Российско-грузинские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:00, реферат

Описание

2.2 Этапы развития российско-грузинских отношений в период 1992-2000 гг.
2.3 Роль России в урегулировании конфликтов на территории Грузии
3. Российско-грузинские отношения 2000-2006 гг.
3.1 "Революция Роз" в Грузии и новая политика Тбилиси
3.2 Экономические отношения России и Грузии
3.3 Военные и политические вопросы взаимоотношений

Работа состоит из  1 файл

21.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

 

Россия также осуществляет серьезные  инвестиции в химическую промышленность Грузии (Руставский химкомбинат АО Азот), винодельческую отрасль (винный завод Ахашени). Многие субъекты Российской Федерации имеет давние связи  с различными промышленными предприятиями Грузии в таких отраслях, как электровозостроение, самолетостроение, судостроение, металлургическая, химическая, электротехническая промышленность и др.

 

Интенсивно развиваются партнерские  отношения между хозяйствующими субъектами двух стран. К примеру, Кутаисский автомобильный завод интенсивно работает с российским КаМАЗом. Благодаря такому сотрудничеству уже изготовлены первые 20 двигателей на КаМАЗе. Из Кутаиси для них было поставлено 20 комплектов деталей, которые в дальнейшем были собраны на КаМАЗе. Материалы для изготовления деталей были закуплены в России. Это опытные образцы двигателей для ЗИЛов, тракторов и других автомашин. После тщательных испытаний двигателей будет решен вопрос о дальнейшем сотрудничестве.

 

Кутаисское АО Грузтрактор сотрудничает с Санкт-Петербургским заводом Красный Октябрь-Нева откуда получает коробку передач для мотоблоков. Готовая продукция поставляется в город на Неве, откуда реализуется по всей России. Между сторонами ведутся переговоры о подписании нового договора о сотрудничестве.

 

Кутаисский электромеханический  завод продолжает свои традиционные связи с нефтедобывающими компаниями России, поставляя им двигатели для  нефтяных насосов. В то же время завод  получает из России электротехническую сталь, медные заготовки, лаки-краски, трансформаторное масло, изоляционные материалы.

 

Тбилисский авиастроительный завод  АО Тбилавиамшени активно работает, как над разработкой военных, так и коммерческих самолетов, а  также над модернизацией старых моделей. Детали к выпускаемой продукции, узлы и значительную часть материалов Тбилавиамшени традиционно получает с российских заводов, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Новосибирске, Екатеринбурге и других городах.

 

АО Электровозостроитель, который производит электровозы, успешно сотрудничает с Новочеркасским электровозостроительным заводом. В частности, из Новочеркасска в Тбилиси уже поставлено колесных пар на 40 тысяч долларов. Изоляционные материалы Электровозостроитель получает из Хатковского завода Электроизолита и Норофоминского электроизоляционного завода. В свою очередь Электровозостроитель в 2004 году Свердловской железной дороге поставил три восьмиосных электровоза ВЛ-11 на общую сумму в 2 млн. долларов. На Тбилисском электровозостроительном заводе ремонтируются и российские электровозы, а также в больших количествах поставляются к ним запасные детали.

 

Экономические отношения Грузии и  России могут ухудшиться, если не появятся какие-нибудь признаки улучшения политических отношений между двумя странами. С таким прогнозом выступил в парламенте Государственный министр Грузии по координации экономических реформ Каха Бендукидзе.

 

Каха Бендукидзе, которого оппозиция  прозвала "лоббистом приватизации газопровода", был приглашен оппозиционными депутатами на правительственный час в парламент, чтобы услышать от него позицию властей вокруг возможной приватизации магистрального газопровода Грузии. Бендукидзе также пришлось говорить и об экономических аспектах нахождения Грузии в составе СНГ, а также о недавнем решении российской стороны о запрещении импорта грузинского вина.

 

Грузинский чиновник также заявил, что решение России о запрете  импорта грузинского вина является "политической проблемой". Президент  Саакашвили назвал решение российской стороны "циничным".

 

"Наши отношения с Россией  можно описать по формуле: плохие  политические и хорошие экономические  отношения. Хорошие экономические  и плохие экономические отношения  не могут продолжаться вечно.  Это должно превратиться в  хорошие политические и хорошие экономические отношения, или станут плохими политическими и плохими экономическими отношениями", - заявил Бендукидзе[32].

