Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:59, лекция

Описание

1. Масштабы человеческой деятельности, которые сочетаются с экспонанциальностью роста народонаселения.
2. Усиление интегративных тенденций; формирование современ- ных концепций начиная с 1985 г. (перестройка). Пространство в масштабах Земли сжалось, в мировом хозяйстве - интеграция (Япония закупает сырье), образ жизни и культуры (Mc. Donalds, Coca-cola) приходит к унификации в образе и форме жизни. Тенденция к сепара- тизму (противополож). Люди хотят сохранить минимальный набор ха- рактеристик, особенностей (Корсика, народные движения). Формиро- вание взаимосвязей, но мир контрастен и противоречив.

Содержание

Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.
ЛЕКЦИЯ 3 ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ.
ЛЕКЦИЯ 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ (РФ).
ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ.
ЛЕКЦИЯ 7. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЛЕКЦИЯ 8А. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОППЕРА.
ЛЕКЦИЯ 8Б. ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПМЗ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ЭЭ)
ЛЕКЦИЯ 9. ОБРАЗ НАУКИ (НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ).
ЛЕКЦИЯ 10. КЛАССИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ).
ЛЕКЦИЯ 13. ВВЕДЕНИЕ В Ф. НАУКИ.
ЛЕКЦИЯ 15. НАУКА КАК СМЕНА РЕФЛЕКСИЙ.

Работа состоит из  1 файл

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

Золотой век - вторая часть чисто американская новая теорети- ческая Ф. Новое осмысление жизни. Ф. довольно практическая). СА- мая крупная школа - прагматизм. Это Ф. практической деятельности, самой жизни. Чарльз Пирс (1877 публикация: как сделать наши идеи ясными - основное кредо прагматизма). Уильям Джеймс. Джон Дьюри. Понятие опыта: та категория, в которой все - в реальности объек- тивности, субъективности и др. Пирс: у человека одна реальность - реальность человеческого опыта, реальность нельзя отстранить от человека. Опыт - все мое - мысли, мечты, и т.д. - это единствен- ная базовая реальность. Главное - опыт: очеловеченная реальность. Принцип Пирса: понятие о предмете представляет собой не что иное, как представление как о всей совокупности его последствий. Мысль: рассуждать об объектах, объективной реальности - бессмысленно. Мы только можем разглядеть последствия и через них что-то предста- вить. О сущности нельзя рассуждать. Концепция прагматиков: (на фоне развития промышленности) фиксация верования, весь опыт чело- века - вычисление последствий - фиксация последствий. Джон Дьюри. Энциклопедист. Главный американский философ. Человеческий опыт: развитие (социальное).

Три компонента, осуществляющие опыт: 1) проблематическая си- туация (в  государстве нет денег - от макро- до микроуровня. Каж- дая проблематичная ситуация - фиксирование человеческого опыта - верованя); 2) образование (мы получаем образование с помоцию трансформации. принцип непрерывности: если опыт разрывается - ка- тастроф, опыт должен накапливаться непрерывно, поступательное развитие цивилизации, опыт должен плавно передаваться); 3) демок- ратия (ДЬюри: это определенное достояние человеческого сознания, состояние человеческого опыта с открытостью, непрерывностью, плавностью; но это не государство, а временный принцип человечес- кого сознания). Вес 1,2,3 - равновелик и разнозначен. Принцип непрерывности - из-за взаимодействия, информации и т.д. другие системы американской Ф., выражающие характер американского мышле- ния. Каждый выражает культуру по-своему.

