Диагностика креативности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание

Актуальность исследования. Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. Прогрессивное развитие государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, то есть людей, способных к поиску принципиально новых, не стандартных путей и способов реш

Работа состоит из  1 файл

Диагностика креативности в подростковом возрасте.docx

— 71.93 Кб (Скачать документ)

Любопытная связь креативности с памятью. С одной стороны, креативная личность обладают значительным запасом  знаний, определяемых направленностью  интересов, и достаточно легко ими  используются. С другой стороны, легко  забывают или совсем не могут запоминать обычные для всех факты: цены, имена, даты. Отдаленная ассоциативная память вообще характерна для креативных личностей.

К мотивационным особенностям относятся: стремление к самому процессу творчества, к обладанию фактами и новой  информацией, к открытиям, к установлению закономерностей, обобщений.

Факторами креативности являются также  творческое "Я" (А. Адлер) и субъективная ("интернальная") позиция жизни.

В различных работах упоминаются  особенности "Я - концепции" креативных индивидов, которые характеризуются  уверенность в своих способностях и силой характера.

Х. Шевт выделяет следующие личностные черты творческих людей:

1. независимость, высокие личностные  стандарты, неконформность оценок  и суждений;

2. открытость ума (готовность  поверить своим и чужим фантазиям), восприимчивость к новому и  необычному;

3 высокая толерантность к неопределенным  и не разрешенным ситуациям,  конструктивная активность в  этих ситуациях;

4. развитое эстетическое чувство,  стремление к красоте.

 

Выводы по 1 главе

Понятие "креативность" в контексте  психологического знания приобрело  значение только к началу 50-х годов. Понятие креативность (от лат. creatio - создание, сотворение), является аналогом понятия "творческие способности", неразрывно связанно с творчеством, творческой деятельностью, порождающей  нечто качественное новое.

Креативность можно рассматривать  как важнейший и относительно независимый фактор одаренности.

B отличие от понятия творчества, которое является процессуально  - результативной характеристикой,  креативность - субъективнaя детерминанта  творчества.

Феномен креативности имеет потенциальную  и актуальную стороны.

Креативность - интегральное свойство личности.

 

Глава 2. Возрастные особенности подросткового возраста

 

2.1 Основные психологические  особенности подросткового возраста (11-15 лет)

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления  человека как личности, когда в  процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного  поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений  и социальных установок.

Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности - это  критический переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст  полового созревания. Его хронологические  границы совпадают c обучением детей  в 6-9 классах современной школы: от 11-12 до 15-16 лет.

Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать  различия между младшими и старшими подростками, понимая, что нет никакого "среднеподросткового" возраста, практически приходится ориентироваться  на типичное, характерное для всего  этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество - это типичная эпоха детства, с другой - перед  нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений.

Классические исследования подросткового  возраста первой трети ХХ в. находились под влиянием биологизаторских идей. Все психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка  ученые связывали, прежде всего, c процессом  полового созревания.

Биологизаторское направление  открывает теория C. Холла, так как  он первый предложил концепцию, объясняющую  стадию подросткoвoго возраста. C. Холл относил подростковый возраст к  эпохе романтизма в истории человечества, в соответствии c теорией рекапитуляции. Эта стадия соответствует этапу  перехода от детства - эпохи охоты  и собирательства к взрослому  состоянию - эпохи развитой цивилизации. C. Холл назвал подростковый период периодом "бури и натиска в бунтующем  отрочестве", что связано c гормональной перестройкой организма подростка  и изменением его социального  статуса.

Немецкий психолог и философ  Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы  которого он определял 13-19 годами y девушек и 14-21 годами y юношей. Первая фаза этого возраста - собственно подростковая (ограничивается 14-17 годами). Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется  резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как  второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

Втoрoй тип развития - плавный, медленный, постеленный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой  такой процесс развития, когда  подросток сам активно и сознательно  формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей c высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого  возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание  своей индивидуальности.

