Концепции и функции логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:49, курс лекций

Описание

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика – сравнительно молодая наука, хотя она имеет глубокие исторические корни. Название науки произошло от древнегреческого слова logistike, означавшего «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 4
Тема 1.1. Понятие, цели и задачи логистики 4
Тема 1.2. Этапы развития логистики 6
Тема 1.3. Факторы развития логистики 8
Тема 1.4. Логистические системы 9
Тема 1.5. Логистический подход к рассмотрению издержек 10
Тема 1.6. Функции логистики 11
Тема 1.7. Условия эффективности логистической деятельности 13
Тема 1.8. Метод Парето в логистике. Анализ АВС. Анализ XYZ 14
РАЗДЕЛ 2. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ 18
Тема 2.1. Понятие снабжения. Функции и задачи отдела снабжения 18
Тема 2.2. Цели управления закупками 19
Тема 2.3. Планирование закупок 20
Тема 2.4. Выбор метода закупок 21
Тема 2.5. Выбор поставщика 22
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА 29
Тема 3.1. Понятие производственной логистики. Цели производственной логистики 29
Тема 3.2. Принципы эффективной организации производства 30
Тема 3.3. Толкающие и тянущие производственные системы 32
РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ 35
Тема 4.1. Понятие запаса. Виды запасов 35
Тема 4.2. Цели создания запасов 37
Тема 4.3. Управление запасами 39
Тема 4.4. Система управления запасами с фиксированным размером заказа 40
Тема 4.5. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами 43
Тема 4.6. Прочие системы управления запасами 45
РАЗДЕЛ 5. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 47
Тема 5.1. Функции и задачи логистики распределения 47
Тема 5.2. Логистические каналы распределения 48
РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА 53
Тема 6.1 Сущность и задачи транспортной логистики 53
Тема 6.2. Виды транспорта 56
Тема 6.3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта 57
Тема 6.4. Технико-экономические особенности морского и речного транспорта 60
Тема 6.5. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта 62
Тема 6.6. Модели организации перевозки грузов. Транспортная экспедиция 65
Тема 6.7. Транспортные тарифы. Фрахтование 68
Тема 6.8. Таможенное оформление. Инкотермс 70
Тема 6.9. Тенденции развития транспортно-экспедиторского обслуживания на современном этапе 72
РАЗДЕЛ 7. ЛОГИСТИКА СКЛАДА 74
Тема 7.1. Задачи складской логистики. Виды и функции складов 74
Тема 7.2. Определение оптимального числа складов в складской сети 78
Тема 7.3. Логистический процесс на складе 81
Тема 7.4. Эффективное функционирование склада 84
Тема 7.4. Кросс-докинг 86
РАЗДЕЛ 8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА 89
Тема 8.1. Информационные потоки в логистике 89
Тема 8.2. Информационные логистические системы 91
Тема 8.3. Использование в логистике технологии штрихового кодирования 93
РАЗДЕЛ 9. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ 95
Тема 9.1. Понятие сервиса в логистике. Виды сервисного обслуживания 95
Тема 9.2. Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей. Управление качеством потребительского сервиса 96
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 100
ЛИТЕРАТУРА 102

Работа состоит из  1 файл

Логистика.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать документ)

Ряд экономистов выделяют также  расчетную и информационную функции  логистики.

Сущность логистики состоит  в интегрировании и обеспечении  взаимодействия участников процесса товародвижения, управлении материальными потоками на основе сопровождающей их информации с целью доставки необходимых товаров, необходимого качества, в необходимом количестве в нужное время и в нужное место с минимальными совокупными издержками.

Логистика рассматривается через призму управленческих, экономических и финансовых аспектов.

С точки зрения управленческого аспекта логистика – это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.

С точки зрения экономического аспекта логистика – совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.

В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. С этой точки зрения логистика направлена на сокращение времени с момента уплаты денег поставщику сырья и материалов до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

В некоторых случаях логистика  сводится к весьма узкому кругу операций: транспортировке, погрузочно-разгрузочным работам, складированию.

Суммируя все выше приведенные определения можно отметить, что логистика представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из функций которого перешли к логистике. Различия в определении логистики обусловлены рядом причин. Одна из них заключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решить организации в сфере сбыта товаров, их перевозки и складирования. Другая причина заключается во множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.

