Российско-грузинские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:00, реферат

Описание

2.2 Этапы развития российско-грузинских отношений в период 1992-2000 гг.
2.3 Роль России в урегулировании конфликтов на территории Грузии
3. Российско-грузинские отношения 2000-2006 гг.
3.1 "Революция Роз" в Грузии и новая политика Тбилиси
3.2 Экономические отношения России и Грузии
3.3 Военные и политические вопросы взаимоотношений

Работа состоит из  1 файл

21.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

2.2 Этапы развития российско-грузинских  отношений в период 1992-2000 гг.

 

Период развала СССР и обретения  независимости Грузией вновь  поставил перед грузинской политической элитой проблему политического контроля над регионом. Упразднение автономии  и проблема территории давали ключ к решению этой проблемы. Поэтому, задача состояла в том, чтобы лишить осетинский этнос не только автономии, но и территории. Теоретически проблема упирается в доказательство прав собственности на землю. Наличие или отсутствие таких прав делает возможным или безосновательным существование коллективных политических прав. Обоснование данной конструкции идет по упрощенной, но весьма характерной для этнического национализма схеме, опирающейся не на современные реалии или же общепризнанные нормы международного права, а на тенденциозные исторические выкладки.

 

В конце апреля 1991 Верховный совет  Грузии принял новую конституцию  и избрал Звиада Гамсахурдиа на пост президента республики. Прямые президентские  выборы состоялись 26 мая, и Гамсахурдиа получил почти 87% голосов.

 

За очень короткое время экономическая  политика президента и его борьба с внутренней оппозицией привели  к недовольству населения, и в  декабре 1991 развернулись бои между  сторонниками президента и оппозицией, в состав которой входила Национальная гвардия.

 

После нескольких недель боев в центральной  части Тбилиси в январе 1992 Гамсахурдиа  был смещен со своего поста и бежал  из страны. Военный совет, который  возглавил Тенгиз Китовани, командир Национальной гвардии, взял власть в свои руки, распустил парламент и приостановил действие Конституции. В марте 1992 Военный совет объявил о самороспуске и создании Государственного совета, состоявшего примерно из 70 представителей 36 оппозиционных партий. Председателем Государственного совета стал Э.А. Шеварднадзе.

 

В октябре 1992 состоялись выборы в новый  парламент. Его председателем был  избран Шеварднадзе, получивший 96% голосов  избирателей. В июле 1992 Шеварднадзе  прекратил 18-месячную войну с осетинским меньшинством, которая началась после того, как была ликвидирована Южно-Осетинская автономная область, но не смог остановить внезапно вспыхнувшую в августе 1992 войну с абхазами.

 

Абхазы, как и осетины, с конца 1980-х годов вели политику, направленную на отделение от Грузии.

 

Война в Абхазии осложнилась вмешательством российских войск, дислоцированных на военных базах в этой автономной республике, и нерегулярных вооруженных формирований, направленных Конфедерацией народов Кавказа (организацией, учрежденной крайне радикальными элементами в российских автономных республиках Северного Кавказа). В 1994 абхазы одержали победу над правительственными войсками Грузии и вытеснили их за пределы Абхазии.

 

Сторонники Гамсахурдиа сразу  после его отстранения развернули партизанскую борьбу. В течение 1992-1993 они предпринимали террористические нападения на руководителей государства и на стратегические экономические объекты. Особенно сильной поддержкой они пользовались в Западной Грузии.

 

Осенью 1993 Гамсахурдиа попытался  вернуться к власти, положив начало короткой, но ожесточенной гражданской войне. Шеварднадзе был вынужден призвать на помощь российские войска. Гамсахурдиа был убит при невыясненных обстоятельствах в январе 1994. В обмен на российскую военную помощь Грузия дала согласие на присоединение к СНГ[18].

 

После 1995 Грузия вступила в полосу стабилизации. Значительного прогресса  удалось добиться на переговорах  по осетино-грузинскому конфликту. Грузинский парламент проводит экономическую  реформу в сотрудничестве с МВФ  и Всемирным банком и делает ставку на восстановление "древнего шелкового пути" - Евразийского коридора, используя географическое положение Грузии как моста для транзита товаров между Европой и Азией.

 

Грузия подписала договоры о  дружбе с Россией, Турцией, Ираном, Арменией и Азербайджаном и установила дипломатические отношения с большинством стран Запада. Она - член ООН с 1992, Черноморского экономического сотрудничества, Североатлантического совета по сотрудничеству, Международного валютного фонда и имеет статус приглашенного государства в Совете Европы.

 

В Абхазии размещены российские миротворцы и наблюдатели ООН, но обе группы вынуждены ограничивать свою деятельность из-за опасения подорваться  на минных полях или попасть под  обстрел партизан.

