Системный анализ. Основные этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:18, реферат

Описание

Дисциплина, именуемая «системный анализ», родилась в силу возникшей необходимости вести исследования междисциплинарного характера. Создание сложных технических систем, проектирование сложных народнохозяйственных комплексов и управление ими, анализ экологических ситуаций и многие другие направления инженерной, научной и хозяйственной деятельности требовали организации исследований, которые носили бы нетрадиционный характер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Определение понятия «системный анализ»
2. Методологические принципы системного анализа
3. Основные этапы (процедуры) системного анализа
4. Основные направления прикладного системного анализа
4.1. Классификация методологических подходов
4.2. Принципы исследования "мягких" систем
4.3. Методология "мягких" систем П. Чекленда
4.4. Методология критических систем В. Улъриха
4.5. Проблемы внедрения результатов системного анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Системный анализ. Основные этапы..docx

— 227.96 Кб (Скачать документ)

     Вопросы 7-9 относятся к самим проектировщикам.

     7. Кто в действительности разрабатывает  проект?

     В разработке проекта участвуют приглашенные эксперты, представители школы, церкви, но главную роль играют представители  полиции.

     8. Кто приглашен в группу экспертов?  Каков уровень экспертизы? Какую  роль в действительности играет  данный эксперт? Насколько обоснованы  используемые экспертами модели?

     9. Каковы гарантии успеха реализации  проекта? В данном случае успех  существенно зависит от общественного  консенсуса.

     Очень важную роль в подходе Ульриха  играют последние три вопроса. Именно здесь делается попытка осознать и хотя бы частично решить проблему системного принуждения.

     10. Кто включен в систему? На  кого система влияет, но он  не включен в систему?

     В данном случае "свидетели"- это  жители района. Среди них выделяются участники инцидентов, делящиеся  на две группы: подвергшиеся атаке  и атакующие.

     11. Могут ли не включенные в  систему освободить себя от  экспертов и взять будущее  в свои руки или они являются  только средством для достижения  чьих-то целей?

     12. Чья "картина мира" лежит  в основе проекта включенных  или не включенных?

     Последний вопрос обязывает проектировщиков  учитывать интересы тех, кто оказался в положении доминируемых или  принуждаемых. В данном примере к  принуждаемым относятся те, кто является атакующей, нападающей стороной. Именно их проблемы чаще всего игнорируются в традиционных подходах.

     Анкета  должна заполняться в двух вариантах. В первом случае описывается, какой  должна быть система с точки зрения большинства, а во втором - с точки  зрения принуждаемых. Далее оба варианта сводятся в одну таблицу, где каждая ячейка относится к одному вопросу  и содержит два варианта ответа на него, а также анализ взглядов участников дискуссий.

    • При проведении дискуссий Ульрих рекомендует:
    • принимать во внимание точки зрения всех заинтересованных сторон;
    • стремиться лечить не симптомы социальных недугов, а их причины;
    • учитывать последствия изменений и возможные побочные эффекты;
    • избавлять экспертов от излишнего догматизма, цинизма и предвзятости.

     Для методологии Ульриха характерен отказ от статического анализа социальных явлений. Внимание разработчиков концентрируется  на динамике процесса изменения состояния  системы, прогнозировании возможных  последствий.

     Изложенные  методологии "мягких" систем предназначены  для анализа социума на микроуровне. Однако гибкость предлагаемого инструментария позволяет использовать основные идеи и принципы этого подхода для  решения прикладных задач на макроуровне. В зависимости от специфики исследуемого объекта можно изменять число этапов в методологии Чекленда. Очевидно, что можно варьировать число вопросов в анкете Ульриха. Легко модифицировать существующие методологии, но это не гарантирует достижения главной цели - успешного внедрения результатов системного анализа.23

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23 Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.

 

       
      ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ  РЕЗУЛЬТАТОВ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

 
     Внедрение - одна из наиболее сложных и трудноформализуемых  стадий системного анализа. Акцентируя внимание на важности этой проблемы, Р. Акофф предложил создать самостоятельный  раздел теории системного анализа, названный им "теория практики". Впрочем, теории здесь не так уж много, речь скорее идет об обобщении практического опыта. Отметим, что Акофф и возглавляемый им институт "INTERACT" имеют в своем багаже более четырехсот успешно внедренных системных разработок.24

     Важную  роль в обеспечении успеха разработки играет правильное построение взаимоотношений  заказчика и системного аналитика.

