Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:21, контрольная работа

Описание

Уголовные дела - это дела о преступлениях, предусмотренных Уголовным кодексом России. В зависимости от характера и степени общественной опасности они подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (ст. 15 УК РФ).

Содержание

I часть
1. Понятие правосудия и его отличительные признаки 3
2. Демократические основы (принципы) правосудия. Их система и классификация 5

II часть
1. Осуществляет ли прокуратура надзор за целесообразностью действий и решений должностных лиц, государственных и общественных органов? 28
2. Является ли прокуратура независимым органом от местных органов власти? 28
3. Какие территориальные подразделения прокуратуры вы знаете? 29
Список используемой литературы 31

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

Требование, чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.

2. Правосудие во всех судах судебной системы Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законом. Данный принцип прямо вытекает из конституционных положений о том, что все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15). Глава 7 Конституции «Судебная власть» не закрепляет принцип законности (применительно к судебной деятельности) в отдельной, самостоятельной статье, однако требование соблюдать закон при осуществлении правосудия содержится в формулировках других принципов:

«Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 120). «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона» (ст. 50). Принцип законности закреплен в законодательных актах о судоустройстве и в процессуальных законах (ст.10 ГПК, ст.7 УПК, ст.16 КоАП, ст. 6 АПК РФ).

Принцип законности последовательно и четко выражен в процессуальном законодательстве. В частности, в ст. 1 УПК РФ указывается, что порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим кодексом, обязателен для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и органов дознания. Аналогичные положения применительно к гражданскому процессу содержатся в ст.ст. 1,10 ГПК РФ.

Осуществление правосудия в точном соответствии с законом - это не только требование безусловно соблюдать процессуальные нормы при рассмотрении и разрешении судебных дел. Поскольку суд применяет нормы материального права, он должен делать это правильно, в соответствии с их смыслом и назначением, т.е. правильно квалифицировать деяние подсудимого, определить ему справедливое наказание, законно разрешить спор о праве гражданском.

Основой рассматриваемого принципа является разработанная система законодательства. Важное условие его эффективности - развитие и совершенствование правовых норм и в целом закона в связи с развитием общественной жизни, современными потребностями личности и всего общества. Подлинное правосудие может базироваться только на последовательно демократических законах - судоустройственных, процессуальных, материальных.

Проведение законности при осуществлении правосудия находится в прямой связи с четкостью формулировок закона, которые должны исключать различное их толкование. В законе должны быть предусмотрены все возможные ситуации, могущие возникнуть при рассмотрении судебных дел, исключены пробелы в правовом регулировании. Иное в значительной мере чревато нарушениями законности. В законе необходимо подробно регламентировать весь ход судебного процесса вплоть до отдельных деталей в зависимости от конкретных обстоятельств дела, по возможности оберегая действия и решения суда от воздействия субъективных факторов.

Требование правильного исполнения и соблюдения законов при осуществлении правосудия адресовано в первую очередь суду, судьям (ст. 15 Конституции РФ). Это обусловлено тем, что закон устанавливает максимальные средства и способы достижения истины по делу и вынесения справедливого решения, средства и способы, выработанные многовековой судебной практикой. Только тогда суд выполнит свои задачи по укреплению законности и правопорядка, защите прав и законных интересов государства, общества и отдельных граждан, когда он сам при рассмотрении и разрешении дел будет неуклонно следовать требованиям закона, не допуская малейших отклонений от него.

Принципом законности руководствуются, и его положения распространяются и на других субъектов процесса - на государственного обвинителя, подсудимого, защитника, потерпевшего, истца и ответчика. Точно так же органы и должностные лица, действующие на досудебных стадиях процесса, -органы предварительного расследования и прокурор - должны строго соблюдать закон.

Суд, прокурор, органы предварительного расследования не только сами действуют строго в соответствии с законом, но и призваны обеспечивать законность действий других субъектов, вовлеченных в орбиту правосудия и уголовного процесса. Так, в суде первой инстанции суд должен проводить режим законности в ходе рассмотрения дела, предупреждать, а в случае допущения - устранять нарушения закона со стороны всех участвующих в деле лиц. Для этого закон предоставляет суду соответствующие полномочия (предупреждение, удаление нарушителя из зала суда и др.). Обязанность обеспечения законности наглядно проявляется в работе судов по апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, которые проверяют законность и обоснованность приговора (решения), а по уголовным делам - также и соответствие закону действий и решений органов предварительного расследования, прокурора, суда - на всех предыдущих этапах уголовного процесса.

3. В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Всеобщая декларация прав человека в ст. 7 провозгласила, что «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона». Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом призвано обеспечить равную защиту их прав и законных интересов в суде. Данное положение закреплено в ст. 19 Конституции Российской Федерации: «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждении, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Принцип равенства граждан перед законом и судом нашел отражение в Законе о судоустройстве (ст. 5), а также в Кодексе об административных правонарушениях (ст.ст. 1, 4) и Гражданском процессуальном кодексе (ст. 5). Согласно ст. 5 Закона о судебной системе правосудие в Российской Федерации осуществляется на началах равенства граждан перёд законом и судом независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равенство перед законом и судом определяет правовой статус гражданина Российской Федерации и означает, что суд не может применять закон в зависимости от различии между гражданами по этим признакам.