 

Тем временем представители ООН  и других миротворческих организаций поощряют восстановление атмосферы сотрудничества и доверия в этом регионе. В результате в Гальский район вернулось 20 тыс. беженцев. С 1996 в Южной Осетии и Абхазии (до осени 2001 года) не было крупномасштабных вооруженных столкновений, но деятельность грузинских партизан в Абхазии не прекращается.

 

Ситуация вокруг Абхазии постепенно начала обостряться в 2001 году. По утверждению  бывшего министра обороны Грузии Тенгиза Китовани, грузинские власти перевозят чеченских боевиков из Панкисского ущелья на грузино-абхазскую границу на грузовиках внутренних войск Грузии в сопровождении автомобилей полиции.

 

Китовани утверждал, что об этом знает любой грузинский постовой. О том, что готовится вторжение, знали или догадывались многие.

 

В сентябре произошла утечка информации о возможном применении Грузией силового варианта разрешения абхазской проблемы.

 

Многие источники при этом сообщали, что готовилась лишь демонстрационная акция, приуроченная к восьмой годовщине  падения Сухуми 27 сентября 1993 года. Реализовать этот сценарий грузинским властям не позволили теракты в США.

 

Абхазские власти еще тогда серьезно отнеслись к угрозе возобновления  боевых действий. Была объявлена частичная  мобилизация, а на местном телевидении  говорили о начале боевых действий. Командование российских миротворцев отнеслось к угрозе спокойно: в один из воскресных дней военные пригласили абхазских журналистов в один из санаториев на "День Нептуна", зажарили для них барана и убеждали, что никакие боевики в Абхазию не проникнут.

 

Но уже 25 сентября в район Кодорского ущелья, которое контролируется грузинской стороной, проникли более 400 чеченских  боевиков. Произошли вполне реальные столкновения военнослужащих абхазской  армии с грузинскими и чеченскими партизанами.

 

Официальная Москва не один раз заявляла о безусловном признании территориальной целостности Грузии, неотъемлемой частью которой является Абхазия.

 

По словам Сергея Караганова, председателя президиума Совета по внешней и оборонной  политике, "Россия, конечно, может  помочь в решении этого конфликта, но для этого ей нужно сначала будет принять на себя совершенно непосильную роль. Это восстановление грузинской государственности. Сейчас, когда грузинская государственность ослабла до предела, когда фактически правительство Тбилиси контролирует лишь небольшую часть территории вокруг Тбилиси и когда Грузия де-факто распалась на несколько княжеств, а во многих из них вообще не существует никакой власти, - вряд ли она может рассчитывать на то, что кто-нибудь к этой стране будет присоединяться".

 

Большинство экспертов сходятся во мнении, что намерения Абхазии  установить конфедерацию с Россией  или войти в состав РФ не имеют  под собой правовых оснований.

 

Например, такое мнение высказал заместитель  председателя комитета Совета Федерации по безопасности и обороне Александр Калита.

 

Как сообщает РБК, по словам Калиты, заявления  вице-президента Абхазии Валерия  Аршбы о том, что Абхазия готовит  документы, направленные на фактическое  вступление республики в состав России, являются "акцией более политической, чем правовой".

 

Сенатор подчеркнул, что Россия "признает Грузию и Абхазию в составе  Грузии, и это недавно подтвердил президент РФ Владимир Путин". Вопрос о вхождении Абхазии в состав России или создание конфедерации можно  будет рассматривать на государственном уровне только в том случае, если Грузия согласится на выход Абхазии из своего состава, подчеркнул А. Калита. По его мнению, заявления руководителей Абхазии не способствуют укреплению стабильности в регионе.

 

 

2.3 Роль России в урегулировании конфликтов на территории Грузии

 

России и Грузии как таковым  конфликт не нужен. Он ослабляет оба  государства, наличие проблемы является угрозой их безопасности, информационная война вредна для взаимного восприятия российского и грузинского народов и т.д. Отсутствие объективного противоречия (как если две страны, скажем, боролись за территорию, которую считали своей и т.п.) свидетельствует о том, что в основе конфликта лежит разный взгляд на пути его решения. Этот взгляд настолько отличается в Тбилиси и Москве, что продуцирует самостоятельный конфликт - результат столкновения принципов и эмоций.

 

Противостояние Восток - Запад было осью, вокруг которой разворачивались  основные события мировой политики, и которое оказывало значительное влияние на региональные конфликты. После окончания холодной войны, многие из этих конфликтов зажили самостоятельно, а с распадом СССР в "освободившемся" геополитическом пространстве возник целый ряд суверенных государств, которые с энергичностью начали отстаивать свои национальные интересы, часто несовместимые с интересами других государств. Это породило возникновение целого ряда вооруженных конфликтов, спектр которых настолько широк, что охватывает практически все типы и виды. Безусловно, к таким конфликтам "нового поколения" можно отнести и грузино-абхазский, который явился прямым следствием такого рода факторов.

 

Особенностью таких новых конфликтов является, прежде всего, переход с  глобального на региональный и даже на локальный уровень[19].

