Системный анализ. Основные этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:18, реферат

Описание

Дисциплина, именуемая «системный анализ», родилась в силу возникшей необходимости вести исследования междисциплинарного характера. Создание сложных технических систем, проектирование сложных народнохозяйственных комплексов и управление ими, анализ экологических ситуаций и многие другие направления инженерной, научной и хозяйственной деятельности требовали организации исследований, которые носили бы нетрадиционный характер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Определение понятия «системный анализ»
2. Методологические принципы системного анализа
3. Основные этапы (процедуры) системного анализа
4. Основные направления прикладного системного анализа
4.1. Классификация методологических подходов
4.2. Принципы исследования "мягких" систем
4.3. Методология "мягких" систем П. Чекленда
4.4. Методология критических систем В. Улъриха
4.5. Проблемы внедрения результатов системного анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Системный анализ. Основные этапы..docx

— 227.96 Кб (Скачать документ)

     Черчмен формулирует четыре базовых тезиса нового подхода к изучению социальных систем:

     1) системный подход начинается, когда  вы первый раз смотрите на  мир глазами другого;

     2) системный подход показывает, что  картина мира каждого индивида  ужасно ограничена;

     3) в системном подходе нет экспертов. (Имеется в виду, что у включенных  в данную проблемную ситуацию  людей могут быть разные взгляды.  Могут затрагиваться вопросы  морали, в которых трудно быть  экспертом.);

     4) системный подход - неплохая идея.

     Последний тезис призван вдохновлять разработчиков  проекта социальной системы. Разработка проекта требует гарантированного участия представителей всех заинтересованных сторон. Согласование их интересов - сложный  процесс, который никогда не заканчивается, но усилия разработчиков не пропадут, так как системный подход позволит им прийти к верному решению.

     Черчмен утверждает, что к успеху проекта  ведет тщательное выполнение следующих  основных принципов:

     а) оппонирование - в слабоструктурированных проблемах можно разобраться, если рассматривать их с различных  точек зрения;

     б) участие - в процессе принятия решений  должны участвовать представители  всех заинтересованных сторон;18

18 Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.

     в) интегративность - в процессе обсуждения различные точки зрения должны синтезироваться  на более высоком уровне, что приводит к выработке общего плана действий;

     г) обучение - в результате участники  процесса системного анализа начинают лучше понимать свою фирму и ее проблемы.

     Большое влияние на специалистов в области  системного анализа, менеджмента, исследования операций оказали труды одного из наиболее авторитетных и плодовитых американских ученых Р. Акоффа. Рассматривая эволюцию организаций в XX веке, Акофф  приходит к выводу, что до 60-х годов  социальные системы можно было рассматривать  либо как "машины", служащие их создателям и собственникам, либо как "организмы", в которых цели подсистем полностью подчинены целям целого. Начиная с 60-х годов картина резко усложняется и привычные подходы становятся неадекватными. Внешняя среда становится гиперконкурентной и турбулентной. Деятельность производственных организаций диверсифицируется (одна транснациональная фирма может выпускать холодильники, телевизоры и косметику, владеть отелями, пароходами и газетами...). Происходит переход от стандартизованного производства к выпуску продукции по индивидуальным заказам. Резко возрастают объемы информации, с переработкой которой не справляются даже компьютеры. Персонал организации становится все более образованным и склонным к самостоятельному принятию решений, норовит не всегда сообщать наверх полную и достоверную информацию, более того, иногда игнорирует указания начальства. Цели подсистем все чаще не совпадают с целями системы в целом.

     В этих условиях, полагает Акофф, модель социальной организации должна принципиально измениться, она должна стать "социосистемной". В первую очередь организация должна стать демократической - это означает, что в принятии решений, особенно касающихся вопросов планирования работы организации, должны иметь возможность участвовать все заинтересованные лица.

     Акофф полагает, что сам процесс планирования нередко более важен, чем его  результат. Если кого-то не удается  включить в число участников, то его следует привлечь в качестве консультанта, но при этом, как подчеркивает Акофф, важно соблюдать принцип  добровольного участия.

     Центральное место в социосистемной идеологии  Акоффа занимает методология "интерактивного" планирования, включающая пять этапов:

     1. Анализ состояния организации  и ее проблем.

