Специализированная пресса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить проблемы оценки эффективности работы те-лекомпании «Кубань» и пути их преодоления, а также рациональные мо-дели, методы и приемы реализации связи с массовой аудиторией.
В результате работы выявлено: существуют несколько каналов взаи-модействия с массовой аудиторией, которые эффективно используются со-трудниками телекомпании «Кубань» для повышения своего рейтинга.

Содержание

Введение
1.Специализированная пресса в России
1.1 Возникновение и развития специализированной прессы в России
1.2Жанрово-тематические особенности специализированных изданий
2. Целевые аудитории специализированных изданий
2.1 Особенность аудитории специализированных изданий
2.2 Роль специализированной прессы в обеспечении коммуникаций между читателями
3. Сравнительный анализ специализированной прессы (на примере газеты «Финансовая газета») и универсальной( «Коммерсанть»)
3.1Освещение финансовых вопросов в газетах «Коммерсанть» и «Финансовая Россия»: общее и особенное
3.2Сравнительный анализ целевой аудитории газет «Коммерсанть» и «Финансовой газеты»
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 88.54 Кб (Скачать документ)

Кардинальные, существенные сдвиги в формировании типа медицинских  журналов произошли позднее, после Октябрьской революции и последующих этапов типологических поисков, происшедших в 20-е и 30-е годы XX века. Лишь в это время социально-экономические условия смогли повлиять на окончательное утверждение медицинского журнала как типа издания. 12

Сельскохозяйственная  пресса

Русская сельскохозяйственная периодика является наиболее многочисленным отрядом дореволюционной отраслевой прессы. Возникнув в период зарождения периодической печати в России, сельскохозяйственные журналы, в отличие от технических, естественнонаучных и медицинских, развивались более интенсивно. Преимущественно аграрный характер экономики России, сложные производственные отношения и социально-экономические проблемы в условиях длительного существования феодально-крепостнического строя, многоотраслевая структура российского сельского хозяйства и развивающаяся технология сельскохозяйственного труда вызвали необходимость в обмене специальной информацией и создали предпосылки к возникновению и развитию сельскохозяйственных журналов.

Издание специальных журналов, посвященных сельскому хозяйству непосредственно связано с деятельностью русских сельскохозяйственных обществ и, в первую очередь, Вольного экономического общества к поощрению в России земледелия и домостроительства. Первый и самый значительный журнал - «Труды Вольного экономического общества» был создан в 1765г. и издавался в течение 150 лет. Большое значение приобрели журналы, издаваемые Московским, Петербургским и другими сельскохозяйственными обществами.13

 Дифференциация сельскохозяйственного производства привела к созданию отраслевых сельскохозяйственных обществ, а затем и их печатных органов - журналов. Среди них, например: «Журнал для овцеводов», «Журнал коннозаводства и охоты», «Лесной журнал» и др. С дальнейшим развитием агрономической науки, созданием научно-исследовательских учреждений и опытных станций, к концу XIX в выделяются научные журналы: «Вестник сельского хозяйства» «Журнал опытной агрономии» и др. Создание в начале XX в., в результате столыпинских аграрных реформ, множества раздробленных кулацких хозяйств, привело к возникновению распространенной сети местных журналов, предназначенных для мелких земледельцев: «Хлебороб», «Друг пахаря», «Друг земли», «В помощь хозяину» и др.

 Необходимо подчеркнуть, что несмотря на прогрессивные взгляды отдельных редакторов, издателей и авторов, сельскохозяйственные журналы дореволюционной России были предназначены, главным образом, для крупных землевладельцев и многих других представителей помещичьего класса, которому верно служили. Тем не менее эти журналы представляют несомненный интерес как отражение важных социально-экономических процессов и производственных отношений в сельском хозяйстве более чем двухвековой истории. Кроме того, они могут служить источником для изучения жизни и деятельности знаменитых русских ученых в области агрофизики, почвоведения, биологии и многих других наук, соприкасающихся с сельским хозяйством.14

Современная специализированная пресса

Типологическая палитра  средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие  достаточно основательно. Это объясняется  влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре  российского общества, которые уже  зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху  почти полностью находилась вне  общего потока развития СМИ, сегодня  оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные  перестроечные и постперестроечные  реформы.

