Концепция и функции логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:31, реферат

Описание

Деятельность по управлению материальными потоками, также как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистического подхода к управлению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками.

Работа состоит из  1 файл

логистика.docx

— 67.35 Кб (Скачать документ)

1. Концепция и функции  логистики

1.1. Концепция логистики

 
    " 
Концепция (согласно определению, данному в словаре иностранных слов) - система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов ". Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками, также как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистического подхода к управлению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике. Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики.

Охарактеризуем  её основные положения.

    1. Реализация  принципа системного подхода. 
    Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные, значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т.е. все элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения такой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков. 
     
    2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъёмно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Не нужно доказывать, что при выполнении определённой операции универсальное оборудование, как правило, проигрывает оборудованию, созданному специально для выполнения этой операции. Это положение в полной мере распространяется и на логистические процессы. Отметим только, что оптимизация потоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях выпуска и массового использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Иными словами, для того, чтобы применить логистический подход к управлению материальными потоками общество должно иметь достаточно высокий уровень научно - технического развития. 
     
    3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. 
    Одним из элементов логистических систем являются кадры, т. е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь "вечной" проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом адекватно должны совершенствоваться условия труда. Иначе они могут стать так называемым "узким местом". 
     
    4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки. 
    Одна из основных задач логистики - минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять 
    затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи. 
     
    5. Развитие услуг сервиса на современном уровне. 
    Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к средству повышения конкурентоспособности. Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков, поставляющих одинаковый товар, одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобный таре и т.п. 
     
    6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. 
    Появление большого количества разнообразных товаров и услуг - повышает степень неопределенности спроса на них, обуславливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

                     

 
1.2. Шесть правил  логистики.

 
    Деятельность в области логистики  имеет конечную цель, которая получила название - 
"шесть правил логистики":

  1. Груз — нужный товар.
  2. Качество — необходимое качество.
  3. Количество — в необходимом количестве.
  4. Время — должен быть доставлен в нужное время.
  5. Место — в нужное место.
  6. Затраты — с минимальными затратами.
 

    Цель логистической  деятельности считается достигнутой  если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставлен  в нужное время в нужное место  с минимальными затратами.

                     
 

1.3. Функции логистики.

 
    В процессе управления материальными  потоками в экономике решается множество  разнообразных задач. Это - прогнозирование  спроса и производства, а следовательно, и объёма перевозок, задачи определения  оптимальных объёмов и направлений  материальных потоков, задачи организации  складирования, упаковки, транспортировки  и многие другие. Рассмотрим, кем  решаются эти задачи. Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

    — транспортные предприятия общего пользования, различные  экспедиционные фирмы; 
    — предприятия оптовой торговли;  
    — коммерческо-посреднические организации; 
    — предприятия- изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции. 
        Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс това- ропередвижения. Каждый из перечисленных участников логистического процесса спе- циализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функ- ций. При этом под термином "функция" в дальнейшем будем понимать со- вокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель.\к\10\д Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистичес- кой системы. 
     
        В таблице 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологических систем. Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций: - все перечисленные в таблице 1 функции взаимоувязаны и направлены на управление материальными потоками. Другими словами, весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели; - носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе. Критерием эффективности реализации логистических функций явля ется степень достижения конечной цели логистической деятельности, вы раженной шестью правилами логистики.     

