Российско-шведские отношения в газетах «Экспрессен» и «Дагенс Нюхетер»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:30, дипломная работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании характера информационного отражения российско-шведских отношений на страницах шведской прессы. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1.Изучить характерные черты и особенности рынка СМИ в Швеции.
2.Проследить тенденцию изменения российско-шведских отношений и, в соответствии с этим, выявить возможную трансформацию образа России, тиражируемого шведскими газетами.
3.Выявить основную проблематику публикаций о России при помощи качественного и количественного анализа исследуемого материала.
4.Описать экстралингвистические и лексико-стилистические приемы, используемые шведскими журналистами в материалах на внешнеполитическую тематику.
5.Определить эффективность российских информационных выступлений на страницах шведской прессы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Международная тематика на страницах шведской прессы……………………………………………………………………………8
1.1. Типология шведских периодических изданий………………………..8
1.2. Партийность и концентрация медиарынка: особенности освещения международной информации в партийной и независимой прессе……….…………………………………………………………………….13
1.3. Шведский концерн Бонньеров………………………………………28
1.4. Принципы подачи информации на страницах шведских и российских газет…………………………………………………………………34
Глава 2. Шведская информационная политика при отражении образа России…………………………………………..41
2.1.Россия и Швеция: от холодной войны к сотрудничеству………………………… ……………………………………….41
2.2. Категории «Мы» и «Другие» в материалах шведских журналистов 90-годов…………...…….......................................................................................47
2.3. Образ России в шведской прессе XXI века…………………………53
2.4.Российские авторы на страницах шведской прессы: конструирование положительного образа России…………………………….73
Заключение……………………………………………………..79
Библиографический список литературы…………………...81

Работа состоит из  1 файл

диплом Швеция-Россия.doc

— 525.50 Кб (Скачать документ)

Из проведенных исследований можно  сделать вывод, что освещение  российско-шведских отношений на страницах  шведской прессы претерпело определенную трансформацию. Распад СССР определил  возможность для более тесного  взаимодействия этих стран. Однако «журналистская память» шведских авторов перенесла негативное отношение к России в XXI век. Настороженность и недоверие к российской политике, подтекстом, а иногда и открыто проходящие в текстах шведских авторов, дают повод задуматься о продолжении «холодной войны» уже в условиях глобализации.

 

 

 
  
Заключение

Характерной чертой средств  массовой информации Швеции всегда была ориентация на освещение, прежде всего, внутригосударственных проблем. Возможно, в этом проявлялась присущая шведской журналистике нейтральность в вопросах международных отношений. Однако в современных условиях глобализации пресса Швеции вынуждена активнее откликаться на происходящие в мире процессы.  В соответствии с увеличением доли международной информации на страницах шведских газет, в большей степени стал проявляться определенный «ориентализм» журналистов в освещении межгосударственных отношений. Исследование политического медиадискурса по вопросам российско-шведского взаимодействия подтвердило тенденциозность шведских журналистов при обработке зарубежной информации.

 Анализ материалов  по международной тематике газет  «Дагенс Нюхетер» и «Экспрессен»  позволил проследить характер  изменения российско-шведских отношений  от «холодного противостояния»  80-х годов к стремлению сторон к сотрудничеству. Однако кардинальной трансформации образа России в глазах зарубежной общественности на фоне изменившейся геополитической ситуации не произошло. Тон шведских СМИ по отношению к России остается настороженным, большинство аналитических материалов подчеркивают неприязненное отношение к ее внутренней и внешней политике.  Основное напряжение в российско-шведских отношениях проявляется в вопросах демократии, которые являются основополагающими для северного сообщества. Российская политика трактуется основными СМИ Швеции достаточно однобоко, а все информационные пустоты заполняются комментариями, типа: «русские против чеченских партизан», «российская экспансия стран-соседей», «диктатура Путина», которого западные журналисты начали называть «Put in». 

Исследование шведской прессы показало, что ее позиция иногда идет вразрез со стремлением правительства укрепить двустороннее сотрудничество с Россией. Критика правительства Бильдта за игнорирование «опасных процессов, происходящих в России», и нагнетание угрозы «российского эффекта» становится обязательным фоном в освещении русско-шведского взаимодействия.