Крупный социальный мыслитель - Парсон (умер в 1979), Новый взгляд на мир: структурный функционализм (Питирим  Сорокин и Парсон противостояли). Все социальные системы имеют 4 функции, кото- рые заставляют эти системы  поддерживать самих себя; поддерживать внутренний баланс и внешний обмен. Функции: A, G, I, L. А7- адап- тация к новым условиям. Любая личность (государство, организация) для продолжения себя должна постоянно приспосабливаться; G - це- ледостижение; I - интекрация - возникновение взаимодействий, упо- рядочение взаимодействий; L - поддержание образца: "все сохраня- ется, что продолжается" (Latency). Принцип интегративности: пере- ход д.б. плавный (любой), конфликт - это плохо. Взаимозависимость - наиболее общее свойство - порядок во взаимоотношениях компонен- тов системы. !. Существование определенных ограничений контроля, рамок; не м.б. неограниченным ни один порядок; 2. Не анархия по- ведения, а взаимные расчеты - социальная упорядоченность. 3. Предсказуемость. Ожидания должны оправдываться, иначе зачем их существование? 4. Понимание друг друга. Необходимы единые поня- тия, язык общения. 5. Устойчивость общественных форм, стабиль- ность. Т.о., 5 параметров выживания системы.

Вывод: 1) каждая система  стремиться к самосохранению (Парсон; 2) установление баланса с внешним миром, средой. Как идет обмен с внешней средой? - коммуникация, взаимодействие. Ось внешнее - внутреннее; Ось внутренней дифференциации. Каждой роли дают статус.

Накопление энергии  для достижения цели путем полной дифференциации; с помощью дифференциации система должна совершенствоваться, адаптироваться. Ценности - в кодах, значках: код общения (создание атмосферы взаимодействия).

Социальная жизнь по постепенному, интегральному развитию без срывов, системой плавных переходов.

Роберт Мертон (род. 1910) - ассистент Сорокина и ученик Пар- сона, профессор Колумбийского университета. Функционализм. Функ- ции, формирование человеческого опыта, идеи Мертона: 1) постулат функционального единства: а) в опыте каждый социальный факт бес- конечно глубок, б) именно факты формируют мощную потенцию поддер- живающую систему общественной жизни (своей глубиной); 2) постулат универсальности ф-ма: все существующие формы культуры неизбежно несут в себе функциональное свойство, требующее модифицированного исследования. Все функции обусловлены и модифицированы; 3) посту- лат функционального анализа - определенные функции обладают при- нудительностью и непререкаемостью, приводящей к а) функциональной детерминированности всех общественных институтов; б) возможно су- ществование функциональных альтернатив (свобода в том, чтобы ухо- дить от функций с помощью замены, эквивалента). Заповедь: функци- ональный анализ базируется на анализировании стандартных объек- тов, повторяющихся. Объективное следствие - главное содержание функции. Сущности для функции нет. Можно только объединить после- довательности. 1) существование множества функциональных последс- твий; 2) существование общего баланса агрегированных последствий. Функциональные последствия - наблюдаем, служащие для саморегуля- ции данной системы или приспособленностью к внешней среде. Ослаб- ляющие действия системы - биф-ции. Неф-ция - эмпирическая возмож- ность возникновения нефункционалных последствий, не вливающихся в рамки рассматриваемой системы. Они нейтральные, случайные, внеш- ние.

Явные и скрытые функции. Явные: внутренний смысл - связка, совпадения с последствиями. Всегда осознаются участниками как таковыми. Скрытые - не планируются и не осознаются участниками, появляются как побочное явление.

ЛЕКЦИЯ 13. ВВЕДЕНИЕ В Ф. НАУКИ.

Ф. науки - область, которая  развивается давно (Аристотель и  др. греки, в 20 веке развитие и расцвет). Наука - сила в развитии общества. Понятие "ученый" возникло в начале 20 в., ввел его Эвимер. Наука стала объектом многих социальных дисциплин. Ф. науки изучает науку как процесс производства знания. Знание - основная точка, вокруг которой концентрируется весь процесс.

ВВЕДЕНИЕ: как развивались  идеи Ф. науки в 20 веке ( во второй его  половине). До 50-х гг. нашего века ничего не изменялось: а с 60-х гг. все изменилось (большое количество работ, направлений) в понимании.