          

Основные  логистические функции и их примерное  распределение между различными участниками логистического процесса Таблица 1
 
Участник  логистического процесса  
 
Название логистической функции
Транспорт общего пользования  экспедиционная фирма Предприятия оптовой  торговли Коммерческо-посреднические фирмы Склады готовой  продукции предприятий изготовителей
Формирование  хозяйственных связей по поставкам  товаров или оказанию услуг,их развитие,корректировка  и рационализация X X X  
Определение объёмов и направлений материальных потоков   X X  
Прогнозные  оценки потребности в перевозках X X X  
Определение последовательности продвижения товаров  через места складирования, определение  оптимального коэффициента складской  звенности при организации товаропродвижения     X  
Развитие, размещение и организация складского хозяйства   X X  
Управление  запасами в сфере обращения   X X  
Осуществление перевозки, а ¦также всех необходимых  операций в пути следования грузов к пунктам назначения X      
Выполнение  операций,непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров *   X   X
Управление  складскими операциями **   X   X

    * Под операциями, непосредственно предшествующими  и завершающими перевозку товаров,  подразумеваются упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные  работы и ряд других операций. 
    ** Складские операции включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходи мого ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и др.
     

                     
 

1.4. Этапы развития  логистики.

 
    Использование принципов логистики  в экономике началось сравнительно недавно. До начала шестидесятых годов  производители и потребители  продукции не придавали серьёзного значения созданию специальных систем, позволяющим оптимизировать управление материальными потоками. В 60-х и  начале 70-х годов в странах  с развитой рыночной экономикой стали  осознавать, что рационализация распределения  производственной продукции позволяет  снизить её себестоимость без  больших дополнительных капитальных  вложений. Постепенно пришло и понимание  того, что в этой области имеется  существенный нереализованный потенциал  снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения  конкурентноспособности. Дополнительно  подтолкнул работы в этом направлении  энергетический кризис 70-х годов. Проведенные  в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего  к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на логистику.

 
    Главные причины, по которым начиная  с 60-х годов в экономическе развитых странах наблюдается резкое возрастание  интереса к логистической идее заключаются  в следующем:

  • обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улучшения качества поставки;
  • энергетический кризис;
  • научно -технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления;
  • превращение рынка продавца в рынок покупателя. Выделяют три этапа совершенствования логистики.
 

    Первый этап — 60 -е годы — характеризуется  интеграцией складского хоэяйства  с транспортом и координацией их использования. На этом зтапе транспорт  и склад, прежде связанные лишь операцией  погрузки или разгрузки, приобретают  тесные взаимные связи. Они начинают работатьна один экономический результат  по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в  которой отгружается груз, выбирается с учётом применяемого транспорта, и в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор  транспорта. 

 
    Второй этап - середина 80-х годов. К взаимодействию складирования  и транспортировки подключается планирование производства. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счёт своевременности выполнения заказов, улучшить использования оборудования. 

 

    Третий этап происходит в настоящее время. Совокупность матери- алопроводящих звеньев приобретает  целостный характер.

 
    По мнению учёных многих стран, объектом логистики является материальный поток  на всём пути своего движения от первичного источника сырья до конечного  потребителя.

 
                     
 

1.5. Функциональная взаимосвязь  логистики с планированием  производства, финансами.

 
    В таблице 1 было дано примерное распределение  логистических функций между  различными категориями предприятий и организаций. 
    Рассмотрим более детально, как распределяются задачи по управлению материальными потоками между различными подразделениями отдельного предприятия. Планирование, управление, контроль и осуществление логистической деятельности тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятиии. Зачастую логистическая функция "расстаскивается" по различным производственным единицам и службам: одно производственное предприятия объединения занимается закупками материалов и оборудования, другое - содержанием запасов, третье - осуществляет входной контроль и испытание, четвертое - транспортным обслуживанием и т.д.. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации прохождения материального потока до следующего звена логистической цепи. Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и закачивая сдачей готовой продукции заказчику с минимальными затратами, в определённом месте. Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что, во-первых, производство должно регулярно выдавать готовую продукцию, т.е. давать объёмы работ для сбытовой логистики. Во-вторых, производство зависит от заготовительной логистики, т.е. от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в необходимом количестве и необходимого качества. Один из возможных вариантов распределения функциональная взаимосвязи службы логистики на предпрриятии со службами планирования, маркетинга, финансов и производства приведен в таблице 1.1. 
  

Информация о работе Концепция и функции логистики