Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:59, лекция

Описание

1. Масштабы человеческой деятельности, которые сочетаются с экспонанциальностью роста народонаселения.
2. Усиление интегративных тенденций; формирование современ- ных концепций начиная с 1985 г. (перестройка). Пространство в масштабах Земли сжалось, в мировом хозяйстве - интеграция (Япония закупает сырье), образ жизни и культуры (Mc. Donalds, Coca-cola) приходит к унификации в образе и форме жизни. Тенденция к сепара- тизму (противополож). Люди хотят сохранить минимальный набор ха- рактеристик, особенностей (Корсика, народные движения). Формиро- вание взаимосвязей, но мир контрастен и противоречив.

Содержание

Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.
ЛЕКЦИЯ 3 ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ.
ЛЕКЦИЯ 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ (РФ).
ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ.
ЛЕКЦИЯ 7. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЛЕКЦИЯ 8А. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОППЕРА.
ЛЕКЦИЯ 8Б. ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПМЗ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ЭЭ)
ЛЕКЦИЯ 9. ОБРАЗ НАУКИ (НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ).
ЛЕКЦИЯ 10. КЛАССИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ).
ЛЕКЦИЯ 13. ВВЕДЕНИЕ В Ф. НАУКИ.
ЛЕКЦИЯ 15. НАУКА КАК СМЕНА РЕФЛЕКСИЙ.

Работа состоит из  1 файл

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

В.Соловиев - сын С.М.Соловиева, крупного историка: учился в университете, стажировался в Сергиевом Пасаде, в духовной академии, работал в Москве, потом оставил службу; писал, выступал. Оправдание добра. Идем - синтез всех форм культуры, науки, религии, Ф.: синтез эмпирического, рационального и мистического знания -целостность (цельное знание). Другая идея - Богочеловечество. а) Проникновение божественного Логоса в природу. б) Полная победа сил добра. в) Единение всех людей с Богом.

ЦЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ: 1) истина есть все; любое в отрыве от цельного - не истина, а ложь; истина - целостный необходимый синтез; 2) синтез мистических (первоначальный уровень непосредственного

вхождения в реальность: Бог есть), эмпирических и рациональных знаний.

ОНТОЛОГИЯ СОЛОВЬЕВА: 1) абсолютный мир; 2) отпадение от абсолютного (человеческий мир отпадает от общественного); 3) восстановление единства в природе и человеческом обществе. Все оду-хотворено, София - душа мира (стремление к единству в Софии, собирании мира, София - божественная премудрость). Нравственная задача человека - победа над злом, несовершенством, несправедливостью. Идеал социального устройства - теократия. Россия близка к духовному лидерству во главе единого религиозного движения (русский народ способен к самоотречению), к теократическому свободному строю. 

25 0. РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ РЕНЕСАНС Множество имен, работ, гипотез - 43 фамилии на уровне мирового класса за очень короткий срок (рекорд). Сюда частично входят: Богоискатель Лосев, Бердяев (Шестое тоже) - основоположники экзистенциализма.

Бердяев родился в  Киеве, был блестящим оратором, свободно говорил и писал (в творческом экстазе). Умер за границей, под Парижем. Впервые четко на первый план поставил идею свободы. Свобода - основа всего. Основной мезис: объективных реальностей не существует, существует лишь объективация. Носитель- субъект, а не природа. задача - переориентация сознания - изменение мира: другая установка - другой мир. Главное - свободная личность, даздравствует, персонализм! Первая свобода у Бердяева - ун. груп. (свобода до Бога (вначале была свобода)); вторая свобода - рациональность, сопряженная с ответственностью. Но она может превращаться в иррациональность, в своеволие подпольного человека, Против этого - третья свобода - религиозная. Бог помог человеку осуществить выбор в направлении добра. Бог необязательно ведет человека к идее прогресса. Прогресс несостоятелен, это пренебрежение числом поколений, чтобы кто-то потом жил как избранный. 

24 0. 1-вый этап: 1917-1922.

2-ой этап: 1922-1930 (31)

1. Ф. развитие идет по инерции и осложняется внешними теоретиками (Бердяев и др.). Лето 1922 - первая чистка и высылка крупнейших философов за границу. 15 ноября 1922 г. - "философский пароход" (цвет интеллигенции): Россия стала философской провинцией. Общая тенденция - резкое сужение интеллектуального горизонта, потеря теоретических аргументов, потеря теоретического уровня.

