Объекты авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:12, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действующего законодательства, а также теоретических достижений теории авторского права, исследовать правовые отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства, выработать предложения по совершенствованию законодательства в данной области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА
АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………………………….…7
1.1 Общее определение……………………………………………………….7
1.2 Признаки объекта авторского права…………………………………...10
1.2.1 Творческий характер произведения…………………………..…..…..11
1.2.2 Объективная форма произведения…………………………….......…14
1.3 Выполнение формальностей…………………………………………....17
1.4 Правовое значение отдельных элементов произведения…………..…19
ГЛАВА 2 ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА………………….…22
2.1 Круг охраняемых произведений…………………………………….….23
2.2 Сборники и другие составные произведения……………………….…37
2.3 Служебные произведения……………………………………..………..37
2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………….…………38
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ………………....41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……………47

Работа состоит из  1 файл

мой диплом консалт.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

По мнению одной группы авторов, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак [40; 112], в ином случае о воспроизводимости произведения нет необходимости говорить особо, поскольку существование произведения в объективной форме уже предполагает возможность его воспроизведения.

Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения, иными словами, по их мнению, закон охраняет только  такие произведения, объективная форма которых позволяет воспроизводить их без участия самого автора [40; 113].

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» ограничился лишь указанием на необходимость придания произведению объективной формы, однако отказался от такой объективной формы выражения, как устная форма, которая присутствовала в редакции Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 года. Поскольку необходимость принятия новой редакции Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» была вызвана, в том числе, и приведением законодательства Республики Беларусь в соответствие с международными актами, некоторые авторы связывают исчезновение устной формы из перечня объективных форм выражения с требованиями Бернской конвенции, которая, «допускает, что любые произведения или некоторые их виды могут не охраняться, если они не существуют в какой-либо материальной форме, поскольку для использования произведения оно должно быть в материальной форме», а «устная форма объективной не считается и исключена из охраны» [44; 124]. К сожалению, несмотря на то, что Бернская конвенция не содержит прямого запрета, а оставляет решение данного вопроса не усмотрение законодателей стран Бернского союза,  законодательство Республики Беларусь пошло по пути исключения из перечня форм устной формы. Видится, что для обеспечения охраны устного произведения ему целесообразно изначально придать любую материальную форму. Тем не менее, стоит отметить, что Гражданский Кодекс Республики Беларусь предоставляет охрану устным произведениям (5; ст. 992)

В то же время, законодательство Российской Федерации пошло по несколько иному пути и признает, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не  связана с материальным носителем. Конечно, защита таких произведений представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем, но в принципе она может быть обеспечена. В  связи с этим, исключение из Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» специального упоминания   о возможности воспроизведения  результата творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным [40; 113].

Также необходимо отметить, что выражение произведения в объективной форме может не совпадать с обнародованием произведения, иными словами, выраженное в объективной форме произведение, может оставаться необнародованным.

Помимо признаков творческого характера деятельности и объективной формы выражения произведения некоторые авторы выделяли иные признаки, которые в настоящее время считаются посторонними для признания произведения охраняемым:  назначение, достоинство, ценность произведения.

В советской юридической литературе было высказано мнение о том, что одним из критериев относимости того или иного произведения к категории объектов авторского права должна считаться его общественная полезность, однако эта позиция поддержки не нашла и была отвергнута подавляющим большинством ученых. Ни прежнее, советское, ни ныне действующее белорусское законодательство такого требования к произведениям не содержало и не содержит, более того, пункт 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» прямо говорит о том, что авторское право распространяется на произведения науки,  литературы и искусства, независимо от назначения и достоинства произведения. Это означает, что авторско-правовой охраной в равной степени пользуются как высокохудожественные произведения, так и те, которые к этой категории не относятся. Ценность – это вопрос вкуса, и оценку дают публика, критики, но не право. Вопрос о данных качествах произведения решается на стадии использования произведения, когда решается вопрос об издании, публичном показе или иного использования произведения.

