Диагностика креативности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание

Актуальность исследования. Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. Прогрессивное развитие государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, то есть людей, способных к поиску принципиально новых, не стандартных путей и способов реш

Работа состоит из  1 файл

Диагностика креативности в подростковом возрасте.docx

— 71.93 Кб (Скачать документ)

Диагностика креативности в подростковом возрасте

 

Введение

Актуальность исследования. Как  в настоящем, так и в прошлых  столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт  культуру всего человечества в целом. Прогрессивное развитие государства  определяется наличием необходимого творческого  потенциала, то есть людей, способных  к поиску принципиально новых, не стандартных путей и способов решения стоящих задач: экономических, политических, технических, гуманитарных и других. Термин "творчество" указывает и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые  из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Творчество - это, прежде всего, отображение сущности человека, его отношения к окружающему  миру, его желания, мечты, чувства, которые  и двигают человечество, вперёд не смотря ни на что. В основе творчества лежит открытость к возможностям мира. Творчески направленная личность более открыта для получения  внешней информации, она переживает проблемы мира, как свои, её энергия  не терпит смирения, ищет выход, пути решения. Зачастую мы не осознаем наши возможности  или окружающие не поощряют наше стремление быть другими, принуждая нас раз  за разом действовать по заранее  разыгранным сценариям. Вполне очевидно, что широкий социальный заказ  на творческую личность будет неуклонно  возрастать. Мир, в котором живет  человек, становиться все более  сложным и противоречивым. Для  выработки разумной стратегии собственной  жизни в этом мире, необходимо иметь  достаточно высокий интеллектуально-творческий потенциал. Жизнь современного человека - креативный процесс, творческий акт  познания, самопознания, выдвижения и  проверки гипотез, созидания картины  мира, процесса поиска смысла человеческого  существования, самотворчества, от которого зависит, насколько полно удается  человеку освоить и проявить свое глубинное, сущностное начало и реализовать  себя в этом креативном, постоянно  изменяющимся мире.

В последние десятилетия понятие  креативность (творчество, творческий потенциал, творческие возможности) прочно вошло в сферу изучения различных  гуманитарных наук. Развитие креативности становиться одной из самых актуальных проблем современного образования. Это связано, во-первых, с общей  тенденцией развития личности, возрастанием роли гуманистических задач современности  и объективно возникшей необходимостью реализации резервов личностного становления  молодых людей; во-вторых, это связано  с современными проблемами воспитания: в-третьих, обуславливается психологическими особенностями одаренных детей, имеющими проблемы в развитии.

Психологические проблемы креативности разрабатывали многие отечественные  и зарубежные психологи (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинин, Я.А. Понамарев, Б.М. Теплов, Е.П. Торранс, М.Г. Ярошевский, и другие).

Актуальным в настоящий момент является изучение параметров креативности в подростковом возрасте. Подростки, безусловно, различаются по возможностям и интеллектуально - творческому  росту.

Креативность - это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по-особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни, и в учебе. Креативный человек - это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое. И ведь не зря современные руководители, работодатели, педагоги независимо от рода деятельности, требуют от своих коллег, сотрудников, учеников творческого подхода, находчивости, разносторонности, оригинального новаторства, иными словами креативности.

 

Цель исследования - изучить взаимосвязь параметров креативности и уровня субъективного контроля в подростковом школьном возрасте.

 

Гипотеза исследования - предполагается, что существует связь между креативностью и уровнем субъективного контроля.

 

Объект исследования - креативность

 

Предмет исследования - взаимосвязь параметров креативности и УСК у подростков.

 

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

 

1. На основе анализа научной  и научно - методической литературы, посвященной проблемам данного  исследования, обобщить информацию  по проблеме исследования и  раскрыть основные понятия (творчество, креативность, личность)

 

2. Подобрать и обосновать методики  для диагностики параметров креативности  и уровня субъективного контроля  у школьников подросткового возраста.

 

3. Разработать и провести исследование  с целью изучения взаимосвязи  параметров креативности и уровня  субъективного контроля у детей  в подростковом возрасте.

 

4. Провести количественную и  качественную обработку полученных  данных с применением математико-статистических  методов.

 

В качестве основных методов исследования использовались:

 

1. Теоретические методы:

 

анализ научной и научно - методологической литературы существующей по данной теме;

 

метод сравнительного анализа.

 

2. Эмпирические методы:

 

тестирование;

 

анализ продуктов деятельности.

 

3. Математико-статистический анализ  полученных данных.

 

Методики:

 

Тест творческого мышления П. Торренса;

 

Методика диагностики УСК (Дж. Роттер, адаптация Бажина Е.Ф., Голонкиной С.А., Эткинда А. М.);

 

Эскизы (модификация теста Торренса Е.Е. Туник).

 

Теоретическо - методологическую основу данного исследования составляют труды  следующих ученых, разрабатывающих  проблемы психологии творчества: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Я.В. Понамарева, Е.П. Торренс и другие. Для исследования локус контроля мы опирались на труды  Дж. Роттера, Бажина Е. Ф, Голынкиной Е. А и Эткинда А. М.