2. Отсутствие своих  философских шагов. Вакуум. Коммунистические  университеты, институты. Развитие  в рамках марксизма. Новэтих  рамках обсуждались и вопросы мировой Ф. Сам марксизм - разумное Ф. течение, на которое можно опираться, заслуживающая внимания т. зр. Свобода дискуссий, за счет которых и фила Ф. Основная дискуссия шла между диалектиками и механистами (Скворцов, Степанов, А. Тимирязев (сын и тоже химик) по поводу предмета Ф. и редукционизма. Ф. - среднее между наукой и релинией. Землевладение - религия, буржуазия - Ф., пролетариат - наука. Победили диалектики. 20-30 гг. - великий перелом: необходимость большевист-ской науки и Ф. В 30-м г. ушел средний уровень (Элита ушла еще в 22 г.) Остались лишь отдельные философы, не составляющие никакого уровня.

ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. 

21. 0 Общая характеристика.  

22. 0 Неопозитивизм (НПЗ), постпозитивизм (ППВ), критический РЦ. 

23. 0 Феноменология (ФЛГ), экзистенциализм (ЭКЗ), герменевтика (ГМК). 

24. 0 Критическая теория франкфуртской школы (ФШ). 

25. 0 Постмодернизм (ПМЗ) и эволюционная эпистемология (ЭЭ). 

21. 0 а) бросается в глаза огромное изобилие направлений, школ, тенденций и т.д. - плюрализм (множество теорий). Поражает.

б) прецентизм - отдельные  части классических представлений, которые трансформируются и делаются основой современных подходов. Много  НЕОтечений.

в) максимальное использование  всего Ф. наследия. В 19 в. еще было строгое следование определенной Ф. школе, современная Ф. использует весь арсенал.

г) основная единица Ф. - не теория, а подход. Строят собственные  теории в рамках единого подхода (НПЗ - новые теории с подходом ПЗ).

д): 1) главная тема - проблема РЦ, его типов и альтернатив; 2) проблема человеческой субъективности, человека в рациональном мире.

е) основные направления: 1) СЦ и АЦ - основные мировоззренческие  тенденции; 2) панорама: классические направления  Ф. 20 в.: НПЗ, ЭКМ, неотомизм (НТОМ) (новое направление, основанное на классическом католицизме). 60-70 гг. - ППЗ и ГМК, а также франк-фуртская школа (ФШ), 80-90 гг. - ПМЗ и ЭЭ. 

22. 0 НПЗ на базе Венского кружка (каф. Ф. в Вене, 20 гг.), близко к нему - Берлинское общество (назвать имена) и Пражская группа (...) и Варшавская (...). Печатный орган НПЗ - журнал "Познание". Предшественники: 1-ая стадия - Конт, Спенсер. 2-ая - Мах, 3-яя - НПЗ. Ориентация - на естественные и точные науки; отрицательное отношение к МФ - вот суть НПЗ. Конт: "Наука сама себе Ф." НПЗ получили совершенное оружие для изгнания МФ из Ф. - логику. Это базовый принцип НПЗ. Основные принципы: деление всех положений науки на аналитические и синтетические: верификация: возможность редукции сложных проектов к элементарным; тезис о возможности получения эмпирических заключений, не зависимых от теоретических, тезис о возможности построения науки на основе физики и математики. Этапы 30-е гг. - наступление, формирование программы; 40-50 гг. ее защита (второе дыхание НПЗ в США (бегство философов от фашизма)), 50-60 гг. предсмертная агония. "Погубитель"НПЗ - Карл Поппер.

ППЗ связан с НПЗ, с  проблематикой, с методологией, людьми. Подход - в серии теорий. К.Поппер. Отличия ППЗ от НПЗ: 1) это анализ истории науки (логическая реконструкция истории науки), стремление найти универсум - основу человеческого разума через историю науки - другая проблематика, главные факторы развития науки: внешние или внутренние? - Дискуссия внутри себя и вне, с другими течениями. Анализ динамики, а не статики науки. Вопрос: как провести грань между Ф. и наукой? - НПЗ; ППЗ - вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку. НПЗ - структура науки, ППЗ - история. ППЗ: три великих отказа: от чистого фактуального базиса (признание того, что он недостижим), от демаркационизми между наукой и Ф. (Это проблема становится вторичной, а главная - выбор теории); от коммуниктивизма (представлений о чисто линейном поступательном развитии науки).

ПОЗИТИВИЗМ ПОППЕРА. Если мы ищем в науке подтверждение  верификации, то мы его находим; когда оно является результатом предсказаний. Наука - совокупность теорий. Подтверждения (верификации) принимаются в расчет, когда ожидается опровержение. Чем больше теорию запрещать, тем лучше. Теория, не опровергаемая никакими мыслями, не научна. Каждая попытка проверить теорию - ее фальсифицирование. Попытка сохранить теорию после опровержения снижает степень ее научности. Исходные проблемы решаются с помощью пробной теории - элиминация ошибок - проблема (формула).

