Кино и массовое сознание: проблеммы взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы являлись анализ содержания и характера влияния кино на аудиторию, выявление проблемы взаимодействия кино и массового сознания.
Задачи курсовой работы состояли в следующем:
- проследить историю возникновения и развития кинематографа и киноискусства;
- определить место кино в современной культуре;
- рассмотреть кинематограф как средство массовой коммуникации;
- исследовать причины «массовости» кино с точки зрения психологии;
- определить роль массовых коммуникаций, и кинематографа, как одного из средств массовой коммуникации.
Объектом исследования в данной работе был избран кинематограф как средство массовой культуры и коммуникации.
Предметом являлось кино как способ воздействия на массовое сознание.

Содержание

Введение………………………………………………………………........3
Глава I. Кино как массовое искусство…...…………...………………10
1. История кино ………………...………………………………..…….....10
2. Место кино в современной культуре……………………………….....17
Глава II. Кинематограф как средство массовой коммуникации....20
1. Причины «массовости» кино с точки зрения психологии..................20
2. Кинематограф как средство массовой коммуникации………………25
Заключение……………………………...…………………..……………33
Список используемой литературы …………………………...………34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 84.60 Кб (Скачать документ)

Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский в свое время писал: 
"Индивид в своем поведении обнаруживает в застывшем виде законченные уже фазы развития. Генетическая многоплановость личности, содержащей в себе пласты различной древности, сообщает ей необычайно сложное построение и одновременно служит как бы генетической лестницей, соединяющей через ряд переходных форм высшие функции личности с примитивным поведением в онто- и филогенезе»38.

Если обратиться к особенностям психологического восприятия кинозрелища, то вырисовывается следующая картина: при восприятии движения звукозрительных образов возникает эмоциональное возбуждение. На основе эмоции возникают сопричастность и сопонимание, при которых пассивное созерцание изображений экрана переходит в активно личностный процесс соучастия. Но соучастие - не постоянное явление, оно чередуется с состояниями отчуждения зрителя. Эта смена соучастия отчуждением зависит от различных причин, в основе которых, с одной стороны - особенности зрителя, а с другой - сам фильм, его содержание и структура.

В силу своего статуса как средства массовой коммуникации, кино обладает огромным потенциалом воздействия  на общество. Как бы ни относился  зритель к показанному на экране, по какой бы причине он ни шел  в кинотеатр - провести свободное  время, встретиться с друзьями, наконец, получить наслаждение от произведения искусства, - в любом случае «мир»  фильма, хотя бы одной из своих многочисленных сторон, затрагивает его. Особенно тогда, когда этот «мир» организован по законам зрелища.

Нам всем хорошо знакома ситуация, когда журналы и газеты переполнены  отрицательными критическими отзывами о какой-то картине, в то время  как билеты на этот фильм купить невозможно. Критики ругают зрителей за отсутствие вкуса, а зрители с  недоверием начинают относиться к критической  литературе. Особенно часто подобная ситуация возникает тогда, когда  на экраны выходит картина, сделанная  в так называемом «низком» жанре.

Если говорить о «массовой культуре»  Запада, то ее произведения тоже связаны  с реальностью, только совершенно специфическим  способом - они нередко функциональны  по отношению к целям общества. Не случайно кинематограф определяется там как мощное средство манипулирования  общественным сознанием. Вспомним американские фильмы, прошедшие на советских экранах (надо заметить, при полных кассовых сборах): «Бездна», «К сокровищам авиакатастрофы». Мораль их проста - будь смелым, сильным и ты получишь награду - деньги. Причем мораль эта не провозглашается в длинных монологах героев, она «закодирована» в каждом кадре, в каждом эпизоде фильма.

Основной недостаток наших развлекательных  кинокартин заключается в отсутствии профессионализма их создателей. Недостаточное  владение жанром проявляется не только в том, что рождаются несмешные  комедии и незахватывающие детективы, оно становится очевидным, когда  те самые серьезные проблемы, которых  все-таки касается фильм, оказываются не 
«вплетенными» в его подлинный сюжет, а как бы «навешенными» сверху. Именно потому так остро стоит вопрос о профессиональной подготовленности режиссеров, работающих в развлекательных жанрах, ведь зрелищность и развлекательность отнюдь не синонимы. Основная беда многих советских комедий, детективов, мелодрам, заключалась в том, что, пытаясь усложнить фильм, его создатели не могли органично соединить развлекательную и драматическую линии. Они существуют изолированно и в результате губят друг друга. Зрелища не получается, а ведь именно «низкие» жанры нуждаются в нем в наибольшей степени.

