Российско-грузинские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:00, реферат

Описание

2.2 Этапы развития российско-грузинских отношений в период 1992-2000 гг.
2.3 Роль России в урегулировании конфликтов на территории Грузии
3. Российско-грузинские отношения 2000-2006 гг.
3.1 "Революция Роз" в Грузии и новая политика Тбилиси
3.2 Экономические отношения России и Грузии
3.3 Военные и политические вопросы взаимоотношений

Работа состоит из  1 файл

21.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

Как показал дальнейший ход событий, эта отставка стала результатом  прямого сговора между оппозицией и Шеварднадзе. Фактически она получена под гарантии аналогичные тем, которые  дал Президент Путин экс-президенту Ельцину. Несмотря на отсутствие каких либо документальных подтверждений, факт демонстративного голосования на президентских выборах 5 января за Саакашвили со стороны Шеварднадзе, говорит сам за себя. Народ Грузии чуть ли не 90% которого проголосовали за Саакашвили, питает сегодня самые радужные надежды, но действительность далека от этих розовых иллюзий.

 

"Революция роз" была предопределена  многими негативными, в том  числе и экономическими, факторами,  имеющими сложные социальные  последствия. Главным фактором  было затягивание проведения  реформ практически во всех сферах, связанное, прежде всего с относительно высокой степенью коррумпированности грузинского государства. Это затягивание, помимо прочего, привело, в конечном счете, к серьезным макроэкономическим проблемам.

 

Необходимо отметить, что социально-политические сдвиги, вызванные "Революцией роз", не сопровождались какими-либо негативными экономическими явлениями. Если темп роста ВВП за первые шесть месяцев 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. составил также 9,5 процентов; иначе говоря, темп роста ВВП за первое полугодие 2003г. равен годовому показателю темпа роста, что свидетельствует о нейтральном характере влияния "Революция Роз" на рост экономики.

 

Действия оппозиции с самого начала поддерживались и контролировались американскими представителями. Этим объясняется, почему в масс-медиа США падение Шеварднадзе было названо "демократической революцией". В действительности произошедшая в Грузии смена власти менее всего стала формой демократического обновления страны. Тройка ведущих оппозиционных лидеров состоит из фигур, в недавнем прошлом полностью лояльных Шеварднадзе и напрямую вовлеченных в деятельность этого режима по проведению самых жестоких, антидемократических и антисоциальных мер.

 

Одновременно лидеры оппозиции  являются марионетками США и полностью зависимы от благорасположения своих покровителей. Каковы бы ни были их субъективные намерения, реальным содержанием новой власти будет проведение интересов корпоративной верхушки и политического истеблишмента США в регионе за счет трудящихся масс.

 

Причины, по которым США "разочаровались" в Шеварднадзе, лежат, прежде всего, в сфере геополитики. На протяжении последних лет Грузия превратилась в фокус международных интриг, связанных с попытками расширения американского влияния на территории постсоветского пространства, Ближнего Востока и Центральной Азии. Значение Грузии было следующим образом описано в статье Financial Times 25 ноября 2003: "Для Соединенных Штатов Грузия является ключевым связующим звеном в беспокойной цепочке государств Кавказа и Средней Азии. Вашингтон поощряет независимость Грузии отчасти из желания сдерживать Россию, а отчасти из желания улучшить доступ к нефтяным запасам Каспия. Соединенные Штаты в прошедшем десятилетии оказали Грузии помощь на общую сумму более 1 млрд. долларов, хотя в последние годы объем помощи сокращается в силу американской озабоченности коррупцией и конкурирующих глобальных нужд в войне против терроризма"[29].

 

До последнего времени Шеварднадзе  удовлетворял американским интересам, однако резкая эскалация американского присутствия в регионе, начавшаяся после 11 сентября и ставшая особенно явной на фоне оккупации Ирака, сделала его помехой для реализации планов администрации Буша. Лавируя между крупнейшими державами, Шеварднадзе пытался сохранить видимость независимости. Эти расчеты никак не соответствовали реалиям обострившейся конкуренции.

 

Одним из поворотных пунктов стало  приобретение этим летом 75% акций системы  электропередач Грузии РАО "ЕЭС России". До этого грузинская энергетика находились под контролем американской группы "American Energy Systems". Но она свернула свою деятельность в Грузии, объясняя это соображениями безопасности и трудностями работы в "непрозрачной" экономической среде. Судя по всему, вскоре после этого США взяли курс на свержения Шеварднадзе. Российская газета Коммерсант, рассказывая о намерении создать в Грузии оппозиционный президенту предвыборный блок, утверждала, что "Америка выбрала грузинского президента"[30]. Спикер грузинского парламента Н. Бурджанадзе заявила тогда о том, что в Грузии должны произойти "революционные преобразования без революции".

