Типологические особенности ежемесячных деловых журналов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Современные деловые масс-медиа создают и распространяют информацию о принципах экономической, финансовой, политической и деловой организации и функционирования профессионального сообщества, активно участвуя в процессе формирования «бизнес-реальности». Важная роль деловых СМИ заключается в их способности к быстрому реагированию на происходящие актуальные процессы в сфере мировой и отечественной экономики, финансов, частного бизнеса и предпринимательских инициатив.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Тематические особенности ежемесячных деловых журналов России. Место деловой периодики в ряду бизнес СМИ………………………………….6
1.1. Ежемесячные журналы Forbes и РБК в системе деловой периодики России
1.2. Сравнительный контент-анализ главных тем номера……………………...10
Глава 2. Информационные роли экспертной сети деловой прессы России…..18
2.1. Роли, функции, позиции экспертной сети ежемесячных деловых журналов
2.2. Сравнительный контент-анализ персоналий и экспертов номера…………
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ_итог.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

Факультет журналистики

 

 

 

Типологические особенности ежемесячных деловых журналов России

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Тематические особенности ежемесячных деловых журналов России. Место деловой периодики в ряду бизнес СМИ………………………………….6

1.1. Ежемесячные журналы Forbes и РБК в системе деловой периодики России

1.2. Сравнительный контент-анализ главных тем номера……………………...10

Глава 2. Информационные роли экспертной сети деловой прессы России…..18

2.1. Роли, функции, позиции экспертной сети ежемесячных деловых журналов

2.2. Сравнительный контент-анализ персоналий и экспертов номера…………

Заключение

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования

Современные деловые масс-медиа создают и распространяют информацию о принципах экономической, финансовой, политической и деловой организации и функционирования профессионального сообщества, активно участвуя в процессе формирования «бизнес-реальности». Важная роль деловых СМИ заключается в их способности к быстрому реагированию на происходящие актуальные процессы в сфере мировой и отечественной экономики, финансов, частного бизнеса и предпринимательских инициатив.

С точки зрения типологии, деловая пресса - особый вид масс-медиа, который, с одной стороны, включает в себя узкоспециализированные издания для экспертов, специалистов связанных какими-либо бизнес-отношениями, и, с другой стороны, журналы для массовой образованной аудитории, с широким кругом тем – от политики до светской жизни бизнесменов. Деловая пресса представляет собой достаточно устоявшийся социально-экономический институт, задачи которого состоят не только в производстве и распространении информации, имеющей отношение к финансам и бизнесу. Институт деловой журналистики выполняет функции рупора экономических, финансовых, социальных и политических реалий. Сегодня российская система деловой журналистики обретает более четкие рамки и устойчивый фундамент по мере развития экономики и становления капиталистических отношений. Это подтверждает постепенный рост на российском медиа-рынке универсальных и специализированных деловых изданий, обеспечивающих коммуникацию между представителями бизнеса и СМИ, или же специализирующихся по отдельным аудиторным группам (промышленность, недвижимость, сельское хозяйство, автопром).

Развитие деловых СМИ идет в ногу с прогрессом развития социально-экономической организации общества. Рынок деловых масс-медиа на сегодняшний день представляет собой достаточно развитую систему. Формируются экспертные сети изданий и целевые аудитории, на которые бизнес-СМИ работают. Информационные роли экспертного сообщества в деловой прессе – различны. Финансисты, топ-менеджеры, частные предприниматели, владельцы крупнейших компаний, инвесторы и даже политики на страницах деловых изданий играют разные коммуникативные роли и занимают разные экспертные позиции.

Издания, выбранные для анализа в своем курсовом проекте, можно назвать образчиками качественной российской деловой журналистики.

 

Объект исследования

Объектом исследования являются два крупных еженедельных деловых журнала России – Forbes и РБК, характеризующиеся рядом специфических особенностей.

Предмет исследования

Предметом исследования являются сходства и различия тематических, информационных, экспертных особенностей. Основной метод научного исследования – сравнительный контент-анализ.

Задачи исследования

      исследовать тематические особенности ежемесячных деловых журналов России на примере двух изданий – Forbes и РБК

      охарактеризовать типологические особенности ежемесячных деловых журналов России

      определить перспективы дальнейшего развития системы отечественных деловых журналов.

      исследовать роль и место экспертной сети в системе деловых журналов России

Целью исследования является выявление основных тематических и экспертных направленностей двух крупных деловых изданий. В центре внимания автора курсовой работы – эксперты и главные темы двенадцати номеров (выборка май 2009-май 2010).

