Концепции и функции логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:49, курс лекций

Описание

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика – сравнительно молодая наука, хотя она имеет глубокие исторические корни. Название науки произошло от древнегреческого слова logistike, означавшего «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 4
Тема 1.1. Понятие, цели и задачи логистики 4
Тема 1.2. Этапы развития логистики 6
Тема 1.3. Факторы развития логистики 8
Тема 1.4. Логистические системы 9
Тема 1.5. Логистический подход к рассмотрению издержек 10
Тема 1.6. Функции логистики 11
Тема 1.7. Условия эффективности логистической деятельности 13
Тема 1.8. Метод Парето в логистике. Анализ АВС. Анализ XYZ 14
РАЗДЕЛ 2. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ 18
Тема 2.1. Понятие снабжения. Функции и задачи отдела снабжения 18
Тема 2.2. Цели управления закупками 19
Тема 2.3. Планирование закупок 20
Тема 2.4. Выбор метода закупок 21
Тема 2.5. Выбор поставщика 22
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА 29
Тема 3.1. Понятие производственной логистики. Цели производственной логистики 29
Тема 3.2. Принципы эффективной организации производства 30
Тема 3.3. Толкающие и тянущие производственные системы 32
РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ 35
Тема 4.1. Понятие запаса. Виды запасов 35
Тема 4.2. Цели создания запасов 37
Тема 4.3. Управление запасами 39
Тема 4.4. Система управления запасами с фиксированным размером заказа 40
Тема 4.5. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами 43
Тема 4.6. Прочие системы управления запасами 45
РАЗДЕЛ 5. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 47
Тема 5.1. Функции и задачи логистики распределения 47
Тема 5.2. Логистические каналы распределения 48
РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА 53
Тема 6.1 Сущность и задачи транспортной логистики 53
Тема 6.2. Виды транспорта 56
Тема 6.3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта 57
Тема 6.4. Технико-экономические особенности морского и речного транспорта 60
Тема 6.5. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта 62
Тема 6.6. Модели организации перевозки грузов. Транспортная экспедиция 65
Тема 6.7. Транспортные тарифы. Фрахтование 68
Тема 6.8. Таможенное оформление. Инкотермс 70
Тема 6.9. Тенденции развития транспортно-экспедиторского обслуживания на современном этапе 72
РАЗДЕЛ 7. ЛОГИСТИКА СКЛАДА 74
Тема 7.1. Задачи складской логистики. Виды и функции складов 74
Тема 7.2. Определение оптимального числа складов в складской сети 78
Тема 7.3. Логистический процесс на складе 81
Тема 7.4. Эффективное функционирование склада 84
Тема 7.4. Кросс-докинг 86
РАЗДЕЛ 8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА 89
Тема 8.1. Информационные потоки в логистике 89
Тема 8.2. Информационные логистические системы 91
Тема 8.3. Использование в логистике технологии штрихового кодирования 93
РАЗДЕЛ 9. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ 95
Тема 9.1. Понятие сервиса в логистике. Виды сервисного обслуживания 95
Тема 9.2. Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей. Управление качеством потребительского сервиса 96
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 100
ЛИТЕРАТУРА 102

Работа состоит из  1 файл

Логистика.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать документ)

 

Государственное образовательное  учреждение 
среднего профессионального образования

Санкт-Петербургский  колледж управления и экономики 
«Александровский лицей»

 

 

 

 

 

 

 

Златин Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛОГИСТИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2010 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ. 
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Тема 1.1. Понятие, цели и задачи логистики

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика – сравнительно молодая  наука, хотя она имеет глубокие исторические корни. Название науки произошло от древнегреческого слова logistike, означавшего «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемых как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока – количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени. Логистика может иметь дело с многообразными потоками: материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

Материальный поток – совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических операций: транспортировки, складирования, грузопереработки. 

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных потоков и соответствующих им финансовых и информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Оптимизация осуществляется системно, с позиции единого целого, т.е. происходит минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

Цель логистики – обеспечение получения (поставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

1. нужный товар;

2. необходимого качества;

3. доставлен в необходимом количестве;

4. в нужное время;

5. в нужное место;

6. с минимальными совокупными затратами.

 

Рис.1 Логистическая цепь

 

Логистическая цепь – совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материального потока, с выделением следующих главных звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления.

Каждое звено логистической  цепи включает свои элементы, что в  совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам  логистики относятся: транспортные средства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система охватывает и кадры, т.е работников, которые выполняют все операции.

Каждое звено логистической  цепи представляет отдельный раздел логистики как науки, называемый функциональной областью логистики. Выделяют следующие функциональные области логистики:

  • логистика снабжения (закупочная логистика);
  • производственная логистика;
  • логистика распределения (сбытовая логистика);
  • транспортная логистика;
  • логистика складирования (складская логистика)4
  • логистика запасов (управление запасами);
  • информационная логистика;
  • логистика сервиса.

Во время прохождения через  звенья логистической цепи материальный поток подвергается логистическим операциям, к которым относятся:

  • определение объемов и направлений материальных потоков;
  • установление хозяйственных связей;
  • транспортировка;
  • грузопереработка;
  • складирование;
  • поддержка производственных функций.

Тема 1.2. Этапы развития логистики

Ещё в период Римской империи  существовали служители-логисты, которые  занимались распределением продуктов  питания. В первом тысячелетии, а  именно во времена византийского  императора Льва VI (866–912 гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её запасами, включая подготовку каждого военного похода.