 

Парламентские выборы дали США прекрасную возможность вмешаться вход событий. Как только в начале ноября были опубликованы итоги парламентских  выборов, официальная реакция США оказалась крайне жесткой. "Мы глубоко разочарованы этими результатами и грузинским руководством. Эти результаты не отражают волю грузинского народа, но, наоборот, отражают массовые манипуляции на выборах", - заявил официальный представитель Госдепа. Адам Эрели.

 

Когда же Шеварднадзе отдал приказ о вводе бронетехники на улицы  Тбилиси и дал оппозиции 48 часов  на "прекращение беспорядков", Госсекретарь США Колин Пауэлл и  Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан одновременно провели с  ним телефонные переговоры, призвав его к отказу от насилия.

 

Наконец, как только исполняющим  обязанности президента страны была объявлена Нино Бурджанадзе, США  выразили готовность признать это решение. Руководитель пресс-службы Госдепа  США Ричард Баучер заявил, что США и мировое сообщество "готовы поддержать новое руководство Грузии в проведении свободных и справедливых выборов в будущем, как того требует конституция".

 

Реакция России на происходящее носила противоположный характер. Приход к  власти в Тбилиси правительства американских ставленников грозит резко дестабилизировать политические отношения в Грузии во всем кавказском регионе. Лидер оппозиции М. Саакашвили, ранее неоднократно выступал с резкими заявлениями в адрес России. Российская буржуазия была в частности, весьма обеспокоена заявлением о возможности национализации купленных российскими компаниями грузинских предприятий. "Будут национализированы не только предприятия, приобретенные за бесценок представителями клана президента Шеварднадзе, но и компания "AES - Теласи", купленная российским РАО "ЕЭС", - сказал Саакашвили журналистам. Не менее жесткой является позиция нового президента и в "территориальном вопросе". Он выступает за возврат Аджарии, Абхазии и Южной Осетии под управление Тбилиси, что встречает явное неодобрение как со стороны и России и властей этих территорий. Сразу после отставки Шеварднадзе Аджария ввела чрезвычайное положение и закрыла границы. "Лидеры, пришедшие к власти в Тбилиси, не скрывают агрессивного отношения к аджарскому народу, заявил абхазский лидер Абашидзе. Народ должен встать на защиту своих интересов". Россия, в свою очередь моментально предоставила Аджарии безвизовый режим. Не менее решительно ведут себя и руководители двух республик, не подчиняющихся Тбилиси. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил о своих принципиальных расхождениях с лидерами грузинской оппозиции. "Я никогда с ними не общался, заявил Кокойты, и никаких совместных планов с ними у нас нет. Мы можем быть только добрыми соседями". Что же касается Абхазии, то после нескольких лет гражданской войны она является по сути одним из регионов России. За последние годы больше половины жителей Абхазии получили российские паспорта, Россия оказывает этому государственному образованию финансовую и военную помощь. Была запущена даже регулярная электричка между Сочи и Сухуми. Не только в Абхазии, но и на территории самой Грузии и Аджарии, находятся российские войска. В случае открытого конфликта трех регионов с тбилисским правительством они могут быть напрямую втянуты в вооруженные столкновения. Положение осложняет еще проблема Панкисского ущелья, непосредственно примыкающего к горным районам Чечни. Оно стало предметом резких обвинений со стороны российского правительства в том, что там находят прибежище вооруженные отряды исламских чеченских сепаратистов. Год назад ситуация накалилась до того, что Россия угрожала Грузии бомбовыми ударами по "базам террористов". Попыткой достичь компромисса по этим вопросам явились полет Иванова в Тбилиси в самый разгар переворота и ответный визит Бурджанадзе в Россию, где она встретилась с Путиным. Главным результатом этих встреч можно, однако, признать полное отсутствие результата. Это подтвердила сама Бурджанадзе, заявив: "Я не настолько наивна, чтобы надеяться за одну встречу остановить раскрутившийся с огромной скоростью маховик недоверия". Российская власть ничего сегодня не может поделать с общественными настроениями в Грузии, она вынуждена признать режим Саакашвили. Видя себя не в состоянии составить прямую конкуренцию США в регионе, руководство России рассматривает ослабление центрального правительства в Тбилиси в качестве единственной возможности противостоять росту американского влияния.

