Российско-шведские отношения в газетах «Экспрессен» и «Дагенс Нюхетер»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:30, дипломная работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании характера информационного отражения российско-шведских отношений на страницах шведской прессы. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1.Изучить характерные черты и особенности рынка СМИ в Швеции.
2.Проследить тенденцию изменения российско-шведских отношений и, в соответствии с этим, выявить возможную трансформацию образа России, тиражируемого шведскими газетами.
3.Выявить основную проблематику публикаций о России при помощи качественного и количественного анализа исследуемого материала.
4.Описать экстралингвистические и лексико-стилистические приемы, используемые шведскими журналистами в материалах на внешнеполитическую тематику.
5.Определить эффективность российских информационных выступлений на страницах шведской прессы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Международная тематика на страницах шведской прессы……………………………………………………………………………8
1.1. Типология шведских периодических изданий………………………..8
1.2. Партийность и концентрация медиарынка: особенности освещения международной информации в партийной и независимой прессе……….…………………………………………………………………….13
1.3. Шведский концерн Бонньеров………………………………………28
1.4. Принципы подачи информации на страницах шведских и российских газет…………………………………………………………………34
Глава 2. Шведская информационная политика при отражении образа России…………………………………………..41
2.1.Россия и Швеция: от холодной войны к сотрудничеству………………………… ……………………………………….41
2.2. Категории «Мы» и «Другие» в материалах шведских журналистов 90-годов…………...…….......................................................................................47
2.3. Образ России в шведской прессе XXI века…………………………53
2.4.Российские авторы на страницах шведской прессы: конструирование положительного образа России…………………………….73
Заключение……………………………………………………..79
Библиографический список литературы…………………...81

Работа состоит из  1 файл

диплом Швеция-Россия.doc

— 525.50 Кб (Скачать документ)

Именно эти два принципа – семейственность и концентрация, а также неуклонная политика экспансии позволили концерну занять доминирующее положение на издательско-информационном рынке Швеции, выжить в период массового исчезновения газет в середине XX века и превратиться в мощную медиаимперию, влияющую на умы общества Швеции и всего балтийского региона. Поддерживая заложенные два столетия назад традиции, концерну удается сегодня успешно конкурировать с другими информационными империями и направлять значительные ресурсы на освоение технологически совершенно новых рынков СМИ, без которых дальнейшее развитие информационного бизнеса уже представляется невозможным.

За двухвековую историю  шведская компания расширила географические границы своей деятельности до 17 стран, а также охватила весь технологический спектр медиарынка. «Мы издаем книги, ежедневные газеты и журналы, производим и распространяем фильмы, музыку, радио- и телевизионные программы, а также экономическую информацию»34, - представляет себя концерн на своем сайте.

Согласно исследованию Североевропейского центра исследования в сфере СМИ «Нордиком», концерн Бонньеров является 19-й медиакомпанией в Европе и 33-й в мире по обороту. В северной Европе он крупнейший среди медиакомпаний скандинавских стран35.

На протяжении 70-80-х  годов Бонньеры контролировали более 20% общенационального газетного тиража Швеции, а с покупкой в 1992 году крупнейшей региональной газеты «Сюдсвенска дагбладет» доля концерна возросла до трети.

«За двухсотлетнюю историю  наш бизнес развивался параллельно  изменеиям, происходящим в индустрии массовой инфомации Скандинавии, - говорит председатель совета директоров концерна Карл-Юхан Бонньер в своей статье. – В 190и0-х годах мы прошли путь от публикаций произведений шведской литературы до издания ежедневной газеты. Позднее к газете присоединились журналы, кино, радио- и телевещание»36.

Первой ежедневной газетой  семьи Бонньеров стала газета «Гётеборг-постен». В том же 1859 году начало выходить периодическое издание  с экономической тематикой «Сверьяс хандельскалендер» («Шведский коммерческий календарь»). Бонньеры в это время выпускали также беллетристику, различные практические пособия и т.п.

Издательский бизнес Альберта Бонньера набирал мощь и  в 1864 году впервые поглотил своего конкурента: в журнал семьи Бонньеров «Зурупейска  фёльетонген» влилось подобное издание «Фельт терне береттельсер», издаваемое до слияния известным финским писателем Цакариусом топелиусом, писавшим на шведском языке.

