Объекты авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:12, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действующего законодательства, а также теоретических достижений теории авторского права, исследовать правовые отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства, выработать предложения по совершенствованию законодательства в данной области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА
АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………………………….…7
1.1 Общее определение……………………………………………………….7
1.2 Признаки объекта авторского права…………………………………...10
1.2.1 Творческий характер произведения…………………………..…..…..11
1.2.2 Объективная форма произведения…………………………….......…14
1.3 Выполнение формальностей…………………………………………....17
1.4 Правовое значение отдельных элементов произведения…………..…19
ГЛАВА 2 ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА………………….…22
2.1 Круг охраняемых произведений…………………………………….….23
2.2 Сборники и другие составные произведения……………………….…37
2.3 Служебные произведения……………………………………..………..37
2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………….…………38
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ………………....41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……………47

Работа состоит из  1 файл

мой диплом консалт.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

Графика – вид изобразительного искусства, включающий рисунки и  печатные художественные произведения, в основе которого лежит рисунок.

Гравюра -  это художественное произведение, созданное гравированием по металлу, камню, дереву и т.п., а литография представляет собой художественное произведение, создаваемое нанесением рисунка на специальный камень или металл, предназначенное для последующего получения с оригинала оттисков.

Скульптура представляет собой особый вид изобразительного искусства. Скульптурное произведение имеет форму реальных или абстрактных прототипов трехмерной, объемной (статуи, бюсты) или рельефной (барельефы) формы. Скульптура может быть включена во все виды архитектурных сооружений и комплексов [44; 186].

Важнейшей особенностью произведений изобразительного искусства является их неразрывная связь с материальным носителем, в котором они воплощены. Последние зачастую существуют в единичном экземпляре, а поэтому для произведений изобразительного искусства важно разграничивать право собственности на картину или скульптуру как вещь и авторское право на само произведение [32; 21].  Переход права собственности на произведение не означает одновременной уступки авторского права, которое сохраняется за создателем, кроме перехода к собственнику права демонстрировать произведение. Также Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», вслед за Бернской конвенцией, вводит право следования, которое означает, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства, оригиналов рукописей писателей и композиторов (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д.) автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере пяти процентов перепродажной цены. Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону или по завещанию на срок действия авторского права.

Как уже отмечалось, произведения искусства, включая их материальную базу и использованную технику работы, являются охраняемыми. Характер творческой деятельности в этой области имеет некоторые особенности. Эскизы, наброски, предшествовавшие самому произведению и на основании которых художник составлял композицию, сами по себе также являются охраняемыми произведениями. Помимо всего, исполнение работы самим автором является важным моментом, в то время как в случае с литературными или музыкальными произведениями факт того, будет ли автор сам записывать или печатать текст или нотные знаки своего произведения не столь важен.

Что касается новизны произведения, то в случае с пейзажами или портретами различные художники могут довольно точно отражать одну и ту же модель, но от этого их произведения не станут менее оригинальными, и на них будет распространяться охрана в равной степени.

Произведения декоративно-прикладного искусства. Произведение может быть произведением искусства и наряду с этим выполнять какую-либо утилитарную или декоративную функции. Они могут быть уникальны, но большинство из них тиражируется в массовом количестве для удовлетворения культурных и бытовых потребностей человека.

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» определяет произведение декоративно-прикладного искусства как произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, в том числе произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом.

Основная теоретическая и практическая проблема, связанная с такого рода произведениями, состоит в их отграничении от охраняемых правом промышленной собственности промышленных образцов. По законодательству Республики Беларусь, промышленным образцом признается художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым и оригинальным. При этом под изделием понимается предмет промышленного или кустарного производства (часть 1 статьи 4 данного закона). Как следствие этого одни и те же предметы выступают и как произведение декоративно-прикладного искусства и как промышленные образцы. Некоторые авторы считают такое положение дел ненормальным из-за наличия меду этими двумя объектами существенных различий, однако попытки их обнаружить успеха не имели. По нашему мнению, единственное, что отличает эти объекты – это тот факт, что решение внешнего вида изделия приобретает режим промышленного образца по результатам соответствующей экспертизы на соответствие установленным законом требованиям. До того как объект будет признан промышленным образцом, он охраняется как объект авторского права.

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Произведения градостроительства, архитектуры и садово-паркового искусства обладают некоторой спецификой по сравнению с другими объектами авторского права, а так же, подобно произведениям декоративно-прикладного искусства, имеют двойное назначение.

Авторским правом охраняются как произведения архитектурной графики и пластики: проекты, рисунки, чертежи, эскизы, планы озеленения, макеты, так и собственно произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства в виде зданий, сооружений, кварталов застройки, садов, парков и т.п. [18; 56]. В литературе можно встретить мнение о том, что здания и сооружения, как таковые, не являются объектами права. К последним относятся только проекты, эскизы и т.п. Согласиться с таким нельзя, поскольку на наш взгляд здания и сооружения как раз и являются основной объективной формой, в которой воплощается архитектурное или градостроительное произведение. В Российской Федерации данный вопрос нашел законодательное разрешение. Так, статья 16 Закона Российской Федерации «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» гласит, что объектами авторского права на произведения архитектуры являются как сам архитектурный проект, так и разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект. В законодательстве Республики Беларусь этот вопрос остается неурегулированным.

В отношении данных объектов, также следует различать авторские права их создателей и права по владению, пользованию и распоряжению ими как материальными объектами. Так, владелец здания может вносить какие-либо изменения и переделывать его, но на это должно быть с разрешения и под контролем соответствующего органа.

Фотографические произведения. Фотография – получение фиксированного изображения на светочувствительной поверхности, независимо от технического метода (химического, электронного или иного), используемого для получения изображения [28; 73]. Различают художественную и научно-техническую фотографию. Художественная фотография близка к произведениям искусства, а научно-техническая – к научным произведениям.

