Правоохранительные органы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:23, курсовая работа

Описание

Цель работы – как можно шире раскрыть понятие такого самостоятельного правового института как система правоохранительных органов.
Сообразно выдвинутой цели мы постарались решить ряд задач:
Раскрыть и охарактеризовать понятие правоохранительных органов;
Определить место правоохранительных органов в механизме государства;
Исследовать и проанализировать основные направления деятельности правоохранительных органов.

Содержание

введение
1.понятие системы правоохранительных органов
2.место правоохранительных органов в механизме российского государства
3.общая характеристика деятельности правоохранительных органов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Система правоохранительных органов РФ.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)


3

 

План

 

 

введение……………………………………………………………………….3

1.понятие системы правоохранительных органов……..5

2.место правоохранительных органов в механизме российского государства………………………………………….17

3.общая характеристика деятельности правоохранительных органов……………………………………27

Заключение………………………………………………………………...32

Список литературы…………………………………………………….33

приложения



3

 

введение

 

Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

Приступая к исследованию заданной темы, мы ставили перед собой цель – как можно шире раскрыть понятие такого самостоятельного правового института как система правоохранительных органов.

Сообразно выдвинутой цели мы постарались решить ряд задач:

      Раскрыть и охарактеризовать понятие правоохранительных органов;

      Определить место правоохранительных органов в  механизме государства;

      Исследовать и проанализировать основные направления деятельности правоохранительных органов.

Данная работа может быть рекомендована студентам и преподавателям юридических вузов, юристам, специализирующимся в данном правовом институте, а также всем желающим, кому интересна данная проблема.

 



3

 

 

1.понятие системы правоохранительных органов

 

Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным путем на базе согласия всех основных слоев общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2). Конституция уста­навливает реальную защиту прав и свобод граждан. В ст. 45, с одной сторо­ны, их защита объявляется обязанностью государства, с другой - каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любы­ми способами, не запрещенными законом.

О государственной защите прав и свобод граждан говорится, по сущест­ву, в ст. 7, 37-48, 52, 71, 72, 114 Конституции. Самостоятельная защита прав и свобод дает гражданину широкую возможность использовать в этих целях свои конституционные права и свободы, установленные ст. 31, 33, 35, 36,47-54 Конституции.

В Конституции Российской Федерации реализованы основные междуна­родные декларации, пакты и стандарты ООН: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических, социальных и культурных правах 1966 г., Венская декларация и программа действий ООН, принятые Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г., Заключительный акт совещания по безопасности и сотруд­ничеству в Европе 1975 г.[1]

В развитие положений Конституции Российской Федерации о правах человека и гражданина Россия подписала и ратифицировала Конвенцию

Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 1995 г. |' 763 утверждено Положение о предоставлении политического убежища в ; Российской Федерации. Принят ряд федеральных законов, защищающих права человека и гражданина в России, например, Гражданский кодекс РФ (части 1 и 2) - в 1994, 1995 гг., Арбитражный процессуальный кодекс РФ -в 1995г., Семейный кодекс РФ- в 1995г., Уголовный кодекс РФ- в 11996 г., Уголовно-исполнительный кодекс РФ- в 1996 г., Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» - в ; 1996 г.[2], Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном f Суде Российской Федерации» - в 1998 г.[3]

В связи со вступлением в Совет Европы в России осуществляются зна­чительные меры по учету в отечественном законодательстве положений ряда европейских международно-правовых актов. Так, 7 ноября  1996 г. Россия подписала Европейскую конвенцию «О взаимопомощи по уголов­ным делам», заключенную европейскими странами 20 апреля 1959 г. Это расширит возможности правоохранительных органов по защите прав и свобод граждан России. Следует иметь в виду, что в ст. 15 Конституции Российской Федерации прямо записано, что общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской | Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан • Другими лицами или государственными органами, учреждениями и органи­зациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответствен­ности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

В отечественной литературе меры борьбы с преступностью и иными правонарушениями было принято делить на общие и специальные. К общим мерам противодействия преступности и иным правонарушениям относят: повышение благосостояния населения, рост его культурного уровня, повышение образованности, иные меры социального характера. К специальным мерам относились те, которые прямо и непосредственно воздействовали на преступность и иные правонарушения. Они связаны с деятель­ностью правоохранительных органов и иных организаций, принимающих участие в контроле над преступностью.

В принципе такой подход, вероятно, является правильным. Но при этом, как нам представляется, недостаточно точно расставлены акценты. Счита­лось, что общие меры социального предупреждения являются основными, решающим образом влияющими на правопослушность граждан. Что каса­ется специальных мер, а это в основном деятельность правоохранительных органов, то они, хотя и относились к мерам, которые прямо влияют на пре­ступность и иные правонарушения, признавались не главными, а иногда и второстепенными. В этом, как теперь очевидно, просматривается идеологи­ческий подход - стремление выдать желаемое за действительное, соответ­ствующее идее ликвидации преступности и построения нового общества. Ослабление тоталитарного режима сопровождалось ростом преступности и иных правонарушений, что заставило по-другому взглянуть на роль право­охранительных органов в противодействии этим явлениям. Анализ мировой практики показал, что роль правоохранительных органов и других государ­ственных и общественных структур, непосредственно связанных с проти­водействием преступности и иным правонарушениям, гораздо более значи­тельна, чем признавалось в прошлые годы. Более того, совершенно ясно, что чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем больше возможностей для предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше у государства возможностей для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав.

В законодательстве и указах Президента РФ нет исчерпывающей фор­мулировки понятия «правоохранительные органы». В п. 1 Положения о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с пре­ступностью, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1995 г.[4], речь идет о координации деятельности органов внутрен­них дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью. Фор­мулировку «правоохранительные органы» можно также встретить в различ­ных документах ненормативного характера. Например, в Федеральной це­левой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы, утвержденной Президентом РФ, говорится о «правоохранительной систе­ме», о «взаимодействии правоохранительных органов», о «соглашениях правоохранительных органов стран СНГ»2. Это понятие применяется и в

других документах как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохрани­тельной деятельности.

От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать понятие «правоприменительные органы», являющееся более широким. Применять во - это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества, во применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и пра­воохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, либо когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстано­вит» нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.   Решая  эти  задачи,   правоохранительные  органы  защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д. Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:

                       начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод- сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;

                       правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на
основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы.

                       нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную, уголовную ответственность



3

 

                       правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную, деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

                       решения правоохранительных органов во всех случаях являются ме­рами юридического воздействия, основанными на законе и соответствую­щими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

                       законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами.
Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;

                       все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения
правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государствен­ных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению это­
го права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на кото­рые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступно­стью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, администра­тивные и дисциплинарные правонарушения.

Известно, что многие государства, например США, Англия, франция, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнит тельной, судебной. Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой «противовесов» и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возмож­ность злоупотребления властью[5] Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции существа названного принципа. При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции[6], которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений; исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов ан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

Информация о работе Правоохранительные органы РФ