От вертикальной и партийной  – к горизонтальной и коммерческой структуре. Преобразование вертикальной и партийной парадигмы было обусловлено  несколькими факторами. Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры советской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большинство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций).15

Получившие независимость  газеты недолго оставались в руках  журналистских коллективов и  скоро в большинстве своем  стали добычей банков и корпораций. На смену партийной прессе пришли коммерческие издания, принадлежащие  различного рода холдингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело  к появлению новых типов и  видов изданий.

Новые грани и границы  типологии: пресса финансовая и бульварная. Появилось новое деление прессы, которое отсутствовало в советское  время или было обозначено пунктирно: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса массовая, которая перешла  по существу в категорию бульварной.16

Эти изменения не во всем соответствуют тем переменам, которые  произошли и в мировой печати. В большинстве стран уменьшается  влияние массовой, бульварной прессы, во всяком случае бульварной ежедневной газеты. Больше становится качественных газет, рассчитанных на более образованные круги населения. Это связано с несколькими причинами и прежде всего с изменением социального статуса многих групп в обществе, с возрастанием роли так называемых белых воротничков, которые предпочитают серьезную во всех отношениях прессу. В то же время сама качественная пресса также меняется, расширяя круг своих интересов и охватываемых проблем: наряду с традиционными разделами, посвященными искусству, печатаются материалы о возможности приобретения произведений искусства, которые могли бы представлять интерес для богатых читателей, появляются многочисленные публикации о спорте, музыке, телевидении и кино. То есть происходит некое опрощение элитарных газет.

Сейчас Россия переживает бум финансовых газет, и некоторые  из них по своему уровню приближаются к элитарным изданиям, выпускающимся  на Западе. Первой попыталась занять нишу элитарной прессы газета «Коммерсантъ», но она не сумела объединить вокруг себя читателей из кругов финансовой элиты и стала газетой более  массовой, рассчитанной в том числе и на тех, кто просто интересуется финансовыми вопросами.17

Попытку пересадить на российскую почву совместный продукт двух элитарных  качественных газет предприняли  крупнейшие западные финансово-экономические  и издательские концерны – американский Доу Джонс и английский Пирсон. Газету «Ведомости» издают соперники, объединившиеся для совместных действий в России, – «Financial Times» и «Wall Street Journal». И этим подтверждается, что типология российской прессы, в первую очередь газеты, развивается примерно в том же направлении, что и в международной практике, – сказываются изменения, которые происходят в мире и в России. Это отнюдь не означает, что российская пресса унифицируется под западные модели, но и не свидетельствует об антагонистическом противопоставлении основных типологических структур СМИ России и развитых стран Запада, тем более что западные модели сами очень существенно разнятся между собой. Английская, французская, немецкая, шведская модели сильно отличаются друг от друга и еще больше от американской. Российская модель приближается к европейской, частью которой она и является. За последние десять лет резко вырос информационный компонент российских СМИ, но важнейшей частью нашей журналистики остаются аналитика, интерпретация событий, публицистика в отличие от американской газетной фактографичное.

Еще в большей степени  это проявляется в журнальном деле, где увеличивается число  специализированных изданий. По тиражам  они мало уступают развлекательной  продукции или специализированным, например медицинским, популярным изданиям. Современные же информационные еженедельники, которые выпускаются концерном  «Мост медиа» («Итоги»), издательским домом «Коммерсантъ» («Власть», «Деньги»), существенно уступают им по тиражу, хотя их можно отнести к изданиям, непосредственно связанным с  участием в политическом процессе. Круг реально участвующих в политике лиц в России пока слишком мал, чтобы создать почву для действительно  массовых информационных еженедельников.

Итак, в данной главе были рассмотрены история возникновения  специализированных изданий и факторы, которые непосредственно оказали  влияние на формирование особенностей специализированных изданий в России. К таким факторам можно отнести:

- изменение социального статуса многих групп в обществе

- переход от партийной  печати к коммерческой

- развитие всех сфер  общества и переход к рыночной экономике

- глобализация и компьютеризация  общества

- влияние Западной прессы

Далее мы рассмотрим жанрово-тематические особенности специализированных изданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Жанрово-тематические особенности специализированных изданий

 

В данном параграфе мы рассмотрим отличительные черты специализированной прессы в России, преобладающие жанры и тематические особенности таких изданий. 

