Тактические приемы допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:14, реферат

Описание

Допрос на предварительном следствии - это комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законом познавательных и удостоверительных операций, выполняемых следователем (лицом, производящим дознание, прокурором, начальником следственного отдела) по находящемуся в его производстве уголовному делу (в связи с выполнением отдельного поручения, в порядке осуществления функции прокурорского надзора или функции процессуального руководства предварительным следствием), с целью получения и закрепления показаний об обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Работа состоит из  1 файл

тактика Допроса.docx

— 56.15 Кб (Скачать документ)

  Тактика допроса потерпевшего.

   Тактика допроса потерпевшего имеет  некоторые особенности, обусловленные,  главным образом, особенностями процесса  формирования его показаний,  заинтересованностью в исходе дела и другими  объективными и субъективными факторами.

    На процесс формирования показаний   потерпевшего существенное влияние   оказывает факт посягательства  на него самого или на его  имущество. В большинстве случаев  это  обстоятельство определяет  полноту и  точность восприятия  потерпевшим  обстоятельств, связанных  с событием преступления, а в   последующем — полноту и точность  его показаний.

    В то же время возникающие  в  момент преступного посягательства  страх, боль,  физические страдания,  возбуждение и напряжение, вызванные  борьбой, личностными, интимными  переживаниями в случаях совершения  половых посягательств, образуют  сложное психическое состояние,  которое оказывает влияние на  процесс восприятия и запоминания  потерпевшим обстоятельств совершенного  посягательства. Особо грубое физическое  воздействие и острые психические  переживания, характерные для  посягательств на жизнь, здоровье  и половую неприкосновенность, могут  привести к амнезии, т.е. частичному  или полному выпадению из памяти  пережитого события. -

  Физическое  и психическое состояние потерпевшего, пережившего нервно-психическое  потрясение в связи с преступлением, является причиной того, что в его  показаниях встречаются: преувеличения  опасности совершенного посягательства; фрагментарность, т.е. наличие пробелов в описании события преступления; непоследовательность в изложении  и т.п.

  С учетом физического и психического состояния потерпевшего определяется момент его допроса. Если состояние  потерпевшего позволяет произвести допрос, то сделать это необходимо как можно быстрее после совершенного преступления. Показания, полученные сразу  же после совершения преступления, отличаются полнотой к достоверностью, так как в них не привнесены еще посторонние влияния.

  Если  потерпевший находится в состоянии  сильного нервно-психического напряжения, вызванного событием преступления. немедленный  допрос нежелателен, так как потерпевший  вряд ли сможет дать полные  » точные показания. Более того, в ходе допроса  он будет вынужден еще раз пережить  только что случившееся, а это  может привести  к новому, еще  более глубокому нервно-психическому потрясению. Однако и в этом случае не следует откладывать допрос на слишком долгий срок, поскольку может  начаться процесс забывания. Кроме того, на потер певшего могут оказать влияние заинтересованные лица, либо запечатленные его памятью образы (представления) подвергнут  корректировке под влиянием информации полученной в результате обсуждения дета лей преступления с родными, близкими, знакомыми и т.п.

  Тактические приемы допроса потерпевшего применяются  с учетом содержания его показаний. Пробелы и неточности в показаниях потерпевшего, обусловленные его  добросовестным заблуждением, устраняются  с помощью тактических приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности допрашиваемого и припоминание недостающих фрагментов события. В  этой связи необходимо, прежде всего, разъяснить потерпевшему важность его  показаний для раскрытия преступления, вовлечь его в диалог для того, чтобы вытеснить из его сознания или оттеснить на задний план психические  переживания, влияющие на полноту и  точность показаний.

  Для припоминания образов (представлений), запечатленных памятью потерпевшего, важно стимулировать его ассоциативное  мышление. Этому способствует проведение допроса на месте происшествия, однако для этого необходимо получить согласие потерпевшего.

  В ряде случаев полные и точные показания  потерпевший дает на повторном допросе. Это объясняется тем, что потерпевший  неоднократно возвращается в мыслях к событию преступления, припоминая отдельные его детали, обстоятельства, о которых он сообщил во время  первого допроса. Поэтому после  первого допроса потерпевшему необходимо разъяснить, что если он вспомнит какие-либо обстоятельства, связанные с преступлением, то об этом следует немедленно сообщить следователю.

  Если  в результате активизации мыслительной деятельности потерпевший начинает строить версии относительно лиц, совершивших  преступление, и мотивов преступления, то не  следует этому препятствовать, так как внимательное к ним  отношение способствует установлению психологического контакта, а в ряде случаев приводит к установлению лица, совершившего преступление.

  Иногда  потерпевший умышленно умалчивает об отдельных обстоятельствах происшедшего, дает ложные показания либо вовсе  отказывается давать показания. В этой ситуации необходимо, прежде всего, выяснить причину такого поведения потерпевшего (наличие особых отношений с подозреваемым  или обвиняемым, боязнь мести, оказываемое  на потерпевшего физическое или психическое  воздействие со стороны обвиняемого  или его окружения, боязнь огласки  неблаговидного поведения потерпевшего, неверие в стремление следователя  установить преступника и т.п.) и  применить тактические  приемы, направленные на преодоление лжи и получение  полных и точных показаний.

  Особенности допроса несовершеннолетних.

  Допрос  несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет  некоторые особенности, обусловленные  возрастом, социально-демографическими и нравственно-психологическими особенностями  допрашиваемых.

