Типологические особенности ежемесячных деловых журналов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Современные деловые масс-медиа создают и распространяют информацию о принципах экономической, финансовой, политической и деловой организации и функционирования профессионального сообщества, активно участвуя в процессе формирования «бизнес-реальности». Важная роль деловых СМИ заключается в их способности к быстрому реагированию на происходящие актуальные процессы в сфере мировой и отечественной экономики, финансов, частного бизнеса и предпринимательских инициатив.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Тематические особенности ежемесячных деловых журналов России. Место деловой периодики в ряду бизнес СМИ………………………………….6
1.1. Ежемесячные журналы Forbes и РБК в системе деловой периодики России
1.2. Сравнительный контент-анализ главных тем номера……………………...10
Глава 2. Информационные роли экспертной сети деловой прессы России…..18
2.1. Роли, функции, позиции экспертной сети ежемесячных деловых журналов
2.2. Сравнительный контент-анализ персоналий и экспертов номера…………
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ_итог.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

 

Данные в сводной таблице демонстрируют тематические совпадения в выборке по пяти пунктам из одиннадцати. Несмотря на достаточно продолжительный временной разрыв между публикациями, нельзя не отметить их «дублируемость». В майском выпуске  Forbes (2009) печатает традиционный рейтинг «золотой сотни бизнесменов». Схожая тема - «рейтинг самых богатых бизнесменов СНГ» публикуется спустя год в апрельском номере РБК. В июне 2009 Forbes выпускает рейтинг самых привлекательных городов для бизнеса. Спустя полгода РБК печатает рейтинг «территория бизнеса» с десяткой лучших, с точки зрения инвесторов, городов для развития бизнеса. В мае 2009 РБК выпускает материал о бизнес-стратегиях во время кризиса. В июльском номере Forbes за 2009 год выходит сходный материал об идеях и советах для бизнеса в кризис. В декабрьском номере за 2009 год Forbes печатает рейтинг самых высоких зарплат руководителей. РБК в данном случае «успел» раньше, выпустив в июле 2009 рейтинг самых высокооплачиваемых руководителей. Стоит заметить, что рейтинги зарплат, компаний, звезд, городов и бизнесменов – постоянные проекты Forbes, из года в год воспроизводящиеся с новыми данными. В августовском номере Forbes (2009 год) публикуется рейтинг 50 успешных российских звезд. В июне 2009 РБК опубликовал рейтинг доходов российских звезд во время кризиса.

Главные темы пяти выпусков ежемесячных деловых журналов совпадают по своей тематической и информационной направленности. Глобальные социальные и экономические события в стране и в мире (кризис в промышленности, крах финансовой системы и т.д.) влекут за собой определенные информационные поводы-последствия. «Идеология», доминирующая на данный момент в обществе, как абсолютная вера в определенный ход событий, неизбежно влияет на выборку информационных поводов, оценочные суждения, способ подачи материала средствами массовой информации. Деловые издания, как поставщики информации высокого качества, способны содействовать улучшению экономических показателей. Можно также принять во внимание знания, опыт и способности журналистов и руководящего состава медиа, систему сдержек и противовесов в отношении сотрудников СМИ и выбираемых ими тем для публикаций. Авторы книги «Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии» приводят характерный пример: Какова бы ни была релевантность знания, например, о платежном балансе, по отношению к действиям различных игроков рынка, использование такой информации имеет нулевые маржинальные издержки. [Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии. 2005. С. 36]

 

 

 

 

 