В связи с изменениями, происходящими в российской журналистике, расширилось функциональное многообразие СМИ. Увеличилось число информационных, художественных, музыкальных, развлекательных и других передач и соответствующих типов изданий. Информация СМИ стала более разнообразна по тематике. Появляется все больше публикаций по таким интересующим аудиторию темам, как здоровье, домашнее хозяйство, культура, религия, эротика и др. Растет число изданий и телерадиопередач, адресованных различным группам населения.18

Специализированные по аудитории  газеты выглядят следующим образом: приложение а

 

Выпуск журналов для различных  групп населения: приложение

 

Целевое назначение- один из главных признаков деления периодических изданий. Этот признак наиболее универсально характеризует существо издания, его предназначение, определяет читательскую аудиторию, читательский адрес, в нем непосредственно отражается цель издания, его задачи и программа. Целевое назначение конкретизирует характер и тип издания .19

Для специальных изданий  целевое назначение определяется исходя из воздействий на соответствующую аудиторию, рода деятельности и квалификационного уровня читателей, которым они адресованы. Сфера деятельности читателей специальных изданий- наука, практическая профессиональная деятельность, информационное обслуживание. Специальная пресса  предназначена для научных работников, широкого круга специалистов- теоретиков и, главным образом, практиков и большого отряда работников, обслуживающих данную отрасль.

Характер информации является важным основанием для формирования различных типологических групп  СМИ. Издания, адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные, женские и др.), могут быть универсальными по тематике, т.е. отражать темы, интересующие данную аудиторную группу. Однако они часто бывают и монотематическими или же могут отражать несколько важных для данной аудитории тем. Например, журнал Для женщин часто универсален по тематике («Крестьянка», «Работница»), но может быть и журналом мод («Offiziel»), и посвящен медицинской тематике («Здоровье женщины») и т.п.

Специализированные по тематике газеты распределены следующим образом: приложение б

 

Тематическая специализация  журналов выглядит следующим образом:приложение б

 

  Универсальными по тематике изданиями являются многие газеты и журналы. Их развитие обусловлено и низким платежеспособным спросом населения, которое часто не имеет возможности приобретать сразу несколько специализированных изданий, и выбирает одно универсальное. Такое положение препятствует глубокому осознанию аудиторией многих актуальных для нее тем и ведет к неадекватному восприятию реальных условий, в которых действует конкретная аудиторная группа.20

Одним из характерных типоформирующих признаков периодического издания являются жанры публикуемых в нем материалов. Жанры специальных изданий имеют свои особенности и отличаются от общепринятых в массовой печати. Теория жанров специализированной прессы не разработана.В отдельных работах по науковедению, издательскому делу, в публицистике встречается употребление терминов «научная статья», «техническая статья» и др., однако четкие и полные определения этих понятий в научной литературе отсутствует.21

В связи с этим дадим  краткую характеристику жанров специализированной прессы.

Научная статья. 

Самый распространенный жанр научной публикации. Из всех типов  научных работ подавляющую часть  составляет статьи. Среди научных  статей имеются две разновидности- теоретическая и экспериментальная.

Теоретическая статья содержит изложение новых теоретических  результатов, полученных автором, или  новых приемов, методов решения  известных задач.

Экспериментальная статья- особый вид статьи, довольно многочисленный. Охватывает в большей частью естественные и технические науки, но может иметь отношение и к общественным наукам, когда содержанием работы является экономический или социологический эксперимент.

Научное сообщение

Отличается от научной  статьи меньшим объемом и менее  широкой постановкой проблемы. Иногда представляет собой изложение научного результата. Публикуется в подавляющем большинстве в научных журналах, как правило, специальном разделе.

Специальная практическая (производственная) статья

Чаще всего посвящена  локальной (реже- общеотраслевой) производственной проблемы, направленной на выполнение государственного повышения качества продукции, совершенствование производства, улучшение состояния техники безопасности и охраны труда, повышение производительности труда и многих других практических проблем народного производства, здравоохранения, культуры.

Информация о работе Специализированная пресса в России