 

Степень изученности вопроса

Автором изучены труды журналистов, экономистов и социологов, занимающихся исследованием особенностей функционирования и репрезентации деловой периодики в России. Особое внимание в исследовании уделено работам по типологии средств массовой коммуникации и информации. Значительное внимание деловой прессе в своих трудах уделяют Я.Н.Засурский, Д.А.Мурзин, В.С.Кулев, Л.А.Теплова, Р.П. Овсепян.

В книге Мельник Г.С., Виноградова С.М представлены методы аналитического исследования, основные модели, форматы и новые жанры современной деловой журналистики России. В курсовой работе был использован библиографический метод, позволивший очертить круг трудов, связанных с тематикой данного исследования. Также были использованы методы терминологического анализа для формирования понятийного аппарата курсовой работы, и метод классификации и синтеза информации, который позволил не только упорядочить существующее знание по исследуемой теме, но и получить новое. И.С.Зиралов в своем исследовании «Общественное мнение о социальной ответственности бизнеса в презентации СМИ» пишет, что в результате коммерциализации, экономической и идеологической ангажированности СМИ по большей части все еще являются не зеркалом общественного мнения о социальной ответственности бизнеса, а «кривым зеркалом», отражающим искаженный облик российского бизнеса – то позитивно приукрашенный, то деструктивно оппозиционный [И.С.Зиралов. 2007. С. 188]. В то же время, Мельник Г.С. считает, что деловому сообществу и СМИ необходимо самоопределиться и вместе работать над повышением профессионализма. СМИ — это такая же рыночная структура, это бизнес, и для них выгодна позитивная информация. Кроме того, успех медиабизнеса, с позиций эффективного менеджмента, заключается в разделении коммерческой и информационной политики.

 

 

Глава 1. Тематические особенности ежемесячных деловых журналов России. Место деловой периодики в ряду бизнес СМИ.

1.1.           Ежемесячные журналы Forbes и РБК в системе деловой периодики России

Развитие деловых СМИ идет в ногу с прогрессом развития социально-экономической организации общества и зависит не только от состояния национальной экономики и финансовых систем, но и от социальной инфраструктуры, стратификации общества, уровня жизни населения. Взаимосвязь деловой прессы с бизнес-инфраструктурой представляется очевидной - расширение сфер интересов транснациональных корпораций привело к глобализации деловой прессы.

Российская деловая пресса формировалась и структурировалась в постперестроечные годы. Именно та социально-экономическая реальность (смена общественно-экономической формации, политическая перестановка в стране,  зарождение профессионального бизнес-сообщества, как целого страта) стала следствием создания спроса на финансово-экономическую информацию. К середине 90-х в России, по мнению Р. Овсепяна, сложилась система деловой прессы, в структурные звенья которой вошли кроме периодических изданий информационные агентства, специально занимающиеся сбором и распространением экономической информации [Р.И.Овсепян, 1999. С. 59].

На основе российских исследований по деловым СМИ, можно выделить три основных типа периодического делового издания: деловые журналы общего интереса, специализированные деловые журналы, деловые журналы органов власти.

      Деловые журналы общего интереса

Издания, предназначенные для бизнес-сообщества и специалистов, связанных с обслуживанием бизнеса. Большая часть содержания таких журналов является новостной, аналитической и справочной информацией об экономике, бизнесе, финансах, менеджменте. Однако подобные СМИ содержат также разделы, посвященные культуре (современное кино, современный театр, современное искусство), политика (внутрироссийская, международная), общество (проблемы демографии, образования, архитектура или пропаганды секса на телевидении) «Эксперт», «Forbes», «РБК», «Секрет фирмы».

      Специализированные (отраслевые и профессиональные) деловые журналы

СМИ, содержание которых представляет интерес только для лиц, профессионально связанных с определенной отраслью или сферой управленческой, производственной и коммерческой деятельности. «Главный бухгалтер», «Аудитор».

      Деловые журналы – издания органов государственной власти

(Governmental title) – журналы, учрежденные органами государственной власти и/или выполняющие государственные задачи в соответствии с законодательством РФ. «Директор» (МАРП), «Власть и бизнес» .

Одним из устойчивых типологических признаков, по которым можно квалифицировать российские деловые журналы является социально - психологический критерий, или, репутация и идейная позиция издания. Под репутацией обычно понимается авторитетность, влиятельность, ответственность, взвешенность взгляда, респектабельность издания. Очевидно, что это черты образа «серьезной газеты», в которых отражается и стилистика, и информированность, и статус авторов, плюралистичность и толерантность подачи информации [Я. Засурский, 2001. С. 134].

