Концепции и функции логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:49, курс лекций

Описание

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика – сравнительно молодая наука, хотя она имеет глубокие исторические корни. Название науки произошло от древнегреческого слова logistike, означавшего «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 4
Тема 1.1. Понятие, цели и задачи логистики 4
Тема 1.2. Этапы развития логистики 6
Тема 1.3. Факторы развития логистики 8
Тема 1.4. Логистические системы 9
Тема 1.5. Логистический подход к рассмотрению издержек 10
Тема 1.6. Функции логистики 11
Тема 1.7. Условия эффективности логистической деятельности 13
Тема 1.8. Метод Парето в логистике. Анализ АВС. Анализ XYZ 14
РАЗДЕЛ 2. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ 18
Тема 2.1. Понятие снабжения. Функции и задачи отдела снабжения 18
Тема 2.2. Цели управления закупками 19
Тема 2.3. Планирование закупок 20
Тема 2.4. Выбор метода закупок 21
Тема 2.5. Выбор поставщика 22
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА 29
Тема 3.1. Понятие производственной логистики. Цели производственной логистики 29
Тема 3.2. Принципы эффективной организации производства 30
Тема 3.3. Толкающие и тянущие производственные системы 32
РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ 35
Тема 4.1. Понятие запаса. Виды запасов 35
Тема 4.2. Цели создания запасов 37
Тема 4.3. Управление запасами 39
Тема 4.4. Система управления запасами с фиксированным размером заказа 40
Тема 4.5. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами 43
Тема 4.6. Прочие системы управления запасами 45
РАЗДЕЛ 5. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 47
Тема 5.1. Функции и задачи логистики распределения 47
Тема 5.2. Логистические каналы распределения 48
РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА 53
Тема 6.1 Сущность и задачи транспортной логистики 53
Тема 6.2. Виды транспорта 56
Тема 6.3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта 57
Тема 6.4. Технико-экономические особенности морского и речного транспорта 60
Тема 6.5. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта 62
Тема 6.6. Модели организации перевозки грузов. Транспортная экспедиция 65
Тема 6.7. Транспортные тарифы. Фрахтование 68
Тема 6.8. Таможенное оформление. Инкотермс 70
Тема 6.9. Тенденции развития транспортно-экспедиторского обслуживания на современном этапе 72
РАЗДЕЛ 7. ЛОГИСТИКА СКЛАДА 74
Тема 7.1. Задачи складской логистики. Виды и функции складов 74
Тема 7.2. Определение оптимального числа складов в складской сети 78
Тема 7.3. Логистический процесс на складе 81
Тема 7.4. Эффективное функционирование склада 84
Тема 7.4. Кросс-докинг 86
РАЗДЕЛ 8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА 89
Тема 8.1. Информационные потоки в логистике 89
Тема 8.2. Информационные логистические системы 91
Тема 8.3. Использование в логистике технологии штрихового кодирования 93
РАЗДЕЛ 9. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ 95
Тема 9.1. Понятие сервиса в логистике. Виды сервисного обслуживания 95
Тема 9.2. Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей. Управление качеством потребительского сервиса 96
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 100
ЛИТЕРАТУРА 102

Работа состоит из  1 файл

Логистика.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать документ)

На практике по данной системе можно  заказывать один из многих товаров, закупаемых у одного и того же поставщика, товары, на которые уровень спроса относительно постоянен, малоценные товары и т. д.

Расчет размера заказа в такой системе производится по формуле

V = МЖЗ – ТЗ + ОП,

где V – размер заказа;

МЖЗ – максимально желательный запас, шт.;

ТЗ – текущий запас, шт.;

ОП – ожидаемое потребление за время поставки, шт.

Размер заказа рассчитывается таким образом, что при условии точного соответствия фактического потребления за время поставки ожидаемому поставка пополняет запас на складе до максимально желательного уровня.

Тема 4.6. Прочие системы управления запасами

Обе основные системы управления запасами рассчитаны на условия, в которых отсутствуют отклонения от запланированных показателей и равномерного потребления запасов. На практике часто встречаются более сложные ситуации. При значительных колебаниях спроса основные системы управления запасами не в состоянии обеспечить бесперебойное снабжение потребителя без значительного завышения объема запасов. При наличии систематических сбоев в поставках основные системы управления запасами также становятся неэффективными. Для таких случаев проектируются иные системы управления запасами.