 

 

1.3 Выполнение формальностей

 

Возникновение, осуществление и охраны авторских прав не ставится в зависимость от выполнения каких-либо формальностей. Это принципиальная позиция белорусского законодательства, в соответствии с которой  авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта их создания (пункт 1 статьи 9 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»). В этом отношении Закон основывается на принципе автоматической охраны или принципе независимости охраны Бернской конвенции, статья 5 которой также говорит, что обладание авторским правом и его использование не связано с выполнением каких бы то ни было формальностей [1]. Произведение само является своего рода правоустанавливающим документом и, в отличие от права промышленной собственности, авторское право не возникает на основе признания его каким-либо органом государственного управления.

В некоторых странах, использующих в своих законах англо-саксонскую доктрину авторского права, к критериям охраноспособности произведения добавляют еще один – требование выполнения формальностей, таких как депонирование, регистрация, нотариальное удостоверение произведений. Так, после присоединения к Бернской конвенции, здесь необходимо отметить позитивный вклад данной конвенции, после пересмотра которой все положения, относящиеся к соблюдению формальностей, были отменены (пункт 2 статьи 5 говорит, что  пользование правами и осуществление их не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей), США установили факультативную регистрацию произведений.

Во втором пункте статьи 9 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»  рассматривается один из способов оповещения об исключительных имущественных правах на произведение. Этот способ впервые был введен в закон об авторском праве США, а с 1952 года был принят Всемирной конвенцией об авторском праве. Следует отметить, что конвенция использовала такой подход для более важной цели. Дело в том, что в одних странах для возникновения авторского права не требовалось выполнения каких-либо формальностей, тогда как во многих других странах для возникновения авторского права выполнение формальностей, прежде всего регистрации и депонирования, были обязательными [44; 108].  Всемирная конвенция об авторском праве, как и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, признавали обязательным принцип национального режима. Другими словами, зарубежным авторам должна быть предоставлена такая же охрана, как и национальным авторам. Однако если зарубежный и национальный авторы принадлежали к странам, одна из которых требовала формальностей, а другая – нет, то предоставление национального режима оказывалось затруднительным. Для решения этой очень важной проблемы Всемирная конвенция об авторском праве прямо заявила, что для любой страны, в которой для возникновения авторского права необходимо соблюдение формальностей, следует считать эти формальности выполненными для любых зарубежных произведений, если на их экземплярах размещен знак ©. Первым элементом конвенционного знака является символ © (латинская буква "C" в окружности), который ведет свое происхождение от слова copyright (авторское право) и от закона об авторском праве США 1909 года. При этом закон об авторском праве США допускал использование одного из трех способов оповещения об авторском праве: символ ©, слово Copyright или его сокращение – Copr [44;118]. Вторым элементом конвенционного знака является имя (наименование) обладателя исключительных имущественных прав. Третьим элементом конвенционного знака является год первого опубликования произведения. Норма конвенции и Закона очень проста и не допускает каких-либо двусмысленностей. Некоторые сложности появляются при переиздании произведения. При этом обычно используется следующий подход. Если новое издание в основном повторяет первое, то год переиздания не указывается. Если же в новом издании появились новые элементы, то в нем могут быть проставлены как год первого издания, так и год переиздания, поскольку первая дата будет относиться к переиздаваемому материалу, а вторая - к новому.

Проанализировав пункт 2 статьи 9 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» можно сделать вывод о том, что  применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исключительных имущественных прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых поставлен знак, так и те, на которых такой знак будет отсутствовать вовсе. Основной же целью снабжения произведения данным знаком является оповещение третьих лиц о своих исключительных имущественных правах и о том, что они имеют дело с охраняемым произведением.

Тем не менее, не закрепляя законодательно необходимости выполнения определенных формальностей, действующее законодательство не содержит запрета создателям произведений прибегать к процедурам, способствующим доказыванию факта принадлежности им авторских прав на созданное произведение.

В Республике Беларусь основным способом регистрации авторского права является регистрация в специально созданной для этих целей организации – Национальном центре интеллектуальной собственности.

 

 

1.4                Правовое значение отдельных элементов произведения

 

Объектом авторского права выступает не только произведение в целом, но и часть произведения (включая его название), которая обладает признаками, присущими произведениям и может быть использовано самостоятельно (пункт 2 статьи 6 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»). В этой связи большое значение имеет выработанное научной литературой выделение у произведения «юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов.

