Кино и массовое сознание: проблеммы взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы являлись анализ содержания и характера влияния кино на аудиторию, выявление проблемы взаимодействия кино и массового сознания.
Задачи курсовой работы состояли в следующем:
- проследить историю возникновения и развития кинематографа и киноискусства;
- определить место кино в современной культуре;
- рассмотреть кинематограф как средство массовой коммуникации;
- исследовать причины «массовости» кино с точки зрения психологии;
- определить роль массовых коммуникаций, и кинематографа, как одного из средств массовой коммуникации.
Объектом исследования в данной работе был избран кинематограф как средство массовой культуры и коммуникации.
Предметом являлось кино как способ воздействия на массовое сознание.

Содержание

Введение………………………………………………………………........3
Глава I. Кино как массовое искусство…...…………...………………10
1. История кино ………………...………………………………..…….....10
2. Место кино в современной культуре……………………………….....17
Глава II. Кинематограф как средство массовой коммуникации....20
1. Причины «массовости» кино с точки зрения психологии..................20
2. Кинематограф как средство массовой коммуникации………………25
Заключение……………………………...…………………..……………33
Список используемой литературы …………………………...………34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 84.60 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

 

«КИНО  И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ: ПРОБЛЕММЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………........3

Глава I. Кино как массовое искусство…...…………...………………10

1. История кино ………………...………………………………..…….....10

2. Место  кино в современной культуре……………………………….....17

Глава II. Кинематограф как средство массовой коммуникации....20

1. Причины «массовости» кино с точки зрения психологии..................20

2. Кинематограф как средство  массовой коммуникации………………25

Заключение……………………………...…………………..……………33

Список используемой литературы …………………………...………34

 

Введение

Актуальность  темы исследования. В современном мире средства массовой коммуникации перестали восприниматься исключительно как канал передачи информации, хотя еще в 20 - 30-х гг. XX века основной их функцией, несомненно, считалось оповещение. Все чаще о массовой коммуникации говорят как о полноправном агенте социализации, влияющем на развитие личности и общества в целом: СМК демонстрируют нормы, формируют систему ценностей, учат, опосредуют опыт и т.д. Роль кинематографа в современном мире, его присутствие в контексте массовой культуры и массовых коммуникаций - социальный факт, который нуждается в объективном научном анализе. Современная ситуация характеризуется отчетливой потребностью кинематографа в осмыслении своей специфики, месте в культуре и перспективах будущего развития. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Представленная работа посвящена  теме "Кино и массовое сознание: проблемы взаимодействия". 
 Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Данный феномен становился объектом научного исследования, но изучался разрозненно. Отдельным аспектам темы  посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. 

Степень разработанности  проблемы. Теме воздействия на массовое сознание посвящено большое количество работ. Монография Б.А.Грушина «Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования» посвящена анализу сущности массового сознания и всего комплекса проблем связанного с ним. Автор рассматривает состав, структуру, типы субъектов общественного сознания, специфику массового сознания в сравнении с другими типами общественного сознания. 1

Сергей Зелинский в  своей  монографии «Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание» рассматривает такие интересующие нас проблемы, как информационно-психологическое воздействие на массовое психическое сознание, средства массовой коммуникации, информации и пропаганды - как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. 2

Л. В. Петров в работе «Массовая  коммуникация и культура. Введение в теорию и историю» говорит о  технически оснащенных "специализированных институтах", которые выступают  в роли коммуникантов в случае массовой коммуникации: пресса, кино, радио, телевидение; в роли реципиентов выступают массовые аудитории. Подобное коммуникационное взаимодействие характеризуется формулой - руководство обществом, и именно проблемы социального управления, как пишет Л.В. Петров, "создания единого социального поля" являются главным предметом теории массовой коммуникации.3

Западные исследования воздействия  искусства, распространяемого посредством  масс-медиа, посвящены преимущественно "вредным" влияниям. Наиболее изученным  оказался тезис о том, что "криминальные фильмы порождают криминальность". В статье К.А.Тарасова «От насилия в кино к насилию "как в кино"» рассмотрены вопросы, связанные с деструктивным воздействием экранного насилия; эта сравнительно новая для нашей страны проблема еще недостаточно изучена отечественными исследователями.