 

Таким образом, можно констатировать, что произошедший в Грузии переворот, хотя и выпустил пар народного недовольства, не разрешил ни одной из ключевых проблем стоящих перед Грузией и грузинами. Грузия, по-прежнему остается территориально расчлененной, экономически и политически зависимой страной. Нет никаких предпосылок, для того чтобы уровень жизни грузин улучшился. Это означает, что уже через несколько лет грузины будут испытывать к приемнику Шеварднадзе те же самые чувства, которые они сегодня испытывают к самому Эдуарду Амвросиевичу. "Эти молодые люди должны оправдать наши надежды. Не дай нам бог остаться разочарованными" - сказал после переворота один грузин. Увы, их разочарование, неизбежны. Они неизбежны до тех пор, пока грузины будут "менять - ничего не меняя", пока верхушечные перевороты, будут называться революциями, а сама революция, т.е. изменение всей социальной системы, а не только власти, будет казаться нереальной[31].

 

 

3.2 Экономические отношения России  и Грузии

 

За последние годы экономические  отношения между Грузией и  Россией не перестают быть актуальными  как по причине традиционно тесных торговых связей, так и с точки зрения сравнимости стратегий рыночных реформ, проводимых правительствами двух государств. Тем более интересно на этом фоне проанализировать сложившуюся ситуацию в торгово-экономических отношениях Грузии с Россией. Между двумя странами оформлено более 90 межправительственных соглашений. В том числе, такие соглашения экономического характера, как соглашение о развитии торгово-экономического сотрудничества (подписано 03.02.94, вступило в силу 10.05.94), о свободной торговле (подписано 03.02.94, вступило в силу 10.05.94).4 августа 1999 года была также подписана конвенция об избежании двойного налогообложения, которая, однако, до сих пор не вступила в силу. Для того, чтобы проследить развитие российско-грузинских экономических отношений, наверно, не лишено смысла рассмотрение динамики индикаторов торгового оборота и других аналогичных показателей между двумя странами, начиная с 1995 года. Так, в 1995 году товарооборот между Грузией и Россией составлял 95,2 млн. долларов США. Отсюда на долю экспорта приходилось 46,8 млн. долларов, а импорта 48,4 млн. долларов (сальдо было отрицательным - 1,6 млн. долларов). В 1995 году Россия в списке стран-партнеров заняла второе место. На ее долю пришлось 17,6% от всего внешнеторгового оборота Грузии.

 

В 1996 году по сравнению с предыдущим годом товарооборот между Грузией  и Россией вырос сразу в  два раза, составив 183,8 млн. долларов. Увеличение товарооборота произошло  за счет роста импорта до 127,1 млн. долларов, увеличился и экспорт до 56,7 млн. долларов (отрицательное сальдо составило 70,4 млн. долларов). Россия переместилась на первое место в списке торговых партнеров Грузии, и на ее долю приходилось уже 20,8% от всего торгового оборота страны.

 

В 1997 году товарооборот между Грузией и Россией незначительно увеличился - на 11,2 млн. долларов и составил 195,0 млн. долларов. При этом, объем импорта уменьшился до 126,3 млн. долларов, а объем экспорта увеличился и составил 68,7 млн. долларов. Россия для Грузии опять оставалась основным торговым партнером, на долю которого приходилось 16,5% от всего товарооборота страны.

 

В 1998 году товарооборот между Грузией  и Россией сравнительно уменьшился и составил 185,8 млн. долларов. Импорт увеличился до 130,6 млн. долларов, а объем  экспорта уменьшился до 55,2 млн. долларов. Отрицательное сальдо для Грузии составило 75,4 млн. долларов. Это вполне может быть объяснено как относительной стагнацией на начальной стадии финансового кризиса, имевшего место в России в 1998 году, так и сокращением объемов легальных торговых операций (и соответствующего перемещения этих отношений в "тень"). Тем не менее, Россия для Грузии осталась в списке стран-партнеров на первом месте. На ее долю приходилось 17,3% от общего товарооборота страны.

