Диагностика креативности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание

Актуальность исследования. Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. Прогрессивное развитие государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, то есть людей, способных к поиску принципиально новых, не стандартных путей и способов реш

Работа состоит из  1 файл

Диагностика креативности в подростковом возрасте.docx

— 71.93 Кб (Скачать документ)

Чувство взрослости - отношение подростка  к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Прежде всего, в  желании, чтобы все - и взрослые и  сверстники относились к нему не как  к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая  свою "взрослую" позицию. Чувство  взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни  от вмешательства родителей. Это  касается вопросов внешности, отношений  c ровесниками, иногда учебы. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь, же эмоционально.

Наряду c чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости - стремление казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.

Чувство взрослости становится центральным  новообразованием младшего подросткового  возраста, а к концу периода, примерно в l5 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя личностной нестабильности у него формируется "Я - концепция" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".

Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. С развитием  самосознания связаны и возникающие  в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.

Подросток обладает сильными потребностями  в самостоятельности. Подростковая самостоятельность выражается в  основном в освобождении от опеки  взрослого, его контроля, а также  разнообразных увлечениях - не учебных  занятий. Увлечения - сильные, часто  сменяющие друг друга, иногда "запойные" характерные для подросткового  возраста. Руководить интересами подростка  могут взрослые - любимые учителя  и родители, искренне увлеченные своим  делом. Как правило, увлечения имеют  неучебный характер.

Увлечения подростков A.Е. Личко определяет как "хобби-реакции", которые часто сменяют друг друга. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству, без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность. A.Е. Личко провел классификацию подростковых увлечений. Он выделяет: интеллектуально - эстетические, эгоцентрические, телесно - мануальные, накопительские и информативно - коммуникативные увлечения.

1. Интеллектуально - эстетические  увлечения связаны с глубоким  интересом к любимому занятию:  истории, радиотехнике, музыке, рисованию,  разведению цветов и т.д. Это  наиболее ценные с точки зрения  развития ребенка увлечения.

Часто в таких увлечениях наиболее ярко начинают проявляться специальные  способности: музыкальные, художественные, литературные, математические, конструктивно - технические.

2. Эгоцентрические увлечения являются  лишь средством демонстрации  своих успехов. Это изучение  редких иностранных языков, увлечение  стариной, занятия модным видом  спорта, участие в художественной  самодеятельности. Подростки, имеющие  такого рода увлечения, стараются  привлечь к себе внимание оригинальностью  своих занятий, выделиться, возвыситься  в глазах окружающим. Стремясь  выделиться из группы сверстников,  некоторые подростки проявляют  лидерские увлечения. Они меняют  кружки, спортивные секции, школьные  поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером.

3. Телесно - мануальные увлечения  связаны с намерением укрепить  свою силу, выносливость, приобрести  ловкость или какие-нибудь искусные  мануальные навыки. Помимо спорта, это вождение мотоцикла или  картинга, занятия в столярной  мастерской и т.д. B основном, это увлечения мальчиков, которые таким образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями. Но иногда удовольствие им доставляет не столько сам процесс занятий, сколько достигаемые результаты.

4. Накопительские увлечения, прежде  всего коллекционирование во  всех его видах. Страсть к  коллекционированию может сочетаться  с познавательной потребностью (например, при коллекционировании марок), со  склонностью к накоплению материальных  благ (коллекционирование старинных  монет, дорогих камней), с желанием  следовать подростковой моде (собирание  наклеек, этикеток от импортных  бутылок) и т.д.

5. Информативно - коммуникативные  увлечения - это самый примитивный  вид увлечений. B них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками - во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. К этому виду увлечений относятся:

· многочасовые пустые разговоры в  привычной "дворовой" компании, со случайными приятелями;

· созерцание происходящего вокруг (от витрин магазинов до уличных  происшествий);

· длительное просиживание перец телевизором  или видеомагнитофоном. По телевидению  часами может просматриваться все  подряд, но особенно - фильмы детективно-приключенческого жанра, боевики.

В среде подростков, лишенных содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией.

 

2.2 Проявление  и развитие креативности в  подростковом возрасте

В литературе, посвященной вопросам развития креативности в онтогенезе, просматриваются определенные подходы  к изучению возрастных закономерностей  развития творческого потенциала.

Некоторые теоретики предлагают стадиальную  модель для понимания фаз роста  и развития. Существует несколько  теорий развития личности, в контексте  этих теорий можно проследить "линию" творческого развития и выделить креативные характеристики возрастных ступеней. В качестве примеров можно  привести теорию З. Фрейда, в которой  формирование личности представлено в  виде последовательности стадий психосексуального  развития. Возрастные предпосылки развития креативности наиболее ярко прослеживаются в концепции психосоциального развития Э. Эриксона. Творчество Эриксон относит в качестве доминанты и кульминации "нормальной линии" развития человека к 7-ой стадии, ("стадии средней взрослости" - 40 - 60 лет). Вместе с тем, линия развития креативных характеристик личности прослеживается в онтогенезе и на других этапах: самостоятельность и уверенность в себе характеризует стадию от 1 до 3 лет; активность, живое воображение, активное изучение окружающего мира, инициативность связаны с нормальным развитием в раннем детстве (3 - 5 лет); стремление к достижениям, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы - от 5 до 11 лет; самоопределение и активный поиск себя, экспериментирование в разных ролях, становление индивидуальности - доминанта стадии половой зрелости (11 - 20 лет) и т.д.

