Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:59, лекция

Описание

1. Масштабы человеческой деятельности, которые сочетаются с экспонанциальностью роста народонаселения.
2. Усиление интегративных тенденций; формирование современ- ных концепций начиная с 1985 г. (перестройка). Пространство в масштабах Земли сжалось, в мировом хозяйстве - интеграция (Япония закупает сырье), образ жизни и культуры (Mc. Donalds, Coca-cola) приходит к унификации в образе и форме жизни. Тенденция к сепара- тизму (противополож). Люди хотят сохранить минимальный набор ха- рактеристик, особенностей (Корсика, народные движения). Формиро- вание взаимосвязей, но мир контрастен и противоречив.

Содержание

Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.
ЛЕКЦИЯ 3 ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ.
ЛЕКЦИЯ 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ (РФ).
ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ.
ЛЕКЦИЯ 7. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЛЕКЦИЯ 8А. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОППЕРА.
ЛЕКЦИЯ 8Б. ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПМЗ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ЭЭ)
ЛЕКЦИЯ 9. ОБРАЗ НАУКИ (НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ).
ЛЕКЦИЯ 10. КЛАССИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ).
ЛЕКЦИЯ 13. ВВЕДЕНИЕ В Ф. НАУКИ.
ЛЕКЦИЯ 15. НАУКА КАК СМЕНА РЕФЛЕКСИЙ.

Работа состоит из  1 файл

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

Еще одно зпохальное значение Канта: развил до предела гносе- ологический  подход к Ф. в целом и доказал  его ограниченность. Де- монстрация этой ограниченности открытие прихода в др. ф. направ- ления: прагматизм и др.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ КАНТА  И СОВРЕМЕННАЯ Ф. МЫСЛЬ.

1. Неокантианство. 1865 г.  Книга Отто Либмана "Кант  и эпиго- ны". Призыв вернуться  к Канту. Канта и неокантианство  объединяет общая установка. Ф.  относится к естествознанию как поэзия к мифу.

ЗАДАЧИ Ф. В АНАЛИЗЕ  ОПЫТА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ:

1. Школа: марбутская

2. Баденская (Фрейбурсгская)

(Г.Коген, П.Патрон, Э.Касирер)

естествознание, математика

17 апреля 1945 г

снимаются различия между  рассудком и чувствительностью в пользу рассудка. математика основана на рассудке (как разновидность логики) У каждого есть некая реальность и ограниченная задача разума - вещь в себе. (форм. с помощью рассудка), идеал науки - математика, ее центральная идея о бесконечно малом, все науки сводятся к математике. В итоге все существенное выра- жается числом. Большинство наук рассм. в философско-историческом ключе.

(В.Виндельбандт, г.Риккерт)

гуманитарные науки

начало 19 - конец 20 века

1 мая 1984 г. Вильдельбандт

произнес речь: науки  не по предм. разделяются. Методы ест. наук разделяются. Методы ест. наук номотетичны (законополагающие). Методы географии и гуманит. наук -описательные. Они наиболее важны и существенны. Риккерт - всякое познание есть упрощение. В естествознании познание противопоставляется реальности; основа - малое, а познание естествознания - к обобщению. История идет в ногу с реальностью.


 

 

Кроме того, существуют еще  несколько направлений, основанных на положениях Канта.

РЕЛИГИОЗНО-МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ. Интерпретация К., как метафизика. Он обосновал возможность МФ. Ф. должна идти далее этим путем.

ТЕРМИНОЛОГИЯ ГУСЕРЛЯ. 2 чел. "Я": одно - чувственное, а  другое - трансцедентальное.

ГЕРМЕНЕВТИКА. К. - мудрец, наш современниК. АНАЛИТИЧЕСКАЯ  Ф, Стросон разлагает на различные  уровни. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ. Лоренц, Фоллер - о твердом надежном знании. ФРЕЙДИЗМ. Недоверие к органам чувств., связ. с подавленной сексуальностью.

ЛЕКЦИЯ 3 ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ  И КУЛЬТУРЕ.

1) Рационализм и иррациональные уровни и формы притивостояния. 2) И. как общая Ф. позиция. 3) И. тенденции в современной Ф. (считая последние 100 лет) и методологии науки (герменевтика и постгерменевтика). 4) Паранаука как синоним культуры.

1. Рационализм (РЦ) - Ф.  тенденция, согласно которой разум является основой познания идей и жизни. Разум - самостоятельный и автономный источник познания (узкое определение). В одном случае м.б. как РЦ, так и неРЦ. в узком понимании РЦ п.щ. сенсуализм (эмпиризм): не разум, а органы чувств - истина человеческого познания.