Анализ российско-шведских отношений на страницах шведских газет позволил определить, какой из геополитических образов, применяемых к России  в разных странах мира, тиражирует северная пресса. В настоящее время этнокультурные, цивилизационные особенности развития Древней Руси и Средневековой России, не находят отражения в прессе Швеции. Современная Россия, скорее, представляет собой сочетание «евразийского» ГПО и образа «Россия-Европа». Причем, если «Россия-Евразия» наделена силой и мощным потенциалом, способным заставить Европу считаться с ее мнением, то Россия как европейское государство показано неразвитым и слабым.

 Попытки российских авторов, выступающих на страницах шведских изданий, опровергнуть аргументированную логику шведских журналистов в вопросах международного положения России носят бессистемный, спонтанный характер, что сводит их усилия к нулевому результату.

Таким образом, анализ отражения  российско-шведских отношений в  ведущих газетах Швеции выявил несоответствие реальному положению России в  международном пространстве. Учитывая, что шведская пресса, несмотря на свою уникальную «модель», является отражением общеевропейских тенденций в СМИ, Россия должна пересмотреть свою информационную тактику, чтобы эффективно противодействовать сложившейся ментальности западной прессы и беспрепятственно выстраивать свою международную политику.

 

 

Библиографический список литературы

I. Книги

1.1. Артемов Г.П. Основы  политологии: Уч. Пос. СПб., 2002. – 194 с.

1.2. Блохин И.Н. Журналистика в  этнокультурном взаимодействии: Уч. пос. - СПб., 2003. – 178 с. 

1.3. Н.М. Боголюбова, Ю.В.  Николаева Культурный обмен в  системе международных отношений,СПб, 2003. – 156 с.

1.4. Быкова А.С. Массмедиа стран-членов  Европейского Союза: политико-правовые  вопросы регулирования содержания  информации. – СПб.: Роза мира, 2004. – 230 с.

1.5.  Вартанова Е.Л.  Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной  Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997. – 265 с.

1.6.Вартанова Е.Л. Северные  медиа в конце 29 века: лаборатория  завтрашнего общества.// Вестник Моск. Ун-та.сер 10, 2000, №6 – 146 с.

1.7.Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М., Мысль, 1992. – 243 с.

1.8. Э.А. Галумов. Имидж против имиджа. М, 2005. - 512 с.

1.9.Э.А. Галумов. Международный имидж России. М., 2001. – 355 с.

1.10 Залевская А.А. Слово  в лексиконе человека: психолингвистическое  исследование. Воронеж, 1990. – 134 с.

1.11. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория  и практика речевой коммуникации. М., 1999. – 168 с.

1.12 Кан А.С. Россия  и Швеция: прошлое и настоящее. - Российский гуманитарный университет, 1999. – 374 с.

1.13. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция  сознанием. М., 2003. – 830 с.

1.14. Кашлев Ю., Галумов  Э. Информация и PR в международных отношениях. – М.: Известия, 2003, 426 с.

1.15. Корконосенко С.Г. Сравнительный  русско-шведский анализ прессы. //Компаративистика. - СПб., 2004. – 312 с.

1.16. Липовецки Ж. Эра  Пустоты. М.: Мысль, 2001. – 230. С.

1.17. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Прогресс, 2001. – 244 с.

1.18. . Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы. -

СПб: СпбГУ, 2003. – 320 с.

1.20. Полосин. В.С. Миф.  Религия. Государство. М., 1999. – 378 с.

1.21. Почепцов Г.Г. Имиджеология. СПб., 2000. – 566 с.

1.22. Системная история  международных отношений. 1918-2003/ Под  ред. Ю.В. Чернявской. - Минск, 2003. – 485 с.

1.23.Стернин И.А. Практическая риторика. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 144 с.

           1.24. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М. 1998. – 279 с.

1.25. Тоффлер Э. Третья  волна. www.tomsk.ru/Books/Toffler/thirdw.html

1.26. Хабермас Ю. Политические  работы. - М.: Мысль, 2005. – 298 с.

1.27. Хазагеров Г.Г. Политическая  риторика.- М.: Мысль, 2000. – 190 с.