     2. Разработка вариантов "идеализированного"  будущего корпорации.

     3. Разработка средств достижения  целей. На этой стадии отбрасывается  часть недостижимых вариантов,  предложенных на этапе 2.

     4. Распределение имеющихся ресурсов (материалов, оборудования, персонала,  финансов).

     5. Планирование внедрения. Методология  Акоффа предполагает:

     целостность планирования - план разрабатывается  сразу для всех частей и уровней  системы;

       непрерывность планирования - в плане  невозможно предусмотреть все,  поэтому при появлении существенных  изменений необходима корректировка  плана.

     Ясно, что методология "интерактивного" планирования может быть применена  не на уровне общества в целом, а  на микроуровне для совершенствования  деятельности организаций. Достаточно подробно методология изложена в  вышедшей в 1981г. монографии Акоффа "Планирование будущего корпорации" (русский перевод опубликован в 1985 г.).

     Девиз Акоффа "планируйте или спланируют вас", а также его идеи демократического (партисипативного) управления находят  на Западе все больше сторонников  и все шире внедряются в практику. Отметим, что практический успех  характерен для многих начинаний  Акоффа.19

 
 
 
 
 
 

19 Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.

 
     МЕТОДОЛОГИЯ "МЯГКИХ" СИСТЕМ П. ЧЕКЛЕНДА

     Первую  работу, посвященную методологии  изучения "мягких" систем, английский ученый П.Чекленд опубликовал в 1972 г. С тех пор прошло более четверти века, а подход Чекленда продолжает развиваться и обогащаться новыми идеями. Парадоксальность отдельных  методологических аспектов до сих пор  вызывает споры среди ученых, не утихают дискуссии даже среди  его сторонников. Своеобразие и  перспективность выдвинутых Чеклендом  идей начинает привлекать внимание специалистов из смежных отраслей науки.20

     Чекленд привлек внимание к двум альтернативным парадигмам, которые объясняют природу  и значение системного мышления. В  одном случае действительность рассматривается  как системная (системы сотворены  природой или человеком) и изучается  систематически. В другом случае мир  рассматривается как проблематичный, возможно системный, но слабоструктурированный, допускающий много интерпретаций. Реальность такого типа изучается также  систематически.

     Таким образом, в методологии "мягких" систем (ММС) система рассматривается  не как часть реального мира, а  как системно-организованный процесс  его изучения. При этом системные  идеи рассматриваются как потенциально полезные ввиду того, что наше интуитивное знание мира позволяет полагать, что его элементы в значительной степени взаимосвязаны, его стабильность, непрерывные изменения могут быть изучены системно.

     Чекленд разрабатывает ММС как системно-ориентированное  руководство, помогающее справиться со сложностью окружающего человека реального  мира, при этом подчеркивается, что  проблемы, с которыми сталкивается человек, не могут быть решены раз  и навсегда.

     Подход  Чекленда опирается на глубокий анализ различения между "жесткими" и "мягкими" системами. Как правило, системотехники и специалисты по исследованию операций применяют системный подход для  того, чтобы оптимизировать функционирование систем. Задачи, которые необходимо при этом решать, в достаточной  степени ясны, и основная проблема заключается в выборе наиболее эффективных  решений. В "мягких" системах актеры могут иметь различные взгляды  и соответственно выдвигать множество  различных задач, которые, по их мнению, следует решить в данной

20 Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.

ситуации.

     Традиционное, жесткое системное мышление невольно заставляет наблюдателя искать систему  в изучаемой социальной ситуации, навязывает рассмотрение социального  объекта в четких системных терминах (структура - функции, цели - средства). Во многих случаях системные "шоры" могут существенно исказить реальную ситуацию. Жесткий подход оказывается  неадекватным при изучении общественных явлений потому, что социальные системы  в качестве активных элементов включают в себя индивидов и группы, которые  имеют собственные цели, взгляды, установки, определяющие выбор решений  и действий.

     Чекленд вводит понятие активной системы (human activity system), в которой актеры действуют  в соответствии со своей картиной мира, в рамках правил и практик, принятых в данной культуре.