Иррационализм (ИРЦ) - Ф. тенденция, отрицающая (ограничивающая) разум  как основу миропонимания и деятельности. Вопрос: а что такое разум? В  зависимости от различной трактовки  разума ИРЦ и РЦ м. б. разграничен  в разных местах. Граница меняется. Объективно в истории и разум, и познание меняются - можно говорить о противостоянии, имея в виду конкретные формы РЦ и ИРЦ.

2. Уровни противостояния  РЦ и ИРЦ: ф) социально-поведенческий,  б) социокультурный, в) гносеологический, г) онтологический. Анализ: а в чем же противостояние? На деле 2 последних - основа, а 2 первых более понятн.

а) социально-поведенческий: Макс Вебер - 4 типа различий:

1 Целерациональн.? 2 ценност.  рациональн. тип деятельности. 3 аффективн. 4 традиционн.

1 Ожидаемая ситуация - условие (средства) для осуществления заранее поставленной цели. 2 основывается на самодовлеющих, этических, эстетических, религиозных абсолютных ценностях независимо от результата к которому приведет эта деятельность. 3 Действие в состоянии эмоционального порыва, афекта - результат обычно неожиданный. Для нас наиболее интересны 1. и 2.

Отличия 3. и 2. 2. осуществляется полностью сознательно и стремится  осуществлять независимо от последствий. 3. - недооценка последствий, средств. с  точки зрения РЦ 2. всегда будет ИР. (тем больше, чем больше субъект будет заострять внимание на самодавлеющем типе деятельности).

ПРИМЕР: а) библейская легенда (Ф. работа "Страх и трепет") об Аврааме (его испытаниях). Действия Авраама - "рыцарь веры". Он оставляет  разум и берет с собой веру. Он преступал общественную мораль. Опоры и заповеди нет. Опора - только страх и трепет.

б) Камю "Миф о Сизифе" (перехитрившем смерть_) Он же был  и антигерой, т.к. занимался разбоем  и т.п., - его приговорили всю  жизнь катить камень. Он сделал свой выбор сам и стал свободным - Камю: "Сизиф счастлив свободой и борьбой за вершины" - ценно. рацион. деятельность. Почти безумие. Т.о., чисто рациональная деятельность не всегда хороша (воровство).

б) Социокультурн. О.Конт: человеческая культура - сила от менее рац. к более рациональной форме. С т.зр. РЦ: традиционен принцип - повышение рациональности (Гегель: человечество слагает по ступеням рац. выше) до некоторой вершины. Линейный процесс повышения рациональности., хотя обратный тоже может быть.

ИР: ничего подобного. Макинллер, противоп. Конту: религия, Ф. и наука - не формы человеческой культуры, сменяющие друг друга, а возможность их существования постоянно. Основа - чувства (разн. для Ф., науки и религии), на первый план выдвигается то одна, то другая, но все время присутствуют все формы одновременно.

Паранаука - одна из форм отклонения культуры, хотя постоянно  присутствующая.

в) Гносеология. РЦ: лучший метод познания - рассудочный, логический. Лучшая проверка - логическая и экспериментальная. ИР: интуиция, метод понимания, описание (географическое), в сувствовании, воображении. Анри Берсо: 2 метода познания: рассудок (внешний) и интуиция (попытка постижения реальности изнутри). Берцелиус - основа герменевтики. 2 метода: объяснение (естеств.) и понимание (гуманитарный - из живого целого человеческой души). Метод герменевтики традиционно относится к гуманитарным наукам (Неокантианство. См. 2 метода).

г) Онтология РЦ: между  природой, бытием и человеческим мышлением  существует некое родство. Нечто  аналогичное. Космос - нечто упорыдоченное. Некоторое тождество: материалисты - человек -продолжение природы, ее бытия - эволюционная позиция - возможна адекватность. ИР: бытие, мир, природа - неразумны, неРЦ и это все. Человек приходит лишь к абсурду из-за желания рациональности. Мир, природа - иррациональны. Мир - случайный спонтанный творческий процесс. Рациональными средствами постичь мир - лишь огрубить. В мире нет ничего одинакового. В естествознании мы хотим огрубить, упростить реальность, установить некоторые законы - абсурд, ведь ничего одинакового нет. Естествознание идет от реальности, а гуманитарии - к ней (в своем упрощении).

ЛЕКЦИЯ 5. РУССКАЯ  ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ (РФ). 

21 0. Особенности РФ. 

22 0. Тема "Россия - Запад" в РФ. 

23 0. Русские основоположники анархизма (Бакунин, Кропоткин). 

24 0. Классики русской религиозной Ф. (Достоевский, Соловьев). 