1.28. Щербанин Ю.А. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997. - 375 с.

На английском языке

1.29.Human Development Report/ Edited by Marphy K., Ross-Lrson B. New York, 2004 – 266 pp.

1.30. Media in Europe//Edited by Kelly M., Mazzdeny G. London,2004

1.31. Picturing politic: Visual and Textual Formations of Modernity in the Swedish Press. – Stockholm, 2000. 280 pp.

1.32. Robertson R. Globalization. Social theory and global culture. London, 1992.

1.33. Runblom H. Sweden as a multikultural society. www.si.se

 

II.Статьи

2.1.Вартанова Е.Л. ст. СМИ Северной Европы: к новому  информационному идеалу. // Вестн. моск. Ун-та.сер 10, 1998. №4 – 178 c.

2.2.Петрова Н.В. социальная  ответственность медиамонополиста. // Вестн. моск. Ун-та.сер 10, 2001, №4. – 192 c.

2.3.Соколова Виктория. Есть мнение, что мнения нет.// Известия. 10.04.2000, №16.

2.4. Экекранц Ян. Медиадискурс  при сравнительном рассмотрении  образов восточных соседей. //, Вестн. моск. Ун-та.сер 10, 2006. № 2.

Статьи зарубежных авторов

3.1.Bergström A. Changing Habits? Swedish Readers in Transition. // ConferenceReports.Stokcholm,2006:http://www.dagspresskollegiet.jmg.gu.se/ pdf/changinghabits-ab/pdf

          3.2.Grusell M. Advertising? – yes, please, but only when I feel like it’s my own choice. // The Consuming Audiences conference in Copenhagen, Denmark, 27-30 September 2006: http://www.dagspresskollegiet.jmg.gu.se/pdf

         3.3.Hadenius S, Weibull L. The Swedish Newspaper in the late 1990s/ Traditionalsandtraditionalism,2000:http://www.nordicom.gu.se/review/

ncomreview/199

3.4.Human Development Report/ edited by Marphy K., Ross-Larsson B/ New-York, 2004. – 126 c.

3.5.Lawler P. Scandinavian exceptionalizm and European Union.// Journal of Common Market Studies. №35

3.6.Mansson Katarina. Chapter on the General Situation in Sweeden/ www.iom.fi/pdf/SWEEDEN.PDF

3.7.Robertson R. Globalization. Social theory and global culture. London, 1992.- 244 pp.

3.8.Ross H. Conflict sensitive journalism. www.ejc.ru

3.9.Josefine Sternvik Swedish Daily Newspapers: A Shrinking Format? // Press Business, media, markets, leaders, strategies, september 2005: http://www.press-buisness.com/home/index.pfp

3.10.Westlund O. Аn Analysis of Uncertainties in the Swedish Market // Association of Internet Researchers, 2006: http://www.news.mob.se

         3.11.Westlund O. Beyond time and space. // Sweden and their Mobil Internet News Users, 2006: http://www.dagspresskollegiet.jmg.gu.se/pdf/englishpaper-ow.pdf

III. Диссертации и авторефереты диссертаций

Грачева Л.В. Ежедневная газета «Дагенс  нюхетер» в системе информационно-пропагандистского  концерна Бонньера, 1976-1982гг.// Дис. …канд. филол. наук. М., 1985. –30 c.

IV. Источники

Газ. «Правда», номера за июль 1985 г 

Газ. «Дело»

Газ. «Экспрессен»

Газ. «Дагенс Нюхетер»

Газ. «Афтонбладет»

Газ. «Сконска Дагбладет»

Газ. «Свенска Дагбладет»

 

 

V. Интернет-ресурсы

5.1. www.aftonbladet.se

5.2. www.bonnier.com

5.3. www.dagensnyheter.se

5.4. www.dagspresskollegiet.jmg.gu.se/pdf

5.5. www.expressen.se

5.6. www.ejc.ru

5.7. www.iom.fi/pdf/SWEEDEN.PDF

5.8. www.news.mob.se

5.9. www. nordicom.gu.se/review/ncomreview199

5.10. www. skånskadagbladet.se

1 Экекранц Ян. Медиадискурс при сравнительном рассмотрении образов восточных соседей // Вестник МГУ. сер. 10. 2006. № 2. С. 76.