     Многие  конфликтные ситуации могут рассматриваться  как конфликт интерпретаций, сформированных различными культурами. Культура в  данном случае понимается в широком  смысле - как культурная система  по П. Сорокину. Интерпретации социальных явлений могут кардинально различаться - так одно и то же событие может  восприниматься как терроризм и  как борьба за свободу. Совершенно по-разному видят выпуск нового товара дирекция фирмы, менеджеры, отвечающие за снабжение, производство и сбыт, и конкуренты, поставщики, потребители.

     Методология "мягких" систем предназначена  для выявления различных точек  зрения и постепенного достижения взаимопонимания. Именно в этом состоит ее принципиальное отличие от традиционного жесткого подхода, позволяющее говорить о  становлении новой системной  парадигмы.

     Чекленд трактует ММС как процесс обучения, состоящий из семи этапов (рис. 1.1).

     Изучение  и описание возникшей проблемной ситуации (этап 1) реализуются на этапе 2. Сбор информации осуществляется с  помощью различных методик - опросов, неформальных интервью, фокус-групп, анализа  документов. Собранные данные Чекленд  предлагает резюмировать в виде образной схемы (rich picture), напоминающей детские  рисунки (рис.2.2).21

21 Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.

 

     

     Рис. 1.1. Основные этапы методологии «мегких» систем

     Основное  достоинство этого необычного "документа" - возможность окинуть единым взглядом всю проблемную ситуацию, увидеть  узкие места, несоответствия, причины  конфликтов. При этом могут быть задействованы сразу все способы  визуализации информации - примитивные  рисунки, графики, текстовые подписи  и т.д. Желательно, чтобы на образной схеме были отражены основные темы, точки зрения на возможное решение  проблем, которые затем будут  детализированы на последующих этапах ММС.

     

     На  наш взгляд, весьма перспективна стандартизация образных схем такого рода, разработка несложного изобразительного языка, замена часто встречающихся понятий  значками, иероглифами. Значительно  облегчить создание подобных схем и  существенно повысить эффективность их использования могут современные технологии компьютерной графики (это, впрочем, относится и к другим этапам ММС).

     На  этапе 3 выявленные точки зрения формулируются  в виде достаточно строгих утверждений, так называемых ключевых определений (root definition). В каждом ключевом определении  указывается, какой должна стать  изучаемая система. В нем должны содержаться ответы на вопросы: что  и почему необходимо сделать, кто  это сделает, кто в результате окажется в выигрыше и кто проиграет, какие ограничения налагает окружающая среда. В ключевом определении указывается  также картина мира, в которой  это определение имеет смысл.

     На  этапе 4 для каждого ключевого  определения строится своя концептуальная модель. Чтобы прояснить, что происходит на этапах 3 и 4.

       В 1985 г. в графстве Винтертон  (Англия) на базе местного университета  было создано Агентство по  развитию кооперативов (далее Агентство). Цель Агентства - повышение занятости  населения с помощью создания  небольших кооперативов. Деятельность  Агентства поддерживалась финансовыми  грантами местных властей и  европейского Фонда регионального  развития. Само Агентство функционировало  как кооператив без строгой  иерархии и четкого разделения  обязанностей. Основными задачами  Агентства являлись: 1) поиск желающих  сформировать кооператив; 2) проведение  семинаров, выставок, организация  рекламы; 3) обучение безработных; 4) консультации по учету, маркетингу, составлению бизнес-планов, регистрации  кооперативов.

     Через несколько лет выяснилось, что  Агентство работает неэффективно. К  этому выводу пришли и его сотрудники, и местные власти, и спонсоры. Пришлось искать способы совершенствования  деятельности Агентства с помощью  ММС. Было выявлено пять точек зрения на то, каким образом можно улучшить ситуацию. В качестве примера возьмем  одно из предложений - создание системы  поиска кооперативов. Соответствующее  ключевое определение формулируется  следующим образом: "Создать в  Агентстве систему поиска желающих работать в кооперативах в тех  областях деятельности, где имеются  благоприятные деловые возможности". Данному ключевому определению  соответствует концептуальная модель, показанная на рис. 1.3.

Информация о работе Системный анализ. Основные этапы