Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:21, контрольная работа

Описание

Уголовные дела - это дела о преступлениях, предусмотренных Уголовным кодексом России. В зависимости от характера и степени общественной опасности они подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (ст. 15 УК РФ).

Содержание

I часть
1. Понятие правосудия и его отличительные признаки 3
2. Демократические основы (принципы) правосудия. Их система и классификация 5

II часть
1. Осуществляет ли прокуратура надзор за целесообразностью действий и решений должностных лиц, государственных и общественных органов? 28
2. Является ли прокуратура независимым органом от местных органов власти? 28
3. Какие территориальные подразделения прокуратуры вы знаете? 29
Список используемой литературы 31

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

Следует подчеркнуть, что законодатель, провозглашая независимость судей, установил их обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых. При принятии решения по делу он должен быть свободным от приверженности одной из сторон, от влияния общественного мнения.

Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей. Он не вправе делать публичные заявления, комментарии, выступления в прессе по делам, находящимся в производстве суда, до вступления в законную силу постановлений, принятых по ним, а также публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступивших в законную силу, и действия своих коллег.

Осуществление принципа независимости судей гарантируется действующим законодательством. В качестве такой гарантии следует отметить, прежде всего, установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями.

Ряд положений, гарантирующих независимость судей, закреплен в ст. 9 ЗоСС. Так, независимость судей обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия. Судопроизводство по уголовным и гражданским делам осуществляется в процессуальной форме, которая обязательна для всех участвующих в деле государственных органов и лиц. Процессуальная форма закрепляет такую процедуру производства в досудебных стадиях процесса и в суде, которая обеспечивает полное рассмотрение всех материалов и объективное разрешение дела по существу. Строгое соблюдение процедуры осуществления правосудия гарантирует независимость в ходе судебной деятельности, исключает или сводит до минимума субъективизм и произвол. Так, разбирательство дел во всех судах происходит открыто, что позволяет осуществлять контроль за деятельностью суда со стороны не только участников процесса, но и представителей средств массовой информации. Это затрудняет попытки незаконного вмешательства в отправление правосудия.

В процессуальном законе перечисляются основания для отвода судей от участия в деле. Наиболее сложные дела рассматриваются судом коллегиально, что повышает объективность принимаемых решений. Все судьи, участвующие в рас-смотрении дела, имеют равные права, каждый из них независим и может отстаивать свое мнение. При этом соблюдается тайна совещательной комнаты, т.е. тайна совещания судей при вынесении решения по делу. В помещение, где совещаются судьи, воспрещен доступ каких-либо лиц, кроме судей, рассматривающих дело. Мнение и суждения, высказанные тем или иным судьей при принятии решения, не подлежат оглашению и не могут быть предметом обсуждения и оценки со стороны лиц, не входящих в состав суда. Такой порядок гарантирует судей от нежелательных последствий в связи с занятой по делу позицией и высказанными при его разрешении суждениями. Нарушение тайны совещания судей - безусловное основание к отмене судебного решения.

Независимость судей гарантируется несменяемостью судьи. Это означает, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Однако "' судьи районных (городских) судов, судьи военных судов гарнизонов, флотилий, соединений впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть избраны без ограничения срока полномочий. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по указанным в законе основаниям и в определенном порядке.

Закон устанавливает прямой запрет, под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, установленных процессуальным законом.

Гарантией независимости судьи является установленный уголовно-процессуальным законодательством особый порядок привлечения их к уголовной ответственности (гл. 52 УПК РФ).

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей и заключения коллегии, состоящей из трех судей суда субъекта РФ.


II часть

1. Осуществляет ли прокуратура надзор за целесообразностью действий и решений должностных лиц, государственных и общественных органов?

Согласно ст. 21 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" исполнение законов органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законам является составной частью предмета прокурорского надзора.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, рассматривает и разрешает заявления, жалобы и иные обращения, затрагивающие данную сферу. Закон о прокуратуре наделяет прокуроров широким кругом полномочий в правовых вопросах, возникающих в сфере местного самоуправления. При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность организаций, учреждений и должностных лиц (исключение составляет надзор; прокурора за расследованием преступлений). Прокурор не обладает никакой административной властью и не управляет поднадзорными ему организациями.

 

2. Является ли прокуратура независимым органом от местных органов власти?

В соответствии с законом органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции, независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующим на территории РФ законом.

Гарантией обеспечения независимости прокуроров является предусмотренная Законом «О прокуратуре РФ» недопустимость какого бы то ни было вмешательства в деятельность прокуроров при выполнении ими своих надзорных полномочий. Воздействие в какой бы то ни было форме федеральных органов государственной власти, говорится в ст. 5 Закона «О прокуратуре РФ», органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора (или следователя) с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

 

3. Какие территориальные подразделения прокуратуры вы знаете?

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Все органы прокуратуры предназначены для осуществления надзора за исполнением законов на территории Российской Федерации.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, военные, транспортные и иные специализированные прокуратуры.

В основной части субъектов Федерации созданы только прокуратуры городов и районов. В некоторых из них действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. В Москве и в ряде крупных городов в соответствии с установленным административно-территориальным делением созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Приказом Генерального прокурора РФ им придан статус прокуратуры города с районным делением.

В основе построения системы территориальных прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией РФ.

Входящие в систему прокурорских органов военные, транспортные и другие специализированные прокуратуры действуют на правах областных или районных прокуратур. Органы военной прокуратуры образуют свою систему, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры РФ на правах структурного подразделения. Ее возглавляет Главный военный прокурор - заместитель Генерального прокурора РФ. В остальной своей части построение органов военной прокуратуры соответствует построению военных судов. К среднему звену системы военной прокуратуры относятся прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Федеральной пограничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Федерации, к нижнему звену - прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.


Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1: в ред. Федерального закона РФ от 28 ноября 2009 г. № 303-ФЗ

3. Газетдинов Н.И. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. – Казань, 2002

4. Конституция РФ — ст. 15, 18, 19, 26, 32, 45—49, 119-121 и 123.

5. Закон о судебной системе — ст. 5, 7 и 8-10.

6. Закон о статусе судей — ст. 1, 9, 10 и 16 (ВВС. 1992. № 30. Ст.  1792; 1993. № 17. Ст. 606; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399).

7. Закон о Конституционном Суде — ст. 5, 6 и 13 (СЗ РФ. 1994. №  13.  Ст. 1447),

8. Закон об арбитражных судах — ст. 4—7 (СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.1589).

9. Закон о судоустройстве — ст. 4, 70, 80—88 (ВВС. 1981. № 28. Ст. 976; 1992. № 27. Ст. 1560; 1993. № 33. Ст. 1313).

10. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года — ст. 1 и 2 (ВВС. 1993.  №  19.  Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970).

11. Федеральный закон «О государственной  защите  судей,  должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 года — ст. 2 и 5 (СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455).

12. Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 мая 1995 года — ст. 8 (СЗ  РФ. 1995. № 19. Ст. 1710).

13. УПК — ст. 13—20, 35, 46, 245, 259, 421,423, 426,429,438,440 и 443.

14. УК — ст. 294, 297, 307, 311 и 315.

15. ГПК — ст. 5—7, 9, 14, 33, 113 и 176.

16. АПК — ст. 4—10 и 13.

17. КоАП — ст. 165' и 1655.

27



Информация о работе Правоохранительные органы