КОНЦЕПЦИИ Ф. НАУКИ В  НАЧАЛЕ 20 ВЕКА. Логический позитивизм. Венский кружок. Людвиг Витенштейн, поставил задачей проблему верификации: чем отличается наука от ненауки. Как должен работать ученый, чтобы доказать свою причастность к науке? Интуитивный пусть: научное знание основано на опыте. Только те теории могут называться научными, которые основываются на опыте: опыт - теория - показ обоснованности опыта. Только те знания называются научными, которые могут быть верифицированы. Чувственное человеческое восприятие? - опыт субъективен, каждый видит мир индивидуально, очень сложно сопоставлять. Эволюция: представители Венского кружка отказались от опыта, назвав его протокольным высказыванием. Задача верификации: свести все к протоколу опыта, но это оказалось невозможным. Карнап, Айер, Шлик и др. - представители Ф. 20 в. - все были логиками. Оказалось, что теории несводимы к протоколу опыта. 1) Нельзя свести к протоколу опыта даже экспозиционные предикаты: "Лежит мел" - с явным предикатом, его нельзя опровергнуть, то, что называется протокол опыта. "Мел растворим в соляной кислоте" - экспозиционный предикат - фиксация возможностей, используя сослагательное наклонение: если бы - да кабы - нельзя экспозиционные предикаты свести к явным. Любое высказывание фик- сирует возможность. 2) Все эмпирические высказывания теоретически нагружены: опыт определяется теориями: мел растворим в кислоте - мел сейчас растворяется. Независимо от образования, утверждения такого рода можно встретить еще в 12 веке: поваренная соль прев- ращается в воду (для средневекового алхимика) - фиксация резуль- тата наблюдения и интерпретация невозможна, если теория сама дик- тует содержание протокола наблюдения. Принято считать могильщиком Венского кружка Карла Поппера: знание нужно опровергать на опыте. Теория должна предсказывать факты, проверяемые на опыте. Теория относительности Энштейна: он предсказал отклонение светового луча в гравитационном поле, что потом было подтверждено на опыте. Нас- тоящая научная теория выдвинута с риском, содержит потенциальную фальсификацию (в противоположность верификации). Подлинный ученый может пожертвовать жизнью ради ради опровержения. Т1 опыт (опро- вержение, фальсификация) Т2. Теория не научна, если она не может быть опровергнута на опыте или проверена. Образцом псевдонаучной теории является концепция Фрейда и Маркса - Поппер: марксизм дав- но фальсифицирован, но это не признают его сторонники, научное сообщество марксистов. Поппер выдвинул т. зр., противоположную в.к.: обобщаем мы и держимся за обобщения фактов, пока не найдет- ся опровержение.

Оказалось, что теорию невозможно опровергнуть. Факты свиде- тельствуют, что много теорий живет  независимо от опровержения. Например, гидродинамика, уравнение Эйлера, не подтверждается нау- кой. Любая теория строится для идеальных объектов всегда. Напри- мер, 2*2=4. Либек Анри: Я беру дле жидкости, сливаю и получаю од- ну, вместо двух. Беру две кошки и две мышки, что получается? Т.о., математика изучается множества идеальные, реально не су- ществующие, В данном случае математика рассматривается как опыт- ная наука, изучает логически непротиворечивую систему, но нельзя отказаться от 2*2=4. Кант: надо подвести под общее конкретное яв- ление. Феодосий: книга "10 лекций по сапромату": математический луб. строится на идеальных высказываниях на глазок.

ТЕЗИС ЛЮГЕМА-КУАЙНА: в  принципе нельзя проверить одно отдельно взятое знание (или теоретическую  концепцию), можно лишь систему знаний (или теорий). Ставит под сомнение теорию фальсификации Поппера.

Револющия: и в.к. и  Поппер пытаются сформулировать правила  работы Ученых: опровергайте все на опыте. Неудача попыток сформулировать такие правила - реально в истории  науки происходит. Ф. науки перешла  на естественно-научную т.зр.