К особенностям, определяющим специфику допроса  несовершеннолетних, относятся:

  меньший, чем у взрослых, объем знаний и  опыта;

  меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее  развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого;

  тенденции к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность  суждений и действий. Несовершеннолетние уступают взрослым в способности  осознать событие в целом и  не всегда могут выделить главное, обращать внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.

  Несовершеннолетние  чаще взрослых до пускают ошибки при  определении расстояний, отрезков времени, последовательное действий и событий.

  Несовершеннолетние  быстрее забываю  воспринятые  события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их за интересовали.    

  Несовершеннолетние  обладают повышен ной эмоциональной  возбудимостью,  некоторой неуравновешенностью  характера, им присущи быстрые смены  настроения и форм по ' ведения, что  сказывается на их показаниях.

Поведение несовершеннолетнего во  время  допроса нередко обусловлено  стремлением к демонстрации и  отстаиванию своей   зрелости и самостоятельности,  гипертрофированным представлением о дружбе,  боязнью  отрицательной оценки со стороны  ближайшего окружения.

        Поскольку перечисленные и некоторые   другие особенности физического  и  психического развития несовершеннолетних  одинаково проявляются в процессе  формирования  показаний и в  поведении на допросе, их  допрос  имеет общие черты независимо  от  процессуального положения  допрашиваемого.    Вызов несовершеннолетних  на допрос  : производится, как  правило, через их  родителей  или иных законных представителей.   Иной порядок допускается лишь  в случаях,   когда это вызывается  обстоятельствами дела (ст. 156, ч.1 ст. 395  УПК).  Несовершеннолетний, находящийся  под стражей, вызывается через  администрацию места заключения  |<ч.2 ст. 395 УПК).

     Повестка адресуется одному из  родителей опекуну или попечителю,  администрации учреждения, в котором  воспитывается  несовершеннолетний. При этом в повестке ли упоминается об уголовной ответственности несовершеннолетнего свидетеля за уклонение от дачи показаний. На повестке  Целесообразно сделать отметку о недопустимости ее вручения непосредственно несовершеннолетнему.

  В случае необходимости участия в  допросе несовершеннолетнего свидетеля  (потерпевшего) его законного представителя  или  близкого родственника (ч. 1 ст. 159 УПК), в  повестку включается предложение  о явке этого  лица вместе с  вызываемым несовершеннолетним. В ней также  указывается, в качестве кого вызывается это лицо, или ему направляется  отдельная повестка, вручаемая вместе с  повесткой о вызове несовершеннолетнего.   Иной порядок (через посыльного, путем  личного вручения повестки, по телефону)  допускается, если вызов через родителей  или законных представителей может  воспрепятствовать получению правдивых  показаний  или необходимо обеспечить немедленную явку  несовершеннолетнего  и т.п.    

    В ходе подготовки к допросу   несовершеннолетнего следователь  обязан выполнить  комплекс  мероприятий, направленных на  обеспечение оптимальных условий   производства допроса.

   1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя — в месте нахождения несовершеннолетнего.

  Определяя место допроса несовершеннолетнего  свидетеля (потерпевшего), следует исходить из того, что подросток в возрасте 14—16 лет может быть допрошен в  кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка подчеркивает важность происходящего и настраивает  подростка на дачу полных и правдивых  показаний, особенно, когда следователь  разъясняет ему необходимость правдивого рассказа обо всем, что ему известно по делу.

  Для допроса малолетних свидетелей (потерпевших) следует избирать иное место, более  им привычное (школа, дом, дошкольное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно  производить на месте, где подросток  наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.

  Несовершеннолетний  обвиняемый (подозреваемый) допрашивается  в рабочем кабинете следователя  либо в следственном изоляторе, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной  обстановке необходим для того, чтобы  обвиняемый (подозреваемый) не воспринял  допрос как увещевательную беседу.

  2. Определить день  и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем, что если наблюдаемое подростком событие (факт, явление) не имеет для него \резкого эмоционального значения, то восприятие несовершеннолетнего поверхностно и образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под влиянием новых восприятий.

  Кроме того, актуальность своевременного допроса  состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко  поддаются преднамеренному и  непреднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других яиц, с которыми они общались до допроса.

  Если  в результате сильных переживаний  от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего  наступила психологическая  заторможенность, то допрос следует отложить до тех  пор, пока несовершеннолетний сможет давать показания.

  Дата  допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого определяется с  учетом сроков, установленных в ст. 123 и 148  УПК.

  . Устанавливая  время явки несовершеннолетнего  свидетеля (потерпевшего) на допрос, следователь должен учитывать  особенности его психики и  планировать свое рабочее время  таким образом, чтобы подросток  не ожидал в коридоре вызова  на допрос.

  3. Получить информацию  о личности несовершеннолетнего. Для установления психологического контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить:

  отношение к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные  отношения и т.п.);

  черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.);

  круг  интересов и увлечений, а также  иные данные, относящиеся к социально-демографической  и нравственно-психологической характеристикам  несовершеннолетнего.

  С этой целью необходимо тщательно  изучить материалы уголовного дела с точки зрения извлечения указанных  сведений, а также допросить родителей  или законных представителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.

  4. Определить круг  участников допроса.  Участниками допроса несовершеннолетнего являются: педагог, законные представители несовершеннолетнего, защитник. Порядок привлечения и допуска к участию в допросе указанных лиц рассмотрены в § 3 главы 1.

Информация о работе Тактические приемы допроса