Глава 2. Информационные роли экспертной сети деловой прессы России

2.1. Роли, функции, позиции экспертной сети ежемесячных деловых журналов

Уровень владения информацией определяет уровень развития рынка: чем больше развит рынок, тем больше у его специалистов потребности в получении и использовании новой информации. Индустрия масс-медиа, государственных или частных, играет важную роль в любой экономической системе. Крупные медиа-холдинги стремятся иметь надежные и достоверные источники информации, создавать свои экспертные сети из представителей правительственных учреждений и крупного бизнеса. Марк Фишман в книге «Мануфактура новостей» называет это «принципом бюрократического родства: только другая бюрократия может удовлетворить потребности информационной бюрократии в новостях». «Для повышения интереса к профильному изданию активно используются публикации авторских материалов авторитетных зарубежных и российских экспертов рынка. Приоритетнее, когда издания опираются на собственную исследовательскую базу, стремясь создать внутри себя экспертные и рейтинговые агентства, или предоставляют рынку аналитическую информацию, составленную в результате совместных проектов редакции и ведущих исследовательских компаний». [М.Фишман. 2004. С.123]

В специализированной литературе понятия «эксперт», «экспертная сеть» используются достаточно часто. Предметом анализа становятся содержание, структура, качественный состав, критерии выделения этого социального образования. «Эксперт – специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения экспертизы» [Портал «Академик», 2007] В роли эксперта ежемесячного делового издания, как правило, выступает представитель профессионального сообщества (бизнес, политического, экономического, культурного), являющийся специалистом по данной тематике, имеющий достаточный опыт, чтобы давать экспертные оценки и делать прогнозы. «Бизнес-сообщество - группа крупных бизнесменов, к которым следует отнести крупнейших акционеров (а иногда и топ-менеджеров) предприятий и банков, занимающих высшие строчки в рейтингах экономических показателей» [О.В.Крыштановская. 2002. С. 1]. Следует определить основные роли, задачи и функции экспертной сети деловой прессы, как действенного и эффективного инструмента формирования информационно-аналитического контента.

 

Задачи:

      Предоставление «труднодоступной» информации о функционировании российских и западных компаний

      Формировании «делового информационного пакета» рекомендаций, который целевая аудитория издания (в частности, сегмент делового сообщества), могла бы адаптировать в своей бизнес-практике

      Формирование имиджа делового издания. Участие в обзорах и рейтингах влиятельных представителей экспертного сообщества стимулирует развитие делового СМИ, увеличивает его конкурентные показатели.

Роли:

      Практическая

      Ориентирующая

      Обучающая

      Поисковая

      Познавательная

Функции:

      распространение делового опыта, расширение делового кругозора;

      обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией (ценовые котировки, валютные курсы);

      формирование положительного образа предпринимательства в сознании аудитории, формирование идеологии бизнеса

      обеспечение аудитории нормативной информацией (законодательные акты, постановления правительства);

      влияние на органы власти и управления в целях принятия решений, способствующих развитию бизнеса;

      обеспечение аудитории информацией и анализом проблем и достижений в сфере экономической теории, микро- и макроэкономике и пр.

      комфортное интеллектуальное чтиво

         исполнение роли «сторожевой собаки» интересов бизнеса

 

Изменение социума, смена общественно-экономической формации, политическая перестановка в стране, зарождение профессиональных сообществ повлекли за собой взаимообратный процесс – экономика медиатизировалась, а медиа, в свою очередь, «экономизировались». Этот фактор существенно повлиял на информационные роли и функции экспертного сообщества, представители которого превратились в самостоятельного, исторически нового актора на информационно-деловом поле. Эксперты стали выступать не только как трансляторы некой профильной информации, но и как создатели смыслов, распространяя информационные импульсы и убеждая целевую аудиторию в их актуальности и истинности.

«Индекс читательского доверия возрастает к тем изданиям, которые помогают предпринимателю скорректировать основные направления своей деятельности, путем:

      получения и использования достоверной аналитической информации о рынке,

      определения позиции своей компании в рейтингах,

      обмена знаниями и опытом с коллегами;

      грамотно разработать технологию сбыта,

      подсказать нестандартные решения продвижения бренда в новых условиях». [Портал Advertology. 2009]

 

Рыночная система конкуренции, в том числе и между СМИ в борьбе за экспертные каналы бизнес-сообщества, способствует повышению разнообразия информации и обеспечивает контроль за ее качеством. Коммуникативные отношения между экспертным сообществом и деловой прессой не только способствуют развитию диалога между СМИ и бизнесом в целом, но и консолидирует деловые СМИ в целях повышения эффективности информационной поддержки российского делового сообщества.