Процесс накопления информационного  капитала стремительно ускорялся. В 1888 году произошло событие, определившее все дальнейшее развитие семейного бизнеса: Альберт Бонньер впервые купил акции стокгольмской ежедневной газеты «Дагенс Нюхетер». С этих пор успех и влияние газеты неуклонно росли, и в первой половине XX века она стала основой концерна Бонньеров, заняв главенствующее место в системе шведских средст массовой информации, которое удерживает и по сей день. Сегодня ее тираж – 362200 экз. «Дагенс Нюхетер» стала гордостью семейного дела Бонньеров. «Издание выражает широкие взгляды, играя роль самого важного и демократического форума для дебатов. Газета более чем любая другая, отражает многообразие общества и саму жизнь, информирует, выявляет ценности и обеспечивает своих читателей полезными сведениями».37 Трудно спорить с важностью роли, которую крупнейшая газета играла и играет в жизни общества, но трудно также и не заметить и рекламности этого заявления, свидетельствующего о жестокой борьбе за лидерство.

В последующие годы произошел  целый ряд поглощений в издательском бизнесе семьи, который ярко продемонстрировал намерения концерна и дальше расширять свои границы на уже освоенном издательском рынке.

А вскоре после этого  Бонньеры вплотную занялись укреплением  своих позиций в новой сфере  – поставке все более востребованной обществом оперативной информации. Они чутко уловили новые тенденции и стали осваивать информационный бизнес, укрепляя ежедневную газету и выпуская на рынок другие информационные продукты. В 1923 году компания осуществила пробный выпуск первого еженедельника «Бонньерс Векотиднинг». В 1935 году вышел в свет образовательный журнал «Веко-ревюн». В 1924 году Бонньеры стали владельцами контрольного пакета акций «Дагенс Нюхетер». Это чрезвычайно важное событие для семьи Бонньеров было «свидетельством экспансионистских устремлений Бонньеров в другие отрасли пропагандистского бизнеса».38

Концерн Бонньеров  славится и выпуском одной из крупнейшей в северном регионе газеты - вечерней "Экспрессен". Уже через несколько  лет после своего выпуска в 1944 году это издание стало в один ряд с важнейшими периодическими изданиями концерна и до сих пор занимает немаловажное место на рынке шведских СМИ. Развлекательная ежедневная вечерняя газета "Экспрессен" является образцом "желтой" прессы Швеции, тяготея к сенсационности, однако, как это характерно для всей шведской прессы, в достаточно умеренном тоне. Тираж ее – 327400 экз. Издание стало образцом шведского таблоида. Принадлежность крупнейшему медиахолдингу стала для газеты гарантом благополучного развития: у «Экспрессен» была сильная экономическая база для успешного старта. «Печатный орган Бонньеров стал последователем Американской бульварной прессы, и его издание было направлено на привлечение внимания молодых читателей: свободный, легкий стиль материалов, непринужденные фотографии и графика, обширные спортивные обозрения. Целью издания было также добиться распространения на национальном уровне и создать сеть офисов, или «национальных новостных контор»»39.  Множество усилий и денег было потрачено на то, что бы установить быструю и эффективную систему распространения. Но все затраты были оправданы. После трудного десятилетия «Экспрессен» удалось обогнать своего соперника – «Афтонбладет», когда-то единственную шведскую газету с распространением на национальном уровне. «Экспрессен» была успешной в достижении новой, ранее не охваченной молодой аудитории. Именно на эту аудиторию, уставшую от строгого и консервативного стиля шведской прессы, рассчитывали основатели газеты. Однако эта оригинальная задумка, принесшая изданию успех на начальном этапе, постепенно перестала приносить результат. «В период между 1990 и 1995 годами общий тираж вечерней прессы снизился на более чем 10% в. В 1997 году тираж вечерних газет составлял только 70% от тиража 1970-х гг. «Экспрессен» была в сильнейшем упадке»40. Для преодоления кризисной ситуации новый редактор газеты К. Юттерстрем заявила о своей решимости изменить концепцию газеты, превратив самое скандальное и сенсационное издание в «квалоид» – качественный таблоид.

Между тем Бонньеры не забывали и издательский бизнес. На рубеже второго и третьего десятилетий были предприняты дальнейшие шаги по его расширению, в том числе за счет устранения конкурентов, что вело к дальнейшему сосредоточению издательско-информационного потенциала всей Швеции в руках одной предпринимательской семьи. В 1929 году Бонньеры купили крупнейшее в Швеции журнальное издательство «Олен ок Окерлунд». В 1930 году к Бонньерам перешло и издательство «Оленс тидскрифтер» и детский образовательный журнал «Фольскуланс Барнтиднинг».

