Диагностика креативности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание

Актуальность исследования. Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. Прогрессивное развитие государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, то есть людей, способных к поиску принципиально новых, не стандартных путей и способов реш

Работа состоит из  1 файл

Диагностика креативности в подростковом возрасте.docx

— 71.93 Кб (Скачать документ)

Подход Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи  между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, тестируя интеллект  и креативность учащихся 11-12 лет, выявили  четыре группы детей с разными  уровнями развития интеллекта и креативности. Дети, принадлежащие к разным группам, отличались способами адаптации  к внешним условиям и решения  жизненных проблем.

Дети, обладающие высоким уровнем  интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки. Они обладали внутренней свободой и  вместе с тем высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести  себя по-взрослому. Проявляя большой  интерес ко всему новому и необычному, они очень инициативны, но при  этом успешно приспосабливаются  к требованиям своего социального  окружения, сохраняя личную независимость  суждений и действий.

Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся  к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает  не надежда на успех, а страх перед  неудачей. Они избегают риска, не любят  высказывать публично свои мысли. Они  сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. У них  очень мало близких друзей. Они  не любят быть предоставлены самим  себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов  учебы или деятельности.

Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности, часто становятся "изгоями". Они  с трудом приспосабливаются к  школьным требованиям, часто занимаются в кружках, имеют необычные хобби  и т.д., где они в свободной  обстановке могут проявить свою креативность. Они очень тревожны, страдают от неверия в себя, "комплекса  неполноценности". Часто учителя  характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют  рутинные задания и не могут сосредоточиться.

Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в "середняках" и довольны своим положением. Они  имеют адекватную самооценку, низкий уровень их предметных способностей компенсируется развитием социального  интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.

Креативность и интеллект взаимосвязаны  не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного  процесса.

В другом подходе к концепции  креативности как универсальной  познавательной творческой способности Пономарева, креативность исследуется как процесс, в котором выделяются различные фазы, уровни и типы творческого мышления: 1 фаза - сознательная работа (подготовка интуитивного проблеска новой идеи); 2 фаза - бессознательная работа (инкубация направляющей идеи); 3 фаза - переход бессознательного в сознание (перевод идеи решения в сферу сознания); 4 фаза - сознательная работа (развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка). В качестве "ментальной единицы" измерения творчесткости мыслительного акта, "кванта" творчества Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи (задача всегда решается на более высоком уровне структуры психологического механизма, чем тот, на котором приобретаются средства к ее решению).

Медник также рассматривает  креативность как процесс. Согласно этой концепции креативность является процессом переконструирования  элементов в новые комбинации, согласно поставленной задаче, требованиям  ситуации и некоторым специальным  требованиям. Суть творчества по Меднику  заключается в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного  синтеза и в широте поля ассоциаций.

"Теория инвестирования" Р.  Стернеберга.

Одной из последних по времени возникновения  концепций креативности является так  называемая "теория инвестирования", предложенная Стернбергом и Д. Лавертом. Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и  способен "покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой". На мой  взгляд, в этой концепции проявились личностные особенности самого Стернберга.

Стернберг считает, что человек  может не реализовать свой творческий потенциал в двух случаях:

1) если он высказывает идеи  преждевременно;

2) если он не выносит ее  на обсуждение слишком долго  и тогда она становится очевидной, "устаревает". Совершенно очевидно, что здесь проявление творчества  подменяется его социальным принятием  и оценкой.

По Стернбергу, творческие проявления детерминируются шестью основными  факторами:

1) интеллектом как способностью;

2) знанием;

3) стилем мышления;

4) индивидуальными чертами;

5) мотивацией;

6) внешней средой.

Интеллектуальная способность  является основной. Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта:

1) синтетическая способность - новое  видение проблемы, преодоление границ  обыденного сознания;

2) аналитическая способность - выявление  идей, достойных дальнейшей разработки;

3) практические способности - умение  убеждать других в ценности  идеи ("продажа"). Если у индивида  слишком развита аналитическая  способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая  способность, не подкрепленная  аналитической практикой, порождает  массу новых идей, но не обоснованных  исследованиями и бесполезных.  Практическая способность без  двух остальных может привести  к продаже "недоброкачественных", но ярко представленных публике  идей.

Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Выйти за пределы поля возможностей и проявить креативность нельзя, если не знаешь границ этого поля. Вместе с тем знания, слишком устоявшиеся, могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему.

Для творчества необходима независимость  мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает.

Креативность предполагает, с точки  зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность  к неопределенности, готовность противостоять  мнению окружающих.

Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.

Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодействуют. И совокупный эффект от их взаимодействия несводим к влиянию какого-либо одного из них. Мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно  повышает уровень креативности.

 

1.3 Когнитивный  и личностный компоненты в  структуре креативности

Когнитивный компонент креативности. В мышлении креативных личностей  преобладают, такие составляющие креативности как беглость, гибкость и оригинальность. На креативность благоприятно действуют  такие факторы, как радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготение  к независимости, нарушению порядка, снятие чувства страха, фрустрации. Креативность - одна из ведущих жизненных  потребностей личности в преобразовании действительности.

Представители гуманистической психологии: А. Адлер предлагал рассматривать  креативность Я в свободе выбора между альтернативными жизненными стилями и целями. Хотя цели могут  инициироваться наследственностью  и культурными факторами, в конечном счете, цель возникает все же благодаря  креативной силе индивидуальности.

