Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:21, контрольная работа

Описание

Уголовные дела - это дела о преступлениях, предусмотренных Уголовным кодексом России. В зависимости от характера и степени общественной опасности они подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (ст. 15 УК РФ).

Содержание

I часть
1. Понятие правосудия и его отличительные признаки 3
2. Демократические основы (принципы) правосудия. Их система и классификация 5

II часть
1. Осуществляет ли прокуратура надзор за целесообразностью действий и решений должностных лиц, государственных и общественных органов? 28
2. Является ли прокуратура независимым органом от местных органов власти? 28
3. Какие территориальные подразделения прокуратуры вы знаете? 29
Список используемой литературы 31

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)


Содержание:

 

I часть

 

1. Понятие правосудия и его отличительные признаки

3

2. Демократические основы (принципы) правосудия. Их система и классификация

5

 

 

II часть

 

1. Осуществляет ли прокуратура надзор за целесообразностью действий и решений должностных лиц, государственных и общественных органов?

28

2. Является ли прокуратура независимым органом от местных органов власти?

28

3. Какие территориальные подразделения прокуратуры вы знаете?

29

Список используемой литературы

31

 


I часть

1. Понятие правосудия и его отличительные признаки

Исходные положения для раскрытия понятия «правосудие» содержатся в ст. 4 ЗоСС. Правосудие - это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел и дел об административных правонарушениях.

Гражданские дела - это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений, а также дела особого производства (о признании фактов, имеющих юридическое значение (ст.245 ГПК РСФСР)).

Уголовные дела - это дела о преступлениях, предусмотренных Уголовным кодексом России. В зависимости от характера и степени общественной опасности они подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (ст. 15 УК РФ).

Дела об административных правонарушениях - это споры, возникшие в сфере управления. Они весьма разнообразны по своему характеру и общественной опасности. Эти дела рассматриваются многими административными органами государства, органами МВД, железнодорожного и других видов транспорта, таможенными, лесного хозяйства, санитарного надзора и др. Многие из них рассматриваются судами лишь в случаях, если одна из сторон спора не согласна с решением этих органов, но некоторые из них могут рассматриваться непосредственно только судами.

Все эти категории дел рассматривают суды общей юрисдикции: высшим судом этой ветви судебной системы России является Верховный Суд Российской Федерации (ст. 126 Конституции РФ). Таким образом, эти суды осуществляют судебную власть в формах гражданского, уголовного и административного судопроизводства, руководствуясь соответствующими процессуальными законами - Гражданско-процессуальным, Уголовно-процессуальным кодексами или Кодексом об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации в общую судебную систему России включает Конституционный Суд и арбитражные суды.

В соответствии со ст. 4 Закона об арбитражных судах и ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами. Арбитражные суды - судебные органы, которые входят в судебную систему Российской Федерации. Они руководствуются Арбитражным процессуальным кодексом, применяют материальное право; руководствуясь принципами правосудия, рассматривают арбитражные дела с участием сторон в судебных заседаниях - судебные акты этих судов обладают общеобязательной силой. Таким образом, деятельность арбитражных судов представляет собой осуществление правосудия и обладает всеми его признаками.

В связи с положениями ст. 118 Конституции РФ, где говорится об осуществлении судебной власти «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства», возникает вопрос о наличии такого вида правосудия, как конституционное правосудие. Употребление этого понятия представляется правомерным, но с учетом того, что компетенция Конституционного Суда и его акты по своему содержанию существенно отличаются от правоприменительных актов всех других судов, поэтому рассматривать деятельность Конституционного Суда как осуществление правосудия однозначно нельзя. Судопроизводство и правосудие - понятия близкие, но не совпадающие, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия.

Качественное отличие содержания деятельности Конституционного Суда от деятельности других судов, осуществляющих правосудие, состоит в том, что последние применяют законы к конкретным ситуациям исходя из их конституционности, а Конституционный Суд контролирует соответствие нормативных актов Конституции Российской Федерации или проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению при производстве по конкретному делу (ст.ст. 120 и 125 Конституции), и поэтому представляется, что Конституционный Суд правосудия не осуществляет.

С учетом изложенного правосудие можно определить как основанную на законах деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских (арбитражных, административных) и уголовных дел в определенной процессуальной форме, направленную на установление объективной истины по делу.

 

2. Демократические основы (принципы) правосудия. Их система и классификация

Принципы - это исходные положения какой-либо теории, учения, науки; руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности.

Принципы правосудия лежат в основе организации и деятельности судов и определяют не только организацию, устройство судов, порядок формирования судейского корпуса, правовой статус судей, структуру, но и полномочия судов по осуществлению правосудия. В этом смысле принципы правосудия являются также принципами гражданского процесса и уголовного процесса. Они реализуются в отдельных нормах судоустройственного и процессуального отраслей права.

Можно выделить характерные признаки, раскрывающие содержание понятия «принципы правосудия».

