Объекты авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:12, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действующего законодательства, а также теоретических достижений теории авторского права, исследовать правовые отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства, выработать предложения по совершенствованию законодательства в данной области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА
АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………………………….…7
1.1 Общее определение……………………………………………………….7
1.2 Признаки объекта авторского права…………………………………...10
1.2.1 Творческий характер произведения…………………………..…..…..11
1.2.2 Объективная форма произведения…………………………….......…14
1.3 Выполнение формальностей…………………………………………....17
1.4 Правовое значение отдельных элементов произведения…………..…19
ГЛАВА 2 ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА………………….…22
2.1 Круг охраняемых произведений…………………………………….….23
2.2 Сборники и другие составные произведения……………………….…37
2.3 Служебные произведения……………………………………..………..37
2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………….…………38
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ………………....41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……………47

Работа состоит из  1 файл

мой диплом консалт.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

В России, в целях решения данного и других вопросов, было принято специальное законодательство, которое представлено Законом Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и дополняющими его подзаконными актами. В соответствии с российским законодательством, программа для ЭВМ (российское законодательство использует это наименование) есть объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения [45]. Данное законодательство прямо говорит об исключении из сферы правовой охраны идей и принципов, лежащих в основе программы для ЭВМ, в том числе и идей, принципов организации интерфейса, алгоритма и языков программирования. Однако в литературе существует точка зрения о возможности защиты воплощения идеи и метода в виде алгоритма, реализованного текстовыми или программными средствами как подготовительного материала [46].

Научные произведения. Под научными произведениями обычно понимают любые оригинальные письменные произведения научного, научно-популярного и прикладного характера [44; 174].

Произведения науки, также как и произведения литературы или искусства, в качестве объекта авторского права определяются рассмотренными ранее признаками, а именно – творческим характером деятельности и объективной формой. Однако, на наш взгляд, проявление этих признаков в произведениях науки несколько отличается рядом особенностей, так как научное творчество имеет свою специфику,  поскольку  направлено  оно на  получение  новых  доказательных  сведений  и информации для определенных целей –  развития теории, применения новой техники и передовой    технологии,   совершенствования  организационной,    педагогической, социально-культурной и иной деятельности. В отличие от творческой деятельности   по  созданию    произведений    литературы    и    искусства,    научная    деятельность представляет собой целенаправленный результативный научный поиск, теоретические и экспериментальные исследования в фундаментальных или прикладных областях знаний.

Поскольку, как было отмечено, вопрос о правовых критериях рассматривается не в плоскости законодательства, а в плоскости теории, обратимся к научной литературе, которая предложила такие критерии научного творчества, как  постановка научной проблемы, метод научного исследования, научные факты, систематизация, гипотеза и теория, знаковая система или язык науки [15; 35]. Если прибегать к классификации элементов произведения на юридически значимые и безразличные, необходимо отметить, что, такие образующие содержание научного произведения элементы, как постановка научной проблемы,  метод научного исследования, научные факты, интерпретация, систематизация, гипотеза, теория и т.п. самостоятельного значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне пределов формы [ионас, произведения творчества в гражданском праве, с. 87]. Что касается охраняемых элементов, то таковыми являются: внешняя форма,  т.е. его язык, включающий особые научные знаки, символы, их комбинации; и внутренняя форма, которую образуют принятая автором последовательность изложения научных понятий, логика, система раскрытия научных идей и расположение материала.

