Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:59, лекция

Описание

1. Масштабы человеческой деятельности, которые сочетаются с экспонанциальностью роста народонаселения.
2. Усиление интегративных тенденций; формирование современ- ных концепций начиная с 1985 г. (перестройка). Пространство в масштабах Земли сжалось, в мировом хозяйстве - интеграция (Япония закупает сырье), образ жизни и культуры (Mc. Donalds, Coca-cola) приходит к унификации в образе и форме жизни. Тенденция к сепара- тизму (противополож). Люди хотят сохранить минимальный набор ха- рактеристик, особенностей (Корсика, народные движения). Формиро- вание взаимосвязей, но мир контрастен и противоречив.

Содержание

Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.
ЛЕКЦИЯ 3 ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ.
ЛЕКЦИЯ 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ (РФ).
ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ.
ЛЕКЦИЯ 7. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЛЕКЦИЯ 8А. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОППЕРА.
ЛЕКЦИЯ 8Б. ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПМЗ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ЭЭ)
ЛЕКЦИЯ 9. ОБРАЗ НАУКИ (НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ).
ЛЕКЦИЯ 10. КЛАССИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ).
ЛЕКЦИЯ 13. ВВЕДЕНИЕ В Ф. НАУКИ.
ЛЕКЦИЯ 15. НАУКА КАК СМЕНА РЕФЛЕКСИЙ.

Работа состоит из  1 файл

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

Географическое открытие - первое посещение мета человеком  обладающим письменностью и способным  нанести место на карту; нанесение в общечеловеческую память.

История человечества постоянно  сталкивается с попытками создать  науку. Ближе всего были греки. Начало науки - конец 16-17 века, как принято. Тогда книгопечатание возникло: вклад  в общечеловеческую память. Нужна была централизованная социальная память. Компьютеризация - тоже стимул, вклад.

3 группы коллективных программ: 1) проблемные программы - собирание  знаний предполагающих выбор  некоторой проблемной ориен- тации;  мы знаем, что хотим; 2) каждое  знание - знание о чем-то - о чем - это и есть референтные программы. Вопрос: о чем мы хотим знать и что знать?; 3) организации знаний. Любой учебник - обра- зец некоторой системы знаний. Вся наука сильно дифференцирована. Именно коллекторские программы - ведущие при дифференциации науч- ных дисциплин. Науки разнообразны, мало похожи друг на друга. И развиваются по разным законам. Один из типов развития науки - де- терминирование программ некоторых исследований. Метод возникает, появляется вопрос, новые методы и т.д. Появляются коллекторские программы, возникает экология по своему принципу систематизации, с имеющимися в запасе огромными количествами имеющегося материа- ла. .

Вероятно, нельзя обойтись этими двумя  программами. Существу- ет еще аксиологическая (ценностная) программа. Речь идет о цен- ностях, которые руководят учеными. К чему мы стремимся. Аксиоло- гические установки разные в разных науках; фундаментальные науки - знание ради знания, знание - благо, конечная цель; в прикладных областях - знание ради др. целей, практических задач. Спор о цен- ностях невозможен. Они либо принимаются, либо - не. О вкусах не спорят. Можно различать аксиологические установки и отдельных ученых. Это разные вещи. Люди приходят в науку с разными целями. Есть люди, у которых щель - истина (Эйнштейн о Планке).

ЛЕКЦИЯ 14.

Как развивается наука в рамках модели. 1) Как - открытия, новации; если ученые в рамках запрограмированной существующей жесткой программы - новации. Почему наука достаточно стационарна, устойчива, традиционна? Как работает наука в целом и программы взаимодействуют друг с другом. Роль программ. Предположение: есть жесткие программы. А можно ли там получить что-либо новое?

Луи Пастер - основатель микробиологии. Будучи уже крупным ученым, решил  заняться проблемами самозарождения (этот вопрос был открыт в то время для микробиологов). Ему тотчас же отсоветовали: засосет, как при теореме Ферма. Стал делать эксперименты и доду- мался до того, что чего не додумались биологи, сам будучи физ-хи- миком. Для него метод был обычен, а для биологии нет. Он применил в биологии физическую программу монтаж - результат был феномена- лен. А вот как он догадался это использовать? Взаимодействие раз- ных программ - физической и биологической - монтаж, более сложный эксперимент.

