Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:59, лекция

Описание

1. Масштабы человеческой деятельности, которые сочетаются с экспонанциальностью роста народонаселения.
2. Усиление интегративных тенденций; формирование современ- ных концепций начиная с 1985 г. (перестройка). Пространство в масштабах Земли сжалось, в мировом хозяйстве - интеграция (Япония закупает сырье), образ жизни и культуры (Mc. Donalds, Coca-cola) приходит к унификации в образе и форме жизни. Тенденция к сепара- тизму (противополож). Люди хотят сохранить минимальный набор ха- рактеристик, особенностей (Корсика, народные движения). Формиро- вание взаимосвязей, но мир контрастен и противоречив.

Содержание

Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.
ЛЕКЦИЯ 3 ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ.
ЛЕКЦИЯ 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ (РФ).
ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ.
ЛЕКЦИЯ 7. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЛЕКЦИЯ 8А. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОППЕРА.
ЛЕКЦИЯ 8Б. ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПМЗ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ЭЭ)
ЛЕКЦИЯ 9. ОБРАЗ НАУКИ (НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ).
ЛЕКЦИЯ 10. КЛАССИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ).
ЛЕКЦИЯ 13. ВВЕДЕНИЕ В Ф. НАУКИ.
ЛЕКЦИЯ 15. НАУКА КАК СМЕНА РЕФЛЕКСИЙ.

Работа состоит из  1 файл

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

Шиллер - основоположник ФА и современной ?флексиологии. Первый человек в 20 веке, который попытался  соединить научные и духовные аспекты человека. Начало 20 века = осмысление естественно-научного материала прошлых лет. Сущее может быть живое и неживое. Живое - имеет ценность само по себе, обладая собой и являясь для себя бытием. У неживого этого нет. Вместо феномена - ценность у Шиллера (ученика Гуссерся, кстати). Границы живого совпадают с границами чувствительности (ощущкния). Сущность живого - жизненные порывы, стремления. Растения: жизненный порыв - рост и размножение. Это непрерывная линия. На базе этого формируются ощущения, восприятие, представление (у животных). Познание предшествует оценке. Восприятие - познанию. Человек только может твердо сказать "нет" жизненному стремлению - в этом его специфика. Рефлексия - размышление, обращение назад. Это и есть способность пойти наперекор жизненному порыву. Человек есть ?Х, открытое миру. Он не только связан с непосредственным окружением, но и может пртивостоять. Становится перед лицом мира.

Гелен. Центральное его  понятие - действие. Человеческая культура - восполнение недостаточности его  формулы и стремление их восполнить. Человек - существо, состоящее из недостатков. Для их компенсации он должен действовать. Существовать - это уже действие. Главный подход Гелена - объективизм: пространный физический процесс не дает постичь сущность. Субъективизм: исторический принцип. Гелен: сущность действия раскрывается в опосредованных действиях, институционализир., когда человек освобождается. Здороваться - опосредованное действие. Освободиться от институций можно с помощью правил. Гелен вводит понятие "правила".

Плесснер. Человек и  все живое - через определенную структуру. Все живое имеет позициональные отличия. Растения, животные, отличаются. Растения и животные - открытые (входят в окружающий мир и зависят от него) и закрытые (за счет нервной системы, единственный центр животного - сознание) позициональности. У человека есть самосознание (знает себя как тело, состояние), что помогает человеку взглянуть на ебя со стороны, выйти из мира, в котором он живет.

Отрицательные черты  ФА: не учитывает историю, культуру.

Лоренц: объединил биологическое  и социальное.

ПРАКТИКА И ЕЕ ФОРМЫ  ОСМЫСЛЕНИЯ.

Деятельность человека - сложное образование из материальных и духовных составляющих. А по каким  критериям отличать духовное от материального? Разделение на основе продуктов человеческой деятельности. Продукт материален, деятельность - изменение природной или социальной среды. Понятие, теория, мораль, гипотеза, образ - духовные продукты. Субъект деятельности, объект и средства (орудия труда, партии, организации). Труд - взаимодействие человека и природы. Социальная практика - изменение социальных отношений между людьми. Возможно, труд плюс социальность есть сочетание духовно-практической деятельности. Знание - духовный продукт, но он должен воплощаться в виде материальных продуктов - духовных продуктов.

