербальную креативность. Тесты  предназначены для старшеклассников и людей с более высоким  уровнем образования. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0,9. Показатели их хорошо согласуются друг с другом. Время выполнения тестов ограничено.

Дальнейшее развитие эта программа  получила в исследованиях Торренса. Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей. Его программа включала в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренировалось конвергентное мышление (по Гилфорду).

На следующем этапе испытуемому  предлагали картинки. Он должен был  развить все вероятные и невероятные  обстоятельства, которые привели  к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные  последствия.

Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить  возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к  тренингу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и  он начинает мыслить творчески и  нестандартно. Под креативностью  Торренс понимает способность к  обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии  и т.д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и  формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торренсу, тест должен тестировать  протекание всех указанных операций, но в реальности Торренс ограничился  адаптацией и переработкой методик  Южнокалифорнийского университета для своих целей.

Торренс утверждал, что не стремился  создать факторно-чистый тест, поэтому  показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).

В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три  серии: вербальную, изобразительную  и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное  творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

1. Словесная шкала включает в  себя семь заданий. В трех  первых заданиях испытуемый должен  задавать вопросы таким образом,  чтобы полученные ответы помогли  ему отгадать содержание загадочных  изображений. Испытуемый должен  записать все вопросы, на которые  он хотел бы получить ответ,  перечислить все возможные причины  и последствия ситуаций, изображенных  на рисунке. В 4-м задании  фиксируются способы использования  игрушки в игре. В 5-м задании  перечисляются возможные способы  необычного употребления обычных  предметов. В 6-м задании задаются  вопросы по поводу свойств  тех же предметов, а в 7-м  задании испытуемый должен рассказать  обо всем, что может случиться,  если возникнет какая-либо неправдоподобная  ситуация. Оценивается легкость, гибкость  и оригинальность ответа.

2. Изобразительная шкала состоит  из трех заданий. Первое задание  состоит в том, что испытуемый  должен на белом листе бумаги  нарисовать картинку, используя  данную фигуру. Во втором задании  испытуемому предлагают дорисовать  несколько линий, чтобы получились  осмысленные изображения. В третьем  задании испытуемого просят составить  как можно больше изображений  с помощью пары параллельных  линий или кругов. Оценивается  легкость, гибкость, оригинальность, точность.

3. Словесно-звуковая шкала состоит  из двух заданий, которые предъявляются  путем воспроизведения магнитофонной  записи. В тесте "Звуки и  образы" в качестве стимулов  используются знакомые и незнакомые  звуки. Во втором задании "Звукоподражание  и образы" используются звукоподражательные  слова, имитирующие звуки, присущие  какому-либо объекту (животному, механизму и т.д.). Испытуемый должен написать, на что похожи эти звуки. Оценивается оригинальность ответа.

Надежность тестов Торренса (по данным автора) очень велика: от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные.

В отличие от тестов Гилфорда, тесты  Торренса предназначены для более  широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.

Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие специфике  заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности. Корреляции этих параметров внутри одного теста выше, чем корреляции аналогичных  параметров разных тестов.

Рассмотрим характеристику основных параметров креативности, предложенных Торренсом. Легкость оценивается как  быстрота выполнения тестовых заданий, и, следовательно, тестовые нормы получаются аналогично нормам тестов скоростного  интеллекта. Гибкость оценивается как  число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов. Проблема заключается в разбиении  ответов испытуемого на классы. Число  и характеристика классов определяется экспериментатором, что порождает  произвольность. Оригинальность оценивается  как минимальная частота встречаемости  данного ответа в однородной группе. В тестах Торренса принята следующая  модель: если ответ испытуемого встречается  менее чем в 1 % случаев, то он оценивается 4 баллами, если ответ встречается  менее чем в 1-2 % случаев, испытуемый получает 3 балла и так далее. Когда  ответ встречается более чем  в 6 % случаев, присваивается 0 баллов. Тем  самым оценки оригинальности "привязаны" к частотам ответов, которые дает выборка стандартизации. Опыт применения тестов Торренса показывает, что влияние  характеристик группы, в которой  получены нормы, очень велико, и перенос  норм с выборки стандартизации на другую (пусть аналогичную) выборку  дает большие ошибки, а зачастую и просто невозможен.

В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная  корреляция уровня IQ и уровня, креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем  больше вероятность того, что у  испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц  с высокоразвитым интеллектом могут  встречаться и низкие показатели креативности. Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается высокая  дивергентная продуктивность. Торренс  даже предложил теорию интеллектуального  порога. Он полагает, что при IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное  отклонение) интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект  становятся независимыми факторами.

При этом корреляции между креативностью  и интеллектом выше, если при тестировании в обоих случаях используется аналогичный материал (словесный, числовой, пространственный и пр.), и ниже, если материал тестов интеллекта и креативности разнороден.

Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или  иному материалу и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на "парциальных" интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну).

Концепция М. Волоха и Н. Когона.М. Воллах и Н. Коган считают, что перенесение  Гилфордом, Торренсом и их последователями  тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привело  к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ, как и  обычные тесты интеллекта Эти  авторы высказываются против жестких  лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа, то есть отвергают такой  критерий креативности, как точность. В этом положении они ближе  к исходной мысли Гилфорда о различии дивергентного и конвергентного мышления, чем сам ее автор. По мнению М. Воллаха и Н. Когана, для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка. Желательно, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания.

Многие исследования показали, что  мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального  одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей.

Воллах и Коган в своей  работе изменили систему проведения тестов креативности. Во-первых, они  предоставляли испытуемым столько  времени, сколько им было необходимо для решения задачи или для  формулирования ответа на вопрос. Тестирование проводилось в ходе игры, при этом соревнование между участниками  сводилось к минимуму, а экспериментатор  принимал любой ответ испытуемого. Если соблюсти эти условия, то корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

Информация о работе Диагностика креативности в подростковом возрасте