Как реально исторически  развивается наука? Концепция Лакато- са: теория исследовательских программ. Защитные пояса теории; яд- ро теории сталкивается с трудностями. Законы (4 известных закона Ньютона). Фальсифицировать законы Ньютона нельзя, защитным поясом является предсказание тяжелой планеты Нептун. А если бы не откры- ли планету Нептун, придумали бы другую защиту. Это Лакатос назвал исследовательской программой. Любая идеализация есть защитных по- яс. Неточные измерения открытие Бойля-Мариотта представления об идеальном газе. Исследовательские программы конкурируют друг с другом. Они м.б. прогрессивными и регрессивными (предсказания не сбываются и не подтверждаются опытом). Рекомендация: некоторая скромность, если программа не прогрессирует. Само развитие науки от нас не зависит, мы просто винтики в этой машине.

Томас Кун: книга "Структура  научной революции". 1. Построил первую модель науки. 2. Наука - сообщество ученых с единой программой, единой парадигмой науки (общепринятая теория). Развитие науки осуществляется при смене парадигм.

В рамках нормальной науки  ученые четко запрограммированы (работают по четкому плану). Кун показал, что  благодаря этому на- ука развивается, это конституирующий фактор. Вся  работа ученого в том, что он прогоняет науку в концептуальное ложе природы. Открыл ли Пристли кислород? Он получил его и объяснил с т.зр. теории флогистона, но он не открыл кислород. Ученый решает головоломки, напоминающие шахматы: заранее известно, что можно разрешить зада- су. Например, белые начинают и выигрывают, конечный результат - мот, но как этого достичь? Можно повторять опыты, но только за счет этого можно работать в большой группе ученых, решающей мас- совые задачи. Это как железная дорого: если пойдешь в сторону от науки, то завязнешь в болоте. За счет чего развивается наука при смене парадигм? По Куну - это происходит непреднамеренно: он приводит большое количество примеров, подтверждающих это. Не новые теории побеждают, а вымирают сторонники старых. НАпример, метод Барменьона во Франции в криминологии сменился дактилоскопией. Все факты свидетельствуют об устойчивости парадигм. Вокруг Куна и его книги развернулась дискуссия на Западе, он приобрел всемирную изветсность: "Структура научной революции".

Отталкиваясь от Куна, стали развиваться направления Ф. нау- ки. Пол Фейерабенд: обвинял Куна за тоталитаризм, что он призывал к догматизму в науке. Кун считал, что наука об обществе не имеет парадигм. В науке всегда существует не одна, а несколько пара- дигм. Существуют Т1 и Т2, альтернативная Т1. Пока все факты бла- гоприятны для Т1, Т2 живет самостоятельно. Если Т1 испытывает трудности, то оживает Т2. Всегда существует несколько теорий, ждущих неудач господствующей теории. Фейербанд попытался обобщить теорию. получившую название альтернативной, принцип пролиферации. Как появляются альтернативные теории?

Многообразие Ф. мировоззрений. Тулмин: "Человеческое понима- ние": всегда в науке появлялось новое, спонтанное. Развитие науки - естественный отбор познания (сравнивает с эволюцией Дарвина). Эшби написал статью об усилении внутренних способностей: ум сос- тоит в отборе новаций, имеющих смысл. Важно отобрать нужные. Уси- ление внутренних способностей отбор. Тезис у Тулмина: есть сдвиги в развитии науки, где первопричина, как можно объяснить движение? Нужно объяснить новации. Новое объяснять не нужно, парадигмаль- ность и устойчивость объяснить гораздо труднее. Новое появляется само собой, но как оно потом отбирается?

1970-е гг. Коэн издал  книгу "Ньютонианская эволюция". Вообще отрицал эволюцию в науке. Ньютон, как казалось, пик, но на самом деле все (.) Эволюция представляется издали, когда много различ- ных работ, и мы видим одного гиганта - Ньютона. Его книга появи- лась после издания полного собрания сочинений Ньютона.

ЛЕКЦИЯ 13 Ф. НАУКИ.