Нефилософское течение (научное) ?Котарбинский (Польша). Начало 20 века - правила организации труда (у нас был Г.Х. Попов до политики) - ?пракциология. В 19 веке - марксизм и прагматизм. Маркс: философия практики (особенно западной) - фундаментальное значение практики как основы познания, критерия истины. Изменение форм практики = изменение общественных структур.

Другая (противоположная) наиболее важная роль духа отображена в работе Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма": капитализм - следствие изменения характера духа до протестантизма. Дух капитализма происходит из протестантской этики. Высшее религиозное значение - выполнение профессиональной деятельности. Главное в истории - дух, а не практика (Пиритим Сорокин). Прагматизм - специфическое направление (США), оригинальная зависимость от позитивизма, эмпиризма, дарвинизма плюс здравый смысл. Главное: неразделимость мышления и действия. Задача: решение проблемы не философов, а проблемы людей. Мышление - орудие приспособления, действия. Основа теории: сомнения - веры, истины и значения. Пирс, Джеймс, Дьюи. Началось же все с Декарта: принцип сомнения: все можно и нужно подвергать сомнению. Сомнение - основной исходный пункт: мыслю - следовательно, существую. Пирс критикует Декарта: нельзя во всем сомневаться, у человека есть система определенных взглядов, с них надо и начинать. Вера - спокойное состояние ума, способность действовать определенным образом. Сомнение - разрушение веры. Исследование - акция обретения устойчивого верования = снова готовность к действию. Истина - устойчивое верование, ведущее к успеху.

ЦЕННОСТИ. Понятие ценности - достаточно сложное. Ценность - фиксированное  отношение одного субъекта к другому. Ценности не имеют бытия, они имеют  значение. Это требование, обращение  к человеческой воле. Есть материальные ценности и ценности сами по себе. Две основные формы направления осмысления ценностей: 1) общественное мнение - выражение определенного интереса людей к определенному событию; 2) ценностные формы общественного сознания - религия (оценивает реальность с Божьей точки зрения), мораль, право, ф. (синтез человеческих ценностей - хотя бы попытка). Аксеология - попытка создать учение о ценностях. Уровень обыденного мнения. Иерархия ценностей: 1) здоровье; 2) чувственные ценности и т.п. Концепция Платона: истина, добро и красота.

Как пример попытки классифицировать основные ценностные стремления человека - Арчибальд: 1) гедонизм - ориентация на добро, как приятное ощущение, а зло - ощущение неприятное; 2) романтизм - добро-энтузиазм, порыв, желание, стремление; зло - опасность; 3) волюнтаризм - добром является достижение цели, реализация воли, а зло - не достижение, отсутствие результатов; 4) ?анондизм - абсолютное состояние покоя, нирвана и т.п. Таким образом, происходит трансформация человеческих ценностей по этапам: от 1) к 4) по возрасту, но другие ценности не исчезают при преобладании какой-либо одной.

СПЕЦИФИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

Общество - совокупность людей, связей и отношений между ними, различными на разных этапах, есть устойчивые формы  этих отношений. Формы отношений - рамки для общения. Субъективность общения (личностное, коллективное, общество, существование двойников). Может быть квазиобъект ("уважаемый шкаф") - отношение к природным объектам как к субъектам. Образ человека квазисубъективен. Средства общения - язык (в т.ч. жестов, глаз). Общение - интерпретация ситуации прежде социального действия, мы поступаем соответственно с этой интерпретацией. Если ситуация оценивается как реальная, то она оказывается реальной по последствию - теорема. Современное ф. направление - ?эндометодология. Чтобы скрыть формы ожидания надо разрушить взаимодействие ожидаемого (Карпентер). Формы ожидаемого продуцируют социальную реакцию и имеют огромное значение. Уровни общения: 1) манипулирование - с человеком общаются как с вещью; 2) рефлексивная игра - у субъекта есть собственный план действия, но задача - не учитывать его, а обыграть для своего плана; 3) правовое - стремление к взаимосогласию планов действия. Учет противоположного плана. Фактор - настаивание; 4) на внутренней основе согласие-общение-приобщение к миру другого субъекта, попытка к созданию общности, отлична от манипулирования и др.

ЛЕКЦИЯ 8А. ФИЛОСОФИЯ И  МЕТОДОЛОГИЯ ПОППЕРА.