Во времена Лавуазье была задача, которую не могли объяснить: осадок в воде при кипячении (даже дистиллята). Ответ: вода раст- воряла стекло. Открытия делает человек, не связанный программами, а пришедший из другой науки - такая была концепция. Но мало быть свободным от традиций, надо быть и носителем каких-то традиций. Гальвани исследовал лягушек, а открыл батарею. Говорят: нужно быть гением, чтобы обратить внимание на такие побочные вещи ОН обратил, но у него не было жестких традиций для объяснения, какие были у физиков. А он начал исследования, а Вольт - продолжил, - получил гальванический элемент. Пример: закон Кулона. Он не толь- ко измерил, но и сконструировал, дал особый прибор - в этом его заслуга. Традиционный подход. Фактически, закон Кулона был извес- тен до него (теоретики выводили), так что принципиально нового он ничего не открыл, принципиально не занимался электростатикой, ин- женер-строитель, начал с теории упругости Роберта Гука. Экспери- ментировал с нитями из разного металла. Традиции Роберта Гука пе- ренес на другую почву: перед ним - прибор (заключение Кулона). Он увидел, что перед ним линейная зависимость прибор. Получил новый прибор по теории упругости и стал искать, чтобы еще измерить. Исследовал силу трения тел в жидкости, потом перешел в электри- чество, в магнетизм (с помощью крутильных весов). Т. о., подобные взаимодействия п.с. пример пересечения традиций. На работы Кулона не обращали внимания 25 лет (на точечные заряды). Потом туда пе- ребросили математические, гравитационные методы (теорию потенциа- лов). Кулон стал основателем электростатики.

17 в. Р.Бойль, в 19 веке стал  основателем экологического эксперимента (мыши в вакууме). Гук был гений:  в его время упругих тел  (визуально) не было: он изобрел  пружину. Как это вообще приш- ло ему в голову? Во времена Галилея водопроводчики в Италии: практическая традиция: почему вода насосами не поднимается выше определенной точки. Существовало две концепции насоса. Галилей понял, что это экспериментальная установка для измерения степени боязни пустоты природой. Торричели выполняет эксперимент Галилея, но берет не воду, а ртуть для уменьшения размера установки, т.к. она тяжелее воды. Торичелли нашел, что показания приборов разли- чаются на другой час, на другой день, вывод: Декарт прав - это атмосферное давление, а не боязнь пустоты. Замет Торичелли выдви- нул теорию, что воздух сжимается, как кипа шерсти. Р.Бойль: берет У-образную трубку, делает эксперимент и то же сравнение с кипой шерсти у воздуха - закон Бойля-Мариотта (та же упругость). Ассис- тент его - Р.Гук также пришел к упругости. В то время Паскаль открывает гидравлический пресс, занимаясь гидростатикой, но это опять же из той серии флорентийских водопроводчиков. Существует известная теория Дарвина по поводу развития коралловых островов. Существует несколько типов рифов: береговые, барьерные, кольцеоб- разные (атоллы) были загадкой. Он ее построил, не видя кораллов, применяя известную теорию опускания суши. Так, концепции Максвел- ла переносили в психологию. Это пример картины появления новаций исходя из жестких традиций. Человек воспроизводит по образцам то, что было до него; ребенок подражает взрослым. Середина 19 века - проблемы психолингвистики: ребенок не способен подражать. Подра- жать невозможно. Никакий эстафеты в чистом виде не м.б. У живот- ного невелик диапазон подражания, диапазон жействия, у него мно- гое записано в генах, а у человека действие очень разнообразны. Подражая мне, можно сделать все, что угодно, а мы все же исполь- зуем традиционный язык. Контекст других образцов ограничивает свободу одного. Разные образцы друг друга ограничивают. Один тер- мин не пускает другой на свою территорию. Отдельной эстафеты не существует, мы работаем в сложном контексте эстафет. Все контекс- та ни одно предложение не имеет существенного значения: отдельно взятый образец не существует сам по себе, а в контексте других образцов. Каждая смена контекста образцы приобретают новое содер- жание. А как объяснить стационарность некоторых программ? модель развития науки и культуры. Ребенок назвал яблоком яйцо - объект изменился; назвал снег яблоком - опять образец изменился. Образцы меняются при каждом шаге. Контекст меняется - меняются и образцы в нем, восприятие старого образца по другому в новом контексте. Мы воспринимает по современному старые образцы из прошлого. В на- уке все время происходит смена контекста, при пересечении эстафет новации, все время наука меняется.

ЛЕКЦИЯ 15. НАУКА КАК СМЕНА  РЕФЛЕКСИЙ.