По данным официальной  исторической справки самой компании, стоимость всех приобретений только за два года (1929-1930) составила 11,7 млн шведских крон. Эта сумма превысила стоимость всех предприятий, которыми владела семья до тех пор.

Цепь поглощений Бонньерами более слабых конкурентов на издательском рынке Швеции этого периода свидетельствовала об агрессивной политике, направленной прежде всего уже не на выживание, а на экономическое укрепление семейного бизнеса. Это привело к нарушению баланса на рынке СМИ, и сложившееся в тот период соотношение «один к двум» между Бонньерами и всеми другими медиапредприятиями вместе взятыми как по суммарному объему тиражей, так и по количеству разноообразных изданий и по сей день не только сохраняется, но постепенно движется в сторону увеличения доли Бонньеров.

В течении 40-50-х  годов от материнской компании систематически отпочковывались и создавались  новые дочерние компании и филиалы. В 1952г. группа компаний Бонньеров была преобразована в холдинговую  структуру. Специально созданной для  этих целей центральной холдинговой компании "АБ Бонньерфёрлаген" были переданы в управление все дочерние предприятия бывшей материнской компании "Альберт Бонньер фёрлаг АБ". В 90-е годы произошли коренные структурные изменения в группе компаний Бонньеров, свидетельствующие о дальнейшей концентрации не только информационного капитала в национальных масштабах, но и системы управления внутри самой компании-монополиста. Началась реструктуризация концерна - концентрация акций отдельных компаний группы, централизация всех основных фондов в сфере СМИ, формирование стройной, четкой системы холдинга, выстраивание цепочек подчинения множества дочерних компаний, оптимизация управления всеми подразделениями концерна. Так, в 1997 году второе газетно-издательское предприятие Бонньеров "Мариеберг потеряло самостоятельность, став подразделением центральной компании "Бонньерфёретаген". В следующем году в процессе слияния капиталов этих двух компаний Бонньеры предложили сторонним аакционерам "Тиднингс АБ Мариеберг" продать их акции. В 1998 году все основные фонды, относящиеся к сфере СМИ и принадлежавшие до этого двум предприятиям "АБ Бонньерфёретаген" и "Тиднингс АБ Мариеберг", были сконцентрированы под управлением одной новой компании , получившей название "Бонньер АБ". Таким образом, группа компаний Бонньеров сегодня представляет собой весьма сложную структуру, в которой за последнее десятилетие выстроена иерархия многочисленных дочерних компаний, в свою очередь являющихся материнскими по отношению к другим.

На примере  развития объединения семьи Бонньеров можно рассматривать и изучать все возможные виды концентрации, присущие медиабизнесу. Но, несмотря на неоспоримое первенство на рынке северных СМИ, на лидирующие позиции монополиста, концерн позиционирует себя как платформу для выражения общественного мнения

Система государственных  дотаций так называемой «второй  прессе» была введена лишь в 1960-е  годы, причем Швеция встала первой на защиту конкурентной среды в сфере массовой информации среди североевропейских  стран. Концерн Бонньеров не стал бороться с этим. Его руководство впоследствии всегда заявляло о необходимости «помощи бедным», а также поддержания в Швеции разнообразия мнений. Вместе с тем за этими заявлениями вовсе не стоит намерение потесниться и дать дорогу сторонним СМИ. Корпоративная политика концерна свидетельствует о том, что для обеспечения разнообразия мнений в обществе Бонньеры принимают лишь контентные меры и только в рамках концерна – поддержание либеральных традиций на страницах подконтрольных СМИ, взвешенная политика выражения мнений, серьезное отношение к дискуссиям в собственных изданиях. Это и позволяет монополисту говорить об осознании своей роли в обществе, «социальной ответственности», не расставаясь с собственным доминирующим положением.

 

1.4.Принципы  подачи информации на страницах шведских и российских газет

Сравнительная характеристика особенностей подачи информации в российской и шведской прессе подразумевает  качественный и количественный анализ шведской газеты «Дагенс Нюхетер» и  российского издания «Дело». Для  начала определимся с инструментарием исследования и, в частности, выделим границы генеральной совокупности41. За время исследования возьмем один месяц (март, 2007); за единицу анализа – фрагмент текста, совпадающий с темой при описании каждой из сфер; за единицу контекста – весь материал; за единицу счета – количество материалов, измеряющееся натуральным рядом чисел в абсолютном выражении. Исследование материалов будет проведено по следующим категориям анализа: 1 Форме и степени активности авторов как интерпретаторов и участников социального действия. 2. Степень аргументирования материала 3. Ракурс освещения (этический экономический, политический, административный) 4. Объекты журналистских материалов (проявление интереса к лидерам, институтам политической и административной власти или индивидам, простым обывателям). 5.Оперативность. 6. Временные категории. 7. Пространственные категории.

