Объекты авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:12, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действующего законодательства, а также теоретических достижений теории авторского права, исследовать правовые отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства, выработать предложения по совершенствованию законодательства в данной области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА
АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………………………….…7
1.1 Общее определение……………………………………………………….7
1.2 Признаки объекта авторского права…………………………………...10
1.2.1 Творческий характер произведения…………………………..…..…..11
1.2.2 Объективная форма произведения…………………………….......…14
1.3 Выполнение формальностей…………………………………………....17
1.4 Правовое значение отдельных элементов произведения…………..…19
ГЛАВА 2 ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА………………….…22
2.1 Круг охраняемых произведений…………………………………….….23
2.2 Сборники и другие составные произведения……………………….…37
2.3 Служебные произведения……………………………………..………..37
2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………….…………38
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ………………....41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……………47

Работа состоит из  1 файл

мой диплом консалт.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

К юридически значимым, то есть охраняемым, элементам произведения относятся образы и язык произведения.

Под художественным образом понимается специфическая для искусства форма выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении человека, воплощается в созданном  им произведении  в той или иной материальной форме. В науке авторского права созданные автором образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца.  Однако считается, что образы могут быть заимствованы, но только при условии и придания им новой внешней формы и обязательного согласия автора первоначального произведения с указанием источника заимствования.  

Как было сказано выше, внешней формой произведения является и язык произведения, под которым понимаются свойственный автору средства и приемы создания художественных образов. Представляется, что язык заимствован быть не может, в данном случае прибегают к цитированию с указанием источника заимствования.

Теоретическое разграничение элементов произведения на охраняемую законом форму и не охраняемое содержание имеет место не только в отношении художественных, но и научных произведений. 


ГЛАВА 2

ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА

 

 

Круг охраняемых законом произведений довольно широк и многообразен. Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и т.д. Естественно, что все эти и другие различия учитываются при их охране и сказываются на их правовом режиме использования.  В связи с этим, выделение отдельных видов произведений представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Законодательство Республики Беларусь в области авторских прав содержит примерный перечень охраняемых произведений, основное назначение которого не столько в намерении дать их классификацию, сколько в отражении в относительно упорядоченном виде их наиболее распространенных видов.

Важнейшее значение имеет деление произведений на опубликованные и неопубликованные. Опубликование – предложение публике с согласия автора либо иного обладателя авторского или смежных прав экземпляров произведения или фонограммы в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики, путем продажи, проката или иной передачи права собственности либо права владения экземпляром произведения или фонограммы (статья 4 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»). Авторским правом охраняются и те и другие произведения, однако если неопубликованные произведения охраняются авторским правом без изъятий, то опубликованные произведения в некоторых случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия автора.

В литературе широко распространено деление охраноспособных произведений на оригинальные (самостоятельные) – первичные произведения и производные (зависимые) произведения вне зависимости от способа или формы их выражения. Оригинальным является такое произведение, основные охраняемые элементы которого созданы самим автором. К производным относятся те произведения, при создании которых имело место частичное заимствование охраняемых элементов чужого произведения. Основным критерием предоставления такому произведению охраны является наличие творческой самостоятельности по сравнению с оригиналом [40; 160]. Еще одним условием возникновения авторских прав на такое произведение является соблюдение его создателем прав автора произведения, подвергшегося какой-либо переработке. В качестве типичных можно выделить такие производные произведения как перевод, переработка, обзор, реферат, аннотация.

Часть 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах к оригинальным объектам авторского права относит:

1.                      литературные произведения (включая компьютерные программы и базы данных);

2.                      научные произведения (статьи, монографии, отчеты);

3.                      драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

4.                      хореографические произведения и пантомимы;

5.                      музыкальные произведения с текстом или без текста;

6.                      аудиовизуальные произведения;

7.                      произведения живописи, графики, скульптуры и другие произведения изобразительного искусства;

8.                      произведения декоративно-прикладного искусства;

9.                      произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

10.                 фотографические произведения;

11.                 карты, планы, эскизы и иные произведения, относящиеся к архитектуре, географии, топографии, другим наукам и технике;

12.                 другие произведения.

Произведения, относящиеся к зависимым, перечисляются в пункте 2 названной статьи:

1.                     производные произведения, такие, как переводы, обработки,

2.                     инсценировки, музыкальные аранжировки, обзоры, аннотации, рефераты;

3.                     сборники произведений, такие, как энциклопедии, антологии, атласы и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда.

 

 

2.1 Круг охраняемых произведений

 

Литературные произведения. Термин «литературное произведение» раскрывался нами при рассмотрении общего понятия «произведения науки, литературы и искусства», причем был сделан вывод о том, что в данном случае им охватываются только художественные произведения, выраженные в словесной форме, т.е. статья 7 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», используя этот термин, имеет в виду такое произведение, в котором выражение мыслей, чувств и образов осуществляется посредством слова в оригинальной композиции и посредством оригинального изложения. К литературным произведениям относятся литературные и режиссерские сценарии, либретто, тексты к музыкальным произведениям, дневники, письма личного характера и заметки.

Проблема охраны прав лиц, создающих или хранящих письма, дневники личные записи или аналогичные документы личного характера имеет три составляющие:

             такого рода документы рассматриваются в качестве объектов авторского права, и, следовательно, принадлежат автору, только с согласия которого возможно их обнародование;

             документы, как правило, носят личный характер и затрагивают личную сферу жизни человека, поэтому правовая охрана такого рода документов напрямую связана с обеспечением конституционных прав человека на охрану личной  жизни (статья 28 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство);

             данный вопрос связан с правом собственности на письменные документы, содержащие такую информацию. Так, письма принадлежат лицу, которому они адресованы. Как собственник, он теоретически может распоряжаться ими, но он также будет нести ответственность за обнародование документа и распространение содержащихся в нем сведений [13; 84].

