Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:59, лекция

Описание

1. Масштабы человеческой деятельности, которые сочетаются с экспонанциальностью роста народонаселения.
2. Усиление интегративных тенденций; формирование современ- ных концепций начиная с 1985 г. (перестройка). Пространство в масштабах Земли сжалось, в мировом хозяйстве - интеграция (Япония закупает сырье), образ жизни и культуры (Mc. Donalds, Coca-cola) приходит к унификации в образе и форме жизни. Тенденция к сепара- тизму (противополож). Люди хотят сохранить минимальный набор ха- рактеристик, особенностей (Корсика, народные движения). Формиро- вание взаимосвязей, но мир контрастен и противоречив.

Содержание

Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Лекция 2. Философия Канта и ее современное значение.
ЛЕКЦИЯ 3 ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ.
ЛЕКЦИЯ 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ (РФ).
ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ.
ЛЕКЦИЯ 7. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЛЕКЦИЯ 8А. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОППЕРА.
ЛЕКЦИЯ 8Б. ПОСТМОДЕРНИЗМ (ПМЗ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ЭЭ)
ЛЕКЦИЯ 9. ОБРАЗ НАУКИ (НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ).
ЛЕКЦИЯ 10. КЛАССИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ИДЕАЛ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ).
ЛЕКЦИЯ 13. ВВЕДЕНИЕ В Ф. НАУКИ.
ЛЕКЦИЯ 15. НАУКА КАК СМЕНА РЕФЛЕКСИЙ.

Работа состоит из  1 файл

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

2) Социокультурный способ (наиболее ценное познание - которое  отвечает коренным интересам  всего субъект., а естественные  наукиудовлетворяют математические  потребности).

3) Попытки показать  возможности подтягивания др. наук к гуманитарному идеалу. Как?: а) сильная версия - совокупность утопических надежд сделать гуманной всю науку. Толстой: наука о том, как должны жить люди - всегда была важнейшей. Простой человек хочет знать как жить, а наука молчит - надо вернуться, чтобы все отошло в науке на второй план, а на превый - как жить. 1968 Маркузе высказывался примерно в том же смысле. б) слабая (распространенная). Социокультурная обусловленность распространяется не только на гуманитарные, но и на все остальные науки, просто выражается по-другому).

Ни в одном случае не было реализованности универсалистских претензий. В XX в. критика классического  ИНЗ прямо противополож- на. Формирование нового ИНЗ: 1) формирование критики: антифунда- ментализация, плюрализм, релятивизация и экстернализация; 2) по- иск позитивных методов. Однако, все это лишь тенденции и вокруг них сейчас спорят. Считается, что наука далеко не конч. - осозна- ние, что наука не истина - релятивно. Антифундаментализм - пере- ход от математического идеала к физическому. Были и будут мелкие изменения. Фундаментальную парадигму не преодолели даже гумани- тарные ИНЗ. Кризис фундаментализма осознан во многом благодаря Попперу. Опыт - не основа, а опровержение. Наука - это существо- вание опровергающей возможности. Если теория может быть провере- на, то она будет опровергаема. Любое знание не вечное, гипотети- ческое, лишено фундаментальности. Ганс Альберт: критика фундамен- тальной парадигмы: 1)бесконечный регресс - одно объясняет другое, другое - третье и т.д.; 2) прочный логический круг: первое обос- новывает второе ...... последнее возвращается к первому; 3) про- извольнаа остановка - процедура обоснования.

Современная критика  фундаменталистской парадигмы. В науке  нет окончательного обоснования, наука лежит на каких-то сваях, но они - в болоте.