Профессиональное мышление и творческая манера наших газетчиков характеризуются более открытой публицистичностью, личностностью, стремлением повлиять на поведение описываемого объекта, тогда как их западные коллеги в большей степени тяготеют к надежной фактографической базе своих выступлений. Такое различие в творческом подходе изложения материала объясняется тем, что «содержание публикаций несет в себе отпечаток общественной ситуации – тревожной, переменчивой в России и относительно стабильной в Скандинавии»42. Так, большинство шведских текстов выполнено в манере, которую можно определить как «только факты» или «факты с комментариями сведущих лиц» (49%). Российские журналисты реже преподносят только факты (24%), в их материалах чаще присутствует собственный комментарий события (62%) и  свои прогнозы развития наблюдаемых ситуаций (11%). В этом отношении зарубежные коллеги ведут себя более предусмотрительно и взвешенно. Рассмотренная категория анализа во многом пересекается со степенью аргументированности. При анализе этой проблемы исследователь ориентируется на категории «одноголосья-многоголосья» в публикациях. В  произведениях шведских авторов кроме журналистских высказываний обычно звучит более 2 голосов (64%) и весьма редко один (19%), тогда как в России одноголосье присуще трети публикаций, два голоса слышны в пятой доле материалов.

Заметно тяготение наших  журналистов к монологическим выступлениям (77%), шведы же в третьей части своих публикаций подают информацию с помощью вопросных конструкций, подразумевающих интервью, опросы, мнения экспертов.

Есть заметные расхождения  и в преобладающих ракурсах освещения  разнообразной тематики. Шведские газеты в большей степени интересовались этическими, экономическими и политическими сторонами событий. Российские же чаще концентрируются на реализации административных полномочий, процессе и содержании деятельности и моральном состоянии граждан.

Особое внимание заслуживает общая тема, не сходящая со страниц как российских, так и шведских СМИ – тема освещения межэтнических взаимоотношений на территории той и другой страны.

Так, например, за исследуемый  период времени в газете “Дагенс  Нюхетер”  вышло четыре материала о случаях нападения на граждан Швеции выходцев из стран Азии и Ближнего Востока. Шведский журналист отмечает, что криминальная ситуация, связанная с межэтническими конфликтами значительно усугубилась. “Уличные нападения банд молодых людей, особенно мусульманского происхождения, стали будничным явлением”43.

Что касается российских изданий, то межэтнические проблемы практически не сходят со страниц  газет. “Чем более успешно Россия продвигается по пути реформ, тем ожесточеннее различные народы, населяющие ее, борются за независимость и конкурируют друг с другом. Страна напоминает в этой связи плотно закрытый котел, поставленный на огонь”44. Как нетрудно понять, уже здесь кроется пессимистический прогноз относительно возможности гармонизировать отношения русского народа и инородцев в будущем, а также относительно благоприятного для России развития ситуации в целом. Возможно, по этой причине российская сторона в гораздо большей степени уделяет внимание этническим проблемам, чем шведская. 

 Что касается категории анализа объектов журналистского внимания, то среди действующих лиц в наших изданиях преобладают официальные представители тех или иных коллективов и общностей, тогда как шведские материалы показывают либо сами общности, либо их взаимодействие с руководителями различных групп. Вообще, исконно российской особенностью восприятия социальной действительности является повышенное внимание к «первым лицам» - представителям власти, руководителям различных уровней, лидерам общественного мнения (43%), тогда как для европейских стран органичным является интерес к индивидам, рядовым гражданам (49%).

При сравнительном анализе  публикаций, когда в качестве категории  анализа выступает “оперативность”, есть две степени типологизации  материалов45: сообщение о событии дается в день его свершения, на следующий день его совершения, через два дня, через неделю и т.д. Однако при таком подходе существует проблема идентификации даты в некоторых журналистских произведениях, проходящих под грифом “недавно”, “за последние дни” и т.д.

Информация о работе Российско-шведские отношения в газетах «Экспрессен» и «Дагенс Нюхетер»