Роль рекламы в современных условиях монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание

На данный момент изучение роли рекламы в условиях монополистической конкуренции весьма актуально. Именно благодаря рекламе покупатели, так же, как и продавцы узнают о выпуске нового продукта, либо об изменении качественных характеристик старого.
Целью данной работы является изучение роли рекламы в условиях монополистической конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность монополистической конкуренции………………5
1.1.Рыночные структуры: понятие, сущность и виды…………………..5
1.2.Особенности монополистической конкуренции……………………10
1.3.Определение цены и объема производства………………………....12
1.4.Примеры отраслей с монополистической конкуренцией………….14
Глава 2. Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции…………15
2.1.Виды рекламы……………………………………....………………….15
2.2.Реклама как способ неценовой конкуренции……………….……….18
2.3.Реклама в условиях монополистической конкуренции..……………21
Заключение…………………………………………………………………………24
Список используемой литературы..…………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

экономика3.doc

— 2.43 Мб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и сущность монополистической конкуренции………………5

               1.1.Рыночные структуры: понятие, сущность и виды…………………..5

               1.2.Особенности монополистической конкуренции……………………10

               1.3.Определение цены и объема производства………………………....12

               1.4.Примеры отраслей с монополистической конкуренцией………….14

Глава 2. Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции…………15

              2.1.Виды рекламы……………………………………....………………….15

             2.2.Реклама как способ неценовой конкуренции……………….……….18

              2.3.Реклама в условиях монополистической конкуренции..……………21

Заключение…………………………………………………………………………24

Список используемой литературы..…………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Реклама прочно вошла в нашу жизнь. Начиная с 80 - х мы сталкиваемся с ней везде: на телевидении и радио, на улице и в метро. Всюду, где бы мы ни находились, нам навязывается информация о новых товарах и услугах.

     Реклама - изобретение не XX века. Она появилась задолго до того, как письменность стала доступна. В то время реклама в основном была устной. В античности и средневековье существовали целые институты глашатаев, оповещавших население о событиях, услугах и товарах.

     Однако, до XIX столетия ещё не было самого термина реклама. Появление мастерских, магазинов и лавок, а также конкуренция среди них привели к необходимости в первых вывесках. При раскопках Помпеи, например, были найдены разнообразные вывески. Окорока - над лавкой мясника, корова - над лавкой молочника, ботинок - над лавкой обувщика. Вывески уже тогда выполняли свою главную функцию идентификации и привлечения внимания. Это уже - наружная реклама.

     На рынке монополистической конкуренции велика роль рекламы как одного из способов решения такой проблемы финансового рынка, как асимметричность рыночной информации. Существуют также издержки, которые несут фирмы тогда, когда они стремятся убедить потребителя в том, что их товары отличаются от товаров конкурентов. Рынки монополистической конкуренции характеризуются наличием товарных знаков и непрерывной разработкой новых товаров и улучшением старых.

     Следовательно, от эффективности рекламы во многом зависит успех любого коммерческого начинания. Именно поэтому многие предприниматели стремятся разместить рекламу о появлении своего товара или же улучшении старого везде: в интернете, по телевизору, на радио, на улице, в метро и т.д.

     На данный момент изучение роли рекламы в условиях монополистической конкуренции весьма актуально. Именно благодаря рекламе покупатели, так же, как и продавцы узнают о выпуске нового продукта, либо об изменении качественных характеристик старого.

      Целью данной работы является изучение роли рекламы в условиях монополистической конкуренции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 

     Глава 1.  Понятие и сущность монополистической конкуренции

    Рыночные структуры: понятие, сущность и виды

     В любых экономических условиях фирма стремится максимизировать свою прибыль и свести к минимуму издержки от выпускаемой продукции. Чтобы определить, при какой величине фирма максимизирует свою прибыль, необходимо узнать как изменяется выручка фирмы с ростом или снижением количества выпущенных товаров и услуг. Величина продукции, когда фирма имеет максимальную разницу между суммарной выручкой и суммарными издержками, определит искомый объем производства. Поскольку выручка фирмы непосредственно связана с ценой производимых ею товаров и услуг, то нам, необходимо знать, какой объем будет предлагать фирма на рынок с учетом цены этих товаров и услуг. На цену же воздействует тип рыночной структуры, в рамках которой функционирует фирма.

     Реакция фирм отрасли на те или иные действия отдельной фирмы определяется рыночной структурой, которая отражает такие характеристики рынка, как количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможность для входа в отрасль и выхода из неё иных фирм, количество покупателей, способность фирм воздействовать на спрос, что оказывает существенное воздействие на поведение фирм.

     Поскольку на рыночную структуру оказывают влияние много факторов, то теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее, дабы упростить анализ, экономисты полагают, что рыночную структуру определяют следующие основные факторы:

    Количество фирм в отрасли;

    Характеристика товара (производят ли фирмы отрасли однотипные товары, гомогенные или разнородные);

    Барьеры для входа на рынок;

    Контроль над ценами (в данном пункте подразумевается возможность фирмы воздействовать на ценообразование).