 

При этом он отмечает, что "цена хороших  политических отношений нам понятна  и приемлема". Ценой этого, по его  словам, является то, что "мы должны отказаться от двух оккупированных территорий (Абхазии и Южной Осетии). Заплатить такую политическую цену невозможно, этого не произойдет. Это означает, что мы, в определенной степени, должны быть готовы к ухудшению экономических отношений с Россией... У грузинских экспортеров возникают и снова будут создаваться проблемы на российском рынке", - заявил Бендукидзе.

 

По заявлению государственного министра, власти несколько раз предупредили грузинских производителей об этой угрозе, "но, они мало чего сделали в этом отношении".

 

Единственным путем урегулирования этой проблемы, Каха Бендукидзе считает  диверсификацию рынков внешней торговли.

 

 

3.3 Военные и политические вопросы  взаимоотношений

 

В марте 2006г. известная далеко за пределами  США американская газета "The Washington Post" опубликовала статью, подготовленную экс-министром иностранных дел Испании Анной Паласио и консультантом Фонда Маршалла, ученым из Оксфордского университета Даниелем Твайнингом. Они изложили свое видение на проблемы безопасности Закавказья, а попутно предложили собственный вариант вытеснения оттуда России.

 

Но, прежде всего авторы обвинили Москву в имперских амбициях, в стремлении воссоздать советскую империю, сохранив политическую и военную зависимость  от РФ ее соседей по ближнему зарубежью. Однако, утверждается в статье, эти устремления России пока не имеют возможности для реализации.

 

Москва, убеждены экс-министр и  оксфордский ученый, сегодня сумела построить некую "теневую империю" на территориях ставших суверенными  бывших республик СССР, использует финансовые и военные ресурсы, чтобы поддерживать в "замороженном состоянии" конфликты в Приднестровье и на Южном Кавказе. Подобная политика, по мнению авторов статьи, представляет серьезную угрозу для национальной безопасности стран Европейского союза и США, так как они могут быть вовлечены в вооруженное противоборство в вышеназванных регионах, вероятность возникновения которых сегодня очень велика.

 

Поэтому Паласио и Твайнинг настоятельно рекомендуют Западной Европе и Америке оказать давление на Москву, обязать ее вывести свои войска из Абхазии и Южной Осетии, что якобы будет способствовать сохранению территориальной целостности Грузии после проведения соответствующих многосторонних переговоров с участием ЕС и США. В качестве гарантов стабильности в этих горячих точках здесь должны быть размещены "интернационализированные" миротворческие силы.

 

Взамен Запад должен обеспечить благополучное будущее государств Закавказья и "повести эти страны по дороге в единую Европу". В отношении государств Южного Кавказа, например, предлагается реализовать "мини-план Маршалла". Правда, заявления о реанимации этого плана, в свое время использованного для восстановления стран Западной и Южной Европы, пострадавших в результате Второй мировой войны, начали появляться в прессе еще в период натовских бомбардировок Югославии. Тогда Североатлантический альянс и ЕС, озабоченные появлением большого числа беженцев на территориях входящих в них государств, обещали оказать соответствующую помощь втянутым в кровопролитные междоусобицы народам.

 

Финансовым лидерам ЕС было совершенно ясно, что стоимость возрождения  разоренных территорий обойдется в  сотни миллиардов долларов. К тому же реальные масштабы затрат могли  быть оценены лишь после окончательной  стабилизации ситуации в регионе и начала восстановления разрушенных инфраструктур.

 

Тем не менее "The Washington Post" - серьезное  издание, отражающее мнение весьма влиятельных  западных кругов. А потому, видимо, с  его страниц был запущен пробный  шар для зондирования мирового общественного мнения по вопросу его отношения к умиротворению противоборствующих сил на Кавказе по балканскому сценарию.

 

"Экономическое восстановление  Кавказского региона и реализация  планов Маршалла или программ  под каким-то другим названием  не обязательно может повести за собой размещение здесь баз НАТО, полагает Павел Золотарев, генерал-майор, заместитель директора Института США и Канады. Подобный вариант был фактически неизбежен и логичен после окончания Второй мировой войны. Однако в настоящее время нельзя однозначно утверждать, что это обязательно произойдет. С другой стороны, предложения о закрытии военных баз России и переформировании миротворческих сил не совсем логично связываются с заботами ЕС о процветании Кавказа"[33].