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ (КРЦ) ПОППЕРА. Это широкое Ф. течение, в том числе включающее ППЗ (Ганс Андерс и др.). Для немцев очень важное течение. КРЦ - основа партии свободных демократов в Германии: человеческое существо подвержено ошибкам, но принимая во внимание область разума следует критически относиться к себе и другим. Критический разум: честность, терпимость, толерантность. Идеальная модель небольших постепенных шагов. Основа - тема проб и ошибок, ход человеческой истории зависит от развития научного познания (человеческого); используя рациональные научные методы, мы не можем предсказать, каким будет рост научного знания. Мы не можем предсказать ход человеческой истории. Нужно отвергнуть возможность теоретической истории. Невозможно научно предсказать историю развития человеческого общества, общество и человек имеют массу возможностей для использования и ответственны за это отдельные люди. 

24. 0 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. 1764 - понятие ФЛГ - не вещь как таковая, а то, как эта вещь является, а не к самой вещи. Значительно влияние Канта. Феномен - слить объективность и субъективность. Цель Гуссерля - открыть основы науки, обосновать научное познание обращением к субъекту. До этого люди стремились к объекту. Гуссерль полагал, что самым совершенным признаком научного знания является очевидность (особенно в математике). Вопрос: как возникает жти очевидность, в каких условиях? - основной вопрос ФНЛ Гуссерля. Это археология познания, которая ищет первоначальные структуры, условия возникновения очевидности. Достичь очевидность можно двумя шагами: 1) феноменальная редукция - поздержание от натуралистической установки. Вычленение сознания как потока феноменов, Фиксация вещей на самих себе. Возможно, что в потоке сознания происходит смена феноменов, а не само познание. Результат - такая глубинная характериситка познания, как интенциональность: когда очистим сознание от всего, сознание не будет пустым, оно всегда о чем-то, внутри сознания уже шевелится предмет, сознание есть поток этих феноменов. Интенциональность - направленность. 2) Эйдетическая (сущностная) редукция. У феномена есть эйдет (сущность). Эти сущность усматривается в процессе наблюдения, а не выводится логически. Все воспринимается через форму, задача состоит в том, чтобы выявить эту структуру и найти ее значение для науки. Форма - пространство - предмет. Гуссерль хотел найти основы формирования человеческой субъективности. Здесь огромна роль языка. Основы обычного обыденного человеческого мира - это основы для науки. М.Хайдеггер - ученик Гуссерля, основоположник ЭКЗ.

ЭКЗ оформился к 1929 году. Хотя течение это существовало и ранее. Основные представители: Хайдеггер (1889-1976), Ясперс (1883-1969). Бердяев (1874-1948) и Сартр (1875-1948). Центральная проблема - человеческое бытие. На человека давит чуждый ему беспощадный страшный мир. Теоретическая основа ЭКЗ - разделение бытия на подлинное и неподлинное. Главная характерная черта подлинного бытия - существование предшествующей сущности. Предметы, окружающие нас - результаты человеческой деятельности, их сущность предшествует существованию. Человек подобен Богу. Набор качеств образует человека. ЭКЗ: человек есть проект, проектирующий себя в будущем, он предшествует сущности, он замыслен. Человек - это свободность. Выбор человека является весьма ответственным для него и для других. Существование предшествует сущности в отношении человека. Когда человек принимает стандартные решения, то он живет в неподлинном бытии. Большинство людей - в неподлинном бытии. Но вырваться можно. ЭКЗ не связан с мифом, религией : миф не является подлинным бытием.

ГМК. Искусство понимания. Феноменология текста. Имеет длительную историю. Истоки ГМК: 1) - в Древней Греции: Софисты - первые учителя в Греции. Понимание может быть различным. Можно понимать доказательства, теоремы; можно понимать языковые тексты, выражения: можно - смысл слов, фраз, но не понимать, для чего этот человек говорит, чего хочет, - понимание в чувствованиях. Речь шла об этих типах понимания. Софисты - искусство парафраз - пересказ своими словами. 2) Августин Блаженный - обширный труд по ГМК. Его шаги: а) определение понимания: переход от знака к значению; б) оно возможно, так как имеется родственность душ = воспринимаемость знаков одинаковая = одинаковые значения. Концептуальный подход к темным местам священного писания. 3) Распространение ГМК на историю: Хладенциус, 18 в. Расширение ГМК. 4) Шлейермахер, 19 в. применение ГМК - это текст. Текст - это застывшая речь. Метод исследования текста - диалогический. Интерпретация - объективная (грамматическая) и субъективная (психологическая), развитие и полное выражение идей герм. круга. Культуру понимал через совокупность произведений. Автора можно понять лучше, чем он сам себя понимает. 5) В.Дильтей. ГМК становится методологией всех гуманитарных наук, конец 19 - начало 20 века. 6) Современность: Х.Гадамер (род. 1900). Главное произведение: ГМК становится универсальным аспектом ф. В центре внимания - интеллектуальный горизонт. Не история принадлежит нам, а мы истории. Все дается на определенном фоне. Интерпретация только внутри события, не может выйти за рамки. Полностью избавиться от предрассудков мы не можем.