Принцип равенства граждан перед законом и судом означает, что правосудие осуществляется на основе единого для всех законодательства, в одном и том же процессуальном порядке, в точном соответствии с законом и с равными гарантиями для каждого гражданина. Законы, применяемые судом, дают равные права и возлагают на граждан равные обязанности с учетом их процессуального положения, поэтому любой гражданин может получить в суде защиту своих прав без каких-либо ограничений. А в соответствии со ст. 15 УПК РФ суд должен создавать необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Суд, рассматривая конкретное дело, не может создавать для кого-либо необоснованные, не предусмотренные законом преимущества или ограничения. Исходя из рассматриваемого принципа, суд обязан обеспечить одинаково равное со своей стороны отношение к гражданам и не допускать какой-либо дискриминации к любым участникам процесса.

Важной гарантией равенства граждан перед законом и судом является отправление правосудия судами, входящими в единую судебную систему, т. е. на началах единого для всех суда. Это означает, что в Российской Федерации нет судов для каких-либо привилегированных слоев общества, особых судов для отдельных социальных слоев населения или определенной национальности, или вероисповедания.

В соответствии со ст. 1 УПК РФ порядок судопроизводства является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания, а также для иных участников уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом. Суды, входящие в судебную систему, имеют четкое деление на звенья с определением компетенции судов каждого звена и возможности рассмотрения ими дел в качестве суда той или иной инстанции.

Суды принимают к своему производству дела и рассматривают их в соответствии с правилами, определяющими подсудность этих дел. Наличие военных судов не нарушает отправление правосудия на началах единого для всех суда, поскольку военные суды входят в единую судебную систему, действуют на общих для всех судов принципах правосудия и руководствуются в своей деятельности тем же законодательством, что и другие суды.

Действующий закон предусматривает особый порядок привлечения к ответственности некоторых категорий граждан, например, судей, депутатов. Это нельзя рассматривать как отступление от принципа равенства граждан перед законом и судом, поскольку особый порядок привлечения таких лиц к ответственности установлен законом и является гарантией их неприкосновенности в связи с выполнением ими служебных полномочий.

4. Принцип открытого судебного разбирательства (гласности) закреплен в ст. 123 Конституции Российской Федерации, которая установила: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».

Открытое разбирательство дел во всех судах означает такой порядок рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, при котором доступ в зал судебного заседания свободен для всех граждан, достигших определенного возраста, представителей прессы и др., а ход и результаты процесса могут свободно освещаться в печати или других средствах массовой информации.

По действующему уголовно-процессуальному законодательству (ст. 241 УПК РФ) при рассмотрении в суде уголовных дел в зал судебного заседания граждане моложе шестнадцати лет допускаются с разрешения председательствующего, если они не являются обвиняемыми, потерпевшими, другими лицами, участвующими в процессе, или свидетелями. Все другие лица при открытом судебном разбирательстве вправе входить в зал суда и присутствовать на процессе без специального разрешения суда. Посторонние лица допускаются в зал судебного заседания в таком числе, чтобы с учетом размеров помещения это не препятствовало правильному ходу судебных действий. В необходимых случаях с согласия сторон и председательствующего может быть организована теле- и радиотрансляция процесса.

Гласность судебного разбирательства - важное условие непредвзятого, объективного, полного, всестороннего исследования обстоятельств дела и вынесения справедливого судебного решения. Возможность присутствия на суде широкой публики содействует развитию в обществе уверенности в правильном функционировании судебных учреждений и доверия к ним. Это, в свою очередь, побуждает судей и всех участвующих в деле лиц добросовестно исполнять свои процессуальные обязанности и строго соблюдать все формы и правила судопроизводства, гарантирующие установление истины .

Согласно ст. 241 УПК РФ разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны. Закрытое судебное разбирательство, кроме того, допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи:

 по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнад­цатилетнего возраста;

 по делам о половых преступлениях или затрагиваю­щих интимные стороны жизни участников процесса;

 если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства и их близких родствен­ников.

 Гражданские дела рассматриваются при закрытых дверях:

 в интересах охраны государственной тайны;

 в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, для сохранения тайны усыновления (ст. 9 ГПК РСФСР).

Решение о закрытом судебном разбирательстве принимается судом по собственной инициативе или по ходатайству участвующих в деле лиц. Это решение оформляется мотивиро-ванным определением суда или постановлением судьи.

Слушание дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговоры и решения судов во всех случаях провозглашаются публично.

5. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на пользование родным языком и на свободный выбор языка общения (ст. 26 Конституции). Это конституционное положение отражает принципиальное решение проблемы национальных отношений в многонациональном государстве на основе равенства всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.п.

В соответствии с Законом от 12 декабря 1991 г. «О языках народов РСФСР» на территории Российской Федерации государством гарантируется языковой суверенитет каждого народа независимо от его численности и правового положения и языковой суверенитет каждой отдельной личности. Государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие.

Действующее процессуальное законодательство и законодательство о судоустройстве устанавливают, что судопроизводство в Российской Федерации ведется на русском языке или на языке республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности (ст. 13 ЗоСС, ст. 18 УПК РФ, ст. 8 ГПК РСФСР).

Согласно ст. 18 Закона «О языках народов РСФСР» судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, военных судах и в других правоохранительных органах Российской Федерации ведется на государственном языке Российской Федерации, т.е. на русском языке. Судопроизводство и делопроизводство в правоохранительных органах республик в составе Российской Федерации ведется на государственном языке этих республик и (или) на языке большинства иноязычного населения, компактно проживающего в какой-либо местности, а также на государственном языке Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Правоохранительные органы