Он впервые поставил вопрос: что  такое марксизм? Ф., научное течение, идеология или что-то еще? Является ли марксистская теория научной? У самих марксистов нет доказательств. Если у теории есть практика, это еще не обязательно наука. Отсюда следует, что Поппер начинает заниматься методологией науки. Верификация (эмпирическое подтверждение) - единственный принцип разделения МФ и науки. Чем больше подтверждающий фактор, тем больше научности. Необходимо проанализировать: как теорию можно опровергнуть: не м.б. опровергнута - значит не-наука, а фальсификация = разделение теории и фальсификации. Не искать максимальное количество фактов, а искать фальсификаторы. Но существуют такие теории, которые не имеют фальсификаторов - например, поведение человека всегда м.б. объяснено, а теория марксизма - нет. История все более зависит от науки; научные открытия предвидеть нельзя, т.к. предсказать открытие - значит его сделать, можно только фантазировать. Историю нельзя предвидеть (а коммунисты это делают). Историцизм Поппера. Нищета историцизма (а по сути марксизма).

ЛЕКЦИЯ 8Б. ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПМЗ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ЭЭ)

Термин ПМЗ возник в 1976 году в  искусствоведческих дискуссиях из-за неудовлетворенности модернизма. Взлет  ПМЗ приходится на 1980 год. Дискуссии - внимание к проблемам ПМЗ. Модерн - отказ от исторических традиций, совокупность направлений в искусстве в целом; попытки создания современного типа. Символ модерна - стеклянная коробка. В искусстве - символизм (Кандинский, Малевич, Пикассо) середина 20 века. ПМЗ - печаль по поводу утраченного. В ф. - ПМЗ имел иной смысл: модерн - течение, связанное с традицией просвещения, человеческим разумом; общество, основанное на разуме, гимн обществу, разуму, науке = решение всех проблем (от Декарта). Рубеж индустриальной революции - переход к модерну. ПМЗ - течение, стремящееся разрушить логоцентризм современной культуры, против деспотизма, рациональности; кроме того, ПМЗ - отсутствие всяких стилей, смесь, переплетение; определенная идеология: смешение стилей, оригинальные художественные произведения, расширяющие средства художественного изображения - цитирование и sim. Нам не дано более создавать что-то для расширения средств - это уже сделано, только можно процитировать. Само слово ПМЗ (деконструкция (ключевое понятие ПМЗ)) из языкознания. Переводчики делают из стиха прозу, а потом переводят. Однако, это - не деструкция, не уничтожение, а разделение, расслоение на части. Это ни анализ, ни критика, ни активная операция, а событие, предшествующее любому размышлению. Попытка нерациональными средствами овладеть многообразием человеческой культуры. Универсилизировать всю культуру - подавлена (США, Запад). Это определенная трагедия. А у нас антирационалистической школы почти нет, внешние черты ПМЗ есть, а самого ПМЗ - нет. Для нашей страны характерен РЦ и ЭЭ.

Последние 20-25 лет в ЭЭ господствовал  междисциплинарный подход к решению ф. проблем. Попытка объяснить познавательный процесс на основании теории эволюции. Конрад Лоренц (1902-1989), Герхард ?Койнам (1943). Первый - крупнейший социолог. 1941 - начало ЭЭ в работах Лоренца (самые первые работы). После мирового признания снова попытался провести свои теории - снова признание. "Оборотная сторона зеркала". В 1975 г. - "Эволюционная теория познания" второго Герхарда. Термин в статье Дональда Кемпбелла (1974). - Койнам использовал, ему понравился термин. Целый ряд ученых примкнул к течению ЭЭ, которая содержит два смысла: 1) ее можно понимать как направление, исследующее познавательную способность человека на основе синтетической эволюции; 2) - эволюция науки по Дарвину. Поппер и др. теорию эволюции здесь используют как аналог. Суть: наши познавательные способности - результат приспособления к внешнему миру. Субъективные структуры - потому, что необходимы для выживания. Предшественники: Сознание человека не пустое, а содержит познавательные структуры. Платон (мир идей), Декарт, Кант. Основа - синтетическая теория эволюции, применительно ко всему + научные достижения. Универсализация эволюции. Ф. предпосылка: гипотетический реализм (научный натурализм). Основные положения: все живые существа имеют априорные субъективные структуры. Они подходят к миру, в котором существо и функционирует. Эти структуры выработаны в ходе эволюционного процесса, и соответствуют условиям выживания, выработанным в них, - это и есть сущность ЭЭ. Жизнь есть познавательный процесс - накопления и приобретения информации - на что способна только живность.

