Концепции и функции логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:49, курс лекций

Описание

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика – сравнительно молодая наука, хотя она имеет глубокие исторические корни. Название науки произошло от древнегреческого слова logistike, означавшего «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 4
Тема 1.1. Понятие, цели и задачи логистики 4
Тема 1.2. Этапы развития логистики 6
Тема 1.3. Факторы развития логистики 8
Тема 1.4. Логистические системы 9
Тема 1.5. Логистический подход к рассмотрению издержек 10
Тема 1.6. Функции логистики 11
Тема 1.7. Условия эффективности логистической деятельности 13
Тема 1.8. Метод Парето в логистике. Анализ АВС. Анализ XYZ 14
РАЗДЕЛ 2. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ 18
Тема 2.1. Понятие снабжения. Функции и задачи отдела снабжения 18
Тема 2.2. Цели управления закупками 19
Тема 2.3. Планирование закупок 20
Тема 2.4. Выбор метода закупок 21
Тема 2.5. Выбор поставщика 22
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА 29
Тема 3.1. Понятие производственной логистики. Цели производственной логистики 29
Тема 3.2. Принципы эффективной организации производства 30
Тема 3.3. Толкающие и тянущие производственные системы 32
РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ 35
Тема 4.1. Понятие запаса. Виды запасов 35
Тема 4.2. Цели создания запасов 37
Тема 4.3. Управление запасами 39
Тема 4.4. Система управления запасами с фиксированным размером заказа 40
Тема 4.5. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами 43
Тема 4.6. Прочие системы управления запасами 45
РАЗДЕЛ 5. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 47
Тема 5.1. Функции и задачи логистики распределения 47
Тема 5.2. Логистические каналы распределения 48
РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА 53
Тема 6.1 Сущность и задачи транспортной логистики 53
Тема 6.2. Виды транспорта 56
Тема 6.3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта 57
Тема 6.4. Технико-экономические особенности морского и речного транспорта 60
Тема 6.5. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта 62
Тема 6.6. Модели организации перевозки грузов. Транспортная экспедиция 65
Тема 6.7. Транспортные тарифы. Фрахтование 68
Тема 6.8. Таможенное оформление. Инкотермс 70
Тема 6.9. Тенденции развития транспортно-экспедиторского обслуживания на современном этапе 72
РАЗДЕЛ 7. ЛОГИСТИКА СКЛАДА 74
Тема 7.1. Задачи складской логистики. Виды и функции складов 74
Тема 7.2. Определение оптимального числа складов в складской сети 78
Тема 7.3. Логистический процесс на складе 81
Тема 7.4. Эффективное функционирование склада 84
Тема 7.4. Кросс-докинг 86
РАЗДЕЛ 8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА 89
Тема 8.1. Информационные потоки в логистике 89
Тема 8.2. Информационные логистические системы 91
Тема 8.3. Использование в логистике технологии штрихового кодирования 93
РАЗДЕЛ 9. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ 95
Тема 9.1. Понятие сервиса в логистике. Виды сервисного обслуживания 95
Тема 9.2. Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей. Управление качеством потребительского сервиса 96
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 100
ЛИТЕРАТУРА 102

Работа состоит из  1 файл

Логистика.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать документ)

Признаком, на основе которого конкретный объект относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по данному объекту. Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Алгоритм дифференциации управляемых объектов:

 

Группа

Интервал

X

0 < v < 10%

Y

10% < v < 25%

Z

25% < v <


 

 

РАЗДЕЛ 2. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ

Тема 2.1. Понятие снабжения. Функции и задачи отдела снабжения

Работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов товаров и услуг, которые поставляют ему другие организации. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещения, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы. Ни одна организация, предприятие, учреждение не являются самодостаточными.

Управление закупками – область  деятельности, в результате которой  фирма приобретает необходимые  товары и услуги. Процесс закупки  представляет собой организованное приобретение продукции для дальнейшей переработки или для перепродажи. Приобретаемая для промышленных предприятий продукция в основном – это материальные ресурсы, необходимые для производства, а для торговых компаний – готовая продукция для последующей продажи.

Деятельность по организации  и управлению закупками направлена на удовлетворение потребностей предприятия  в сырье, материалах, товарах и  услугах. Задача службы снабжения предприятия – организовать получение компанией необходимых по качеству и количеству сырья, материалов, товаров и услуг в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.

Деятельность по организации и управлению закупками можно рассматривать в двух аспектах – оперативном и стратегическом.