     Установление  доверительных отношений с заказчиком, да и с другими представителями  заинтересованных сторон, по наблюдениям  Акоффа, значительно облегчается, если соблюдать следующие условия:

  • обе стороны могут отказаться от продолжения работы в любой момент, если одна из сторон не удовлетворена ходом работ;
  • системный аналитик должен уделять достаточное время обучению персонала организации. Акофф считает, что системный аналитик, столкнувшись с социальной проблемой, должен вести себя не как врач, собирающий симптомы и выписывающий рецепты, а как учитель, который должен помочь своим ученикам освоить приемы и подходы, позволяющие в дальнейшем самостоятельно решать возникающие проблемы;
  • системный аналитик не должен стремиться присвоить себе заслуги в получении положительных результатов, наоборот, он должен стараться всячески подчеркнуть заслуги других участников проекта;
  • системный аналитик должен иметь доступ к нужным лицам и необходимой информации.

 
     Отметим, что сокрытие важной информации - одна из довольно распространенных причин краха разрабатываемых проектов. По мнению Акоффа, один из способов борьбы с этим крайне нежелательным явлением - демократизация процессов принятия решений. Демократизация организации подразумевает участие в разработке всех желающих, причем их участие должно реально влиять на принимаемые решения. Акофф подчеркивает, что эффективно только добровольное участие в разработке.

 
     Значительную  роль в повышении качества принимаемых  решений играет правильная организация  разработки проекта, при этом особое внимание нужно уделять 

24 Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.

разбиению группы экспертов на подгруппы и  организации взаимодействия этих подгрупп.

     Следует иметь в виду, что принципы организации  работы группы экспертов, успешно применяемые  при разработке технических ("жестких") систем, в случае переноса их на социальную почву начинают давать сбой. Для  сложных социальных систем не удается  даже четко выделить этапы разработки и внедрения. Дело в том, что современный  период характеризуется быстрым  изменением окружающей социальной среды. Из-за этих перемен, а также по внутренним причинам социальные системы также  достаточно быстро изменяются, в том  числе и под влиянием проводимых системных исследований.

     Акофф выделяет четыре подхода к решению  социальных проблем:

     1) отказ от каких-либо действий  в надежде на то, что проблема  исчезнет сама собой;

     2) поиск частичных решений, смягчающих  проблемную ситуацию до приемлемого  состояния;

     3) поиск оптимальных наилучших  решений;

     4) растворение проблемы (dissolution).

     Четвертый подход характерен для методологии "мягких" систем, он ориентирует  на поиск таких изменений в  системе и окружающей среде, при  которых проблема как бы исчезает. Акофф утверждает, что именно этот подход чаще всего приводил его к  успеху.25

 
 
 
 
 
 
 
 

25 Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Принцип системности  можно воспринимать в качестве философского принципа, выполняющего как мировоззренческие, так и методологические функции.

     Принцип системности предполагает представление  об объекте любой природы как  о совокупности элементов, находящихся  в определенном взаимодействии между  собой и с окружающим миром, а  также понимание системной природы  знаний.

     Принцип системности — это и проявление имеющего исторические традиции системообразующего начала, стремления представить знания в виде некоторой непротиворечивой системы.

     Непосредственно из принципа системности вытекает системный  подход, являющейся общей методологией системных исследований, которая  может быть, в свою очередь, представлена в виде набора методологических подходов (принципов) к исследованию системы.

     Сущность  системного подхода сводится к следующему:

  • формулированию целей и выяснению их иерархии до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением и, в частности, с принятием решений;
  • получению максимального эффекта в смысле достижения поставленных целей при минимальных затратах путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления соответствующего их выбора;
  • количественной оценке (квантификации) целей, методов и средств их достижения, основанной не на частных критериях, а на широкой и всесторонней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности.

     Общие положения системного подхода представляются (конкретизируются) в виде перечня  принципов (подходов), применяемых при  исследовании систем.

     По  поводу принципов системного анализа  мнения исследователей существенно  разнятся. Однако как общеметодологический принцип в любом случае выступает  принцип системности.

     Этапы системного анализа укрупненно можно  представить следующим образом: постановки задачи; структуризации системы  и ее проблем; построения и исследования модели с последующей выработкой рекомендаций по совершенствованию  системы.  

Литература

  1. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: Учебное пособие / Под ред. А.А. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/77592/.
  2. Архипов Н.И. Исследование систем управления. - М.: ПРИОР, 2002. — 384 с. - Режим доступа: http://www.colibri.ru/binfo.asp?ch=1&cod=124399.
  3. Дроздов Н.Д. Основы системного анализа. М. - Режим доступа: http://www.biblus.ru/Default.aspx?book=9j1885v6.
  4. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. М. - Режим доступа: http://gspro.org/book4878.html.
  5. Мухин В.И. Исследование систем управления. М. - Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/business/1181281636-issledovanie-sistem-upravleniya.html.
  6. Мыльник В.В., Волочиенко В.А., Титаренко Б.П. Системы управления. М. - Режим доступа: http://vipbook.info/nauka-i-ucheba/ekonomika/21087-Milnik-V.V.-Titarenko-B.P.-Volochienko-V.A.-Issled.html.
  7. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. - Режим доступа: http://www.bookshunt.ru/b6247_.

Информация о работе Системный анализ. Основные этапы