Роль рекламы в современных условиях монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание

На данный момент изучение роли рекламы в условиях монополистической конкуренции весьма актуально. Именно благодаря рекламе покупатели, так же, как и продавцы узнают о выпуске нового продукта, либо об изменении качественных характеристик старого.
Целью данной работы является изучение роли рекламы в условиях монополистической конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность монополистической конкуренции………………5
1.1.Рыночные структуры: понятие, сущность и виды…………………..5
1.2.Особенности монополистической конкуренции……………………10
1.3.Определение цены и объема производства………………………....12
1.4.Примеры отраслей с монополистической конкуренцией………….14
Глава 2. Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции…………15
2.1.Виды рекламы……………………………………....………………….15
2.2.Реклама как способ неценовой конкуренции……………….……….18
2.3.Реклама в условиях монополистической конкуренции..……………21
Заключение…………………………………………………………………………24
Список используемой литературы..…………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

экономика3.doc

— 2.43 Мб (Скачать документ)

Расположение.

     Продукты также могут быть дифференцированы с точки зрения места их расположения и доступности. Небольшие магазины товаров повседневного спроса успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют более широкий ассортимент продукции и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов конкурируют, прежде всего, благодаря расположению своих заведений, размещая их на наиболее оживленных улицах, в густонаселенных кварталах. Так, расположение мотеля возле пересечения крупных автомагистралей позволяет его владельцу назначать более высокую плату за номер, чем аналогичному заведению, расположенному на менее оживленной дороге.

Фирменное название и упаковка.

     Дифференциация продукции может также обуславливаться предполагаемыми различиями, создаваемыми с помощью брендов, торговых марок и упаковки, указанием на имена знаменитостей, имеющих какое - то отношение к продукции. Имя знаменитости, ассоциирующееся с джинсами, духами, тренажером, также может улучшить мнение покупателей о таких товарах (например, Dolce&Gabbana, Chanel, Jennifer Lopez и т.д.).

     Итак, подводя итог всему вышеперечисленному, мы видим, что каждый из действующих субъектов предпринимательского бизнеса, прибегая к различным видам, методам и направлениям конкурентных действий стремится к усилению своей реальной конкурентоспособности. В большинстве случаев именно изменение качественных характеристик и рекламирование приводит к увеличению спроса на данный товар, и, следовательно, усиливает конкурентоспособность данного товара.  
 
 
 

      2.3 Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции

          Как было сказано выше, развитие рекламы в последнее время происходит повсеместно.

     Рис.4 наглядно показывает, что телевидение и пресса являются основными среди всех видов масс-медиа во всех странах. На их долю приходится примерно три четверти общего рекламного «пирога». Также, исследуя динамику развития рекламы, выяснилось, что с годами процентное соотношение рекламы, воздействующей на зрительно - слуховое восприятие, увеличивается.

    Рис.4. размещение рекламы в СМИ. 

     В условиях научно - технического прогресса стремительно увеличивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама. Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

     На рис.5 представлены возможное влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки. Допустим, первоначальные издержки равны АС1, а объем продаваемой продукции - Q1. В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется до Q2. При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной экономии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связанные с рекламой (АС2 < АС1). Однако, если рекламная кампания окажется неудачной и не будет способствовать продвижению товара на рынке, тот же самый объем продукции (Q3 = Q1) фирма будет продавать по более высокой цене (АС > АС1), которая возросла на величину издержек, связанных с рекламной кампанией.  

    Рис. 5. Возможное влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки.

     Многих потребителей смогли убедить, что качество товаров с известными марками превосходит качество конкурентной продукции. Вероятно, что фирмы на рынках с монополистической конкуренцией для увеличения продаж будут скорее конкурировать с помощью улучшения товаров или

разработки новых, чем при помощи понижения цен. Улучшение товара отдельной фирмой позволит ей извлекать прибыли пока остальные фирмы не скопируют эти улучшения. Часто эти улучшения бывают поверхностными и несущественными. Но как только товар улучшен, фирма обычно начинает рекламу, чтобы проинформировать потребителей об этих изменениях. Реклама и реализация товаров являются процессами, требующими затрат. Издержки реализации - это все те издержки, которые несет фирма, чтобы повлиять на продажи своего товара. Осуществляя рекламные и прочие связанные с продажей расходы, фирма надеется увеличить поступления, выручку. Реклама может воздействовать на уровень спроса на товар фирмы и на ценовую эластичность этого спроса. Она, кроме того, может воздействовать и на перекрестную эластичность спроса на продукт применительно к ценам на товары конкурирующих фирм. Реклама также может увеличить спрос на товары всех продавцов в товарной группе. В условиях конкуренции нет стимулов нести издержки реализации, т.к. товары являются заменителями, которые отличаются от других незначительно, и покупатели являются полностью информированными. Следовательно, при этих обстоятельствах реклама бесполезна. Фирмы занимаются рекламой и другой деятельностью по продвижению товара тогда, когда они могут указать на уникальные стороны своих товаров и когда информация не имеется в свободном распоряжении у покупателей. При этом крайне важно, чтобы реклама была эффективна, т.е. издержки на ее осуществление должны быть ниже тех дополнительных доходов, которые она способна обеспечить.

           
 
 
 

    Заключение

     Подводя итоги исследования в данной работе роли рекламы в условиях монополистической конкуренции, мы, во-первых, узнали отличительные особенности монополистической конкуренции, а во-вторых, выполнили поставленную задачу, то есть, изучили роль рекламы в условиях монополистической конкуренции. Что касается первого пункта, то сама монополистическая конкуренция - это “смесь” совершенной конкуренции и чистой монополии, что в отрасли с данным видом конкуренции присутствует относительно большое число продавцов, что фирмы производят дифференцированную продукцию, а также то, что войти в отрасль, либо выйти из нее достаточно легко.

     Что касается второго пункта, то необходимо выделить следующее:

      реклама способствует решению проблемы асимметричности рыночной информации;

      реклама влияет на спрос продукции, произведенной в отрасли монополистической конкуренции;

      благоприятствует расширению производства и уменьшению средних издержек (но только в том случае, если реклама будет эффективной);

      усиливает конкурентную борьбу между фирмами.

     Следовательно, подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что роль рекламы в современных условиях монополистической конкуренции весома, так как влияет на потребительский выбор и именно от ее  эффективности во многом зависит успех любого коммерческого начинания.

      
 

Список используемой литературы:

    Стэнли Л.Брю, Кэмпбелл Р.Макконнелл “экономикс. Краткий курс”. Издательство: Инфра-М. 2007г. ;

    В.Ф.Максимова “Микроэкономика ”. Издательство: Market DS. 2008г.;

    Р.М. Нуреев “Курс микроэкономики”. Издательство: Норма. 2008г.;

    http://www.altaname.ru/micro/61-rol-reklamy-na-rynkakh.html;

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/9666/%D0%9E%D0%9B%D0%98%D0%93%D0%9E%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%98%D0%AF;

    http://www.inventech.ru/lib/pricing/pricing-0045/;

    http://www.nrtm.ru/article/reklama/termin_reklama.htm;


Информация о работе Роль рекламы в современных условиях монополистической конкуренции