 

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении информации и пополнении теоретической базы данных по проблеме креативности в  подростковом возрасте.

 

Практическая значимость исследования определяется тем, что выявленные в  ходе эмпирического исследования личностных особенностей креативности в подростковом возрасте могут быть учтены в практической работе школьного психолога.

 

База исследования. В исследование были включены 40 учеников (15 девочек, 25 мальчиков). Возрастная категория - 15 лет.

 

Теоретическая часть

 

Глава 1. Креативность как психологический феномен

 

1.1 Понятие креативности  в контексте психологии творчества

Понятие "креативность" чаще всего  связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.

Л.С. Выготский рассматривает личность как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших  критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается  воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность - характеристика личности, свидетельствующая о способности  к творчеству.

Л.С. Выготский, исследуя психологию творчества, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно, будет ли это  созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным настроением ума или чувства.

С.Л. Рубинштейн понимает творчество как деятельность "созидающую нечто  новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.".

Итак, творчество - это психический  процесс создания новых ценностей, это деятельность, результатом которой  является создание новых материальных и духовных ценностей.

Я.А. Пономарев, применяя системный  подход к изучению творчества, сформулировал  важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей - закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме  поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные  уровни его организации и выступают  как функциональные ступени решения  творческих задач. Системный фактор здесь - способность действовать "в  уме" (СДУ), определяемая высоким  уровнем развития внутреннего плана  действий. Основная особенность центрального звена психологического механизма  творчества - единство интуитивного и  логического. Функция интуитивного (бессознательного) - созидание нового, функция логического (рационального, рефлексивного) - его выявление.

Со способностью к творчеству, по мнению Я.А. Пономарева, сопряжены два  личностных качества - интенсивность  поисковой мотивации и чувствительность к "побочным" продуктам деятельности. То есть суть креативности представляет собой интеллектуальную активность и чувствительность (сензитивность) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением  нового, а нетворческий видит только целесообразные результаты, проходя  мимо новизны.

Таким образом, теория творчества Я.А. Пономарева позволяет выделить следующие  важные качества, способствующие процессу творчества, а значит, и становлению  креативности человека.

Психологическая гибкость позволяет  легко взаимодействовать рациональному  и интуитивному аспектам психики  человека, что дает возможность реализации целостности психологического механизма  творчества.

Сила творческой мотивации поддерживает упорство человека по поиску нового в  достаточно неопределенной, то есть психологически фрустирующей ситуации. Эта мотивация  удерживает человека от поспешного выхода из творческой ситуации или ухода  в зону конкретности, определенности.

Широта и глубина осознания  человеком многообразных предметных, социокультурных и других контекстов позволяет ему опознать "побочные" инновационные продукты своего творческого  поиска.

Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:

креативность,

творческий потенциал,

интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская),

надситуативная активность (В.А. Петровский).

Креативность - это "совокупность тех  особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности". Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.

Творческий потенциал - это "не только способность к созданию нового в  науке или искусстве, но и нестандартность  отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом".

В.А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения ("барьеры") деятельности. Таким  образом, творческая активность понимается В.А. Петровским как избыточная по отношению  к стимулу деятельность, которая  характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом  за пределы задания, преобразованием  задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне  преобразующей и поисковой активностью.

Д.Б. Богоявленская также определяет креативность как ситуативно-нестимулированную  активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип  личности присущ всем новаторам независимо от вида деятельности. Ею предлагается в качестве системообразующего фактора  творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как  интегральное образование, свойство целостной  личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и  мотивационных компонентов системы  в их единстве и обеспечивает способность  личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности.

По мнению израильского психотерапевта и педагога Эрика Ландау слово "креативность" происходит от латинского "creare", что  означает порождать, создавать, творить. Креативный процесс начали анализировать, сравнивать его с другими мыслительными  процессами, и обнаружили, что он аналогичен мышлению при решении проблем.

Креативность (от англ. create - создавать) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. В последние годы этот термин получил в отечественной психологии широкое распространение. И для того, чтобы как можно лучше в нём разобраться следует дать понятия и ещё нескольким терминам:

Личность - это конкретный живой  человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность - результат процесса воспитания и самовоспитания." Личностью не рождаются, а становятся", - писал А.Н. Леонтьев. Личность - это человек, осознающий свою уникальность, неповторимость, индивидуальность (индивидуальность - особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума (индивидуум - отдельный живой организм, особь) от другого). Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение.

Способности - индивидуально - психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умения, навыкам. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности.

Творческая личность - это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных и волевых качеств, а также задатков, способностей и  талантов. Существуют две основные точки зрения на творческую личность:

1. "Креативность" (творческая  способность) свойственна каждому  нормальному человеку. Она так  же неотъемлема от человека, как  способность мыслить, говорить  и чувствовать. При этом ценность  результата творческой деятельности  не имеет особенного значения, главное, чтобы результат был  новым и значимым для самого "творца". Самостоятельное, оригинальное  решение школьником задачи, имеющей  ответ, будет творческим актом,  а самого его следует оценивать  как творческую личность.

Информация о работе Диагностика креативности в подростковом возрасте