Данная проблема наиболее глубоко исследована в работах В.Я. Ионаса, который детально рассмотрел все составляющие элементы произведения [20]. В итоге, проанализировав все составляющие произведения, он выделил две, упоминавшиеся выше, группы элементов произведения.

К юридически безразличным, иными словами – неохраняемым, элементам произведения художественной литературы были  отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти элементы называют содержанием произведения. На наш взгляд, совершенно очевидно, что на одну и ту же тему либо на одном и том же материале может быть создано сколько угодно произведений. История литературы и искусства знает множество произведений, в которых используются сходные сюжетные ходы и один и тот же исходным материал.

К содержанию, которое как таковое, не защищается авторским правом, относится и такой элемент как название произведения, однако в научной литературе имеет место быть мнение, воспринятое большинством ученых, о том, что, если название является оригинальным и отражает творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охраной [37]. Наличие признака творческой деятельности при отнесении названия произведения к объектам авторского права определяется тем, что Закон Российской Федерации  «Об авторском праве и смежных правах» признает часть произведения объектом авторского права (включая его название) в случае, если часть произведения:

      удовлетворяет требованиям  пункта 1 статьи 6 закона, который декларирует, что объектом авторского права является «результат творческой деятельности» человека;

      выражено в объективной форме;

      может использоваться самостоятельно.

Если мы обратимся к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», то мы не увидим признака творческого характера деятельности, как и в случае с объектами авторского права, поскольку именно к положениям статьи, закрепляющей их, нас отсылает данная норма. По смыслу законодательства Республики Беларусь часть произведения будет охраноспособной в случаях:

      выражения в объективной форме;

      возможности использоваться самостоятельно.

На наш взгляд, для признания части произведения самостоятельным объектом, этих критериев недостаточно. Видится целесообразным, так же как и в случае с признанием произведения объектом авторского права использовать критерий творческой деятельности.

Как уже отмечалось выше, термин «результат творческой деятельности» обозначает собой внешнее объективное проявление уникальной человеческой личности. Уникально не произведение, а уникальна сама человеческая личность, проявлением которой и является какое-либо произведение, если оно создано автором самостоятельно. При таких обстоятельствах название произведения так же уникально, как и само произведение.

Только тогда, когда в сознании публики это название прочно ассоциируется с самим произведением, неотделимо от него и, соответственно, от личности автора. В этом случае всякое обращение к названию произведения означает и обращение к личности автора.

В зарубежной литературе для определения охраноспособности названия используют классификацию, в основе которой лежит различие между оригинальными и обычными названиями [28; 103].

Оригинальные названия – это те, которые являются литературными творениями. Произвольные или выдуманные выражения, которые являют собой результат творческого процесса, также  являются оригинальными («Смешные жеманницы» Мольера, «Ярмарка тщеславия» Теккерея и т.п.).

Обычные названия - это названия, которые не имеют никакой оригинальности. Они не свидетельствуют о какой-либо творческой работе, даже в том случае, если автору пришлось проделать какую-либо работу для того, чтобы их найти («Огонь», «Легионер», «Слиток» и т.п.).

Аналогичным образом рассматриваются так называемые жанровые или необходимые названия, поскольку они указывают на жанр произведения  или описание его содержания (энциклопедия, справочник и т.п.).

Второе условие признания названия отдельным произведением – способность его к «самостоятельному» использованию. При этом не имеется в виду самостоятельное использование в качестве обозначения какого-либо понятия. Здесь имеется в виду способность какого-либо слова или словосочетания к самостоятельному использованию в качестве названия конкретного, совершенно определенного произведения. Речь идет о ситуации, когда, становясь «знаком», «символом» произведения, его название приобретает тем самым способность использоваться самостоятельно, то есть отдельно от самого произведения. «Услышав или прочитав такое название, каждый безошибочно поймет, какое именно произведение стоит за ним. Это название уже само по себе вызывает у читателя целый комплекс образов, чувств, переживаний». Такое название является «именем» произведения, средством его индивидуализации, исключает возможность его смешения с любым другим произведение[38].

Информация о работе Объекты авторского права