2Артемов Г.П. Основы политологии: Уч. пос. СПб., 2002, Боголюбова Н.М.,

Николаева Ю.В. Культурный обмен в  системе международных отношений. СПб., 2003, Кара-Мурза С.Г. Манипуляция  сознанием. М., 2003, Кан А.С. Россия и  Швеция: прошлое и настоящее. Российский гуманитарный университет, 1999, Хабермас Ю. Политические работы. М., 2005, Lawler P. Scandinavian exceptionalizm and European Union // Journal of Common Market Studies. №35, Robertson R. Globalization. Social theory and global culture. London, 1992.

3 Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М., 2005,  Кашлев Ю., Галумов Э. Информация и PR в международных отношениях. М.: Известия, 2003, Почепцов Г.Г. Имиджеология. СПб, 2000

4 Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1999,Стернин И.А. практическая риторика. М., 2003, Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. М., 2000.

5 Hadenius S, Weibull L. The Swedish Newspaper in the late 1990s // Traditionals and traditionalism, 2000: http:// www. nordicom.gu.se/review/ncomreview199/ pdf.

6 Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы. СПб., 2003.

7 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997.

8 Expressen, Aftonbladet, Dagens Industry

9Joakim Palme. How is the Swedish Model faring // www/nordicom.gu.se/review/ncom/ - 22.09.2003.

10 Weibull L., Anna Maria Jonsson. The Swedish media landscape //www.si.se/5683/ - 3.08.2001.

11 Тираж проводится по данным  Media in Europe// Еdited by Kelly M., Mazzdeni G., MeQuail D. London, 2004. C.246

12 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997.

13 Вартанова Е.Л. СМИ Северной Европы: к новому информационному идеалу // Вестник МГУ, серия 10, 1998. .№4. С. 63.

14 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: печать, телевидение и радио стран Северной Европы, М.: Изд. МГУ, 1997. С. 92.

15 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: печать, телевидение и радио стран Северной Европы. М.: Изд. МГУ, 1997. С. 36.

16 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: печать, телевидение и радио стран Северной Европы. М.: Изд. МГУ, 1997. С.43.

1 Westlund O. Аn Analysis of Uncertainties in the Swedish Market // Association of Internet Researchers, 2006: http://www.news.mob.se

18 Hadenius S, Weibull L. The Swedish Newspaper in the late 1990s// Traditionals and traditionalism, 2000: http://www.nordicom.gu.se/review/ncomreview199/pdf

19 «Свенска Дагбладет» - ежедневная утренняя газета, освещающая национальные и международные события. Выходит в Стокгольме с 1884 года. В рейтинге тиражей «Свенска Дагбладет» занимает 3 место (194,100), уступая только «Дагенс Нюхетер» и «Гетерборг Постен». Несмотря на свой отход от партийной «опеки», остается верна принципам либерального консерватизма, присущим Умеренной партии. 

20 Av Ledarredaktionen. Om valkampanjen // Swenska Dagbladet. 17.03.2006: http//www.swenskadagbladet.se/80/1.179345/html.

21 Hadenius S, Weibull L. The Swedish Newspaper in the late 1990s// Traditionals and traditionalism, 2000: http://www.nordicom.gu.se/review/ncomreview199/pdf

22 Caroline Olsson. Politkovskajas mördare gripna // Aftonladet. 23.03.2007: http//www.aftonbladet.se/vss/nyheter/story/0,2789,8

23 Вартанова Е.Л. ст. СМИ Северной Европы: к новому информационному идеалу // Вестник МГУ, cерия 10, 1998. №4. C. 57.

24 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: печать, телевидение и радио стран Северной Европы. М.: Изд. МГУ, 1997. С.147.

25 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: печать, телевидение и радио стран Северной Европы. М.: Изд. МГУ, 1997. С. 49.

26Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы. СПб., 2003. С. 86.

27 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997. С. 53.

28 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997. С. 69.

Информация о работе Российско-шведские отношения в газетах «Экспрессен» и «Дагенс Нюхетер»