Теоретические аспекты кино и телевизионной коммуникации в  сфере различных гуманитарных наук и их воздействие на аудиторию  рассмотрены в работах таких  российских исследователей, как В.Ю. Борев, Ю.П. Буданцев, Б.А. Грушин, Т.М. Дридзе, И. Дзялошинский, А.Иголкин, В.С. Коробейников, Г.С. Мельник, Ж.Т. Тощенко, А.А. Чичановский, А.В. Коваленко, И.С. Мелюхин, Л.В. Петров, Э.А. Поздняков, Г.Г. Почепцов, Б.М. Сапунов5.

Изучению функционирования телевидения и кино, их роли в  социокультурных и духовных процессах  уделялось существенное внимание иностранными учеными. Эти проблемы разрабатывали  такие крупные исследователи, как  А. Моль, Г. Лассуэлл, Х. Хоркхаймер, Г. Шиллер, Ю. Хабермас, Г. Маклюэн, Ч. Сэндидж, Р. Чадлини и др.6

Таким образом, как показал  анализ источников, комплексных исследований, касающихся проблемам взаимодействия кино и массового сознания, в отечественной  науке недостаточно.

Цели курсовой работы - проанализировать содержание и характер влияния кино на аудиторию, выявить проблемы взаимодействия кино и массового сознания.

Задачи курсовой работы предопределяются его целью и избранными средствами решения поставленной проблемы и состоят в следующем:

- проследить историю возникновения  и развития кинематографа и  киноискусства;

- определить место кино  в современной культуре;

- рассмотреть  кинематограф  как средство массовой  коммуникации;

- исследовать причины  «массовости» кино с точки  зрения психологии;

- определить роль массовых  коммуникаций, и кинематографа, как  одного из средств массовой  коммуникации.

  Объектом исследования в данной работе избран кинематограф как средство массовой культуры и коммуникации.

Предметом является кино как способ воздействия на массовое сознание.

Источниковая база исследования. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике кинематографа, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Число работ посвященных  истории кино достаточно велико. Для  нас источниками послужили следующие  работы: Р. Клер «Кино вчера, кино сегодня», Ж. Садуль «Всеобщая история кино», Е. Теплиц «История киноискусства 1928-1933», Р. Юренев «Краткая история Киноискусства».7

Проблемам места кино в современной культуре также посвящен ряд работ. Здесь источниками для нас являлись работы В.Е. Баскакова «Фильм – движение эпохи» и Е.А. Бондаренко «Путешествие в мир Кино», а также сборник научных трудов  «Кино и современная культура».8

 Ценными источниками для исследования причин «массовости» кино с точки зрения психологии оказались труды Г. Лебона «Психология народов и масс» и З. Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого "Я"». Работа Лебона посвящена психологии толпы, влиянию на нее идей, чувств и верований, способам воздействия на разные ее виды. «Психология масс и анализ человеческого "Я"» Зигмунда Фрейда является исследованием социальных аспектов развития внутреннего мира человека и скрытых, глубинных мотивов формирования его мироощущения.9

  При исследовании  кинематографа как средства массовой  коммуникации для нас большое  значение имела работа С. И. Фрейлих «Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского». Автор излагает свою концепцию кино как искусства XX в.; оценивает его роль в духовной жизни современного человека. Границы исследования достаточно широки: от классического кино до современного. В сфере внимания автора оказываются проблемы взаимоотношения кино и телевидения, "высокие" и "низкие" жанры, современный стиль в кино, метод кино и его отличия от метода театра, литературы, живописи и музыки.10

Важным источником для  нас являлись избранные произведения С. Эйзенштейна. Многообразные материалы трудов автора, охватывают широкий круг вопросов, в том числе, вопросов эстетики кино. Интерес для нас представляли теоретические исследования С.М.Эйзенштейна, а также, статьи, выступления, высказывания С.М.Эйзенштейна по кино, театру, музыке, литературе, по общественно-политическим вопросам.11

Все вышеперечисленные источники  относятся к группе опубликованных источников.

В качестве источника нами использовалась периодическая литература. В своей статье «Глобализм и функции кино в обществе» М.И. Жабский рассматривает феноменом «глобализации»12, функциональное взаимодействие кино и общества, глобализацию функционального

потенциала кинорепертуара.13

Особый вид  источников составили ресурсы интернета. В качестве источника использовались материалы научной конференции «Эстетика сегодня: состояние, перспективы», в частности, статья Л.А. Худяковой «Кинематограф и эволюция его интерпретаций».14 Источником являлась статья М. Зобовой «Социология кино и предпочтения молодежной кино-аудитории», в которой автором были определены типологические подходы, способные выявить сходные группы среди общей массы зрителей, а также, обозначены основные функции кино.15

Высокая значимость и недостаточная  практическая разработанность проблемы " Кино и массовое сознание: проблемы взаимодействия " определяют несомненную  новизну данного исследования.

