Взаимодействие органов следствия, дознания и экспертно-криминалистических подразделений в процессе предварительного расследования прес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:54, дипломная работа

Описание

В данной работе предпринята попытка рассмотреть все основные тактические особенности взаимодействия следователей, органов дознания и экспертно-криминалистических подразделений при проведении наиболее типичных для предварительного расследования следственных действий: осмотра места происшествия, назначении и проведении экспертизы.

Содержание

Введение 3-6
Глава1 Вопросы процессуального положения следователя, органов дознания и экспертно-криминалистичестических под-разделений при расследовании уголовных дел и общая характеристика их взаимодействия.
Параграф 1. Процессуальное положение следователя при 7-18
производстве предварительного расследования.
Параграф 2. Процессуальное положение дознавателя и его
взаимодействие со следователем по делам, по которым 19-30
обязательно предварительное следствие.
Параграф 3. Процессуальное положение специалиста и
эксперта и его взаимодействие со следователем на стадии 31-43
предварительного расследования.
Глава2 Вопросы взаимодействия органов предварительного следствия, органов дознания и экспертно-криминалистических органов при проведении следственных действий.
Параграф 1. Виды оперативно-следственных групп и 44-54
взаимодействие в их составе.
Параграф 2. Взаимодействие следователя и специалиста при 55-65
осмотре места происшествия.
Параграф 3. Взаимодействие следователя и эксперта при 66-74
назначении и производстве экспертизы.

Заключение 75-77
Список используемой литературы 78-81

Работа состоит из  1 файл

мой диплом.doc

— 304.00 Кб (Скачать документ)

 На практике постоянно  действующие следственные  группы встречаются достаточно редко и эффективность их деятельности невысока. Другое дело, что если в данном случае речь идет о специализации, то такой моделью служат специализированные отделы, существующие по штатному расписанию в различных структурах правоохранительных органов. Тем более, что законодательство не упоминает о постоянно действующих группах, а расследование поручается группе следователей в каждом отдельном случае, т.е. группа создается вновь. Совершенно иначе решен вопрос о постоянно действующих следственно-оперативных группах. В то же время руководящие документы МВД и Генеральной прокуратуры  не упоминают постоянно действующие следственные группы как конкретные формирования для расследования какой-либо категории дел.

Предварительное следствие  по конкретному делу поручается "нескольким следователям", т.е. группе, создаваемой на время расследования одного конкретного дела любого характера (убийство, хищение, взяточничество и т.п.).38

В настоящее  время в МВД и Генеральной  прокуратуре  созданы и функционируют уже более полутора лет совместные следственные группы, занимающиеся расследованием уголовных дел о коррупции и взяточничестве. В их состав входят десятки следователей. Здесь следует сказать, что "несколько следователей" и "следственная группа" по своему объему понятия разные. Несколькими могут быть 2-5 следователей, но это понятие неприемлемо, скажем, к 40 следователям.

Таким образом, под следственной группой (бригадой) понимается организация, состоящая из определенного числа следователей, проводящих одновременно расследование одного и того же дела. Подводя итоги сказанному, еще раз подчеркнем, что следственная группа, состоящая из следователей, может быть только единовременная, т.е. на период расследования конкретного уголовного дела.

До создания  в России единого следственного аппарата особенно актуальной является проблема формирования "смешанных" групп

 На практике и в теории  уголовного процесса дискутировался вопрос о создании объединенных следственных групп органов прокуратуры и внутренних дел.

Возникает  вопрос: во всех ли случаях создания смешанной следственному группы (включающей в состав следователей прокуратуры, МВД и ФСБ) следователь прокуратуры должен назначаться старшим. В законодательном порядке данный вопрос также не урегулирован. Нет на этот счет каких-либо инструкций Генеральной прокуратуры. По нашему мнению, нет никаких оснований во всех случаях однозначно назначать следователя прокуратуры старшим группы. Вопрос должен решаться только с учетом деловых и профессиональных качеств всех членов следственной группы. Например, в многоэпизодном уголовном деле о кражах, хищениях в составе группы, как правило, большинство следователей МВД, имеющих достаточный опыт расследования таких преступлений. Но один или несколько эпизодов обычно поручаются прокурором следователю прокуратуры, В этом случае имеет смысл старшим назначить следователя милиции.