Профильные СМИ обеспечивают расширенную форму деловой коммуникации, формируют общественное мнение, претендуют на выполнение функций «сторожевой собаки» интересов бизнеса, являются «глазами и ушами делового сообщества», объективным рупором проблем и достижений отрасли, предупреждая о спадах и подъеме в экономике, запуске новых проектов у конкурентов, появлении новых технологий производства. [Портал Advertology. 2009]

 

2.2. Сравнительный контент-анализ персоналий и экспертов номера

 

Дата выпуска

Персоналии, эксперты журнала Forbes

Персоналии, эксперты журнала РБК

Май 2009

Александр Джапаридзе, совладелец «Eurasia Drilling Company»

Алексей Мордашов, владелец «Северсталь»

Владимир Бибихин, философ

Елена Батурина, президент «Интеко»

Саша Уайт, основатель «Vanilla Bicycles»

Марк Стюарт, председатель совета директоров «Anglo American»,

Сэм Зигмунтович, мастер по изготовлению скрипок

Александр Халдей, глава «AFI Development»;

Михаил Алексеев, председатель правления «ЮниКредит Банка»; Клаус Майер, исполнительный вице-президент «Mercedes-Benz Cars»;

Никита Музыря, владелец «Автолайна»

Июнь 2009

Сет Годин, автор бестселлеров по маркетингу

Юрий Яворский, производитель броневиков

Юрий Заславский, основатель «Серебряного ручья»

Гэри Стробел, биолог-разведчик

Александр Роднянский, президент «СТС-Медиа»

Июль 2009

Борис Нуралиев, директор «1С»

Олег Тиньков и Максим Ноготков, предприниматели

Джордж Акерлоф, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике

Майкл Блумберг, основатель «Bloomberg»

Жако Мари, генеральный директор «Standard Bank»

Рубен Варданян, президент «Тройка Диалог»

Андрей Турчак, губернатор Псковской области

Геннадий Тимченко, совладелец нефтетрейдера «Gunvor»,

Константин Золотухин, владелец и генеральный директор компании «СпецВысотСтрой»;

Фридрих Вилле, президент ювелирной марки «Frey Wille»

Август 2009

Лев Лещенко, народный артист

Федор Емельяненко, чемпион по боям без правил

Мартын Нунупаров, физик

Михаил Корин, совладелец компании «Софэкс», глава организации по защите прав предпринимателей «Бизнес-Солидарность»

Олег Федоров, гендиректор и совладелец развлекательного комплекса «Галактис»

Федор Шидловский, предприниматель и палеонтолог

Олег Вьюгин, председатель совета директоров «МДМ-Банка»;

Евгений Барнштам, предприниматель;

Олег Михасенко, президент группы «БКС»

Сентябрь 2009

Андрей Мовчан, специалист по управлению активами

Дмитрий Ананьев, совладелец «Промсвязьбанка»,

Борис Йордан, президент группы «Спутник»

Михаил Черной, предприниматель «алюминиевый король»

Олег Дерипаска, предприниматель, владелец «Базового элемента», «алюминиевый король»

Джон Качоппо, нейробиолог

Вадим Шапиро, генеральный директор «Арктик – Транс»

Павел Скурихин, председатель совета директоров «Сибирского аграрного холдинга»

Дин Кеймен, изобретатель, президент научно-исследовательской компании «DEKA»

Михаил Хитров, генеральный директор «Центра речевых технологий»

Александр Железняк, совладелец и председатель правления «Пробизнес Банка»,

Пер Кауфман, глава «IKEA Россия»

Анатолий Максимов, глава компании «Дирекция кино»

 