Принципы правосудия — категории, имеющие объективный характер. Они отражают наиболее общие закономерности регулируемых правоотношений, выражают результат развития общественной практики, в частности судебной, и общественной мысли, сложившихся внутри страны и за ее пределами. В принципах выражены политические, правовые и нравственные идеи, господствующие в обществе на том или ином этапе его развития.

Обладая определенной стабильностью, принципы развиваются в связи с новыми потребностями жизни общества. Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила принципы презумпции невиновности, равенства сторон и состязательности процесса; углубила и расширила сферу действия принципа обеспечения обвиняемому права на защиту; сформулировала ряд гуманных и демократических положений, требующих развития и детализации законов о судоустройстве и судопроизводстве.

Принципы правосудия органически связаны с общеполитическими и общеправовыми принципами, к которым относятся: верховенство закона во всех областях жизни российского общества, обеспечение режима законности, охрана прав и свобод личности, уважение чести и достоинства граждан, справедливость и гуманность, интернационализм и обеспечение национальных, территориальных и иных интересов субъектов Федерации. Каждое положение в той или иной мере находит свое проявление в принципах правосудия.

Важнейшим условием реальной жизни принципов является закрепление их в законе. Любые идеи, научные заключения и предложения, какими бы полезными они ни были для осуществления правосудия, не становятся принципами и даже отдельными, частными правилами уже действующих принципов, пока не будут закреплены законодательно. Содержание принципа может быть заключено в одной или нескольких статьях закона. В одной статье может быть отражено содержание нескольких принципов (например, в ст. 123 Конституции Российской Федерации закреплены принципы гласности, состязательности и равноправия сторон, участие в судопроизводстве присяжных заседателей).

В большинстве случаев принцип формулируется в самом общем виде. Например, «все равны перед законом и судом» (ст. 19 Конституции РФ) или «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ст.32 Конституции РФ), что требует детализации в нормах процессуального законодательства. В то же время некоторые формулировки содержат конкретные требования, например: « I. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» (ст. 51 Конституции Российской Федерации).

Принципы правосудия представляют собой наиболее общие положения (правила). В отраслевом законодательстве они расположены в начальных разделах, именуемых «общие», или «основные» положения (глава 2 УПК РФ, глава 1 ГПК РСФСР).

Общая формулировка принципов предполагает, что в содержании каждого из них заложена весьма значимая и широкая идея, важное направление правосудия, которые должны последовательно проводиться в организации и деятельности судов. Каждый принцип правосудия реализуется посредством множества норм. Например, принцип обеспечения обвиняемому права на защиту находит выражение в нескольких десятках конкретных прав, предоставляемых обвиняемому, которые он осуществляет лично, вне зависимости от участия в деле защитника, и соответствующих обязанностей следователя и суда по обеспечению этих прав.

Принципы правосудия - это руководящие положения. Они имеют непосредственное значение как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности. Это прежде всего означает, что в соответствии с принципами правосудия формируется судоустройственное и процессуальное законодательство.

Руководящий характер принципов состоит также в том, что они являются общими установочными правилами для судей и заседателей равным образом всех звеньев и всех инстанций при осуществлении правосудия по любому делу.

Все субъекты, вовлеченные в сферу судопроизводства, обязаны действовать строго в соответствии с принципами, подчиняться не только конкретным правилам, но и основным началам. К таким субъектам нужно отнести прокурора, органы дознания и предварительного следствия; членов адвокатской палаты, участвующих в судопроизводстве участников процесса - истца, ответчика, обвиняемого, потерпевшего и других; наконец, всех иных лиц, участвующих в деле, - свидетелей, экспертов, специалистов, понятых и др.

Принципы правосудия образуют единую систему. Они едины по своей сущности и служебному назначению. И хотя каждый принцип имеет собственное содержание, все они действуют в неразрывной связи друг с другом. Недопустимо при осуществлении правосудия игнорировать требования даже одного из них. Система принципов - это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимообусловленных элементов, это механизм, в котором должна четко работать каждая деталь. И если отказывает одна из них, то страдает весь механизм, вся система в целом.

Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов заключаются также в том, что одно конкретное правило может быть выражением разных принципов. И конечно, реализация всех норм и принципов правосудия неизбежно связана с принципом законности и осуществления правосудия только судом.

Современная система принципов правосудия включает в себя следующие принципы:

1.    принцип осуществления правосудия только судом;

2.    принцип законности;

3.    принцип равенства граждан перед законом и судом;

4.    принцип гласности судебного разбирательства;

5.    принцип национального языка судопроизводства;

6.    принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

7.    принцип презумпции невиновности;

8.    принцип состязательности;

9.    принцип независимости судей и подчинения их только закону.

1. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Данное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст. 49 Конституции РФ и ст.8 УПК РФ. В последней по данному поводу сказано следующее: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим кодексом. Этот принцип предполагает также право подсудимого на рассмотрение уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено УПК РФ. Другими словами, только компетентный суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами, то положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ и приведенное в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, тоже конкретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко очерчен законом. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Этот перечень является исчерпывающим. Государство доверяет отправление правосудия только специально уполномоченным компетентным органам. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Информация о работе Правоохранительные органы