Созданная по законам зрелищности  мелодрама может вызвать у  зрителя самые серьезные размышления  о жизни, и они не разрушают  ее как целостное произведение киноискусства, если все эти проблемы «закодированы» авторами в сюжетные перипетии фильма, а не образуют своеобразный довесок.

Сущность кинематографа как  СМК ярче всего проявляется именно в случае массового фильма. Дело в том, что зрелищно оформленный  развлекательный фильм - это доступный  каждому, надежный коммуникатор, причем самая главная из всех функций  произведений киноискусства - эстетическая - в данном случае, отнюдь не доминирует. На первый план выдвигается рекреативная функция фильма.

В то же время кинокартина не существует без теснейших связей с социокультурным  контекстом. Ее восприятие, набор ассоциаций, вызванный ею, изменяется в зависимости  от конкретных реалий времени. Несмотря на то, что фильм представляет собой  некую самостоятельную целостность, он включается в поток массовой коммуникации. Именно поэтому кассовой кинокартина  становится еще и потому, что ее содержательно-образные структуры  совпадают с актуальными на данный момент социальными, нравственными  ожиданиями аудитории. Само собой разумеется, что связи кинематографа с  общественным бытием людей носят  чрезвычайно сложный и опосредованный характер. Однако забывать о них, исключать  из поля внимания было бы непростительной  ошибкой.

 

 

    Заключение

 

С момента изобретения кинематографа восприятие его возможностей сильно изменилось: от не более чем коммерчески выгодного развлечения и фиксатора событий для истории до средства, способного значительно обогатить, прежде всего, трюковые возможности сцены.

В современной культуре кинематограф оказывает мощное воздействие на общественное сознание. Кино является важным средством формирования зрительских представлений о действительности, этических взглядов, эстетических вкусов. Кино - одно из самых молодых и, в тоже время, одно из самых массовых искусств. Сегодня кинематограф - прежде всего индустрия, отрасль экономики, приносящая огромную прибыль развитым государствам.

«Кино это наиболее развитое империалистическое средство контроля над массами». Эта фраза написанная Вальтером Беньямином в 30-е годы XX века не утратила своего значения и сегодня. Через кино, через информационные институты действительно производится оформление человека в том направлении, которое удобно власти.

Специфика кинозрелища - в его всестороннем воздействии на глубинные пласты сознания, в прорыве к архетипам коллективного бессознательного.

В процессе контакта с произведениями искусства особо важен момент «взаимодействия». Контакт фильма и  публики строится не на основе передачи и приема (усвоения) информации, а  на основе сопереживания, активного  включения зрителя в экранный мир.

Все функции средств массовой коммуникации реализуются фильмом в комплексе, более того, реализуются они через эстетическое воздействие кинопроизведения.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Баскаков В.Е. Фильм – движение эпохи. – М.: Искусство, 1989. – 224 с.

2. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. – М.: Олма-Пресс Гранд, 2003. – 255 с.

3. Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. – М.: Прогресс, 1981. – 360 с.

4. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995. – 311 с.

5. Садуль Ж. Всеобщая история кино.- М.: Искусство, 1958. – 610 с.

6. Теплиц Е. История киноискусства 1928-1933. – М.: Прогресс, 1971. – 278 с.

7. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я».- М., 1990.

– 421 с.

8. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского.- М.:

      Искусство,1992. – 351 с.

9. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах, М., "Искусство", 1964

10. Юренев Р. Краткая история Киноискусства.- М.: Академия, 1997.  –  286 с.

11. Кино и современная культура / Сб. науч. трудов. — Л., 1981. – 203 с.

12. Худякова Л.А. Кинематограф и эволюция его интерпретаций //

http://anthropology.ru/ru/texts/khudyakova/aestt_36.html. [20.03.2009г].

