Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 08:49, реферат

Описание

цель данной работы – определить место, которое занимают правоохранительные органы в механизме современного государства.
Задачи данной работы: определить понятие и признаки механизма государства; выяснить, каково назначение правоохранительных органов; определить место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственные органы в механизме государства
1.1 Механизм государства – понятие и признаки
1.2 Понятие государственных органов и их классификация
Глава 2. Правоохранительные органы – понятие и признаки
2.1 Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки
2.2 Понятие правоохранительных органов
Глава 3. Место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

Государственные и правоохранительные органы

Содержание

 

Введение

Глава 1. Государственные органы в механизме  государства

1.1 Механизм  государства – понятие и признаки

1.2 Понятие  государственных органов и их  классификация

Глава 2. Правоохранительные органы – понятие и признаки

2.1 Понятие  правоохранительной деятельности  и ее отличительные признаки

2.2 Понятие  правоохранительных органов

Глава 3. Место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства

Заключение

Список  используемой литературы

 

Введение

 

Государственная власть представляет собой систему  особых общественных отношений и  деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством  установленных законом форм и  методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности.

Функции государства реализуют все государственные  органы, составляющие единую государственную  власть. В рамках этого единства сохраняются различия в методах  и формах реализации функций, а следовательно, выделяются в самостоятельные виды государственной деятельности, отличающиеся специфическим назначением, особыми субъектами - государственными органами (государственными служащими), способами реализации государственных функций.

Обеспечение безопасности, равно как и защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, является неотъемлемой частью деятельности государства и согласно ст. 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации.

В реализации задач по обеспечению национальной безопасности в пределах своей компетенции принимают участие различные государственные органы, причем важная роль в обеспечении безопасности отведена правоохранительным органам. В этом состоит актуальность данной работы.

Таким образом, цель данной работы – определить место, которое занимают правоохранительные органы в механизме современного государства.

Задачи  данной работы: определить понятие  и признаки механизма государства; выяснить, каково назначение правоохранительных органов; определить место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства.

В процессе изучения данной темы была использована литература следующих авторов: Л.В. Буракова, А.Н. Головистиковой, В.Д. Горобец, Ю.А. Дмитриева, А.Н. Миронова, Н.М. Павинского и др.

 

Глава 1. Государственные органы в механизме государства

 

1.1 Механизм  государства – понятие и признаки

 

Правовая  категория «государство» обретает конкретные очертания лишь в связи  с деятельностью этого механизма.

Механизм  государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарата. Последнее принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие  государственного аппарата, если иное не оговорено, обычно употребляется  в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма  государства.1

Государственный аппарат - система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

Построение  и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования, позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего  времени основными принципами организации  и деятельности государственного аппарата российская юридическая наука считала  принцип широкого участия масс в  управлении государством; демократический  централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.1

Кардинальные  изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны, внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип  представительства интересов граждан  во всех звеньях государственного  аппарата. Он обеспечивается демократической  избирательной системой, реальными  гарантиями социально-экономических,  политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

2) принцип  разделения властей (законодательной,  исполнительной, судебной), который  формирует механизмы, исключающие  произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип  гласности и открытости в деятельности  государственного аппарата. Например, право граждан государства путем  общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам  народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий  профессионализм и компетентность  государственных органов, их способность  на высоком научном уровне  решать основные вопросы государственной  жизни в интересах населения  страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

5) принцип  законности, правовых основ в  деятельности всех составных  частей механизма государства  в их взаимоотношениях с населением  страны и между собой, а также  с различными общественными движениями и организациями;

в) принцип  демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий  учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан  государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в  федеративных (союзных) государствах  важным принципом организации  и деятельности государственного  аппарата является субординация  и четкое взаимодействие между  общефедеральными органами (центром)  и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особое значение, поскольку такое разграничение обеспечивает самостоятельность членов федерации в решении внутренних и внешних задач.

Выяснение понятия механизма (аппарата) государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.1

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это  система государственных органов, проникнутая единством принципов  его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Федеральном  законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется  сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней  различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях.

С принятием в 1993 г. Конституции РФ последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип зиждется на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций, располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет  прийти к выводу, что механизм современного государства - это пронизанная едиными  законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

Независимо  от правовой природы (государственные  или негосударственные) органы публичной власти обладают рядом специфических признаков.

1. Их  деятельность направлена на удовлетворение  общественных (публичных) интересов,  в силу чего они выступают  от имени государства или его  части (субъекта федерации, населения  муниципальной территории).

2. Порядок  их формирования и деятельности  строго регламентирован нормативно-правовыми  актами (конституцией, законами, подзаконными  актами, актами местного самоуправления). Они могут действовать по принципу: можно только то, что предписано соответствующим нормативно-правовым актом (в отличие от граждан, которые в большинстве случаев действуют по принципу: можно все, что не запрещено законом).

3. Деятельность  этих органов носит публично-властный  характер и оформляется в подавляющем  большинстве случаев в виде формально-правовых решений, подлежащих обнародованию. Отсюда принцип: не опубликованный акт юридической силы не имеет. Эти органы лишь в незначительной мере используют устные решения и приказы.1

Орган публичной власти можно определить как обособленную часть политического общества, предназначенную для осуществления специальной строго определенной законом функции и наделенную необходимыми для этого полномочиями и юридической ответственностью.

 

1.2 Понятие  государственных органов и их  классификация

 

Механизм  государства состоит из различных  частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма  является орган государства.

Государственный орган - это составная часть механизма  государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:

— все  органы государства образуются в  законодательном порядке, который  определяет их компетенцию;

— орган  государства является самостоятельным  элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов, а также обладает властными полномочиями;

Информация о работе Правоохранительные органы