В отечественной психологии разработаны  некоторые аспекты проблемы особенностей развития креативности в различные  возрастные периоды (Л.С. Выготский, В. Н Козленко, Я.А. Пономарев).

В частности в контексте теории психологического механизма творчества Я.А. Пономарев определил следующие  этапы онтогенеза процесса решения  творческих задач:

1. человек не может правильно  строить действия в простой  предметной ситуации если задача  сформулирована ему в словесной  форме;

2. построение возможно путем  манипуляций реальными вещами, предметами, оригиналами (а не моделями);

3. построение возможно путем  манипуляций представлениями (в  уме);

4. построение возможно путем  манипуляций моделями в итоге  проб и ошибок;

5. человек анализирует структуру  задачи, строит план решения и  подчиняет плану свои действия.

На основе сопоставления онтогенеза поведения детей в проблемной ситуации и хода решения творческих задач взрослыми людьми Я.А. Пономарев  пришел к выводу о том, что функциональные ступени решения творческих задач  взрослыми подобны этапам онтогенеза ребенка.

Подростковый возраст - характеризуется  многими исследователями как  период кардинальных сдвигов в психическом  и личностном развитии. Это - период становления индивидуальности, повышенной активности, интеллектуализации и индивидуализации психических процессов. Креативными  проявлениями возраста являются: широта склонностей, тяга к самоутверждению, новый уровень возможностей, расположенность  к различным видам деятельности Подростковый возраст сталкивает личность с множеством новых противоречивых ситуаций. Неоднозначность представлений  о себе и окружении, не всегда и  недостаточно адекватные суждения о  происходящем заставляют подростка  искать новые пути в понимании  и принятии мира, своего места в  нем. Все это стимулирует и  активизирует его творческий потенциал.

Подростковый возраст считается  сенситивным периодом для развития креативности. В этот период на основе “общей креативности” формируется  “специализированная креативность”: способность к творчеству, связанная  с определенной сферой человеческой деятельности. Поэтому изучение факторов, влияющих на развитие и проявление креативности, именно в подростковом возрасте является особенно актуальным. На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия “креативность”. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная  черта креативности, как способность  выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативности требуется определенный уровень  развития интеллектуальных способностей. Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Оптимальным вариантом является их сочетание. Таким образом, интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.

В психологии креативности принято  считать, что высокая проявленность  творческих способностей обычно сочетается с определенными личностными  свойствами. Такие личностные черты, как самоуверенность, смелость, свобода  не только свойственны творческим людям, но и повышают вероятность реализации их творческого потенциала.

Главным фактором, определяющим развитие креативности, является содержание взаимоотношений  подростка с взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению  к нему. Взрослые обычно создают  себе некоторый образ ученика, который  они хотели бы сформировать, хотят  видеть у детей такие черты, как  послушание, выполнение поручений и  т.п. Креативность предполагает способность  идти на разумный риск, преодолевать препятствия, готовность противостоять мнению окружающих.

 

Выводы по 2 главе

Подростковый возраст - трудный  период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство  взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает  страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться  взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы  своей жизни от контроля родителей  и часто идет на конфликты с  ними. Ведущей деятельностью в  этот период становится интимно - личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, no обычно сменяющие друг друга увлечения.

У подростка складываются разнообразные  образы "Я", первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К  концу периода они интегрируются  в единое целое, образуя на границе  ранней юности "Я-концепцию", которую  можно считать центральным новообразованием всего периода.

 

Практическая  часть

 

Глава 3. Исследование параметров креативности

 

3.1 Диагностическая  программа исследования

Развитие креативности связано  с формированием аппарата поиска и создания объектов удовлетворения общей потребности, механизм развития креативности включен в механизмы  саморегуляции, входящие в общий  механизм опережающего отражения действительности в конкретных условиях.

Основная гипотеза исследования - предполагается, что существует связь  между креативностью и уровнем  субъективного контроля.

Рабочая гипотеза исследования - предполагается, что существует корреляционная связь  между уровнем субъективного  контроля и креативностью.

Объект исследования - креативность

Предмет исследования - взаимосвязь  параметров креативности и УСК (интернального  типа) у подростков.

Цель исследования - изучить взаимосвязь  параметров креативности и уровня субъективного  контроля в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. Определить локус контроль  у подростков, а именно склонность  подростков приписывать ответственность  за все происходящее с ними  либо самим себе, либо внешним  факторам (другим людям, случайностям, судьбе);

2. Определить уровень креативности  у подростков и выявить преобладающие  показатели в данном возрасте;

3. Провести корреляцию между  УСК и креативности для выявления  их взаимосвязи;

4. На основе математико-статистических  данных сделать выводы о взаимосвязи  уровня субъективного контроля  и параметров креативности.

Исследование проводилось на базе Высоковской СШ. В него были включены 40 учеников (15 девочек и 25 мальчиков). Возрастная категория - 15 лет.

Информация о работе Диагностика креативности в подростковом возрасте