 

Министерство обороны Грузии, выполняя свои обязательства по индивидуальному плану практических действий по подготовке к вступлению в НАТО, разработало "Стратегический обзор по вопросам обороны". Наличие данного документа является обязательным для всех кандидатов в члены альянса и предусматривает долгосрочное военное планирование на 10-15 лет. Однако грузинское военное ведомство, ссылаясь на финансово-экономические трудности в стране, смогло сделать расчеты пока только на период до 2009 года. Подобные отговорки лишний раз подтверждают неспособность военно-политического руководства страны к стратегическому планированию и неготовность к принятию стратегических решений. Поэтому даже четырехлетний прогноз министерства обороны вызывает серьезные сомнения.

 

Главный политический лейтмотив - евроатлантический курс грузинской политики - сохраняется. Грузия будет продолжать поддерживать отношения дружбы и сотрудничества со всеми соседями, за исключением России. Это направление, по мнению грузинских политиков - основной ключ для открытия двери в НАТО. В числе основных приоритетов остается решение проблем конфликтных зон, а также реинтеграция Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии.

 

В сложившихся условиях Грузия определила перед собой следующие задачи в военной сфере. Это, во-первых, поддержание боеготовых мобильных войск, обладающих необходимой боевой мощью для отражения актов агрессии и защиты государственных границ. При этом определена и необходимая общая численность вооруженных сил в пределах 19-24 тыс. человек.

 

Вместе с тем военное ведомство Грузии констатирует, что оно не в состоянии обеспечить полный суверенитет страны с опорой на собственные ресурсы, в первую очередь - контроль территориальных вод и воздушного пространства.

 

В предложенном "Обзоре" грузинское министерство обороны не только определяет свои задачи, но и без стеснения пытается озадачить своих потенциальных партнеров по Североатлантическому альянсу.

 

В документе делается вывод о  том, что Запад обязан оказать  Грузии дополнительную военную помощь и защитить ее суверенитет в виде членства в "союзе коллективной обороны". Кроме того, достаточно ультимативно звучит утверждение, что если альянс будет чинить искусственные преграды Грузии на ее пути к членству, то это сыграет на руку всем тем силам, которые стремятся воспрепятствовать мирному и демократическому развитию Грузии и дальнейшему расширению и укреплению НАТО. В качестве ответного шага Грузия обязуется продолжать свое участие в международных коалиционных операциях в Ираке, Косово и "в других любых местах".

 

Поспешность военного ведомства, по оценкам западных политиков, вызвана сохраняющейся устойчивой тенденцией катастрофического снижения авторитета режима М. Саакашвили и его влияния на процессы, происходящие в республике. Поэтому вступление в НАТО для грузинского лидера - единственная возможность сохранить свой пост. Ему вторят и грузинские политики, по мнению которых, "бархатная" революция и "демократические завоевания" должны быть надежно защищены военной, политической и финансовой поддержкой стран Запада. Как сказано в документе, только при таких условиях Грузия продолжит служить проводником "демократических ценностей" в регионе.

 

На сегодняшний день продолжается вывод российских войск из Грузии. В соответствии с межгосударственными  соглашениями с российской военной  базы в Батуми отправился эшелон с техникой, инженерным оборудованием, машинами тыла и связи. На базу Министерства обороны РФ в Гюмри (Армения) будет доставлено более 50 единиц техники.

 

В ближайшее время в Армению  отправятся еще 6 подобных воинских эшелонов, сообщает штаб Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ).

 

C другой военной базы в Ахалкалаки  вывод войск начался уже 15 мая  2006г. Первый эшелон доставил  в Россию 20 танков и боевых  разведывательных дозорных машин.  По мнению командования ГРВЗ, если погрузка и таможенное оформление грузов будут идти в штатном режиме, вывод 62-й базы из Ахалкалаки завершится в срок.

 

Сегодня в мире господствуют две  тенденции - глобализация и баланс модернизации и демодернизации. Взаимодействие этих двух тенденций приводит к тому, что группа ведущих стран обладает комплексом ресурсов, позволяющих контролировать большую часть мирового экономического, политического и информационного пространства. Формируется нео-имперская модель глобального развития, в которой все более отчетливо вырисовывается три группы стран - нео-метрополии, нео-колонии и противники нео-империи. Подчеркну, что эти термины носят утилитарный характер, т.е. не несут позитивной или негативной эмоциональной окраски.

Информация о работе Российско-грузинские отношения