 

В 1999 году грузино-российский товарооборот составил 143,5 млн. долларов. Импорт уменьшился до 99,0 млн. долларов, объем экспорта до 45,6 млн. долларов. Отрицательное сальдо для Грузии стало 55,5 млн. долларов. Россия осталась на первом месте среди торговых партнеров Грузии, и на ее долю приходилось 17,4% от общего товарооборота. Начиная с этого периода, Грузия постепенно преодолевает трудности, выпавшие на ее долю вследствие упомянутого кризиса 1998-1999 годов. Этот процесс находит отражение в оживлении как общей экономической активности, так и в торговых отношениях в том числе и с Россией. Так, в 2000 году, по сравнению в 1999 годом товарооборот между двумя странами увеличился на 10,4% и составил 161,5 млн. долларов. На этот раз Россия переместилась на второе место в списке торговых партнеров Грузии после Турции, и на ее долю пришлось 16,5% от общего товарооборота страны. В том числе экспорт увеличился до 69,6 млн. долларов, а импорт уменьшился до 91,9 млн. долларов. Соответственно уменьшилось отрицательное сальдо торгового баланса - до 22,3 млн. долларов.

 

В 2001 году товарооборот между Грузией  и Россией составил 164,8 млн. долларов. Отсюда экспорт составил 73,5 млн. долларов, а импорт 91,3 млн. долларов (сальдо для  Грузии было отрицательным - 17,8 млн. долларов). Россия оставалась на втором месте в списке торговых партнеров Грузии, и на нее пришлось 16,5% от общего товарооборота стран.

 

Товарооборот между Грузией  и Россией в 2002 году составил 162,8 млн. долларов. Отсюда экспорт составил 52,5 млн. долларов, а импорт 110,3 млн. долларов (сальдо было отрицательным и составило - 57,8 млн. долларов). Россия вновь стала на первое место среди торговых партнеров Грузии, и на ее долю пришлось 15,6% от общего товарооборота страны.

 

Сегодня экономическое сотрудничество между Грузией и Россией вступает в новую фазу, что особенно заметно в топливно-энергетической сфере. Так, подписан договор о 25-летнем сотрудничестве между ОАО Газпром и правительством Грузии, американского инвестора в Тбилисской электрораспределительной компании заменяет дочерняя компания РАО ЕЭС России.

 

В 2003 году товарооборот между странами вырос по сравнению с 2002 годом  на 47,9% и составил $237,1 миллионов. Сальдо торгового баланса сложилось  положительным в размере $70,3 миллионов.

 

Вместе с тем удельный вес  Грузии в общем товарообороте России очень мал и составляет всего 0,1%. Доля России во внешнеторговом обороте Грузии - 15%.

 

Экспорт России в Грузию за год  вырос на 68,2% и составил $153,7 миллионов. На рост экспорта повлияло увеличение поставок продовольствия, электроэнергии, товаров химической промышленности, древесины и целлюлозно-бумажной продукции.

 

В товарной структуре российского  экспорта основную долю занимали пшеница (29,4%), электроэнергия (11,2%), химическая продукция (12,9%), машины, оборудование и  транспортные средства (7,5%), металлы и изделия из них (3,5%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (3,0%).

 

Импорт России из Грузии вырос в  сравнении с 2002 годом на 20,9% и составил $83,4 миллионов. В товарной структуре  российского импорта из Грузии основную долю занимают вина (40,6%), минеральные воды (17,7%), ферросплавы (6,7%), машины, оборудование и транспортные средства (6.5%), цитрусовые (3,5%) и чай (2,6%).

 

Министерство транспорта и коммуникаций Грузии и Министерство промышленности и науки России рассматривают вопрос о возможности организации сотрудничества в области космической техники и технологий. Грузинская сторона представила свои предложения о реконструкции военно-грузинской дороги. В настоящее время связь между двумя странами осуществляется по 510 цифровым каналам связи, разнесенным по двум независимым маршрутам - волоконно-оптической линии связи Сочи-Поти-Тбилиси и спутниковым потокам, организованным через спутник "Интелсат-66 градусов", что позволяет значительно улучшить качество связи. Для операторов связи Грузии организован доступ к сети Интернет через технические средства российского международного оператора электросвязи ОАО Ростелеком. Министерство экономического развития России и Министерство экономики, промышленности и торговли Грузии работают над подготовкой проекта соглашения между Правительствами Российской Федерации и Грузии о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Грузинской сторона подготовила перечень инвестиционных проектов, представляющих взаимный интерес и направила их на рассмотрение российской стороне.

Информация о работе Российско-грузинские отношения