Тема 1.7. Условия эффективности логистической деятельности

Логистика способствует повышению  эффективности работы компании при  соблюдении следующих требований:

  • поддержания связи логистики с корпоративной стратегией;
  • централизованного управления движением материальных потоков;
  • поступления необходимой информации в нужное время;
  • налаживания тесной взаимосвязи с другими участниками процесса товародвижения;
  • учета логистических расходов в системе финансовых показателей компании;
  • определения оптимального уровня качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;
  • тщательной разработки логистических операций.

Связь логистики с  корпоративной стратегией

Управление логистическими процессами должно осуществляться в интересах  реализации маркетинговой стратегии  компании, направленной на обеспечение конкурентоспособности за счет сокращения затрат на сферу обращения.

Централизованное управление движением материальных потоков

Все логистические функции должны быть объединены под централизованным руководством для принятия более эффективных решений, так как все логистические операции связаны между собой. Большинство компаний стремятся объединить управление запасами и распределение продукции, что позволяет эффективно управлять складированием и транспортировкой. В таких компаниях осуществляется управление всей логистической цепочкой как единым целым.

 

Поступление необходимой  информации

Современные системы обработки  информации, связывающие администрацию  компании, подразделения логистики, поставщиков и потребителей позволяют  добиться резкого сокращения уровня запасов сырья. Большинство компаний используют интегрированные информационные системы, позволяющие эффективно контролировать и управлять материальными и финансовыми потоками на предприятии.

Тесная взаимосвязь  с другими участниками процесса товародвижения

Установление долгосрочных хозяйственных  связей позволяет лучше координировать процесс товародвижения. Стратегическое партнерство производителей с транспортными  компаниями, таможенными брокерами  и другими участниками логистической цепочки обеспечивает более уверенное положение на рынке, создание единого комплекса хозяйственных взаимоотношений, при этом особое значение придается процессу обмена информацией по прогнозированию, планированию и графикам поставки продукции.

Учет расходов на логистические операции 
в системе финансовых показателей

Логистические операции должны быть направлены на увеличение прибыли компании. Необходимо вести отдельный учет расходов на логистику и своевременно принимать эффективные управленческие решения по сокращению расходов в этой области: сокращение собственного автопарка и использование услуг специализированных фирм, использование складов общего пользования  вместо строительства собственных складов.

Определение оптимального уровня качества логистического обслуживания 
с целью повышения рентабельности

Предоставление высококачественного  сервиса приводит к получению  дополнительного дохода. Разрабатывается  программа логистического обслуживания клиентов с учетом требований каждого  клиента.

Тщательная разработка логистических операций

Выполнение компанией вышеуказанных  требований гарантирует взаимосвязь  логистики с маркетингом и  производством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических  операций, но и создание эффективного сервиса для покупателей, с низкими издержками, что будет способствовать росту прибыли на активы в рассматриваемой сфере деятельности и, как следствие, повышению конкурентоспособности компании.

Тема 1.8. Метод Парето в логистике. Анализ АВС. Анализ XYZ

Управление в логистике характеризуется большой номенклатурой управляемых объектов: широкий ассортимент товаров, большое число покупателей, поставщиков и т.д. В процессе работы с каждым отдельным объектом предприниматель получает какую-то часть намеченного результата. При этом с точки зрения вклада в общий результат управляемые объекты не равноценны.

В экономике хорошо известно правило  Парето (правило 20/80), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми предприятию приходится иметь дело, обеспечивает примерно 80% результатов деятельности. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Например, в торговле 20% наименований товаров обеспечивают 80% прибыли предприятия, остальные 80% наименований – лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент. Следует обратить внимание, что для измерения вклада в общий результат анализируется именно прибыль от продажи того или иного товара. Объем продаж (доход) односторонне характеризует долю ассортиментной позиции в прибыли, так как не учитываются расходы, связанные с закупкой, хранением, реализацией.

