Тактические приемы допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:14, реферат

Описание

Допрос на предварительном следствии - это комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законом познавательных и удостоверительных операций, выполняемых следователем (лицом, производящим дознание, прокурором, начальником следственного отдела) по находящемуся в его производстве уголовному делу (в связи с выполнением отдельного поручения, в порядке осуществления функции прокурорского надзора или функции процессуального руководства предварительным следствием), с целью получения и закрепления показаний об обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Работа состоит из  1 файл

тактика Допроса.docx

— 56.15 Кб (Скачать документ)

  Тактика допроса свидетеля.

  Тактика допроса свидетеля. Если свидетель  дал исчерпывающие ответы на поставленные перед ним вопросы, то  следователь  достаточно поставить дополняющие, уточняющие и контрольные вопросы  с целью по лучения более конкретизированных сведений и проверки их достоверности. В случае обнаружения в показаниях свидетеля пробелов и неточностей, следователь обязан принять меры к их устранению путем применен а  тактических приемов, содержание  которых зависит от причин этих пробелов и неточностей: добросовестного  заблуждения допрашиваемого или  его нежелания дать полны  и  правдивые показания.

  Причинами добросовестного заблуждения свидетеля  могут быть:

непонимание того, какие именно сведения от него хотят получить;

ошибки  в восприятии, запоминании воспроизведении  воспринятого;

неблагоприятное психологическое состояние свидетеля  во время допроса.

Непонимание свидетелем поставленной перед ним  задачи довольно легко устраняется  путем постановки дополняющих, уточняющих и напоминающих вопросов. Устранение неполноты и противоречивости показаний  свидетеля, обусловленных ошибками в восприятии, запоминании и воспроизведении  воспринятого, требует от следователя, с одной стороны, знания процесса формирования показаний и влияющих на него факторов, а с другой - применения тактических приемов, направленных на оказание помощи допрашиваемому в  припоминании фактов и событий.

  Процесс формирования свидетельских показаний  складывается из восприятия, запоминания  и воспроизведения на допросе  фактов (явлений), связанные с событием преступления.

  Восприятие - это процесс отражения в сознании свидетеля события преступления или отдельных его фрагментов на основе зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений.

  Запоминание представляет собой сложный процесс  образования в памяти свидетеля  образов (представлений), связанных  с воспринимаемым событием преступления или его отдельными фрагментами (явлениями, фактами).

  Воспроизведение заключается в том, что свидетель  на допросе вызывает в своей памяти образы (представления), запечатлевшиеся  в результате восприятия и запоминания  события преступления или его  фрагментов, и сообщает информацию (сведения) о нем следователю.

  Процесс формирования показаний свидетеля  протекает в условиях воздействия  различного рода факторов. Все эти  факторы заранее учесть невозможно, но из основных и наиболее часто  встречающихся одни относятся к  индивидуальным свойствам самого свидетеля, другие - к внешним условиям и , обстоятельствам, в которых происходило восприятие, сохранение в памяти и воспроизведение  свидетелем события преступления и  отдельных его фрагментов. К таким  факторам относятся:

  1) свойства восприятия  и памяти свидетеля. Полнота и точность восприятия свидетелем событий (фактов, явлений) зависит, прежде всего, от состояния его зрения и слуха, хотя не исключено восприятие отдельных фрагментов события преступления с помощью органов обоняния и осязания. Поэтому, обнаружив несовпадение между показаниями допрашиваемого и имеющимися в деле доказательствами, следователь должен выяснить, не являются ли причиной такого несовпадения дефекты органов чувств допрашиваемого свидетеля.

  Однако  в этой связи следует иметь  в виду, что свидетель может  и не осознавать имеющиеся у него дефекты или скрывать их по разным причинам. Для проверки  возникшего предположения следователю необходимо получить из лечебного учреждения по месту жительства или работы свидетеля  сведения о состоянии его зрения, слуха и т.д. С этой целью могут  быть также допрошены родные и  знакомые свидетеля.