Плюрализ-е. Наука - совокупность парадигм, эпистем и их программ. Причины многообразны, но прежде всего  связаны с глубин- ными общими тенденциями  развития науки и Ф. науки. Плюрализм  м.б. в многообразии, в тоеретическом оправдании многообразия: а) оп- равдание множества теорий о предмете (чем больше теорий, тем луч- ше); б) плюрализм стандартов (допустимо многообразие стандартов). Фейербант и (?)Шаннер. Отсутствие границ между наукой и мифом. Наука - миф XX века, а в мифе решены многие проблемы. Существует множество стандартов и между ними бессмысленно проводить границы. Мощная тенденция плюрализма. Экстернализация. Большинство счита- ет, что научное познание должно зависеть только от социокультур- ных факторов. Для правильного понимания сути проблемы нужно иметь в виду три аспекта науки: 1) актуальность поведения ученых; 2) содержание научных теорий, гипотез; 3) стандарты научности и оце- нок. Содержание научных теорий зависит от социокультурных пара- метров. Это влияние идет через стандарты. Позитивные образци. Все линии и тенденции еще не нашли фундамента, реализации. Пример: агрохимия Либиха. Еще одно положение из ФШ - стадии развития на- учной теории: допарадигм., парадигм. и постпарадигм. Таким обра- зом, агрохимия Либиха имеет черты разных наук, базирующизся на концепции круговорота. Но главная цель - социокульт.: получение устойчивых урожаев навсегда. Это разбивает все предположения о разделении фундаментальных и прикладных наук: наука прикладная, а цели фундаментальные. Устойчивого эталона еще не получено, новая тенденция. Представления о науке более богаты, чем СЦ и АЦ. Науки различны, многообразны, у них разные интересы. Необходимо знать, какую науку критикуем.

Идеалы научности и  паранаука. Совокупновть течений, претендующих на научный статус, но не соответствующих требованиям науки. Каковы стандарты научности? Если имеется в виду не универ-

сальный критерий - то что  такое наука? ...........

Выявление внутренних противоречий интересно в паранауке. Критерий противоречивости играет ведущую роль в математике, но не в физических и гуманитарных стандартах. Далеко не все естествен- но-научные теории неформализованы. (?) Если критерий успешной проверки на опыте = то та же сложность. Астрология тоже может вы- держать опыт. Социально-практическое ориентирование - видно как нигде в алхимии и др. Особняком стоит астрология: там существует разрыв между двумя теориями: гороскопов и предусматривания дейс- твий против них. Лучше было бы искать различия между наукой и па- ранаукой в ститике и динамике. Но это тоже не дает желаемых ре- зультатов. Еще одна трудность - проблема (?)археоптерикса (при- мер). Биолог - это переходная форма - "допустим"; психолог - "мо- гу возразить". Паранаука в основном состоит из веры в чудесные явления. Спор между наукой и паранаукой не м.б. разрешен с по- мощью стандартных критериев. Это вопрос мировоззренческой ориен- тации.

ЛЕКЦИЯ 11. АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Ф. как любая другая форма деятельности, создает микроструктуру, духовный климат,окружающий великих философов. Ф. не формировалась одними гениями.

1) Как развивалась  Ф. в мире (значение малых мыслителей,

тесная связь с культурой, нефилософским знанием).

2) Распространение Ф.

3) Генерация, создание, пути Ф. (Ф. - особая наука, синтез).

4) Американская Ф. - много параллелей, похожа на русскую.

Каждый культурно-исторический регион обладает характерной спецификой восприятия реальности - регионализация (Американские философы против на филфаке: говорит П. о регионализации, а  су- ществует объединительная тенденция в мире. Но виды творчества об- ладают большей спецификой. Их надо интерпретировать. Этот дух - по регионам. Ценности - это желанное и нежеланное, стоящее за Ф. и культурой. Философ - человек своего времени и своей эпохи, ка- ким бы он вселенским не являлся. Необходим ключ к закодированию - так и к американской т.зр.