Статус фотографических произведений в течение долгого времени был предметом дискуссий. Многие рассматривали фотографию лишь как механическое копирование с помощью  фотоаппарата и отказывались признавать ее в качестве произведения, которое охраняется нормами авторского права [39]. Законодательство об авторском праве не упоминает необходимость выполнения каких-либо формальностей в отношении фотографий для признания последних объектом авторского права, признавая, таким образом, их полноценными объектами авторского права.

Карты и аналогичные произведения. К числу такого рода произведений относятся многие виды двухмерных и трехмерных произведений, которые аналогичны картам, планам и эскизам и относятся к архитектуре, географии, топографии, другим наукам и технике.

Карта – это произведение, изображающее поверхностные характеристики территории или космической сферы плоской поверхности.

Объектом авторского права может выступать как карта в целом, так и ее части, поскольку часть произведения, которая удовлетворяет требованиям п. 2 ст. 6 Закона и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права (п. 3 ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»). Если карта перерабатывается, то переработанная карта, так же, как и оригинальная (первоначально созданная), охраняется авторским правом (при условии, что переработчик карты получил соответствующее разрешение на переработку первоначально созданной карты у правообладателя).

Основной вопрос, возникающий применительно к охране такого рода объектов, заключается том, являются ли они результатом творческой деятельности. Однозначно ответить на этот вопрос не видится возможным, однако следует заметить, что объектами авторского права вряд ли можно признать карту или план, составленные исключительно с помощью путем аэрокосмической съемки, результаты которой обработаны компьютером.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности» от 10 мая 1999 г. № 254-З, устанавливающим правовые основы деятельности в области геодезии и картографии, вопросы авторского права на картографические материалы, в том числе топографические, гидрографические и аэрокосмические, регулируются соответствующим законодательством Республики Беларусь. Необходимо отметить, что большая часть картографических произведений создается по заданиям республиканских органов власти, включается в Государственный картографо-геодезический фонд Республики Беларусь и может использоваться заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что список объектов авторского права не является закрытым.  Это означает, что любое произведение науки литературы и искусства, выраженное в объективной форме и являющееся результатом творческой деятельности человека охраняется в рамках авторского права, даже если оно не относится ни к одному из вышеперечисленных объектов.

 

2.2 Сборники и другие составные произведения

Сборники являются составными произведениями, которые создаются путем творческого соединения в единое целое произведений, автором которых составитель не является. Их оригинальность, позволяющая признать их объектами авторского права, заключается в отборе и взаимном расположении отдельных материалов.

Следует различать сборники произведений являющихся и не являющихся объектами авторского права. Так, если в сборник включаются нормативные акты, произведения, срок охраны которых истек, то единственным условием охраноспособности такого рода произведений будет являться самостоятельная систематизация материала либо его самостоятельная обработка [40; 153].

Поскольку в данном случае произведением является система расположения материала сама по себе, то авторское право составителя распространяется на сам сборник, но не на включенные в него произведения. К сборникам закон относит энциклопедии, антологии, атласы и т.п.

Необходимо отметить, что правовой режим сборника имеет и такой объект авторского права как база данных, которая определяется в законе как компиляция материалов, данных, информации по подбору и расположению материалов, представляющая результат творческого труда. Понятие базы данных не распространяется на компьютерную программу, с помощью которой может осуществляться электронный доступ к материалам базы данных.

 

 

2.3 Служебные произведения

 

Служебными произведениями закон называет произведения, созданные в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей.

Использование таких произведений порождает ряд непростых правовых проблем. Одна из них заключается в том, что при использовании возникает необходимость определить, каким образом и в каких пределах применяется авторское и трудовое право [34; 18]. Соотношение норм трудового и авторского права применительно к служебным произведениям имеет не только теоретический, но и практический характер. В частности, признание произведения служебным влияет на объем авторских правомочий, от этого зависит решение таких вопросов как необходимость получения разрешения автора на опубликование, право на вознаграждение и т.п. 

Личные неимущественные права на служебное произведение принадлежит автору, имущественные же права на такие произведения принадлежат нанимателю, если договором между ними не предусмотрено иное.

В теории было немало споров о праве автора на вознаграждение. Одни считали, что создание таких произведений уже оплачено заработной платой, а посему на дополнительное вознаграждение автор права не имеет. Другие придерживались противоположной точки зрения.  В Российской Федерации такого рода спорам положила конец норма, закрепленная в Законе Российской Федерации  «Об авторском праве и смежных правах», которая говорит, что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения  и порядок его выплаты устанавливается договором между автором и работодателем (п.2 ч. 2 ст. 14 упомянутого закона). В Республики Беларусь такой спор разгорелся с принятием новой редакции закона в 1998 году. Возможность выплаты вознаграждения сверх заработной платы автору служебного произведения в законодательстве прямо не предусмотрена. В связи с этим, некоторые авторы считают, что законодательство не предусматривает такого рода вознаграждения, другие же данную точку зрения опровергают [44; 140]. На наш взгляд правы последние, поскольку норма части 2 статьи 14 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» говорит, что имущественные права на служебные произведения принадлежат нанимателю, однако договором между ним и автором может быть предусмотрено иное, а также часть 3 статьи 16 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» закрепляет право автора на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения.

 

 

2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом

 

К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся те из них, которые не обладают хотя бы одним из раскрытых выше признаков произведений науки литературы и искусства. Так, если в ходе проделанной работы получен не творческий, а технический результат, он нормами авторского права охраняться не будет. К таким произведениям, прежде всего относятся телефонные справочники, адресные книги, расписание движения и т.п., при условии, что автором не была использована какая-то оригинальная система изложения данных.

Информация о работе Объекты авторского права