Октябрь 2009

Тельман Исмаилов, президент группы компаний «АСТ»

Николай Грешилов, генеральный директор «ГРИНН»

Константин Кривенко, генеральный директор «Звезды»

Артем Травкин, предприниматель

Брюс Пун Тип, основатель «GAP Adventures»

Шерил Сандберг, вице-президент «Google»

Дарья Донцова, писательница

Ноябрь 2009

Яна Яковлева, совладелец компании «Софэкс»,

Николай Сатуров, председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-Солидарность»

Алексей Ковальчук, заместитель директора архангельского ЦБК

Сергей Будкин, управляющий партнер «FinPoint»

Леонид Казинц, основатель корпорации «Баркли»

Леонид Ярмольник, актер

Дзюн Айкоси, торговый представитель «Orient» в России и Европе

Декабрь 2009

Сергей Воробьев, председатель правления компании «Ward Howell»

Натан Вулф, вирусолог

Иван Лимбах, предприниматель

Илья Хинский, бизнесмен, основатель «Дента-Тур»

Виктор Ли, инженер-строитель

Тадахиро Курода, адъюнкт-профессор из Токийского университета

Игорь Агамирзян, генеральный директор «РВК»

Игорь Коротков, генеральный директор «Ньюс медиа Рус»

Александр Малис, президент «Евросети»

Марк Пинкус, венчурный инвестор

Сергей Чемезов, генеральный директор «Ростехнологии»

Юрий Косюк, украинский бизнесмен

Кристиан Кремер, глава «БМВ» в России

Чулпан Хаматова, актриса

Январь 2010

Григорий Бальцер, владелец компании «Артэквар»

Александр Шмыков, владелец «Ярославской фабрики валяной обуви»

Гедрюс Пукас, управляющий директор «Troika Capital Partners»

Марк Мобиус, директор «Templeton Asset Management»

Хью Хэрр, профессор

Константин Малофеев, управляющий партнер «Marshall Capital Partners»

Евгений Чичваркин, основатель и бывший совладелец «Евросети»

Михаил Дмитриев, президент центра стратегических разработок

Григорий Куликов, владелец холдинга «Миэль»

Жерар Кляйстерли, президент «Royal Philips»

Дэвид Карсбол, главный экономист «Saxo Bank»

Февраль 2010

Борис Березовский, предприниматель, политический деятель

Михаил Хазин, консультант

Виктор Сапрыкин, бизнесмен

Вадим Асадов, венчурный инвестор

Стивен Дашевский, аналитик «Атона»

Тимур Бекмамбетов, российский клипмейкер и кинорежиссёр

Олег Вьюгин, председатель совета директоров «МДМ-банка»

 

 

Март 2010

Евгений Гонтмахер, замдиректор «Института современного развития»

Глеб Фетисов, миллионер

Гевин Макклерг, владелец «Offshore Odysseys»

Владимир Гершензон, генеральный директор «СканЭкс»

Лилия Сипач, предпрениматель, основатель «Smoke Gentlemen’s Club»

Алексей Волков, предприниматель

Оскар Хартманн, гендиректор «KupiVIP.ru»

Сергей Русин, управляющий активами «Регион Эссет Ме»еджмент»

Олег Яньков, совладелец компании «Морон»

Алексей Исайкин, президент «Волга-Днепр»

Давид Якобашвили, председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»

Сергей Тигипко, лидер партии «Сильная Украина»

Йорг Бонгартс, председатель правления «Дойче Банка»

Братья Владимир и Павел Познеры

Апрель 2010

Андрей Морозов, управляющий директор «ВТБ Управление Активами»

Михаил Брыкин, предприниматель

Сергей Королев, вице-президент банка «Ренессанс Капитал»

Эдмунд Фелпс, нобелевский лауреат по экономике

Владимир Якунин, президент РЖД

Олег Сафонов, финансист

Вениамин Голубицкий, глава и совладелец компании «Ренова-Стройгруп»