Система с установленной  периодичностью пополнения запасов  до постоянного уровня. В данной системе, как и в системе с фиксированным интервалом времени между заказами, входным параметром является период времени между заказами. Но в отличие от основной системы она ориентирована на работу при значительных колебаниях потребления. Чтобы предотвратить завышение объема запасов или их дефицит, заказы производятся не только в установленные моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня. Таким образом, рассматриваемая система включает в себя элемент с фиксированным интервалом времени между заказами (установленная периодичность оформления заказа) и элемент системы с фиксированным размером заказа (отслеживание порогового уровня).

В этой системе пороговый уровень рассчитывается, как и в основной системе. Заказы делятся на 2 категории: плановые заказы производятся через заданные интервалы времени.  А дополнительные заказы производят, если наличие запасов на складе доходит до порогового уровня. Постоянно рассчитываемым параметром системы является размер заказа. Если заказ производится в момент достижения порогового уровня, то он рассчитывается как  
V = МЖЗ – ТЗ(ПУ) + ОП.

Система «минимум-максимум». Как и в системе с фиксированным интервалом времени между заказами, используется постоянный интервал между заказами. Система «минимум-максимум» ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. В рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов – минимальным и максимальным.

Пороговый уровень запаса в данной системе выполняет роль минимального уровня. Отслеживание текущего запаса производится через заданный интервал. Если в установленный момент времени минимальный уровень  пройден (текущий запас равен пороговому уровню или ниже его), то производится заказ. Если текущий запас выше, то заказ не производится, и следующее определение состояния текущего запаса будет произведено через заданный интервал. МЖЗ рассчитывается так, как и в системе с фиксированным интервалом времени между заказами. Расчет размера заказа основывается на прогнозируемом уровне потребления до момента поступления заказа на склад.

 

РАЗДЕЛ 5. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Тема 5.1. Функции и задачи логистики распределения

Логистика распределения – неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Логистика сбыта охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование. В целостной стратегии распределительной логистики можно выделить две основополагающие стороны. Во-первых, изучение потребностей рынка, чем занимается маркетинг, во-вторых способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем эффективной организации логистических операций.

Основной упор в логистическом  планировании делается на выявлении  и учете потребительских и  иных характеристик продукции, определение  их зависимости от рыночных факторов. К таким факторам относят конкуренцию, спрос на рынке, доступность рынка. Для успешного продвижения товара на рынок необходимо провести ряд подготовительных исследований, включающих планирование объема и номенклатуры товаров с учетом зависимости от различных факторов, проверку планирования путем моделирования сбытовой деятельности фирмы, принятие плана сбыта и использование его показателей для производственной программы.

С точки зрения логистического подхода следует  разграничить стратегический маркетинг, разработка комплекса маркетинга, определение  общей философии бизнеса и оперативный маркетинг – изучение рынка сбыта, выработка политики цен, организация рекламы и т.д.

Среди функциональных областей бизнеса, определяющих коммерческий успех фирмы на рынке, ведущая  роль принадлежит распределению, или  дистрибьюции. Физическое распределение – это сфера логистической деятельности, составная часть процесса распределения (дистрибьюции); она включает все логистические операции и функции, связанные с физическим перемещением, хранением и управлением запасами готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников».

В последние  годы среди специалистов и в литературе по логистике ясно прослеживается тенденция  использовать термин дистрибьюция. И этот термин чаще используется в расширительном толковании, включая помимо операций физического распределения функции по поддержке продаж готовой продукции и логистическому сервису. Определим, что дистрибьюция – это функциональная область логистики, задача которой – интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующими логистическим сервисом от производителей и оптовых торговых компаний до конечных потребителей.

Как и другие сферы бизнеса компании, дистрибьюцию нельзя рассматривать в отрыве от стратегических и тактических целей организации. Основной задачей дистрибьюции является максимальная экономия всех ресурсов в цепях поставок «производитель или оптовая торговая компания – потребители» при обеспечении требуемого уровня качества готовой продукции и сервиса.