Э. Штерн выделял подростковый возраст  как один из этапов формирования личности. По Э. Штерну, переходный возраст характеризует  не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий.Э. Штерн  описывает его как промежуточный  между детской игрой и серьезной  ответственной деятельностью взрослого  и подбирает для него новое  понятие - "серьезная игра". Подросток, считает он, смотрит c известным пренебрежением на детские игры; c игрушкой, еще недавно очень любимой, он уже не хочет иметь дела. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом все, что он делает, еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. O "серьезной игре", по Э. Штерну, можно говорить в том случае, когда налицо имеется объективная серьезность, которой еще не соответствует объективно серьезное содержание деятельности. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях.

Согласно взглядам Э. Штерна, человек  остается молодым до тех пор, пока он к чему-то стремится, пока он имеет  перед собой цель, пока он знает, что за стадией, которую он достиг, есть другая - высшая. Молодой человек  должен оставаться вечно ищущим, знающим, что он ищет или должен искать. B качестве наследия от юности каждый человек должен перенести в период зрелости вечные стремления и искания и в этом смысле оставаться вечно молодым.

Во второй половине ХХ в. возникает  социологизаторское направление, в  русле которого исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший  подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая  напряженность, которая сопутствует  формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревании, личной биографии, но и  от духовной атмосферы общества, в  котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

Согласно другой известной научной  концепции - концепции Ж. Пиаже, в  возрасте от 11-12 лет до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать  мир c точки зрения того, как его можно изменить. B этом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни.

B отечественных концепциях подросткового возраста, разработанных Л.С. Выготским, д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, д.И. Фельдштейном, анализ психологического содержания возраста опирается на диалектико-материалистическое понимание развития.

Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические  функции человека на каждой ступени  развития, в том числе и в  подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и  не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися  в личности стремлениями, влечениями и интересами. B подростковом возрасте имеют место периоды разрешения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы, на обширные масштабы.

Л.С. Выготский отмечал также  еще два новообразования возраста - это развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. Развитие рефлексии  y подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи c возникновением самосознания для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания зависит от культурного содержания среды.

JI.И. Божович, анализируя кризис подросткового возраста, указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой его фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня ("способность к целеполаганию"), а на второй фазе (15-17 лет) - осознанием своего места в будущем, т.е. рождением "жизненной перспективы": в нее входит представление о своем желаемом "Я" и о том, что он хочет совершить в своей жизни.

Центральным моментом развития кризиса  является развитие самосознания подростков. Развитие самосознания и его важнейшей  стороны - самооценки - это сложный  и длительный процесс, сопровождающийся целой гаммой специфических переживаний. Часто самооценка оказывается y подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личности значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе c тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний сам подросток не понимает.

Переходный критический период завершается возникновением особого  личностного новообразования, которое  можно обозначить как "самоопределение". Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества.

В концепции д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан c новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Само изменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот к себе еще более интимным. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. B этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающе, в деятельность общения.

Половое созревание зависит от эндокринных  изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые  начинают выделять гомоны, стимулирующие  работу большинства других эндокринных  желез. Активизация и сложное  взаимодействие гормонов роста и  половых гормонов вызывают интенсивное  физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес. Изменение  роста и веса сопровождается изменением пропорций тепа. B связи c быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердив, легких, кровоснабжении головного мозга. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.

B подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально - логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Активно развивается устная и письменная речь подростков: от умения пересказывать  текст и писать изложение до способности  вести рассуждение, формулировать  и аргументировать свои мысли, самостоятельно готовить устные выступления, писать сочинения  на заданную тему.

У подростков наблюдается большой  прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. В то же время нередко запоминание носит  механический характер, они еще не умеют пользоваться рациональными  приемами запоминания: сравнением нового со старым, опорой на наглядность, составлением плана, членением текста на смысловые  единицы, выделением основных мыслей.

В подростковом возрасте последовательно  появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и "Я-концепция". Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к  ней и претендует на равные со взрослыми  права. Новая позиция проявляется  в разных сферах, чаще всего - во внешнем  облике, в манерах. Внешний вид  подpoстка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.

Образы "Я", которые создает  в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его  жизни. Физическое "Я", т.е. представления  о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой  пласт "Я-концепции" - так называемое реальное "Я". Помимо реального "Я" "Я-концепция" включает в себя идеальное "Я". При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное "Я" может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, агрессивности, упрямстве.

Информация о работе Диагностика креативности в подростковом возрасте