Критика стереотипов. В 70-80-е  гг. набор стереотипов поддер- живался  протест. средой. Нация особая, принимавшая  волны эмигра- ции; протестанстское  влияние; не было религиозной нетерпимости, огромный плавильный котел, не раз контрастировал с Европой в бо- лее выгодную сторону. 18-19 века: Западническое направление в России: восхищение Америков, ее режимом. Чтобы понять современную Ф. США надо отказаться от стереотипов. Сейчас Америка - в сложном периоде. Никакой стабильности, устойчивости в ценностях мало, страна в периоде осмысливания себя. Там произошел новый демокра- тический сдвиг. Мощнейшее движение страны с северо-востока на юго-запад. Меняется сознание людей. Медленно умирают восточные города. Прогресс в Калифорнии Это колоссальная проблема: mul- ti-carturalism. Современный американец пытается найти новое восп- риятие на основании новых эмигрантских волн. США строились на ос- нове англосаксоннской рассы. 80-е гг. 20-го века- начали домини- ровать латиноамериканцы и восточно-европейцы - со своей религией и проблемами. Американцы, наконец, поняли, что в мире не они одни (а ранее были под стереотипами). Сейчас они поняли, что существу- ют и восточные ценности (в том числе и русские). Пробуждается ин- терес к национальным традициям, росткам других культур. Новые группы не собираются менять свои ценности на американские. Это трудный процесс колебания в культуре, политике (сдвиг к консерва- торам) и т.п. Моральные ценности уже связаны с несколькими идеа- лами, местные ценности играют большую роль, чем общенациональные - распад. Никто не может сказать, что карьера вечна сейчас в США. Статус может остаться пустым местом (как и у нас). Рабочие места - ближе к дому. Повышается наукоемкость. Мощь страны определяется не крупнейшими заводами, а на местах. Возрастает "центробежность" эмигрантов. Встает проблема детей. Дети рано откалываются, прини- мают наркотики. Проблема домов: сейчас большинство американцев не являются хозяевами своих домов, а съемциками. Проблема бездомнос- ти, несмотря на пропаганду: каждому американцу свой дом и землю. Меняется способ путешествий. Появилась страсть к перемене места. Возрастает роль средств массовой информации, которые стали огром- ной новой силой. Возрастание роли гражданских прав, учреждений, институтов. Правовая система перевешивает все остальные.

Возникновение американской Ф.

1620 г. - высадка плимутовских  выходцев - Нью-Плимут. Эти люди были  в основном религиозными беженцами  (пуританами - крайние идеи европейской реформации). Лютер как и новые американцы хотели реформировать католицизм. Человека приблизить к Богу. В католи- цизме же между человеком и Богом Целая иерархия. Ее необходимо изъять, реформировать. Изменить характер мышления. Принцип всес- вященства. Каждый человек м.б. священником. Принцип прямого обще- ния с Богом. Каждый человек находит Бога в себе самом. Идея пред- назначенности человека, предопределения. каждому человеку можно спастись - трудовая протестантская этика. Мы можем только уга- дать, как мы может спастись. Ответ: благодаря труду. Каждый чело- век должен трудиться. Труд - величайшая протестантская ценность. Богатство (с помощью честного труда) - намек, что можно спастись. Определенные группы протестантов должны создать город на Холсе - Новый Ханаан. Это все полукатолическое - полупротестантское - лю- ди решили построить идеал, новое общество - в его роли - США (по- хоже на убежденных большевиков). Очень скоро это воплотилось в теократию - устройство по принципу Старого Завета. Государство по религиозным принципам (протестантским). Джон Коттон - идеолог. Корреспонденция - человек общается с Богом - через символы он ищет общение. Неурожай - ага, идем не тем путем. Еж убил змею - уничтожение змия. Строительству Нового Ханаана что-то мешает. Своя жестоко проводимая система ценностей, восприятия мира - своя Ф. Эти люди знали европейскую Ф., Спинозу, Локка. Первые пуритане создали систему пуританской энциклопедии. Природа - на основе фи- зики и символики. Главная задача Ф.: соединить науку и теологию; вы управляется природой, но ее можно изучать научными методами (Коттон и др.) Первая американская Ф.: 1) безраздельная убежден- ность в протестантских ценностях; 2) Повальная грамотность, зна- комство с европейскими достижениями. Т.о., фанатизм + просвещен- ность. Это не ушло, а в какой-то мере унаследованно; 3) Примат духовного над материальным, вера - ценность номер один. Капитал - подтверждает веру (Протестантизм). Определенные формы культуры трактовались как ненужные (живопись - насмешка над Богом, музыка - только религиозная. Это духовные излишества). Ранняя американс- кая Ф. была идеальной системой, уникальным экспериментом по соз- данию плацдарма для новой нации - не было шатаний; 4) Ранняя аме- риканская Ф. основана на трансцендентных идеях (выход за преде- лы). Сущность мира - за пределами этого мира. Истина - центр ми- ра. (В протестантстве этой эпохи женщина была вторичная храни- тельница очага, не трудилась - без намека на спасение. Сейчас по другому. Детям не навязывали волю, а предоставляли определенных матер. и др. круг, в котором развивался ребенок. Мышление челове- ка окружено договорами. Браки - по контракту.)