Поэтому, принципиальное значение для фирмы-производителя  готовой продукции в плане контроля над ценами и позиции на рынке имеет выбор политики продаж: доводить ли готовую продукцию до конечного потребителя или продавать ее оптовым торговым компаниям. При продаже готовой продукции оптовым торговым компаниям полностью или частично теряется контроль над ценами конечных продаж и сервисом. Поэтому крупные корпорации стремятся создавать фирменные дистрибутивные сети для полного контроля над рынком своей продукции. Однако это требует значительны затрат: в строительство и организацию складского хозяйства, транспортировку, грузопереработку, управление запасами и т.д. Большинство зарубежных фирм – производителей поэтому предпочитает отдавать дистрибьюцию сторонним подрядчикам – на аутсорсинг – т.е. логистическим посредникам, что дает возможность сохранять за собой контроль над ценами и показателями качества логистического сервиса на протяженных участках дистрибутивных каналов. В этом случае могут возникать конфликты интересов между фирмой – производителем и логистическими посредниками по поводу распределения ответственности, рисков, затрат и прибыли, разрешение которых также является прерогативой логистического менеджмента фирмы в дистрибьюции.

Тема 5.2. Логистические каналы распределения

Основная цель логистической система  распределения – доставить товар  в нужное время и в нужное место. В отличие от маркетинга, который  занимается выявлением и стимулированием  спроса, логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Решение задачи организации каналов распределения играет при этом главную роль.

Канал распределения – это совокупность организаций или лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.

Использование каналов распределения  имеет для производителей следующие  преимущества:

  • экономия финансовых средств на распределение продукции;
  • возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
  • обеспечение эффективного распределения продукции;
  • обеспечение широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;
  • сокращение объема работ по распределению продукции.

Решение о выборе канала распределения  – одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации. Канал распределения – это  путь, по которому товары движутся от производителя  к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю.

При этом организации, являющиеся звеньями канала распределения, выполняют ряд  важных функций:

  • проводят исследования рынка, необходимые для планирования распределения продукции и услуг;
  • стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;
  • устанавливают контакты с потенциальными покупателями;
  • приспосабливают продукцию к требованиям покупателей;
  • проводят переговоры с потенциальными потребителями;
  • организуют товародвижение (транспортировка и складирование);
  • финансируют движение товаров по каналу распределения;
  • принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

Все эти функции или их часть может быть взята на себя производителем. При этом издержки производителя возрастают. В связи со специализацией посреднических организаций они выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее. Канал распределения перестраивается при появлении возможности более результативно выполнять функции распределения.

Каналы распределения товаров  можно охарактеризовать по числу  составляющих их уровней. В настоящее время сложилось три основных типа системы распределения.

1. В корпоративной системе последовательные этапы производства и распределения объединены в рамках одного владельца дистрибутивной сети.

2. В вертикальной системе один из членов дистрибутивной сети является владельцем всех остальных звеньев, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью для управления ими.

3. В горизонтальной системе – группа независимых компаний (звеньев логистической системы) – производителя и посредников – связана договорными отношениями, они координируют программы деятельности для достижения большей экономии или/и лучших коммерческих результатов, чем можно было бы получить по одному.

Структуры логистических каналов  в дистрибьюции можно классифицировать по нескольким признакам.

По числу торговых точек различают:

Каналы интенсивного распределения (максимально возможное число торговых точек, что позволяет наиболее интенсивно «наполнить» рынок, например товарами повседневного спроса).

Каналы эксклюзивного  распределения (намеренно ограниченное число посредников, рассчитанное на обслуживание особых потребностей специального сегмента рынка).

Каналы селективного распределения (нечто среднее между методами интенсивного и эксклюзивного распределения; производитель добивается необходимого охвата рынка при более жестком контроле и с меньшими издержками, чем при организации интенсивного распределения).

По признаку прямолинейности (т.е. числу звеньев вертикального канала распределения) различают:

Прямую дистрибьюцию (когда производитель осуществляет продвижение и продажу готовой продукции в основном непосредственно потребителям через свои структуры сбыта/отдела продаж);

Непрямую дистрибьюцию (когда товары поступают потребителям через систему посредников – оптовых торговцев, агентов, дилеров и т.п.).

Каждый производитель на основе маркетинговых исследований рынков сбыта своей продукции определяет структуру возможных каналов распределения, их связь с конкретными категориями потребителей и друг с другом.

Виды логистических каналов  и структура дистрибутивной сети фирмы зависят от:

  • логистической концепции;
  • стратегических и тактических задач фирмы;
  • сектора бизнеса;
  • логистической стратегии и технологий;
  • видов и параметров материальных (сервисных) потоков;
  • ассортимента и характеристик готовой продукции.

Информация о работе Концепции и функции логистики