Стефан Персон, крупнейший акционер «H&M»

Кирилл Дмитриев, глава фонда «Icon Private Equity»

Людмила Улицкая, писательница

Май 2010

Сулейман Керимов, миллионер

Владимир Евтушенков, председатель совета директоров и владелец 62 % акций АФК «Система»

Константин Боровой, бизнесмен, политик

Дмитрий Ананьев, совладелец холдинга «Промсвязькапитал»

Олег Тиньков, предприниматель

Эйке Батиста, бразильский бизнесмен

Денис Шадрин и Денис Вакар, владельцы верфи «Ost Yachts»

Давид Ян, основатель компании «ABBYY»

Вячеслав Зайцев, владелец магазинов «Yves Delorme»
Чарльз Берг, руководитель подразделения мужских косметических средств в «Procter & Gamble»

Сергей Петров, основатель группы компаний «Рольф»

Павел Фукс, глава «MoscityGroup»

Александр Васильев, историк моды

Франк Виттеман, руководитель марки «Volksvagen» в России

Мартин Бахман, президент «Maurice Lacroix»

 

   Тематика главных статей номера и эксперты определяется актуальностью процессов, тенденциями в экономике страны, в регионе распространения медиа-проекта. Интерес к проблеме формирования экспертных сетей деловых изданий в современной медиа-структуре российского общества объясняется многими причинами. Прежде всего,  объективным состоянием бизнес, экономической и деловой структуры российского общества. Изменились критерии социальной дифференциации, возникла многомерность структурирования профессиональных бизнес-сообществ, некоторые страты продолжают процесс становления и формирования. Проанализировав годовую выборку двух главных деловых журналов России, можно сделать вывод, что Forbes делает большую ставку на экспертное мнение, нежели РБК. Можно отметить следующие экспертные группы, образующие основное «экспертное ядро».  По убыванию удельного веса следуют: 1)владельцы и совладельцы – в Forbes 21, в РБК 8; 2)президенты и директора – в Forbes 30, в РБК 12; 3)предприниматели и бизнесмены - в Forbes 14, в РБК всего 2; 4)зарубежные эксперты - в Forbes 20, в РБК 12. В обоих журналах предпочтение отдано русским экспертам: в Forbes это доля 65%, в РБК 50% (за счет узости экспертной базы распределение одинаковое). Незначительными долями представлены эксперты, не имеющие прямого отношения к бизнес-сообществу: спортсмены, писатели, актеры, представители научного сообщества. Таким образом, можно утверждать, что экспертные сети деловых журналов формируются на широкой основе: туда входят не только представители бизнес-сообщества, но и политики, ученые, звезды.

Экспертная сеть журнала Forbes имеет обширный круг комментаторов и более строгую систему их отбора, нежели журнал РБК.  Попытки журнала РБК писать «все и обо всем», отходя от тем экономики и бизнеса, присущих деловым журналам, побуждает их использовать мнения экспертов, не имеющих отношения к профессиональному бизнес-сообществу. Так, в октябрьском номере журнала в качестве эксперта выступает писательница Дарья Донцова, а в ноябрьском – актер Леонид Ярмольник.

              В современных российских деловых медиа экспертные сети формируются как за счет директоров и владельцев крупных компаний и корпораций, так и за счет предпринимателей, бизнесменов, топ-менеджеров, численность которых будет расти в условиях оживления российской экономики и бизнеса.

Представители экспертных сетей действуют самостоятельно, они не связаны одним бизнесом, не координируются кем-либо, не взаимодействуют друг с другом. Несмотря на видимую внешнюю разобщенность, представители экспертных сетей преследуют общие цели – формируют новое экономическое мышление у различных слоев общества, партнеров по бизнесу, клиентов, власти, создают положительный имидж российского предпринимателя, защищают свои корпоративные интересы в конкурентной борьбе.

Информация о работе Типологические особенности ежемесячных деловых журналов