С Лакатоса - резкий переворот, а как собственно объективно развиваются  науки, как исторический процесс. Начинается интерес: а что же такое наука - начало настоящей Ф. науки: далее  Кун.

Одна из главных проблем - как развиваются науки, возникают парадигмы и др? Нужно в каком-то смысле усилить т.зр. Куна. Парадигма - довольно сложный мир: общепринятая теория, усиление введение новых программ, механизация; получение нового знания без труда.

Химик и философ науки  Майкл Полани: огромное количество ин- формации передается на уровне непосредственных образцов, а не в формулах изучать по монографиям нельзя. Определение - отвлечение. Наука воспроизводит себя не только с помощью учебы, монографий и др., но и с помощью образцов. И ранее думали так, но не о науке, а о культуре. Развитие по подражанию, воспроизводство деятельнос- ти по образцу. Передача из поколения в поколение. Что такое культура? Дает предположения. Как переходит язык. Ребенок не изучает статей, а воспроизводит образцы деятельности. Мы с детства осваиваем определенные реакции на окружающую среду (предпочтения.) Механизм эстафеты действует в культуре; социаль- ная память - хранит очень долго те или иные явления. Единые ходы в народных сказках. Чем это обусловлено? (так .морфология) - В.Я. "Морфология сказки" 20-е гг.: 40-е гг. "исторические корни вол- шебной сказки" - вывод: тот рассказ, который когда-то был обрядом при посвящении во взрослые в первобытном обществе. Баба-Яга и из- бушка последствия персонажей царства мертвых. Такие явления - повсеместны, напр., детские игры в деревнях - тоже воспроизведе- ние обрядов. Считалки и др. фольклор = вопрос: как же быть с ис- кусством; деятельность ведь не повторяют друг друга? А Франс - работы Рабле: нельзя быть великим сочинителем, не будучи великим похитителем. Это не повторение, а новое произведение - монтаж из того, что было. Как монтаж, что принципиально новое произведение. Фольклор погиб при возникновении письменности - появляется боль- шое количество образцов - идея монтажа. Неужели и в науки монтаж? Пример: научный эксперимент по мечению соединения изотопом - пос- ледний путь модель, но это м.б. не только изотоп; метод подста- новки везде встречается. Но этот метод вступает во взаимодействие и с др. методами. Если мы хотим найти взаимосвязь между А и Б. Мы будем изменять А и смотреть за Б. Не встречали экспериментов, не- разложенных на части, встречающиеся ранее - тот же монтаж. Эти методы тоже передаются не на уровне описания, а на уровне эстафе- ты. Навыки все более усовершенствуются. Все меняется - люди, предметы, а эстафета живет, т.о. определенная программа. Можно построить модель культуры. Сейчас положение от том, что система состоит из частей, многое расчленить нельзя. Система воспринима- ется в целом. Ее можно усложнить. Мы может заменить участника группой участников. Большинство социальных явлений, с которыми мы сталкивается - это куматоид. МГУ - это программы, традиции, их совокупность. Многие явления - город - тоже куматоид. Что такое наука?- некоторый социальный куматоид, в рамках программ работаю ученые, научные сообщества, анализирующие структуры этой эстафе- ты, этой программы - это анализ науки. Если наука - куматоид, то задача: изучать эстафеты, традиции в рамках этого куматоида. Как же в рамках куматоида появляется новое? - далее: Что же такое на- ука? В науке существует два типа программ (главных), связанных с наукой, без них она не мажет существовать. Любой прибор, метод изотопного исследования - исследовательская программа. Предметы, окружающие нас - это результат программ, их получения, использо- вания. Это некоторые эстафеты. Куматоиды - любые предметы, м.б. включены в программы получения. Каждая наука имеет определенный оптимальный метод. Но наука - не только получение знаний, но и их обработка, хранение, передача знаний, методы систематизации зна- ний, постановка задач - это программы коллекторские. Наука - осо- бенный тип социальной памяти, систематизации и сбора знаний

Информация о работе Лекции по "Философии"