Таким образом, как показал  анализ источников, комплексных исследований, касающихся проблем взаимодействия кино и массового сознания, в отечественной науке недостаточно.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, освещается степень ее научной разработки, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе «Кино как массовое искусство» особое внимание уделяется истории кино, определяется роль и место кино в современной культуре.

Во второй главе «Кинематограф как средство массовой коммуникации» выявлены причины «массовости» кино с точки зрения психологии, как одно из средств массовой коммуникации рассмотрен кинематограф.

В заключении представлены основные выводы.

 

Глава I.  Кино как массовое искусство

 

  1. История кино

Первую успешную кинематографическую  систему изобрели великий Томас  Альва Эдисон и его инженер Уильям Диксоном. Система состояла из двух приспособлений – «кинетографа» («записывающий движение», снимающее устройство) и «кинетоскопа» («показывающий движение», воспроизводящее устройство). Эта система была разработана в конце 1880-х – в начале 1890-х, патентная заявка на нее была подана в 1891, патент выдан 14 марта 1893, а первый коммерческий сеанс состоялся 14 апреля 1894. В силу этого Эдисона и Диксона можно было бы считать изобретателями кино (и так иногда и делают), но кинетоскоп был рассчитан только на индивидуальный просмотр, что, очевидно, не позволило тогдашней публике разглядеть в нем нечто большее, чем простой аттракцион. Из-за этого получившие первоначально довольно широкую популярность кинетоскопы через несколько лет вышли из употребления, оставшись в действии только в пип-шоу.

Поэтому изобретателями кинематографа  признаны братья Луи и Огюст Люмьеры, которые были знакомы с конструкцией эдисоновской техники и, благодаря тому, что Эдисон не стал патентовать свое изобретение в Европе, смогли воспользоваться некоторыми его идеями. Их аппарат «синематограф» (от греческих слов «кинема» - движение и «графо» - пишу, записываю), который проецировал изображение на экран и дал название кинематографу. Люмьеры подали патентную заявку 13 февраля 1895, а первый публичный просмотр состоялся в Париже 22 марта 1895. Любую из этих дат (равно как и любую из перечисленных выше дат, относящихся к эдисоновскому изобретению) можно считать днем рождения кино, но официальным днем рождения признается 28 декабря 1895, когда был дан первый коммерческий сеанс синематографа в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинов.

Зрители, которых привлекло  необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда: на белом  экране возникали призрачные, чёрно-белые, но вполне узнаваемые и реальные картины. История не сохранила впечатлений  самых первых кинозрителей. Но вряд ли кто-то из них подозревал, что  буквально у них на глазах рождается  искусство, которое определит лицо ХХ

века.

Коротенькие фильмы Люмьеров на многое не претендовали,  сеансы состояли обычно из примерно десятка  пятидесятисекундных лент. Как правило, показ начинался первым снятым ими  фильмом «Выход рабочих с фабрики  Люмьер» 16, затем демонстрировались различные ролики, в которых обязательно имели место разнообразные виды движения (например, море, работающие кузнецы, гимнаст, завтрак ребенка, просто уличные сценки, разрушение стены – последний сюжет часто затем показывался в обратной проекции, и стена восстанавливалась). Но успех был огромен.

Наибольшую популярность имели два ролика, которым Люмьеры в конечном счете и обязаны признанием в качестве родителей кино, – это «Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота»17 и «Политый поливальщик»18.

В знаменитом «Прибытии поезда»  мы можем наблюдать изменение  крупности планов. Несмотря на то, что  камера стоит на одном месте, пространство кадра активно. Сначала к нам  издалека мчится поезд, потом быстро идут люди. Мы видим их так же, как  видели бы, находясь на перроне. Зрителя  не покидает ощущение, что камера вот-вот  сдвинется с места. Именно об этом фильме ходила легенда, будто впечатлительные парижанки настолько испугались едущего прямо на них поезда, что бросились убегать из зала или впали в истерику. Настолько сильным был эффект движения как бы из глубины плоской картинки – эффект, никогда ранее не встречавшийся в изобразительных искусствах. К сожалению, рассказов свидетелей этого случая история не сохранила, так что он вполне может оказаться красивой сказкой, придуманной тем, кто очень хотел выразить свои переживания от просмотра.

Информация о работе Кино и массовое сознание: проблеммы взаимодействия