В юридической литературе высказывалась  мысль о том, что для ускорения расследования сложных уголовных дел целесообразно в состав следственной группы включать оперативных работников органов дознания.39

В Законе на это прямо не указано, и понятие "следственно-оперативная  группа" не упомянуто и не раскрыто. Создание и деятельность следственно-оперативной группы принципиально отличается от проведения следствия но делу несколькими следователями и от направления ими поручений органу дознания о выполнении отдельных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий

Можно выделить два вида следственных групп по форме  участия в них оперативных  работников органов дознания. Первые - взаимодействующие с оперативными работниками по разовым поручениям, направляемым через начальника органа дознания; вторые - взаимодействующие с постоянно выделенным составом оперативных работников. На наш взгляд,  вторые - более приближены к модели следственно-оперативной группы, При этом считается, что для создания следственно-оперативных групп специальное постановление не должно выноситься, а надо, чтобы соответствующий руководитель ведомства издал приказ, где бы были выделены для постоянной работы в группе подчиненные ему работники. В постановлении о создании оперативно-следственной группы должно быть предусмотрено, что поручения и указания о проведении отдельных следственных и розыскных действий будут выполняться конкретным органом дознания.40

Оперативно-следственные группы создаются и выполняют определенные задачи. Для создания таких групп произвольно расширяется имеющееся правовое поле, что, строго говоря, приводит к нарушению законности.

В следственной практике сложились определенные виды ОСГ.

На наш взгляд, классифицируя  общий массив следственно-оперативных  групп, можно выделить такие основные виды.

Дежурная следственно-оперативная  группа

Она сложилась в повседневной практике суточных дежурств, как правило, районного или городского уровня.  Как единица она фактически  не существует, поскольку ее состав постоянно изменяется в зависимости от дежурных работников прокуратуры в МВД. В то же время эти группы осуществляют выезд на месте всех преступлений и происшествий, совершенных в данном регионе (районе, городе), производят осмотр места происшествия, первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и раскрытие преступления "по горячим следам". В состав группы входят следователь (прокуратуры или органов внутренних дел, в зависимости от подследственности происшествия), оперативные работники уголовного розыска, эксперт-криминалист судебно-медицинский эксперт, участковые инспектора милиции. В работе правоохранительных органов такие группы необходимы для оперативного реагирования на сообщения о совершенных преступлениях. Вместе с тем имеются и отрицательные аспекты в их работе. Например, по окончании дежурства происходит замена следователя; между членами группы в зависимости от нагрузки нет сложившегося "рабочего контакта" ввиду постоянной смены состава. Все это снижает эффективность деятельности группы.

Постоянно действующая следственно-оперативная группа.

Она создается  совместным приказом прокурора области  и начальника областного МВД. Персональный состав такой группы ежегодно обновляется. В нее входят следователи по особо важным делам или старшие следователи областной или городской прокуратуры, работники управления уголовного розыска области, экспертно-криминалистической и судебно-медицинской службы, специалист-кинолог, другие специалисты (химики, биологи, почвоведы и т.п.).

Следственно-оперативная  группа, созданная для раскрытия  и расследования конкретного  преступления. Она является единовременной, образуется совместным приказом прокурора района или города (реже вышестоящими структурами) и начальника органа внутренних дел для раскрытия и расследования конкретного (единичного или многоэпизодного) преступления из числа следователей прокуратуры, работников уголовного розыска и участковых инспекторов милиции. Экспертные работники ЭКО и СМЭ, как правило, в состав группы не включаются, поскольку фактически продолжают осуществлять свою повседневную служебную деятельность, а первоначальные следственно-оперативные мероприятия (осмотр места происшествия, трупа и т.д.) уже выполнены. Хотя при наличии большого объема работы для экспертных исследований (отобрании образцов, дактилоскопировании большого числа лиц, проведении баллистических и др. выборок) в состав группы, исходя из целесообразности, может быть включен и экспертный работник соответствующего профиля.

 Руководитель  СОГ (бригады), включенные в нее  следователи и сотрудники оперативных подразделений составляют в установленном порядке план совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Отсутствие четкого разграничения прав и обязанностей сотрудников, входяших в группу, нередко приводит к тому, что оперативные работники милиции ведут следствие, а следователь прокуратуры лишь оформляет или подписывает процессуальные документы, составленные оперативными уполномоченными (и том числе и от его имени).41

Но по мере развития группового метода расследования превалирующей функцией оперативных работников, включенных в группу следователей, становится собственно оперативно-розыскная работа Специфическая по своему содержанию, она, при сохранении ведущей роли следователя, позволяет широко использовать методы, находившиеся на вооружении органов дознании.