25 0. Русский духовный ренессанс начала 20 века. 

26 0. Ф. в России после 1917 г.

ОСОБЕННОСТИ 

21 0. О РФ как особой форме человеческой культуры можно говорить с начала 19 века. 1) К 19 веку в России были сторонники почти всех западных Ф. теорий (Канта и др.) и теории приживались и переплавлялись, комментировались. 2) В 19 в. складывалось специфическое поле философского напряжения (борьба славянофилов и западников (СФ и ЗП) и своеобразие РФ. 3) Для РФ не характерна гносеология и РЦ (преобладание онтологии в России). 4. Для России характерен антропо(социо-)морфизм - в центре вопросы человечекого бытия, социального разыития, нравственного совершенствования. Главные Ф. в России - социальная и Ф. истории. 5) Синтез всех форм культуры, целостности ценностей -целостность на основе религиозной нравственности - основная задача. 6) Труды - в литературно-художественной форме. Хотя и в западной Ф. это также присутствует (Ницше и др.), но там это исключение, а в Росии - правило. 7) Центр. вопрос о судьбе России. 

22. 0 Тема Россия-Запад более значительна в социальных и политических аспектах - СФ и ЗП: речи о будущих социальных преобразованиях в России. ЗП: нужно опираться на опыт Европы. СФ: самобытный путь Рассии; пытались в будущих преобразованиях опираться на прошлый опыт. Эти термины ЗП и СФ являются шифрами для фундаментального Ф. вопроса об универсальности мышления и культуры. ЗП: возможность достижения универсальной абсолютной истины по ту сторону различий в культуре и жизненной практике. СФ: необходимость искать решения не на уровне мышления, а в самой жизни. Тот же вопрос - рац. и антирац. тенденции. Рациональное мышление - функция иного (мир, воля, экзистенция, жизнь, экон.) - термин Россия есть еще одно обозначение для иного. Запад мечтает о синтезе, целостности, а в России это существовало изначально (особенности православия в частности. Это не догматика, а в основном образ жизни. Для русских стремление - не пойти на разрыв с обществом. Русская традиция - соборность (единство понимания веры отсюда вся христианская догматика. Ряд черт от православия в РФ)). Рациональность - универсальность, абсолютность мышления, ИР - наоборот.

ЗП: Чаадаев, Бакунин, Герцен

Чаадаев Петр Яковлевич (1974-1856). Был самым блестящим молодым человеком начала 20 века, участвовал в войне 1812 года, далее блистал в свете, рос в чинах, образованный, честолюбивый, элегантный. 1820 - между ним и императором что-то произошло, он уходит в отставку, вне государственных дел. Три года ездил по Европе, два письма на фр. языке. Опись России и т.д. Письма перевели на пусский язык и опубликовали. В 1836 Россия - в международной изоляции (из-за Польши) и тут сочинение против России. Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

Содержание Ф. писем: отрицательные  стороны: 1) В России отсутствуют  обычные рамки для нормальной жизни, ни у кого нет определенной сферы существования, ни для чего нет правил и хороших привычек. 2) Россия находится вне пространства (территория между Европой и Азией). Россия могла быть похожей на Запад, Восток или синтезировать в нечто особенное, но Россия в культурном смысле не

внесла сущесвенного вклада в развитие цивилизации. 3) Россия вне времени. Все страны в развитии проходили через определенные этапы. В России этого не было (от юности к зрелости). Россия вне времени не растет в отличие от других культур. Вопрос: почему? Ф. концепция Чаадаева (позиция провиденциализма) - история есть результат промысла божьего. И прежде всего, осуществление религиозной идеи. Христианство: а) Россия в выгодах религиозной идеи пошла за православием, а католики - перерабатывали дастижения культуры; б) Россия оказалась все божественного провидения. Бог оснавил Россию свободной. И эта свобода имела отрицательные последствия. в) провиденческая роль в России есть, но она сугубо отрицательная, негативный урок за своеволие, неправильный выбор. В первом письме объединены все три ответа. г) Позже: "мы слишком велики и провидение поставило нас вне интересов национальности и вручило нам интересы всего человечества - освободила".

СФ: И.Киреевский, А.Хомяков, К.АКсаков, Н.Данилевский.

СФ не относились негативно  к Западу (с их т. зр. Запад развился и дряхлеет и приходит очередь  Россиии, которая будит дух). Лидером  человечества далее будет Россия.