В конце 17 века эта протестантская система дает трещину.

Идея большевизма тогда  в Америке привела к некоему  террору (забо-

лел человек - пошли дожди = он наводит порчу), 1688 - первая вол-

на: 1720 - вторая.

1. Отец и сын Мазеры - стояли у обоснования процессов  - оп- ределенная Ф.: доносчик облекался  божьей благодатью. Их изгоняли. Философы-охотники тихо ушли со  сцены в течение нескольких недель. Протестанская Ф. находилась уже на закате. 17 век - великое про- буждение. Тысячи новых англичан решили пройти через новое видение Бога. Богослужения под открытым небом: "освобождение от догм". 18 век - американская Ф, становится фактом мировой жизни. 1760-е гг. крупнейшая проблема. Ранее это были дальние поселения Англии, а теперь - стремление вырваться. Юг США - образовались громадные колонии (на Востоке, а на Западе - потихоньку русские). 1784 г7 - сформировалась новая линия мира. Были очень образованные люди, богатые, с американским образованием - "Новые люди". Новая Ф. До- кумент: "Декларация о независимости США". Началась война. Новый документ. Люди заключили договор и обладали естественными правами - это была новая мысль. Люди сотворены создателями с естественны- ми и неотчуждаетмыми правами. Все люди равны. Равенство вне того, что кто-то преимущественно спасется. 1889 - Французская револю- ция: люди равны - США - ранние мысли по этому поводу. И это было для белых людей. РАссовые предрассудки еще были сильны. люди сот- ворены равными и заключают договор с другими, уступая часть своих прав, предоставляя другим управлять. У них нет болгом данной власти. Они просто уполномочены. К числу прав: жизнь, свобода, стремление к счастью. Их дал Бог, Их отнять никто не может. "Дек- ларация" - уникальный документ с хорошим литературным языком. Развивался тезис о стремлении к счастью.

Крупнейшие философы: Джеферсон: революция - один из спосо- бов  преобразования мира. Ф. теория: чтобы  построить новое госу- дарство  разума в Америке, необходимо запретить  развитие городов. Но был послом в  Европе: Англии, Франции. Видел Париж  накануне ре- волюции. Отрицательный момент в обществе - это города с промыш- ленностью, где существуеют бедные и богатые. Америка д.б. фер- мерской. Город - скопище пороков и противоречий необходимо фер- мерство с одним акром на мужчину - уравнивание собственности. Свободная страна землепащцев. Просвещение: судебно-исполнительное

законодательство. Система  разделения властей (это еще от Локва). Это был взгляд на мир с уравновешенностью, стабильностью прямыми линиями  без извилистых путей. Ни президент, ни конгресс, ни верховный суд не обладали преимуществами по отношению друг к другу. Эта до сих пор система. Широко демократический подход к человеку. Человек по природе демократ = другая т.зр.: Алекс Гамильтон и др. (собственный альманах): все люди - злые: народ - дверь, его необходимо обуздать, а не освобождать - необходима сильная власть: президент или морарз. конгресс и верховный суд - ослаблены. Они видели, что так надо на благо людей. Необходимо создавать города, банки, промышленность - противоположная Джеферсону т.зр. Джеферсон - сокращение госаппарата. Гамильтон - наоборот. Государственная система (и Ф.) США стала балансом двух линий.