 

Но эта тенденция не так однозначна, так как наряду с локализацией, происходит и втягивание в конфликт других участников. Так, грузино-абхазский конфликт, уже в самом начале стремительно вышел за рамки своей территории и превратился в мощный источник дестабилизации во всем Кавказском регионе. По инициативе национальных движений, прежде всего Конгресса кабардинского народа, а также регионального общественного движения - Конфедерации Горских народов Кавказа (впоследствии просто Конфедерация народов Кавказа - КНК) началось формирование в Абхазию групп добровольцев. КНК фактически став одной из сторон конфликта, ставила своей целью восстановление суверенной государственности горских народов Кавказа и рассматривала борьбу Абхазии с Грузией в свете этой стратегической задачи. А с развитием военных действий, появились сообщения о том, что в составе грузинских войск имеется значительное число наемников из Западной Украины и из других регионов бывшего СССР. Кроме того, конфликт являлся крайне опасным развитием событий на юге России, что и подтолкнуло руководство Российской Федерации взять на себя посредническую миссию[20]. Что касается посредничества, то после окончания холодной войны, многие авторы пришли к выводу о его нецелесообразности, так как это связано с большими издержками, которые несет третья сторона, занимаясь поиском мирного решения[21]. Не разделяя эту позицию, политика России привела к тому, что она фактически стала в этом конфликте не посредником, а заинтересованной стороной.

 

Ломка биполярной структуры, в которой  применение силы становилось бессмысленным, предопределила еще одну важную характеристику международных конфликтов конца 80-х - первой половины 90-х гг. - это вооруженное противостояние[22].

 

Так, конфликт в Абхазии, был одним  из самых жестоких и кровопролитных на постсоветском пространстве, и только с августа по декабрь 1992 года унес около 2 тыс. жизней[23]. Это была настоящая война, которая велась на земле, в воздухе и в воде, с применением современных видов вооружений и длившаяся около полутора лет.

 

В связи с этим, следует отметить, что такого рода конфликты трудней всего поддаются урегулированию, так как у участников конфликта еще есть BATNA - лучшая альтернатива переговорному решению (соглашению) [24], а именно военное решение проблемы. И лишь только после того как стороны осознают невозможность дальнейшего продолжения конфликта, например, из-за недостатка или истощения различных ресурсов, они переходят на стадию переговоров, но, имея в запасе несколько альтернатив. Переговоры, по урегулированию грузино-абхазского конфликта, по большей части велись на вооруженной стадии, и можно сказать, что использовались сторонами не для поиска совместного решения проблемы, а для решения собственных внутриполитических задач, к тому же стороны подписывали соглашения, которые были заведомо невыполнимы на той стадии конфликта. Обо всем этом свидетельствуют все те многочисленные нарушения перемирий, которые имели место быть в 1992-1993 гг. и лишь после того, как абхазы одержали военную победу, а также с введением миротворческих сил в зону конфликта, широкомасштабным боевым действиям был положен конец.

 

Сегодня распространено мнение, что  конфликты, развернувшиеся после окончания  холодной войны, обладают рядом качественно  новых характеристик, таких как - переход на региональный и локальный  уровни, снижение степени управляемости конфликтами, активное использование посредничества, применение военной силы и т.д. Более того, можно говорить о том, что изменилась лишь форма протекания конфликтов, в то время как их содержание остается прежним. Другими словами, конфликты инициируют, регулируют, ими управляют, их разрешают, они выполняют все те же функции не зависимо от того, в какое время протекали - до окончания холодной войны или после. А все эти политические технологии с течением времени могут лишь совершенствоваться, но не как не меняться настолько кардинально, что мы могли бы говорить о конфликтах первого, второго или других поколений. Безусловно, все это ярко представлено в грузино-абхазском конфликте.

 

Известно, что конфликт - это хороший  способ решения проблем, как внутренних, так и внешних. Именно поэтому этот инструмент так активно используется политическими руководителями, и какую бы окраску они им не придавали - этническую, религиозную или идеологическую, суть его составляет сложное взаимопереплетение и столкновение политических и экономических интересов, участвующих в нем сторон. Так, грузино-абхазский конфликт можно характеризовать как этнополитический лишь отчасти, оговорившись при этом, что он этнический только лишь по форме. Лозунги типа: "Грузия для грузин" обостряли и так неспокойную ситуацию, создавали почву для обострения межнациональных отношений, но в то же время, нельзя не учитывать чрезвычайно пестрого национального состава Абхазии, где вместе с грузинами и абхазами живут русские, армяне, мегрелы, греки, шапсуги и другие этносы. Что касается религиозного фактора, то здесь следует отметить, что пропаганда того времени изображала Грузию оплотом христианства, осаждаемого враждебным мусульманским окружением. Абхазия якобы символизировала мусульманскую угрозу исконной религии грузин - христианству. Однако примечателен тот факт, что в момент начала конфликта на территории Абхазии не функционировало ни одной мечети.

Информация о работе Российско-грузинские отношения