Правило Парето действует не только в экономике. Работа с 20% студентов  составляет 80% от всех временных затрат администрации учебного заведения  на работу со студентами. 20% материала учебника формирует 80% представления о курсе. Из всего количества поставщиков лишь 20% создают 80% всей опасности потерь от связи с недобросовестным партнером. Суть принципа Парето состоит в том, что в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности.

Согласно методу Парето множество  управляемых объектов делится на две неодинаковые части. В логистике  широко применяется метод АВС, который предполагает более глубокое разделение анализируемых объектов – на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо оценить по степени вклада в результат деятельности.

Рассмотрим пример. В табл.1 приведены 20 объектов, вклад каждого объекта в общий результат оценен в единицах и приведен в графе 2. В графе 3 указана доля каждого из объектов в общем результате в процентах. Если расположить объекты в порядке убывания доли вклада (табл.2), то становится очевидным, что первые две позиции (10% объектов списка) обеспечивают 75% результата. Следующие 5 позиций (25% объектов) – 20% результата, а оставшиеся 13 позиций (65% объектов) дали всего лишь 5% результата.

 

Таблица 1

Оценка вклада объектов в общий результат

Вклад объекта

Доля вклада, %

1

10

0,1

2

200

2,0

3

30

0,3

4

5200

52,0

5

30

0,3

6

90

0,9

7

10

0,1

8

100

1,0

9

800

8,0

10

300

3,0

11

10

0,1

12

20

0,2

13

2300

23,0

14

300

3,0

15

40

0,4

16

70

0,7

17

50

0,5

18

20

0,2

19

400

4,0

20

20

0,2

ИТОГО

10000

100,0


 

 

 

Таблица 2

Разделение объектов на группы А, В и С

 

Вклад объекта

Доля вклада, %

Нарастающий 
итог

Группа и ее вклад 
в результат

4

5200

52,0

52,0

группа А 
75%

13

2300

23,0

75,0

9

800

8,0

83,0

группа В 
20%

19

400

4,0

87,0

10

300

3,0

90,0

14

300

3,0

93,0

2

200

2,0

95,0

8

100

1,0

96,0

группа С 
5%

6

90

0,9

96,9

16

70

0,7

97,6

17

50

0,5

98,1

15

40

0,4

98,5

3

30

0,3

98,8

5

30

0,3

99,1

12

20

0,2

99,3

18

20

0,2

99,5

20

20

0,2

99,7

1

10

0,1

99,8

7

10

0,1

99,9

11

10

0,1

100,0


 

 

Предположим, что первоначально расходы на управление данными объектами (например, реклама реализуемых товаров) распределились между всеми объектами равномерно, вне зависимости от вклада объекта в конечный результат, при этом стоимость управления одним объектом составляла 5 условных единиц. В этом случае общая стоимость управления составляла 100 условных единиц. Увеличим в 2 раза стоимость управления объектами группы А и снизим в 2 раза стоимость управления объектами группы С. Стоимость управления объектами группы В оставим без изменений. Простой расчет показывает, что общая стоимость сократится на 22,5 условных единиц: 2 * 10 + 5 * 5 + 13 * 2,5 = 77,5.

Ухудшение управления группой С  скорее всего не окажет значимого  влияния на общий результат в  связи с незначительностью роли группы. В то же время улучшение управления группой А может этот результат существенно улучшить. Таким образом, перераспределение средств на управление, выполненное в соответствии с результатами анализа АВС, даст снижение затрат на управление и повышает эффективность деятельности. Данный пример может иллюстрировать эффективное управление рекламным бюджетом предприятия или решение задачи укрепления позиции компании на рынке. Для этого необходимо расширить торговый ассортимент без привлечения дополнительных финансовых средств и использования дополнительных складских помещений. Перед службой логистики поставлена задача сократить общий объем товарных запасов с целью сокращения затрат на их содержание и высвобождения ресурсов для расширения ассортимента.

В логистике АВС-анализ применяют, ставя цель сокращения величины запасов, сокращения количества перемещений на складе. Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов обычно немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.

Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ отличается от метода ABC. При анализе XYZ все объекты (ресурсы, ассортимент) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

В группу Х включают товары, спрос  на которые равномерен, либо подвержен  незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y средние.

В группу Z включают товары, спрос на которые возникает эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.

Информация о работе Концепции и функции логистики