13. Жабский М.И. Глобализм и функции кино в обществе // Вестник РФФИ, 2005. № 4(42)

14. Худякова Л.А.  «Кинематограф и эволюция его интерпретаций» // http://sociologist.nm.ru/study/seminar_35b.htm. [13.06.2009г].

 

 

 

 

1 Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. - М.: Политиздат, 1987. 

2 Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание // Самиздат // http://zhurnal.lib.ru/z/zelinskij_sergej_alekseewich/inffoo.shtml [11.06.2009г.]

3 Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю. - СПб., 1999. - С. 26.

4 Тарасов К.А. От насилия в кино к насилию "как в кино" // Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 35-41. 

5 Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. – М., 1986; Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. – М., 1995; Мельник Г.С. Масс – медиа: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996; Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М., 1999; Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. – М., 1998; Поздняков Э.А. Философия культуры. – СПб., 1999; Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998; Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. – М.,1998; Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. – М., 1999 и др.

6 Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М., 1980; Сэндидж Ч.С. и др. Реклама: теория и практика. – М., 1996; Чадлини Р. Психология влияния. – М., 1997; Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handeln. – Frankfurt am Main, 1973; McQuail D. Mass Communication. An Introduction. – London, Sage, 1994.

7Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. – М.: Прогресс, 1981; Садуль Ж. Всеобщая история кино. – М.: Искусство, 1958; Теплиц Е. История киноискусства 1928-1933. – М.: Прогресс, 1971; Юренев Р. Краткая история Киноискусства. – М.: Академия, 1997.

8 Баскаков В.Е. Фильм – движение эпохи. – М.: Искусство, 1989; Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. – М.: Олма-Пресс Гранд, 2003.; Кино и современная культура / Сб. науч. трудов. — Л., 1981.

9 Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995.; Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». – М., 1990. С.137.

10 Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского». – М.:Искусство,1992.

11 Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах,  М., "Искусство", 1964

12 Впервые этот термин прозвучал в шестидесятые годы прошлого века из уст канадского теоретика массовой коммуникации М. Маклюэна. «Глобальной деревней» представлялось ему человечество, обретшее с помощью средств массовой коммуникации способность смотреть всамых различных уголках мира одни и те же фильмы, телепередачи и т.д. Несколько позже, отталкиваясь от терминологического нововведения, другие авторы заговорили о тенденциик глобализации в более широком смысле.

13 Жабский М.И. Глобализм и функции кино в обществе // Вестник РФФИ, 2005. № 4(42)

14 http://anthropology.ru/ru/texts/khudyakova/aestt_36.html

15 http://sociologist.nm.ru/study/seminar_35b.htm

16 La Sortie des usines Lumière, 1895

17 L"Arrivée d"un train en gare de la Ciotat, также Прибытие поезда, 1895

18 L"Arroseur Arrosé, 1895

19 Впервые – в фильме «Бабушкина лупа» (Grandma"s Reading Glass, Смит, 1900)

20 The Life of an American Fireman, 1903

21 The Great Train Robbery, 1903

22 Rescued by Rover, 1905

23 After Many Years, также Энох Арден / Enoch Arden, 1908

24 Например, в снятом еще в 1891 – т.е. за несколько лет до любой из признанных дат рождения кино – эдисоновском фильме «Фред Отт чихает» (Fred Ott"s Sneeze).

25 The Photoplay: A Psychological Study, также The Film: A Psychological Study. The Silent Photoplay in 1916

26 Пропп В.Я. Морфология сказки. – Москва Лабиринт, 1998

27 Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я».- М., 1990.

28 Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: Макет, 1995.

29 Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я».- М., 1990. С.137.

30 Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах, т.1, М., "Искусство", 1964

31 Кракауэр З. От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино, М.: "Искусство", 1974.

32 Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека, М.: "Кучково поле", 2007.

33 Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского.- М., 1992.

С.56.

34 Там же. С.58

35 Зоркая Н. М. История советского кино. — М., 2005.

36 Варшавский Я. Что ты ищешь в искусстве. — М., 1960.

37 Разлогов К. Э. Не только о кино. — М.: Совпадение, 2009. - 285 с.

38 Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1922.

- -


Информация о работе Кино и массовое сознание: проблеммы взаимодействия