Тактические приемы допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:14, реферат

Описание

Допрос на предварительном следствии - это комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законом познавательных и удостоверительных операций, выполняемых следователем (лицом, производящим дознание, прокурором, начальником следственного отдела) по находящемуся в его производстве уголовному делу (в связи с выполнением отдельного поручения, в порядке осуществления функции прокурорского надзора или функции процессуального руководства предварительным следствием), с целью получения и закрепления показаний об обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Работа состоит из  1 файл

тактика Допроса.docx

— 56.15 Кб (Скачать документ)

  Кроме общих положений закона, регулирующих данную сферу профессиональной деятельности следователя, здесь необходимо учитывать  определенные тактические соображения. В частности, с особой осторожностью  следует подходить к решению  вопроса об участии родителей  в допросе несовершеннолетней потерпевшей  по делу о половом преступлении, так как тяжелые переживания  потерпевшей усугубляются тем, что  она вынуждена в присутствии  родителей давать показания о  совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, следователь (желательно чтобы  это была женщина) должен выяснить мнение потерпевшей относительно участия  в допросе кого-либо из ее родителей. Приглашать для участия в допросе  несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его родителей следует лишь тогда, когда следователь, несмотря на предпринимаемые  усилия, не может установить с допрашиваемым  психологический контакт. Если такой  контакт установлен, то участие родителей нежелательно, так как они нередко пытаются повлиять на допрашиваемого в соответствии со своими интересами. Кроме того, допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов, дает ответы в зависимости от реакции родителей и т.п.

  Подход  к приглашению педагога для участия  в допросе несовершеннолетнего  должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить  с участием педагога, работающего  в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных  классов, а допрос учащихся младших  и старших классов — с участием педагогов, преподающих в соответствующих  классах.

  В каждом конкретном случае следователь  должен решить вопрос о том, какого педагога — знакомого или не знакомого  допрашиваемому — следует пригласить для участия в допросе.

  Прежде  всего из числа педагогов, которые  могут быть приглашены для участия  в допросе несовершеннолетнего  обвиняемого следует исключить  классного руководителя, так как  он должен быть допрошен в качестве свидетеля.

  Если  между несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым) и преподавателями  учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные  отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно  разъяснить обвиняемому (подозреваемому) порядок допроса и выяснить, в  присутствии какого педагога — знакомого  или незнакомого — он предпочитает давать показания.

  По  делам о половых преступлениях  следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того   же пола, что и допрашиваемый. Стеснение,   которые испытывают несовершеннолетние в   ходе такого допроса в присутствии  лиц  другого пола, не только может  отрицательно| отразиться на полноте  показаний, но и  причинить им моральную  травму .

  1. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно:      а) разъяснить участникам допроса их роль  в этом следственном действии и предусмот- ренные законом права ;

б) выяснить особенности психологии  допрашиваемого;

    в) выяснить характер взаимоотношений   несовершеннолетнего с другими   участника- ми производства по  уголовному делу;

    г) предупредить участников допроса  о  недопустимости постановки  наводящих  вопросов и высказывания  в адрес  допрашиваемого нравоучений  и критических замечаний по  поводу его поведения и содержания  показаний, о недопустимости пререканий  между собой и других действий, которые могут  осложнить обстановку  на допросе.    При наличии  данных о том, что  несовершеннолетний (малолетний) свидетель  (потерпевший)  неконтактен с посторонними,  его родителям или педагогу  можно  поручить постановку  определенных вопросов в  присутствии  следователя.

  1. Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса. Следователь должен очень серьезно относиться k подготовительной стадии допроса, так как в ней берет свое начало психологический  и контакт между ним и допрашиваемым. При  феей своей неопытности несовершеннолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь, а  поэтому следователь в ходе подготовки к  вопросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и  проявить к ним искренний интерес с тем,  чтобы беседа не оказалась вымученной,  тягостной и в силу этого не способствующей установлению психологического контакта. 
  2. Составить план допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопросы должны  быть понятными и недвусмысленными.  Допустима постановка наводящих вопросов. Для того, чтобы интересующие следователя  вопросы не оказали на допрашиваемого  внушающего воздействия, их не следует  выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повышением или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п.
  3. Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков протокола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует проверить не только их наличие, но и рабочее состояние для того, чтобы не пришлось отвлекаться на их проверку во время допроса.

Информация о работе Тактические приемы допроса