Почему? Особенности, которые  позволят ей встать во главе: цельность  ума и характера (главная положительная  черта русских), а это гносеологически  важно для достижения истины. Мысль  изначально не противопоставляет себя бытию, входит в него. Необходимость и чувство, волю и др. объединить для постижения истины русские имеют необходимую цельность. Это еще и главное условие нравственного совершенствования и социального развития. Западный человек рассудочен, все раскладывает по полочкам, для русского - все в целом. Для развития необходимо сохранить эту цельность. Идеал социального устройства - церковь, свобода, главный принцип которой соборность, единство жизни и мысли. В отличие от православия, католицизм - единство без свободы, протестантизм - свобода без единства. У русских имеется набожность, склонность к общественной жизни . Россия пойдет дальше Запада. В России развиты общечеловеческие принципы и дух христианской гуманности. Н.Данилевский (1822-1885 - поздний СФ). Ранние СФ не дали концепции, а только стимул, дух. Данилевский создал концепцию, которая стала даже известна и получила впоследствии развитие на Западе. Главная работа: "Россия и Запад". Для Запада Россия - нечто чуждое, но не тот материал, который можно переработать. Россия живет собственной жизнью. История - постепенное наращивание событий. Данилевский: история - совокупность культурно-исторических типов, независимых. Каждый культурно-исторический тип имеет 3 стадии: 1. зарождение, выработка лица; 2. государственный - закрепление лица; 3. гибель культуры: постепенное превалирование материализма над духовностью, переход на стадию цивилизации. Религиозность, культурность6 политические и экономические аспекты, на которых развивается каждый культурно-исторический тип. Древний Восток: преобладание религиозности, Греция - Ф., искусство, наука. У России уникальный шанс развиваться в целостности во всех аспектах. Данилевский говорил о СФ в целом: максимум панславизма - в России прогресс - не все идут в одном направлении, а когда все поле человеческой деятельности исхожено в разных направлениях. 

23 0. Анархизм. Бакунин (1814-1876), Кропоткин (1842-1921).

Бакунин - необычный человек, получил хорошее образование, артиллерийское училище, служба, отставка, московский кружок; хотел стать философом, уехал учиться в Германию и стал анархистом. Лозунг Бакунина: страсть к разрушениям - творческая. Вторая половина 19 века - революции в Европе и Бакунин всегда был в гуще событий. Был арестован в Австрии. Передан русскому правительству, в 1857 переведен в Сибирь. Сбежал в Японию, США, Англию. Участвует в Интернационале, затем выходит из него вследствие споров с Марксом. Долее распад Первого Интернационала (бакунин был в нем крупной фигурой). В его работе "Государство и анархия": народ хранитель правды, а государство - орудие угнетения, Государство машина, а машина требует машиниста - тирана похуже императора. Народ разделят на две армии: промышленников и земледельцев. Т.о., Бакунин был более прав, чем Маркс. Русский мужик социалист по инстинкту и бунтарь по природе. Позиции Бакунина: 1) земля тем, кто ее обрабатывает, 2) общинное земледелие, переделы; 3) общинное самоуправление, негативное отношение к общине государства (на почве государственности спорил с Марксом).

В истории 3 фактора развития:

1, Животность (экономика

2, Мысль (наука)

3. Бунт (свобода).

Бердяев: "Бакунин - Стенька  Разин русского барства." Эрнесто  Че Гевара 19 века, который вечно пытался  сделать революцию в других странах. Бакунин - интернационалист; прежде, чем  сделать революцию в России, надо сделать или попытаться на Западе.

Кропоткин - Ф., анархист на дарвенизме. Отрицал внутривидовую  борьбу. Основа - альтруистическая тенденция. Начальничество - господство (народнические  позиции). Кропоткин - антигосударственник. Революцию он принял, а ведь был ученым-биологом, причем крупным.  

24. 0 Классики русской религиозной филосифии Достоевский (1821-1881) и Соловьев (1853-1900).

За всеми образами Достоевского стоят идеи, которые  спорят, взаимодействуют. Достоевский - Ф., мыслитель, писатель-философ, страстный психолог, проникающий в суть человеческой природы. Он считал, что разум не самое глубокое в человеке, есть не только человек разумный, но и человек подпольный. Хотение - выражение человеческой жизни. Жизнь только по разуму - потеря свободы. Социализм несостоятелен, основное положительное направление в человеке - хотение - м. дать какие-то результаты. В человеке изначально есть зло, которое может испортить все разумное. Хотение выше разума - это определенная тенденция к пониманию человека. Подпольный человек - неприятная личность. Из одного пагубного хотения может вырасти много отрицательного. Человек отпущенный на свободу, мерзок без одухотворяющей его идеи - необходит Бог как абсолютная идея. Достоевский - религиозный философ, как Ницше.

Информация о работе Лекции по "Философии"