Рефлексия - самопознание человека. Он занимается Р., если осознает самого себя. Описание собственного поведения и жизни - все социальные системы этим занимаются (наука). Ученый не столько описывает реальность, сколько методы и др. - собственные способы своего действия, осознает свои действия. Уникальная ситуация: фи- зик хочет исследовать газ, а газ ему говорит: я действую по зако- ну Шарля. Человек сам придумывает метод и формулы. Любопытна об- щественная дисциплина: сталкивающаяся с парадоксом: есть некото- рая сфера исследования - мир эстафетных программ. Ученый строит рефлексивную картину того, что он сделал. Выписки, систематизация Ф. науки. Необходимо изучать целое (рефлексию и ее роль в позна- вательном процессе, включая), а не местные позиции. М. б.: систе- ма осознает закономерность собственного действия по эстафете, об- разцам. Р. - попытка выразить эстафеты.

Осознание перестаем действовать  по эстафете рефлексирование. Сократ в  диалогах задавал все новые вопросы. Вопрос: что такое справедливость? Ответ: обман - несправедливость (это  исходит от некоторых эстафетных образцов). Обман: взяли вражеский  город - Ф это что? Ответ: да. Но вдруг собеседник отказывался от предыдуще- го ответа: традиция: обман. Но собеседник говорил: это же на пользу! Этот пример столкновения с эстафетными программами углуб- ление. Если держаться до конца: "обман - плохо", возникнет некая идеализированная система. Можно взять слово и описать, отразить рефлексию. Но если не знать как использовать правила, либо ис- пользует практич. - то мы точно не можем описать понятия - мы действует по образцам, в рамках нескольких социальных эстафет.

Четкого смысла, объективного содержания понятия нет, пытаем- ся определить понятие - это будет всегда построение четко по об- разцам, либо четко зафиксированное  четкое содержание. Но забудем древнее  словопонятие, словосодержание. Не столько  описываем со- держание эстафет сколько порождаем.

Мы постоянно говорим о деятельности. Обычно полагают, что это целенаправленная акция. Обнаруживаем, что мы ставим цель - это действия соответствующие  нашему пониманию целей, нашим реф- лексиям. Такое понимание колоссально усложняет понимание задачи нашей деятельности. Гилберт, Малкей - книга: анализ деятельности ученых: на вопрос - что они делают невозможно ответить; как и на вопрос, что мы делаем. Человек осознает свои действия различным образом.

Деятельность разная: без цели, с целью - формально одной, а фактически другой: с установленной целью.

Р. играют огромную роль в нашем  познании. Подхват. побочный результат - пересечение. Камера Вильсона: из-за оптических экспе- риментов - камера по друго задаче. Продукт, побочный результат, средство и объект эксперимента могут быть разные, Вильсон перек- лючился на треки с оптикой; стал объяснять треки. Камера была объектом, результаты - гипотезы о треках. Потом камера стало средством, а элементарные гипотезы - объектом.

Гипотеза: Речь возникла как отображение практической дея- тельности. У человека есть несколько  осознаний своей деятельности по получению разных продуктов - результат: деятельность стала и сигнальной, демонстрационной, образцом, а не по производству предметов; только имитационной.

Рефлексивно симметричные переключения - формирование геогра- фии (почв, растений, животных, вулканов) - стык наук. Дисципли- нарные комплексы - связь разных дисциплин  на стыке - переключаю- щее средство и объект меняются местами - геология: объект - прош- лое, средство - настоящее. География - наоборот. Существуют объ- ясняющие теории, не прибегающие к расчету (Мечников и др.) Су- ществует куча наук с использованием других дисциплин - океаноло- гия, гляциология, почвоведение. По отношению к ним физика и химия - методологические науки, коллективные программы.

Исследовательские и колект. программы, различные сферы исс- ледования  и несколько коллекторских программ способность ассими- лировать знания из разных сфер в какой-то области  знания формиру- ется результаты, ведущие к совсем другому итогу и наукам (палео- география - из стратиграфии (геологии). Коллекторная программа А (в ней работают), результат в коллекторной программе Б. Это пос- тоянно имеет место. Практика и познание симметричны. Сейчас сим- метрия нарушена, но в истоке - одно рефлективно отражает другое. Результат зависит от цели, но есть побочные цели и продукты. Мож- но рассмотреть эксперимент и как практику и как эксперимент. Сей- час несколько нарушили. Говорят о слиянии образования с произ- водством и др.

ЛЕКЦИЯ 15 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

________________________________end_____________________________


Информация о работе Лекции по "Философии"