     С учетом этих факторов различают 4 основных вида рыночных структур:

    Совершенная (чистая) конкуренция;

    Чистая монополия;

    Монополистическая конкуренция;

    Олигополия.

     Последние три пункта можно объединить в один - несовершенная конкуренция. Рассмотрим эти виды рыночных структур.

     Совершенная, свободная или чистая конкуренция -- состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю рынка и не может диктовать условия продажи или покупки товаров. Это идеализированное состояние рынка. В условиях совершенной конкуренции на рынке действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает все решения самостоятельно. Любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену, а это, в свою очередь, означает, что объем производства каждой фирмы незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализованной продукции отдельной фирмы не оказывает влияния на цену товара.

     Фирмы отрасли производят гомогенный товар, поэтому для покупателей безразлично какой товар фирмы приобретать.

     Важной особенностью данной рыночной структуры также является отсутствие барьеров. Это значит, что отрасль является открытой для входа в нее и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого - либо противодействия, а также не существует каких - либо законодательных ограничений этому процессу.

Спрос отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции.

     В условиях совершенной конкуренции фирма отрасли в границах изменения объемов ее выпуска не оказывает существенного влияния на цену товара и реализует любое количество товара по неизменной цене. Это означает, что спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, а кривая фирма каждой фирмы горизонтальна. Отсюда следует, что каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки равны цене товара P, т.е. MR=AR=P, поэтому, кривые спроса, предельной и средней выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне цены товара.

Рис.1 кривые спроса и предложения                  Рис.2. кривая спроса

совершенно конкурентной отрасли.                   отдельной фирмы.

     Естественно, абсолютно эластичный спрос вовсе не означает, что фирма может бесконечно увеличивать объемы производства при одной и той же цене. Цена будет постоянной постольку, поскольку обычные изменения выпуска отдельной фирмы незначительны, по сравнению с объемами производства всей отрасли.   

  

     Несовершенная конкуренция

     Олигополия (от греч.oligos - несколько, poleo - продаю) - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. Олигополия предполагает, что:

    в отрасли действуют две или несколько крупных фирм, конкурирующих между собой, т.е. отрасль не является монополизированной;

      не действуют правила свободной конкуренции и свободного ценообразования; вступление в отрасль для других фирм крайне затруднено;

    продукт, производимый на олигополистическом рынке, может быть как однородным, так и дифференцированным;

    в отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, следовательно, эта рыночная структура отличается от монополистической конкуренции.

   Следует добавить, что олигополии могут быть “жесткими”, когда фирмы - олигополисты контролируют практически весь рынок товара, а бывают и “мягкими”, когда на их долю приходится 70 - 80% выпуска отрасли.

     Также, для определения объемов выпуска товаров и установления его цены фирма - олигополист помимо сведений о спросе на товар и издержках производства, обязана учитывать ответную реакцию конкурентов.

     Под монополией (от греч. mono -- один и poleo -- продаю) принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

    Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара  (монополист);

    существуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль, такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли), превосходство монополиста (исключительная собственность на патенты или контроль над сырьём), недобросовестная конкуренция и др.

    производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких заменителей. Следовательно, спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно. Из этого следует, что перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая.

      Из данных условий следует важная отличительная особенность монополии, в отличие от совершенной конкуренции, - фирма - монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении. Также, поскольку фирма - монополист выступает как отрасль, то рыночная кривая спроса является кривой спроса монополии.

     Монополистическая конкуренция - это такая рыночная структура, в которой совмещены черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии.

     Кривая спроса фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, не горизонтальна, как при совершенной конкуренции, но и не понижается так резко, как в случае чистой монополии. Другими словами, спрос на продукцию фирмы не абсолютно эластичен, но более эластичен, чем у фирмы - монополиста. Это объясняется рядом особенностей монополистической конкуренции, с которыми мы ознакомимся подробнее в следующем пункте. 
 
 
 
 

1.2 Особенности монополистической конкуренции

     1) Относительно большое число продавцов.

Для монополистической конкуренции вовсе не требуется наличия в отрасли сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:

    малая доля рынка. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночными ценами.

    Невозможность сговора. Наличие сравнительно небольшого числа фирм гарантирует, что сговоры (согласованные действия с целью ограничения объема продукции) почти невозможны.

    Независимость действий. Когда в отрасли действует много фирм, между ними нет жесткой взаимной зависимости; каждая фирма определяет свою политику самостоятельно, не учитывая возможную реакцию на нее со стороны конкурентов. Одна фирма может добиться скромного повышения продаж, снизив свои цены, но воздействие этого изменения цены на продажи конкурентов будет практически незаметным и скорее всего не вызовет никаких ответных действий с их стороны.

Информация о работе Роль рекламы в современных условиях монополистической конкуренции