Благодаря военному делу логистика  выросла в науку. Создателем первых научных трудов по логистике принято  считать французского военного специалиста  начала XIX века, барона А.А.Жомини (1779–1869 гг.), в которых он определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона, однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX в.

Широкое развитие принципы логистики  получили в годы второй мировой войны, и, прежде всего, это связано с проблемой материально-технического снабжения армии США в Европе, с необходимостью своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия  в необходимых количествах.

Параллельно с практическим применением  во многих странах, прежде всего в  США и СССР, развивается теория военной логистики, которая определяет логистику как науку о планировании и управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск.

Вторая трактовка  термина «логистика» в значении математической логики использовалась в работах Г.Лейбница (1646–1716 гг.).

Постепенно  понятия и методы логистики переносятся из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.

Логистика как  экономическая наука и как  инструмент бизнеса стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально-развитых странах, причём сам термин «логистика» укоренился в бизнесе и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

Становление концепции  маркетинга, как следствие постепенного перехода мировой экономики от рынка производителя к рынку покупателя, явилось ключевым фактором, объясняющим появление логистики в экономике.

Период с середины 1950-х по 1960-е годы называют периодом становления логистики. Одним из ключевых факторов стремительного распространения логистики в бизнес-практике явилось возникновение в этот период концепции общих затрат в физическом распределении.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определённом месте и в заданное время».

Одной из причин, обусловивших необходимость  применения логистики в экономике,  стал энергетический кризис 70-х годов. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем, эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

В 1970-е годы были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, и многие западные компании начали их успешно применять на практике. К концу 1970-х на Западе практически завершилась так называемая тарно-упаковочная революция, которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение и дала толчок развитию логистики.

Период с 1980-х до настоящего времени характеризуется стремительным развитием информационных технологий, которые послужили инструментом развития всех функциональных областей логистики и даже создали новую область – информационную логистику. Прогресс в средствах связи и информатике позволил на более высоком уровне осуществлять контроль процессов товародвижения, получать оперативную информацию о наличии материалов на складе, состоянии производственных запасов, степени выполнения заказов, о месте нахождения груза на пути к потребителю.

К началу XXI века логистика сформировалась как интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений, рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.

Можно выделить следующие этапы развития логистики:

  • дологистический период (до 1950-х гг.);
  • период классической логистики (1960-е – до 1980-х);
  • период неологистики ( с 1980-х по настоящее время).

В дологистический период управление материальным распределением носило фрагментарный характер. Транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две не связанные между собой сферы деятельности.  В 1950-е годы происходит развитие нерельсового транспорта, внимание уделяется оптимизации перевозок. Управление грузовыми перевозками становится более разносторонним и закладывает фундамент для развития логистики.

Период классической логистики характеризуется развитием основных логистических принципов в организации товародвижения и применением этих принципов в хозяйственной деятельности компаний. Проблема рационального движения материалов, сырья и готовой продукции всегда была предметом изучения. Новизна логистики заключается в смене приоритетов: именно управление процессом товародвижения стало занимать центральное место в хозяйственной практике фирм. Во-вторых, стал использоваться комплексный подход к вопросам товародвижения. В-третьих, стала использоваться теория компромиссов в хозяйственной практике фирм. Все это в целом позволило отойти от обособленного управления функциями товародвижения и осуществить их интеграцию.

Отличительная черта классической логистики –  вместо организации оптимальных  перевозок стали создаваться  логистические системы. В период классической логистики формулируется принцип минимума общих затрат на материальное распределение. Наиболее ярким примером применения данного принципа на практике является увеличение затрат на транспортировку и сокращение затрат на управление запасами и складирование. Также в данный период намечается переход к критерию извлечения максимальной прибыли от логистических операций, т.е. ориентация и на затраты, и на спрос.

Развитие логистики  в период неологистики приводит к формированию оптимальной системы управления распределением, критерием которой является максимальная прибыль всех участников процесса товародвижения от логистических операций. Акцент делается на межфирменные компромиссы.

Также в неологистический период завершается  интеграция производства в логистическую  цепь. Производство и сфера обращения воспринимаются как единое целое с точки зрения процесса товародвижения. Логистическая цепь получает современный вид: снабжение – производство – сбыт.

Тема 1.3. Факторы развития логистики

Развитие логистики связано  прежде всего с причинами экономического характера, в первую очередь, с переходом от рынка производителя к рынку потребителя. Логистика стала важнейшим связующим звеном между участниками рынка.

Рост объемов производства и  расширение международных связей привели к увеличению издержек сферы обращения (непроизводственной сферы), поэтому внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере. В структуре расходов на сферу обращения в среднем лишь 8–10% занимают расходы по обеспечению сбыта готовой продукции, в то время как расходы на магистральные перевозки – 25–30%, издержки, связанные с созданием и содержанием запасов сырья и готовой продукции могут достигать 50%. Операции по перемещению товаров на мировом рынке являются дорогими и сложными. Затраты на такого рода операции составляют 25–35% стоимости экспортно-импортной продукции.

Вышеуказанные факторы дали толчок к развитию логистики. Помимо этих факторов, которые стимулировали стремление компаний сократить денежные и временные затраты, еще 2 фактора определили развитие логистики:

  • усложнение системы рыночных отношений, повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;
  • создание гибких производственных систем.

Информация о работе Концепции и функции логистики