Российский рынок ежемесячных деловых журналов сегодня достаточно разнообразен. Журналы «Искусство управления», «Бизнес Журнал», «Итоги», «Forbes», «РБК», «Status», «Секрет фирмы», «Карьера», «Популярные финансы», «Свой бизнес», «Формула карьеры», «Деловой журнал», «Мир денег» входят в категорию «ежемесячный деловой журнал». На рынке присутствуют также и узкоспециализированные издания, например женский журнал «Бизнес леди» для «женщин, которые успешно делают карьеру, имеют свой бизнес, а также молодых леди, претендующих на карьерный рост», журнал «Building Business» – профессиональный журнал о рынке девелопмента недвижимости, «Elite club» - издание, позиционирующее себя как журнал для высокообразованных людей, добившихся успеха своими силами.

Типология журналистики применяется для сравнительного изучения и анализа признаков средств массовой информации. Профессор, зав. кафедрой периодической печати Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова М.В. Шкондин предлагает следующую классификацию признаков:

 

1.Технологические

      используемые коммуникационные технологии (печать, телевидение, радио, Интернет-СМИ как технологические системы);

      формат изданий и программ;

      тираж, объем издания, продолжительность вещания; периодичность выхода (ежедневная газета, еженедельник, ежемесячный журнал), время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения, радио и др.);

 

2.Экономические

      По формам собственности (государственная, государственно-капиталистическая, собственность общественных организаций, иностранный капитал).

      По характеру инвестиций, преобладающих в редакционном бюджете (инвестиционные бюджеты: за счет государства, спонсоров и др.; рекламные бюджеты: за счет поступлений от рекламы; коммерческие: подписка, розничная продажа информационных продуктов и услуг и др.).

      По результатам хозяйственной деятельности (доходные или убыточные СМИ) и др.

3. Аудиторные

      (по характеру различных аудиторных групп);

 

4. Редакционные;

      характер, тип  информации;

      целевое назначение СМИ (по характеру осуществляемых функций).

 

5. Организационные

      По характеру учредителей, издателей, владельцев СМИ, эти цели реализующих;

 

Воспользовавшись классификацией признаков СМИ М.В. Шкондина, отберем аудиторный и редакционный признаки для выделения еженедельных деловых изданий из общей структуры масс-медиа. Д.Мурзин полагает, что «качественность» деловой прессы обусловливается характером читательской аудитории, которой необходима абсолютно достоверная информация. [Д.А.Мурзин. 1998. С.10] Целевая аудитория делового журнала – сообщество людей, объединенных потребностью в интеллектуальных коммуникациях и информации делового, экономического и политического характера. Из шести социальных классов (высший (Higher) высший-средний (Higher-middle) средний-средний (Middle-middle) — низший-средний (Lower-middle) низший (Lower) низший-низший (Lower-lower) деловая пресса ориентируется на высший, высший-средний класс, как страт общества, участвующий в профессиональных бизнес, экономических, политических отношениях, либо же потенциально способный в них вступить.

Журнал «Forbes» был основан в 1917 году американским журналистом Б.Ч. Форбсом. В одну издательскую группу с «Forbes» входят журналы «Forbes Life», «Forbes Woman» и «Forbes Asia», а также Forbes.com – крупнейший бизнес-портал об экономике и финансах. Журнал Forbes издается по лицензии на нескольких языках – существуют местные издания в Китае, Турции, Индии, Хорватии, Румынии, Израиле, Корее, Польше, Японии и арабских странах. С 2004 года немецкий издательский дом Axel Springer выпускает «Forbes» в России. В журнале 15 рубрик: письма читателей, позиция, страница экономиста, геополитика, после кризиса, контекст, есть данные, повороты, маркетинг, предприниматели/тоже бизнес, деньги, технологии, здоровье, стиль, мысли. Открывает свежий выпуск слово редактора, в котором он представляет номер и делится с читателями своими взглядами.

За пять лет российское издание «Forbes» стало лидером на рынке деловых СМИ. По данным  компании TNS Россия, аудитория одного номера русского «Forbes» составляет 820 000 человек (у РБК – 800.000). В медиаките «Forbes» говорится, что журнал пишет об истории успеха и поражений предпринимателей, публикует истории бизнесменов и компаний, актуальные проблемы общества и экономики, репортажи, спецпроекты, исторические очерки и выдержки из лучших книг, предлагает новые идеи для бизнеса и инвестиций, ведет журналистские расследования, подготавливает ежегодные авторитетные рейтинги, составленных по уникальной методике, которую на протяжении многих лет использует американский «Forbes». Раз в год журнал публикует результаты исследования доходов руководителей крупнейших российских компаний. Среди других специальных проектов «Forbes»: «50 лучших брендов», «Крупнейшие владельцы недвижимости», «100 российских банков» и «Лучшие и худшие паевые фонды». По данным международной исследовательской группы TNS в 2008 году журнал «Forbes» оказался на 20 месте в TOP 20 наиболее упоминаемых изданий на телевидении. Журнал РБК в этот список цитируемости не вошел.

Информация о работе Типологические особенности ежемесячных деловых журналов