Снабжение в оперативном плане – регулярные операции, направленные на избежание дефицита, отсутствия материальных ресурсов или готового продукта. Отсутствие товара необходимого количества и качества, его несвоевременная доставка могут создать проблему у конечного потребителя продукции или услуги, привести к увеличению издержек.

Стратегическая сторона  снабжения – собственно сам процесс управления закупками, взаимодействие с внешними поставщиками в соответствии с потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработка закупочных схем и методов. Под понятием снабженческого менеджмента понимается планирование и контроль над всем входящим материальным потоком (материальными ресурсами и готовой продукции), поступающим в компанию.

К снабжению предприятия относят следующие виды деятельности:

  • планирование поступлений материальных ресурсов и (или) готовой продукции;
  • установление хозяйственных связей с поставщиками;
  • организация доставки;
  • мониторинг поставки;
  • приемка и контроль качества;
  • распоряжение невостребованными или некачественными остатками.

Сфера деятельности, связанная с  закупками, подразумевает все функции, выполнение которых необходимо для непрерывного обеспечения компании. Поэтому деятельность менеджера по закупкам включает решение следующих задач:

  • определение потребности в материальных ресурсах;
  • поиск потенциального поставщика;
  • оценка возможности закупки в нескольких альтернативных источниках;
  • выбор метода закупки;
  • установление приемлемой цены и условий поставки;
  • мониторинг поставки;
  • оценка продукции поставщика и качества услуг поставщика.

Если же функции снабжения расширить, то к ним будут относиться и инвентарный контроль, транспортировка, приемка закупаемой продукции.

Тема 2.2. Цели управления закупками

Основной целью логистики  снабжения является удовлетворение потребностей предприятия в сырье, материалах, товарах и услугах с максимальной возможной экономической эффективностью.

Управление закупками должно строиться на следующих принципах:

  • приобретать товар по наиболее выгодной цене;
  • поддерживать высокую оборачиваемость товарных запасов;
  • гарантировать доставку товаров на фирму;
  • приобретать товар наилучшего качества;
  • взаимодействовать только с надежными поставщиками;
  • поддерживать доброжелательные партнерские отношения с надежными поставщиками;
  • извлекать максимальную выгоду для фирмы (например, за счет скидок);
  • сотрудничать с другими подразделениями фирмы;
  • снижать долю расходов на закупки в общих логистических издержках;
  • вести эффективный автоматизированный учет приобретаемых товаров и поддерживать другие информационные системы компании.

Деятельность в области организации и управления закупками должна ориентироваться на следующие критерии:

1. Оптимальные сроки поставки материальных ресурсов, готовой продукции и предоставления услуг. Опоздание в закупках может сорвать производственный график, что повлечет за собой большие накладные расходы, а закупленные ранее намеченного срока материалы ложатся дополнительным бременем на оборотные фонды и складские помещения предприятия. Например, авиакомпания не сможет перевозить пассажиров, если вовремя не будет обеспечена топливом, но хранить лишние тонны горючего также невыгодно для компании.

2. Оптимальный размер партии поставки, т.е. соблюдение точного соответствия между объемом поставок и потребностями в них. Избыток или недостаточный объем поставляемой продукции негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении оптимального баланса.

3. Поддержание и повышение качества. Продукция, материалы или услуги должны поставляться необходимого уровня качества, иначе конечный продукт не будет соответствовать принятым стандартам, что приведет к росту логистических издержек. Затраты на доведение качества до стандартного уровня могут быть весьма значительными. Необходимо постоянно повышать качество снабжения и обеспечивать конкурентоспособность товаров и услуг на мировом уровне, что требует внимания к качеству закупаемых материалов.

4. Поиск и закупка товаров и услуг по минимальным ценам.

5. Поиск компетентных поставщиков и развитие стратегических отношений с ними. Успех деятельности отдела закупок в конечном итоге определяет надежность поставщиков. Деятельность поставщика оказывает большое влияние на производительность, качество и конкурентоспособность компании–покупателя. При выборе поставщика необходимо проводить тщательный поиск и анализ возможных поставщиков, причем анализ желательно проводить по нескольким критериям, например, по качеству предлагаемой продукции, возможности своевременной доставки, цене, сервису и т.д. Также важным критерием является оценка риска при осуществлении закупок.

6. Повышение конкурентоспособности компании. Основные задачи исследования рынка закупок заключаются в регулярном сборе и оценке информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок. Толчком к проведению исследования может стать интерес к определению размеров затрат, изменений в собственной программе дистрибьюции, внедрению достижений технического прогресса, повышению доли фирмы на рынке, конкуренции, надежности поставщиков, объему предложения будущем и т.д.