Большое значение для признания произведения науки объектом авторского права   имеет   объективная   форма   выражения.   Научный   результат   может   быть зафиксирован в литературном научном произведении (монографии, статье и т. д.). Но это –  не единственная форма объективного выражения результата в области науки. Схемы, расчеты, различного рода вычисления, чертежи, эскизы и т. д. также могут содержать результаты научного творчества. А если посмотреть на перечень объектов  авторского  права,   содержащийся  в  законе,  то  можно  увидеть,  что  к произведениям науки отнесены: статьи, монографии, курсы, учебники, телевизионные передачи научного характера, чертежи, планы, географические,  геологические и иные карты,  относящиеся  к науке пластические произведения, фотографические произведения научного характера, различные виды механической или магнитной записи научного содержания и др. Поскольку в прикладных научных исследованиях и научно-технических разработках преимущественной формой является научно-техническая документация, которая существует в виде отчетов о научно-исследовательских,опытно - конструкторских работах и проектной документации, в литературе высказана точка зрения, что научно-технический отчет - особый вид произведения науки, созданный в порядке выполнения служебного задания и требующий авторско-правовой охраны. Не вдаваясь в подробности данной дискуссии, отметим лишь тот факт, что законодатель склонился к закреплению такой формы в качестве объекта авторского права.

Драматические и музыкально-драматические произведения. Объектами авторского права признаются драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения. Такого рода произведения близки к произведениям литературы. Они могут охраняться как литературные произведения в случае, когда они выражены письменно. Их выделение в отдельный вид охраняемых произведений вызвано, видимо, присущей им спецификой художественных средств и формой использования, поскольку такие произведения предназначены в основном для исполнения на сцене.

Как правило, драматические и музыкально-драматические произведения имеют сценарий в свой основе. Сценарий – литературно-драматическое произведение, предназначенное для экранизации, и включающее детальное описание действия (план, сюжетная схема пьесы, оперы, балета). В зависимости от вида ставящихся произведений различаются и сами сценарии. Так, например, если в балете сценарий представляет собой детальное изложение сюжета с описанием всех танцевальных и мимических номеров, то в кино сценарий является, по сути, драматургическим произведение.  

Сценарий является литературным произведением, а спектакль или постановка – это исполнение такого произведения. 

Драматические произведения относятся одновременно к двум видам искусства – театру и литературе. Основными жанрами такого рода произведений являются драма, трагедия, комедия, трагикомедия.

Музыкально-драматические произведения представляют собой составное произведение, включающее драматическое и музыкальное произведение как одно целое. Основными жанрами музыкально-драматических произведений являются опера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл, рок-опера и т.п.

Охрана драматических и музыкально-драматических произведений имеет место лишь тогда, когда они существуют в объективной форме.

Хореографические произведения и пантомимы. В первоначальном своем значении хореография понималась как запись танцевальных движений при помощи особой системы знаков. В настоящее время под хореографией понимается как танцевальное искусство в целом.

Пантомима представляет собой вид сценического искусства, в котором для передачи содержания, создания художественного образа используются пластически выразительные движения тела, жесты, мимика.

Несмотря на то, что хореография и пантомима признавались советским законодательством в качестве самостоятельных объектов авторского права, обязательным условием охраны называлось наличие письменных или зафиксированных иным способом указаний относительно их постановки. При этом, требования обязательного наличия письменных или иного рода указаний трактовалась как необходимость придания таким произведениям объективной формы, допускающей возможность его воспроизведения. Ныне действующий Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» вообще не содержит указаний на воспроизводимость как на обязательный признак объекта авторского права, достаточно существования произведения в объективной форме. Уровень современной техники позволяет зафиксировать как хореографическое произведение, так и пантомиму более детально, чем даже самые подробные указания постановщика. По мнению некоторых авторов, словесная или знаковая фиксация хореографического произведения или пантомимы разрушает форму этих произведений и приводит к появлению либо нового литературного произведения, либо чисто технически нетворческого материала [24].

Музыкальные произведения с текстом и без текста. Закон не содержит определения понятия «музыкальное произведение», поэтому оно раскрывается в теории авторского права. Музыка – (гр. musike букв. искусство муз) – искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Сам по себе звук лишен смысловой конкретности слова и не воспроизводит видимых фиксированных картин, как в живописи. Вместе с тем, определенным образом сгруппированные, звуки имеют определенную интонационную природу. Основными элементами музыкальных произведений служат мелодия, гармония и ритм.

Мелодия – это очень широкое понятие, включающее в себя все возможные комбинации следующих один за другим звуков. Это последовательное сочетание нот, тема, которая лежит в основе простого или сложного музыкального произведения.