  Свойства  памяти у людей неодинаковы. Одни лучше запоминают то, что связано  с движением и временем, у других лучше  развита память на зрительные и слуховые  образы и т.д. Неодинаковые свойства памяти накладывают специфический  отпечаток на  показания свидетелей, в которых одни события (факты, явления) описаны полно и точно, а другие - в самых общих чертах;

  2) физическое и психическое состояние; свидетеля в момент восприятия события (факта, явления). Болезненное состояние, нервное расстройство, усталость, опьянение, сильное душевное волнение и другие особенности физического и психического состояния свидетеля могут неблагоприятно влиять на процесс формирования его показаний. Поэтому в ходе допроса свидетеля необходимо получить подробную информацию об обстоятельствах, на восприятие и  запоминание которых могло оказывать влияние его  физическое и психическое состояние;

  3) направленность внимания свидетеля. Восприятие и запоминание может быть целенаправленным (преднамеренным), если оно вызвано профессиональным интересом, необычностью наблюдаемого события  (факты, явления), пониманием того, что в будущем о нем придется давать показания и т.д. Информация, воспринятая целенаправленно, дольше сохраняется в памяти  свидетеля, и при ее воспроизведении на  допросе его показания бывают более полными и точными. Однако в следственной практике чаще встречается случайное (непреднамеренное) восприятие свидетелями событий (фактов, явлений), и для получения показаний в таких случаях следователь должен применять тактические приемы, направленные на оказание допрашиваемому помощи в припоминании забытых фактов и обстоятельств, поскольку воспринятые события (факты, явления) запечатлеваются в памяти в определенной связи между собой, а также в связи с впечатлениями и представлениями из прошлого и последующего опыта, постольку напоминание или воспоминание об одном из элементов этой связи нередко является толчком к развертыванию в памяти цепочки ассоциаций. Различают ассоциации по смежности во времени, в пространстве, по сходству или контрасту.

  Большую роль в пробуждении ассоциаций играет эмоциональная память. Воспоминание о впечатлении или переживании, связанном с тем или иным объектом или лицом, может оживить в  памяти детали или подробности определенного  события.

  Ассоциации  по времени возникают тогда, когда  свидетель дает показания в том  же порядке, в каком развивались  события. Если свидетель не может  вспомнить какие-либо факты (явления), то ему необходимо напомнить последствия  происшедшего события, попытаться найти  связи данного события с какими-либо обстоятельствами личной жизни свидетеля  и т.д.

  Ассоциации  в пространстве начинают действовать, если свидетелю предъявить предмет, имеющий отношение к расследуемому  событию, или фотографию места происшествия и др. Восстановлению в памяти забытых  фактов (явлений) нередко способствует допрос свидетеля в определенном месте, использование в ходе допроса  различных схем, рисунков, чертежей, макетов и т.п. Иногда ассоциации в пространстве возникают в ходе составления допрашиваемым схемы  места, где он находился в момент восприятия события (факта, явления).

  Ассоциации  по сходству могут быть использованы для того, чтобы свидетель вспомнил фамилию, черты лица, одежду человека и т.д. С этой целью допрашиваемому можно предложить полистать телефонную книгу с фамилиями абонентов, принять участие в составлении  фоторобота или изготовлении художником рисованного портрета, просмотреть  образцы одежды, машин, тканей и т.п.

  Возникновение ассоциаций по контрасту основано на противопоставлении различных объектов и явлений (высокий - низкий, толстый - тонкий, черный - белый и т.п.);

  4) патологические дефекты  психики и нервной  системы. Нервные заболевания и психические недостатки могут существенно влиять на процесс формирования свидетельски) показаний. Поэтому, если у следователя возникают сомнения относительно способности свидетеля правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить сведения об обстоятельствах, по поводу которых он  дает показания, то в соответствии со  ст.79 УП ( необходимо назначить судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиат- рическую экспертизу;

  5) обстановка восприятия  свидетелем события  (факта, явления). Полному и правильному восприятию свидетелем события (факта, явления) содействуют или препятствуют:

  удаленность от наблюдаемого события (факта, явления); условия видимости; наличие или отсутствие препятствий, которые могут поглощать звуки;

  состояние погоды (например, в туман все  предметы кажутся больше, чем они  есть в действительности) и т.п.