Безусловно, цели управления закупками  различаются в зависимости от специализации фирмы (промышленная, торговая, сервисная). Основной целью логистического менеджмента закупок, например, в производственной компании является надежное обеспечение производственных подразделений фирмы материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственного графика. Производственный график при этом должен быть сформирован в соответствии с маркетинговой и логистической стратегией фирмы на рынке продаж готовой продукции.

Тема 2.3. Планирование закупок

Логистика снабжения, являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов и комплектующих с рынка закупок до складов предприятия. Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:

При планировании закупок необходимо определить:

  • ассортимент и объем требуемых ресурсов;
  • график поставок и объемы партий;
  • возможности потенциальных поставщиков;
  • требуемые площади складских помещений;
  • издержки на закупки;
  • возможность организации самостоятельного производства требуемых материалов (это актуально не только для производственных предприятий, любая компания рассматривает вопрос о том, обеспечить ли потребность в услугах, например, в услугах клининга, самостоятельно, либо закупить данную услугу, воспользоваться аутсорсингом).

Отправной точкой в закупочной деятельности является определение потребности в материальных ресурсах. Необходимую информацию для определения объемов закупки обеспечивают данные, предоставляемые отделом производства промышленной компании или службой продаж торгового предприятия. Они дают представление о расходовании материалов в производстве или фактическом рыночном спросе на товарную продукцию.

В системе учета расхода материальных ресурсов или готовой продукции  могут использоваться разнообразные  средства (базы данных) складского учета. Эти средства учета могут  быть объединены в систему, содержащую подкаталоги по каждому из возможных поставщиков и данные о продвижении их товаров на рынке. Могут быть так же разделы, содержащие сведения об имеющемся опыте работы с каждым поставщиком: обо всех ранее заключенных сделках, срывах поставок, другие доступные сведения о нестандартных ситуациях и т.п.

Для определения потребности на основе фактического расхода (спроса) продукции используются ряд методов  прогнозирования. Чаще всего применяются  экономико-математические методы (методы экстраполяции динамических рядов фактических значений расхода (спроса) материальных ресурсов). Общим недостатком этих методов является ограниченность возможности наблюдения за расходом (спросом) конкретного вида материальных ресурсов или товарной позиции. При этом другие факторы, которые могут оказать существенное влияние на будущую потребность, не учитываются. Данное обстоятельство послужило причиной применения для прогнозирования (планирования) потребности в материальных ресурсах и готовой продукции методов многофакторных корреляционно – регрессионных моделей.

Прогнозирование потребности  в материальных ресурсах для производства продукции чаще всего основано на нормативном подходе, т.е. расчете удельных норм расхода материальных ресурсов: на одну позицию, единицу веса, длины, определенный объем выпуска готовой продукции и т.п. Сами удельные нормы расхода материальных ресурсов рассчитываются на основе технологии производства. Для расчета норм расхода материальных ресурсов в каждой отрасли промышленности имеется соответствующее нормативно-методическое обеспечение.

Особенностью планирования снабжения производственных предприятий  является прогнозирование потребности в запасных частях на ремонтно-эксплуатационные нужды технических средств и оборудования и горюче-смазочных материалах. Расчет потребности и последующего объема закупок запасных частей может быть основан как на прогнозе их фактического расхода, так и на удельных нормах расхода. При использовании нормативного подхода приходится учитывать большое число факторов, определяющих надежность исходной техники, особенности технологического процесса ее обслуживания и ремонта, условия и режимы эксплуатации, и многое другое.

Для определения количества требуемых  материалов и периодичности их поступления  необходима информация об использовании материалов в предыдущие периоды. Также необходим производственный план, составленный исходя из прогнозируемого спроса на продукцию. Составляется график поставок материалов, планируются объемы поставляемых партий с учетом объема текущего запаса.

Тема 2.4. Выбор метода закупок

Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава комплектующих. У каждого метода есть преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сэкономить время и сократить издержки. Наиболее распространенные методы закупок:

Закупка товара одной  партией. Поставка товара большой партией за один раз. Преимуществами такого метода являются: более низкая стоимость единицы закупаемой продукции, низкие транспортные расходы, простота документального оформления, гарантия от сбоев в поставках, возможная экономия от повышения цен. Недостатки: большая потребность в складских площадях, замедление оборачиваемости капитала.

Информация о работе Концепции и функции логистики