Гармония – сочетание различных, но согласующихся между собой одновременно воспроизводимых звуков.

Ритмом называется временная организация музыкальных звуков и их сочетаний, причем это могут быть как следующие один за другим звуки, так и различные отзвуки или повторения одного и того же звука или одного и того же шумового эффекта.

Творческий характер работы по созданию музыкальных произведений заключается в оригинальном соединении составляющих элементов.

Авторское же право, невзирая на все вышесказанное, признает исключительные права только на мелодию, которую можно приравнять к композиции и к развитию идеи в литературных произведениях, а не к самой идее. В законе это не отражено, поэтому вопрос о возможности охраны мелодии был предметом споров в рамках теории авторского права. Ряд авторов справедливо полагали, что мелодия, являясь основным элементом музыкального произведения, будучи исполненной, обретает объективную форму и может быть воспроизведена другими лицами [40]. По мнению других, мелодия охране не подлежит, поскольку она неотрывна от других элементов. Со временем последнюю точку зрения признали неверной, так как хотя мелодия и не является самостоятельным объектом, а выступает лишь в качестве одного из элементов, но нуждается в охране, поскольку может воспроизводиться самостоятельно, без заимствования других элементов музыкального произведения.

Перечня охраняемых музыкальных произведений закон также не дает, ограничиваясь указанием на музыкальные произведения с текстом и без. К первым также можно отнести рассмотренные выше музыкально-драматические произведения.

Аранжировка, оркестровка, вариации тоже входят в круг охраняемых объектов. Под аранжировкой понимают переложение музыкального произведения, написанного для определенных голосов, инструментов или ансамблей. Разновидностью аранжировки является оркестровка – переложение музыкального произведения, написанного для одного музыкального инструмента, для использования оркестром. Что касается вариации, то это такая переработка, при которой основная музыкальная тема первоначального произведения остается узнаваемой, изменяется лишь ритм, такт или тональность.

Аудиовизуальные произведения. Аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Отличительной особенностью аудиовизуальных произведений является то, что восприниматься они могут только при помощи технических устройств.

Кинематографические произведения являются  своего рода комплексными произведениями, поэтому могут охраняться как сами по себе, так и в качестве совместных произведений. Творческий вклад в создание таких комплексных произведений как кино- и телефильмы вносят сценарист, художник, оператор, композитор, актеры и иные лица, чей труд объединяется режиссером в единое целое. Другие компоненты, в частности творческий вклад артистов, оператора и др. могут быть выделены лишь теоретически, но практически не могут быть использованы самостоятельно, поскольку не поддаются обособлению от фильма [40; 79-89, 134-144].

Учитывая вышеизложенное, можно было бы говорить о том, что поскольку аудиовизуальное произведение соединяет в себе труд многих людей, то их можно признать соавторами. Однако законодатель решил этот вопрос иначе. Так, пункт 1 статьи 13 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (это положение дублирует и Закон Республики Беларусь «О кинематографии в Республики Беларусь») авторами аудиовизуального произведения признает только трех лиц: 1) режиссер-постановщик; 2) автор сценария; 3) автор созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста.  Представляется, что иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения, пользуются авторским правом каждый на свое произведение, но не имеют авторского права на аудиовизуальное произведение в целом.               

Как уже отмечалось, термин «аудиовизуальные произведения» распространяются на произведения, которые имею некоторые общие определяющие характеристики, независимо от технических средств, используемых для фиксации, а также независимо от их основного предназначения.      

Произведения живописи, графики, скульптуры. В Бернской конвенции отмечено, что произведения искусства обращены, прежде всего, к эстетическим чувствам человека, их созерцающего

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» не дает определения понятия произведениям изобразительного искусства. В теории же авторского права отмечается, что сделать это практически невозможно, в виду многообразия форм и технических способов выражения творческой мысли в произведениях такого рода [41; 54].

На практике к такого рода произведениям относят произведения живописи,  скульптуры, графики, дизайна. Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел произведения воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета.

Информация о работе Объекты авторского права