НАУЧНЫЕ И ИНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1. Уроки истории ф.

2. Постулаты научного мировоззрения  (МЗ).

3. Субъективно-персоналистские и  религиозные МЗ.

1. а) огромное количество концепций;  б) большинство представителей стремились окончательно разрушить ф. проблемы = фундаментализм. Сейчас происходит переоценка: 1) явный отказ от традиций фундаментализма (ПМЗ, ЭЭ); признание того, что все человеческое знание - гипотетическое (ППЗ - о науке; сейчас - и о ф.). Спор по поводу основных проблем - это не скандал (Конт), а субъективность, неизвестность ( многообразие). 2) многообразие неизбежно, но можно навести порядок: все ф. концепции можно объединить по определенному кругу проблем (классу). Степень фундаментальности проблем - упорядочение по ним. Для ф. - это важно, но недостаточно. Для ф. важно выражение ведущих тенденций в человеческой культуре. [ 1) - человеческий род; 2) - современность]. Гипотеза: наиболее важным и фунд. направление в ф. является научное МР (мировоззрение), ориентированное на получение объективной информации о реальности. Только на основе науки можно разрешить острейшие глобальные проблемы. Соперники: мифологическое ( обладает огромными интерпретативными возможностями).

2. Постулаты научного МР (хотя они и являются гипотезами, на них строится все научное МР): 1) о реальности внешнего мира [ а) - она инстиктивна для человека; б) реализм естественного языка; в) эвристичность - ориентирована на поиски неизвестного ]; 2) структурность ( реальный внешний мир определенным образом структурирован, закономерен и упорядочен = это основа научного познания); 3) непрерывность ( между слагаемыми бытия существует казуальная, историческая связь, нет перерыва между живыми и неживыми sim); 4) функция мозга (мозг человека и животного - орган мышления).

3.А. Конкуренты. Субъективно-персоналистское  МР. Субъективный идеализм: внешний  мир реально не существует, он  есть результат объективизации (миф). Позиция не противоречащая логике. Существует и масса других позиций, в которых реальность внешнего мира рассматривается через призму человеческого бытия. Это МР продуктивно для решения целого ряда проблем. Проблема человеческого бытия: человек не только эксцентричен, каждый человек рассматривает себя в центре мира - геоцентричность. В определенных аспектах иногда это центрирование может искажать реальность. Социокультурные проблемы: каждый субъект творит субъективную реальность, которую можно рассматривать объективно и через призму бытия человека-творца.

3.Б. Религиозное МР - более близко к 2., чем к 3.А., так как это реалистическая доктрина, но этот взгляд поверхностен. Вера - осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Апостол Павел) - 2 тезиса: 1) чаю воскрешения мертвых и жизни Будущего века - вечная жизнь вводится Христом. Уверенность в невидимом - антологическая уверенность в структуре мира (Бог, ангелы и др.). Задачи объективного постижения реальности не входят в число основных тем религиозного МР. Оно сосредотачивается на внутреннем мире человека - ближе к 3.А., чем к 2. Степень близости зависит от интерпретации второго тезиса (Бог - как он может трактоваться): а) Бог только внутри нас (не христианская, но есть и у нас и еще где-то) - идею Бога считают важной и нужной для внутреннего бытия человека (немного верующего) мы живем в научном мире, сомневаемся в реальности бытия Бога, но верим в него внутри нас; б) каноническое православие: Бог - онтологическая реальность, не может стать непосредственно опытом, экспериментальным объектом. Он доступен лишь входящим внутри нас (только в этой степени) - средства познания не м.б. внешними, а только внутренними. Человек - онтологический инструмент, средство познания. Лишь изменяя самого себя, человек впускает в себя Бога, его можно постичь. Хорошая позиция, но неактивно входит в жизнь. в) западное христианство: Бог постижим через откровение и через исследование предметно-товарного мира при помощи разума и науки. Сейчас проводится огромная работа по взаимосогласовыванию науки и религии. Предпринимаются попытки трансформировать концепцию Бога (традиционную).

Информация о работе Лекции по "Философии"