Представители психоанализа: К.Г. Юнг  полагал, что в основе творчества лежит процесс индивидуализации, то есть постепенного выделения индивидуального  сознания из коллективного бессознательного.

Зигмунд Фрейд считал, что в основе креативности и одним из источников художественного творчества лежит  и является процесс сублимирования, при котором исключительно сильному сексуальному возбуждению, исходящему от источников сексуальности, открывается  выход и применение в других областях, а именно в творчестве.

Э. Фромм трактует понятие креативность, как способность удивляться и  познавать, умение находить решение  в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность  к глубокому осознанию своего опыта.

Представители когнитивной психологии: Е. Торренс под креативностью  понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в  знаниях, чуткость к дисгармонии.

Дж. Гилфорд разрабатывая свою модель интеллекта, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют "интеллектуальным", оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа - дивергентное называют "креативным". Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование  нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.

Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности:

способность к обнаружению и  постановке проблем;

способность к генерированию большого числа идей;

гибкость - способность к продуцированию различных идей;

оригинальность - способность отвечать нестандартно;

способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Е. Торренс, изучая особенности одаренных  людей, показал, что они чаще всего  склонны к дивергентному мышлению, так как быстрее решают задачи с множеством вариантов ответов.

Торренс, автор "теории интеллектуального  порога", считает, что интеллект  и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором развития креативности.

При этом Е. Торренс предлагает "теорию интеллектуального порога" , где говорится, что если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, а при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной.

Джон Гауэн рассматривает креативность в связи с одаренностью. Он считает, что одной из сфер одаренности является креативность.

При изучении общих творческих способностей выделяются три основных подхода  к проблеме творческих способностей.

Первый состоит в том, что  как таковых творческих способностей не существует. Интеллектуальная одаренность  выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения  играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаун, А. Олах и др.). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость  в неопределенных ситуациях.

Во втором подходе к изучению творческих способностей рассматривается творческая способность (креативность) как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Губер и др.). В более мягком его варианте признается, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Третий подход к изучению творческих способностей состоит в предположении, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень  творческих способностей, и наоборот, а творческого процесса как специфической  формы психической активности нет (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.).

И. Мейерсон трактует творческую личность как квинтэссенцию высших свойств  личности, постоянной и важнейшей  потребностью которой является побуждение выразить собственную концепцию  окружающего мира и свою концепцию  человека. С его точки зрения, ведущие мотивы творческой деятельности человек приобретает извне - из самых  разнообразных продуктов творчества предшествующих поколений, из культурного опыта человечества.

Исходя из исследований в области  психологии творчества, в творческой активности человека выделяются два  аспекта: операциональный (креативность, творческие способности и т.д.) и  ценностный (жизненная позиция, социальная ответственность и т.д.), причем второй аспект имеет решающее значение для  творческого поведения. Утверждается высокая роль мировоззрения человека в становлении его как творца: "Если интеллектуальная одаренность  не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать  вывод об особом типе личности - "Человек творческий".

Таким образом, креативность - это  обширная характеристика личности, которая  на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной  подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием  и т.д. В данном случае способность  к творчеству понимается широко, с  позиции личностного подхода, который  позволяет трактовать эту способность  как явление развивающееся и  соответственно с ней развивается  креативность.

Личностный компонент креативности. Творческая продуктивность определяется не только качеством мыслительных операций, но и личностными характеристиками, особенностями навыков и умений, которые вовлекаются в креативный процесс на различных его этапах. Характеризуя креативную личность, исследователи  констатируют наличие у нее ряда психологических особенностей (личностные корреляты). Личностные факторы, связанны с решением творческих задач, весьма разнообразны. Исследования показывают, что коррелятами креативности являются гибкость, инициатива, уверенность, нонконформизм (Накамура, В.Н. Дружинин), "внутренний контроль" (Маккоби, Доулей, Хаген, Дегерман 1965), доминирование, отсутствие почтения к условностям и авторитетам, развитое чувство юмора (С. Спирмен, Чемберс), критичность к своим  и чужим недостаткам, а также  сочетание противоположностей, таких  как подлинная личностная зрелость и "детскость" мировоспитания (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтс, С.Л. Рубенштейн), особенности темперамента, эмоциональная гибкость (Л. Терстоун).

В восприятии личностные компоненты, прежде всего это "целостность", "синтетичность, "свежесть", самостоятельность, способность видеть то чего не видят  другие. Для креативной личности характерна яркая саморегуляция восприятия, его устремленность на решение какой-либо задачи или проблемы, "цепкость" внимания, которое может быть длительным и устойчивым. Л. Б Ермолаева - Томинаделяет следующие персептивные особенности, наиболее часто коррелирующие с креативностью: высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям, способность принимать неточности, отклонения, необычность и уникальность свойств объекта, способность подмечать связь между признаками, формально ее не имеющими. Способность воспринимать комплексно, синтетично, подмечая главное, существенное, умение видеть потенциальное, еще не проявившееся. Умение при восприятии освобождаться от фиксированной установки и констатации, т. е обладать спонтанностью восприятия, воспринимать спокойной и не предвзято. При восприятии для креативных личностей наибольшей привлекательностью обладают неопределенные, беспорядочные объекты, из которых самостоятельно отбирается нужное и значимое.

Информация о работе Диагностика креативности в подростковом возрасте