ЛЕКЦИЯ 12. ПОЗИТИВИЗМ (МАХИЗМ).

Возник под давлением  эмпириокритицизма. Анализ ощущений.

Мах- ученый и философ. Конец 19 века: кризис физики. Проблема эфира. Физики стали изучать не природу, а ими же придуманные модели. Мах, Авенариус, Гельмгольц, Богданов. Идеи мазизма в значительной степени поставили проблему перед коммунизмом. Невозможно получить абсолютные знания ни по какому предмету. Карнап: главная задача Ф. - логический анализ языка науки.

Экзистенциализм. От кризиса  натурфилософии, ПЗ, от оптимизма в  начале 20 века. Деятели ЭЗМ - религиозные  франц. Это форма АЦ (против науки).

--------------------

ЛЕКЦИЯ 12.

1801. Джефферсон стал  президентом, но это был уже умеренный Джефферсон, а не прежний. С тех времен начинается либерализм в Ф. Принцип разнообразия в культуре США Базовая структура ценностей, незыблемая, почти не изменявшаяся, была существенно трансформирована в начале 1917 г., а с 1985 - опять перевернулась. Либерализм в США - незыблем.

Трансцендентализм (это  еще ранняя американская Ф.) - 19 век, 30-50 годы. Обусловленно: 1) американский протестантизм и его ценности в целом продолжали существавать, но было много вольнодумцев - природа может обойтись без Бога. Мы должны искупать грехи хорошими делами - положительная черта протестантизма. Самосознание американцев и гордость возросли. Жизнь хороша, зачем же нести груз отрицательного (зарождение протеста, вольнодумцы). Ряд проповедников из Гарварда, жившие вокруг Бостона (интеллектуаль- ное сборище) - трансцендентализм (ТРДМ). Имена: основатель школы, главный идеолог - Ральф Эмерсон и Генри Тор (1842 - открыт клуб). Идеи: основные ценности - человек и природа. В мире существует трансцедентальное (духовное) начало. Мы не можем жить только не- изменными ценностями и стремимся к духу, высшему закону, сверхду- ше. Эта сфера духа всегда влечет человека. Чтобы туда проникнуть необходимо уйти от низменной цивилизации. Для этого нужно погру- зиться в созерцание эстетического слоя природы. Духовное скрыто в природе. Созерцание природы (1845 г. эксперименты Торо по созер- цанию - жил в хижине 2 года) - мы движемся к природе - постигаем трансцендентное, духовное в природе. Это романтическая Ф, сущест- вовала и в Европе и в др. Романтизм - Ф. человеческого, "Я" об единственном уникальном человеке.

Два крупных пункта: теория индивидуализма (вторая часть их Ф.) Человек - высочайшая ценность (Я) Все  можно обсуждать, дохо- дить, но нельзя поступиться базовыми ценностями. Здесь начинается предел человеческого "Я". Чтобы быть самодостаточным, необходимо выполнять себя - наука, образование, культура, кругозор. Трактат о неповиновении (Торо после эесперимента (47) поместили в тюрьму за то, что не платил налоги, а он не хотел, т.к. его не устраива- ли законы Америки, не одобрял политику. Бойкот, гражданское непо- виновение и др. Эта работа после 62 г. (смерть Торо) оказала вли- яние на последующие взгляды и Ф. (Толстой - теория похожая; Та- хатма Ганди - пассивная борьба; М.Л.Кинг - использовал некоторые идеи). Ганди и Кинг с этим принципом добились победы. 30-40-60 гг. - ТРДМ. Бронзовый век американской Ф. - найти себя, опреде- лить, найти понятия осмыслить натурализм, европейскую Ф., рели- гию.

Информация о работе Лекции по "Философии"