  Поэтому в случае возникновения  сомнений относительно точности восприятия  сви- детелем события (факта, явления), о  котором он дает показания, следователь  должен получить из учреждений метеорологической  службы сведения о погодных условиях, которые были на том месте, где  произошли расследуемое событие  и в то время, когда оно произошло. Для проверки  достоверности показаний  может быть произведен  следственный эксперимент;

  6) промежуток времени,  истекшего с момента  восприятия свидетелем  события (факта,  явления) до момента  дачи им показаний  Чем больше этот промежуток, тем больше вероятность искажения, полной или частичной утраты воспринятой свидетелем  информации. Поэтому нежелательно медлить с производством  допроса свидетеля.

  Вместе  с тем следует иметь в виду, что немедленный допрос свидетеля-очевидца остро переживающего только что  увиденное событие преступления, не всегда дает  желаемый результат  из-за того, что свидетель не способен давать показания. Следует учитывать  то, что некоторые свидетели обладают таким свойством памяти, которое  позволяет им воспроизводить события (факты,  явления), имевшие место  в достаточно далеком прошлом, но при этом они не в  состоянии  вспомнить события  двух-трехдневной  давности;

  7) склонность к фантазированию. Это свойство проявляется в том, что некоторые свидетели в своем стремлении дать полные показания по существу заданных вопросов восполняют пробелы восприятия и запоминания фантазированием. Основная сложность получения показаний в такой ситуации состоит в том, чтобы отличить заведомую ложь от фантазии свидетеля, а также отделить достоверные показания от вымышленных. В этой связи от следователя требуется умение формулировать и задавать допрашиваемому контрольные и уточняющие вопросы;

  8) обстановка допроса  свидетеля. Иногда вначале допроса свидетель дает неточные показания из-за необычной для него обстановки. Негативное влияние данного обстоятельства значительно снижается, если допрос производится в спокойной, деловой атмосфере. Очень важно, чтобы обстановка допроса не нарушалась внешними раздражителями (телефонными звонками, отвлечением следователя на разговоры с посетителями и т.п.). Решающая роль в создании оптимальной обстановки допроса принадлежит следователю, который в любой ситуации - бесконфликтной или конфликтной - должен быть уравновешенным и корректным по отношению к допрашиваемому.

  Особую  актуальность обстановка допроса приобретает  в случае, когда свидетель затрудняется передать образы (представления), запечатленные  в его памяти, подолгу раздумывает  и подбирает подходящие слова. В  этой связи следователь может  заподозрить свидетеля в уклонении  от дачи показаний, что приводит к  развитию конфликтной ситуации на допросе.

  В тех случаях, когда свидетель  отказывается от дачи показаний либо дает заведомо ложные показания, применяются  тактические приемы, направленные на убеждение свидетеля в необходимости  изменить занятую им позицию и  дать полные и правдивые показания. Однако для того, чтобы решить вопрос о том, какие тактические приемы следует применять в сложившейся  ситуации, необходимо тщательно выяснить причины, по которым свидетель уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания.

  Причинами такого положения могут быть:

страх перед возможной местью со стороны  подозреваемого (обвиняемого); ложно  понимаемое чувство товарищества;

стремление  скрыть собственное неблаговидное  поведение;

негативное  отношение к деятельности правоохранительных органов и др.

   Соответственно  причинам избираются тактические приемы допроса, основанные на разъяснении  свидетелю того, что:

  подозреваемый (обвиняемый) менее опасен, если будет  уличен в совершении преступления и  привлечен к уголовной ответственности;

   его показания имеют большое значение для установления истины по делу и  разоблачения действительных преступников;

   помогая раскрыть преступление, он помогает укреплению правопорядка и т.п.

  В некоторых случаях тактически уместно  бывает напоминание об уголовной  ответственности за отказ или  уклонение от дачи показаний и  за дачу заведомо ложных показаний; предъявление свидетелю доказательств (оглашение  показаний других лиц и заключений экспертов, воспроизведение звукозаписи, видеозаписи, демонстрации фотографий, предъявление вещественного  доказательства и т.п.); производство очных ставок; предъявление свидетеля для опознания  и т.д. Если есть основания полагать, что  свидетель отказывается или  уклоняется от дачи показаний в связи  с возможной его причастностью  к совершенному преступлению, то допрос продолжать нет смысла. В данной ситуации требуется проведение следственных и оперативно-розыскных мероприятий  с целью проверки возникшего предположения  и определения истинного процессуального  положения данного лица.

Информация о работе Тактические приемы допроса