5. ФШ. Представители: ....., Хаберман. На базе института социальных  исследований. Центр - критическое  отношение к обществу; к научной  рациональности, НТП и др., жестко  господствующим над человеком.  Они ведут направленно против идеологии просвещения; развитие - не воплощение человеческого разума; если является воплощением, то это сошедший с ума разум. Пик ФШ приходится на 1968 год (студенческие бунты), концепция революции для постиндустриального общества. Не интегрированные в общество люди могут быть закваской революции - студенты, люмпены. Глубинные основы обоснования ополовиненности разума - суть науки. Суть концепции Хабермана: в основе всякого познания (вне науки) - теория познания как теория общества. Фундаментальные познавательные интересы: технический (на базе труда - эмпирико-аналитический комплекс); практический (на базе общения - историко-герменевтический комплекс науки), эмансипационный (на базе рефлексии - социально-критический). См. Маркузе. Технический - порождение знания, используется в целях господства. Историко-герменевтический - служит для взаимопонимания. Социально-критический - для освобождения от ?гипостазир. предположенности.

ЛЕКЦИЯ 7. ЧЕЛОВЕК  И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. Проблема человека  в истории ф. и культуры.

2. Современная философская  антропология.

3. Практика и ее  философское осмысление.

4. Ценностные ориентиры  человека.

5. Специфика человеческого  общения. ОБЩАЯ СХЕМА Ф.

ОЦЕНКА ОБЩЕНИЕ

МИР ПРАКТИКА - ЧЕЛОВЕК ------T------ ЧЕЛОВЕК

ПОЗНАНИЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Существуют три основных источника, к формулированию наших  знаний о человеке: 1) классическая ф. традиция; 2) религия; 3) наука - в истории  человеческой культуры. 1) Антическая ф. делится на два периода: а) досократики - вопросы натурфилософии: как устроен космос и др.; б) сократики: в центр внимания ставится человек. Что такое человек? - не дает ответа на этот вопрос, но пытается. Без испытаний человек не нормальный. Человек - существо, которое задает разумные вопросы и способно держать ответ перед наступающими вопросами.

Марк Аврелий (второй век до н.э.): сущность человека не зависит  от внешних обстоятельств, она зависит  от оценки человеком самого себя. Лишь внутренняя тенденция имеет значение и не должна быть нарушена, но кто  живет в личности, тот живет в космосе, потому что микро- и макрокосмы едины. Только сила разума (а не чувств) может быть основной силой человека. Только здесь человек свободен, автономен, самодомтаточен - в своем разуме. Вещи не касаются души, но пребывают в покое вне ее. Мир - измерения, жизнь - убеждения. Разум есть специфическое человеческое стремление. Разум автономный орган. 2) Религия. Если человек мыслит в ее рамках - первоначальный грех снижает мощь разума в результате грехопадения, опора должна быть не на разум, а только на Бога. Б.Паскаль - ? не годится геометрия мышления, человек - конечное многообразие; утонченен, противоречив. Постичь человека можно, изучая его жизненный путь. Человек - тайна; путь к ее разгадке - религия. Человек - противоречие, смесь материального и нематериального. 3) Наука. Человек занимался самолюбованием, а наука ударила "по этому месту": Коперник, Дарвин и др. Человек - природное существо, как этап эволюции. В 18 веке появилась идея, что человек - гидравлическая система (век развития механики). В современном мире о человеке можно говорить как об ЭВМ. Человек - натуралистическая система. Две версии: биологизм (биополитика и др.) и физиологизм (человек - совокупность атомов и т.п.).

Основные образы человека: а) Homo sapiens (классические натурфилософские традиции); (религия - разновидность классических философских традиций (КТФ) - разум в подчинении Бога); б) Homo sapiens (природное существо); в) (с 19 века) - Homo деятельный (социологический - Маркс и др.). Наши представления о человеке расколоты, противоречиво стремление к созданию объединенного направления. Современная философская антропология (ФА): выяснить подлинную природу человека, на которой основаны образы его поведения, учитывая все ф. концепции и современные взгляды - т.е.: выявить единые образы. Шиллер, Гелен, Плесснер - основоположники ФА.

Информация о работе Лекции по "Философии"