Несмотря на сдержанное отношение к организации совместных бригад, они находят все большее распространение. Однако отсутствие, надлежащей правовой регламентации приводит к тому, что руководящая роль следователя в них в ряде мест утрачивается. 42

Законодательно не отражено изменившееся содержание группового метода расследовании преступлений, что, с одной стороны, не приостанавливает объединения в одной группе следователей и оперативных уполномоченных милиции, а с другой - до сегодняшнего дин не способствует правильной организации их совместной работы по делу.

Вследствие отсутствия убедительной законодательной регламентации взаимодействие следователей и оперативных работников органов внутренних дел совершенствуется самой практикой.

Оперативные работники  постоянно стали входить в  состав групп следователей для осуществления «тесного» взаимодействия со следователями и выполнять львиную долю работы по раскрытию преступления.

                                                   Параграф 2.  

  Взаимодействие следователя и специалиста при осмотре места происшествия.

Осмотр места  происшествия — это неотложное следственное действие, заключающиеся в непосредственном восприятии,  исследовании и фиксации следователем обстановки места происшествия, относящихся к делу следов и объектов, их индивидуальных особенностей и взаимосвязей в целях выяснения сущности происшедшего события, механизма преступления и отдельных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.43

Осмотр места происшествия является одним из основных процессуальных действий,  в  ходе  которого происходит обнаружение следов преступления,  а  также  изъятие  вещественных   доказательств.

Задачами осмотра являются:

-получение процессуально-закрепленной  информации (фактических данных) об  обстоятельствах происшедшего события,  объектах и лицах, имеющих к  нему;

    -фиксирование  в протоколе материальной обстановки, в которой произошло исследуемое событие;

    -обнаружение,  фиксирование и изъятие материальных  следов преступления (следы рук, ног, орудий взлома, транспортных средств, пятен крови, а также орудия преступления и других предметов, брошенных или потерянных преступником,

    -выяснение  связи следов и иных объектов  с лицом, совершившим преступление, потер певшим и иными лицами и объектами;

    -получение  исходных сведений для установления  и розыска виновного, организация  и проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Осмотр места происшествия подразделяется на следующие стадии: подготовительную, ориентирующую (обзорную), детального исследования, заключительную. Осмотру всегда предшествует тщательная подготовка,

Подготовка к осмотру  в свою очередь подразделяется на два периода. В первый включаются действия следователя до выезда на место происшествия, во второй — подготовительные действия по прибытии на место осмотра.

В первом периоде основной задачей следователя является ин-формационно-тактическое и материально-техническое обеспечение выезда па место происшествия. Необходимо получить возможно полную информацию о происшедшем и условиях, в которых предстоит работать. Следователь, прежде всего убеждается и том, что приняты все неотложные меры к устранению и предотвращению вредных последствий происшествия, оказана необходимая помощь пострадавшим, обеспечены надежная охрана места происшествия, неприкосновенность и сохранность следов. В случае ненадлежащего или недостаточного характера принятых мер следователь делает соответствующие распоряжения работникам милиции, представителям администрации предприятия.

Далее следователь уточняет, какие специалисты и иные лица будут необходимы для качественного проведения осмотра, и обеспечивает их вызов. Следователю следует помнить и о том, что, решая вопрос о целесообразности привлечения специалиста к участию в осмотре места происшествия, лучше перестраховаться, чем не уделить данному вопросу должного внимания. Практика показывает, что результативность осмотра при участии специалиста повышается.

По прибытии на место происшествия следователю нужно лично самому убедиться в том, что все неотложные меры по ликвидации последствий происшествия приняты, помощь пострадавшим оказана. При необходимости принимаются дополнительные меры по обеспечению охраны места происшествия, и сохранению следов, удалению посторонних, организации наблюдения за местом происшествия с целью выявления подозрительных лиц.

Следователь проверяет явку участников осмотра, проверяет подобраны ли понятые.  Если же возникает, судя по ситуации, надобность в иного рода специалистах, обеспечивает их вызов.

Перед осмотром от работников милиции, очевидцев и лиц, первыми обнаруживших происшествие, нужно получить краткую  информацию о том, что же произошло, кто к происшедшему может быть причастен.

Совместно со специалистом  следователь  знакомится с общей обстановкой на месте происшествия, организует преследование преступника по "горячим  следам". 44 Следователь руководит действиями  группы,  контролирует  и координирует их.

Одновременно, консультируясь со специалистом, изучает обстановку, осуществляет поиск, выявление, закрепление, изъятие и  оценку вещественных доказательств, а также составляет протокол осмотра  места  происшествия.

Информация о работе Взаимодействие органов следствия, дознания и экспертно-криминалистических подразделений в процессе предварительного расследования прес