Как уже отмечалось в предыдущей главе, некоторое время назад к литературным произведениям относились также и устные произведения – публичные лекции, доклады, речи, выступления и т.п. Сегодняшнее законодательство об авторском праве не только исключило данные произведения из перечня объектов, но и ушло от признания устной формы объективной формой выражения по смыслу ныне действующего Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

Интервью, письма в редакцию и т.п. также относятся к категории «литературных произведений». Под интервью понимается предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом для получения заранее определенной информации. В общем виде интервью можно охарактеризовать как встречу (беседу), в процессе которой автор получает от собеседника информацию для опубликования. На деле, значение интервью вряд ли можно свести к простому выяснению каких-либо сведений. Значение интервью, прежде всего, в живом общении, во время которого интервьюер направляет беседу, задавая вопросы, подсказывая темы и которое позволяет узнать мнения, оценки каких-либо событий, выяснить причины различных поступков и т.п. Кроме того, интервью должно отражать индивидуальные черты героев, их характер, особенности поведения [40; 129]. Все вышеперечисленное достигается в результате творческой деятельности и никак не может сводиться к механической обработке полученного материала. Интервью получает правовую охрану тогда, когда оно приобретает оригинальную форму за счет хорошо продуманной композиции и индивидуального стиля.

Вопрос об авторстве на интервью представляет некоторую сложность и не предполагает однозначного ответа. Видится возможным при ответе на него оценить вклад, внесенный каждой стороной  в интервью. Как известно, роль журналиста в интервью заключается, прежде всего, в подборе, последовательности  и формулировке вопросов. Нередко журналист не только спрашивает, но и «сам что-то утверждает, задавая тон всему интервью и направляя интервьюируемого на развитие определенной мысли или ее оспаривание». Кроме того, журналисту в большинстве случаев, необходимо придать ответам соответствующую литературную форму, удалить лишнее и т.п. Все эти случаи можно рассматривать в качестве творческого вклада, что дает журналисту претендовать, по крайней мере, на соавторство, потому как, если интервьюируемый не ограничивается ответами на вопросы, поставленные интервьюером, а вносит творческий вклад в создание интервью (работа над композицией, оригинальные ответы и т.п.), то имеются основания для признания его соавтором данного литературного произведения.

В отличие от упомянутых выше писем личного характера, письма в редакцию могут быть опубликованы, кроме случаев, когда в них содержится прямой запрет на публикацию. Редакция по своему усмотрению отбирает и публикует (передает) адресованные ей письма. Законодатель исходит из того, что сам факт направления письма в печатный орган, свидетельствует о намерении опубликования. Не запрещает законодатель и редакционную переработку, при этом редакция не должна нарушать права автора, если автор определил условия и характер использования представленного редакции произведения. Так, в Законе Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» говорится о том, что редакция по своему усмотрению отбирает и публикует (передает) адресованные ей письма. При публикации писем допускаются редактирование и сокращение текста, с условием, что последние не искажают смысл писем.

С 1991 года к литературным произведениям стали относить и компьютерные программы. В течение довольно длительного периода времени в литературе велись дискуссии о том, в каких формах должна иметь место охрана такого рода произведений. Были высказаны три основные позиции.

Авторы первой считали целесообразным предоставление охраны программным продуктам в рамках права промышленной собственности (изобретательского права).

Другие ученые настаивали на необходимости разработки специального законодательства об охране такого рода объектов, которое сочетало бы элементы как авторского, так и патентного права [40; 134].

Наконец, третьи предлагали распространить действие норм авторского права на охрану компьютерных программ.

Как мы видим, законодатель пошел по пути приравнивания компьютерных программ к произведениям литературы, науки и искусства. Данное решение, с учетом некоторых обстоятельств, видится наиболее верным. Во-первых, в юридической литературе было доказано, что компьютерные программы отвечают признакам охраноспособных объектов авторского права, иными словами, являются результатом творческого труда автора, выраженным в объективной форме.

Можно выделить следующие общие признаки и отличия литературных произведений и компьютерных программ. Если говорить об общих чертах, то и то и другое написано с помощью символов, в обоих случаях текст защищается от копирования и воспроизведения. Соотносимость с научным произведением обуславливается использованием алгоритмов, методов, идей, формул и т.п. для создания программ. Черты художественных произведений проявляются в наличии в программе анимации, графики, какого-либо визуального отображения.

Творческий аспект написания программы выражается в тех позициях, которые касаются индивидуальной работы автора. Структура алгоритма, оптимальность решений, обеспечение надежности – это те характеристики программы, которые свидетельствуют об уровне профессионализма и отражают личность автора, однако в среде программистов бытует мнение о том, что определенная задача, одним и тем же языком программирования, может быть написана практически одинаково и разница между выполненными программными решениями будет заключаться не в творческом, а в методическом моменте.

Также следует отметить, что авторско-правовая охрана компьютерных программ является более оперативной, нежели охрана, которая предоставляется в рамках права промышленной собственности. Сложность экстпертизы программ на мировую новизну, длительность процедуры патентования, нецелесообразность опубликования описания программ – это и многое другое склонили выбор в пользу авторского права, которое не выдвигает каких-либо формальных требований для предоставления охраны [40; 134]

Тем не менее, распространение действия норм авторского права на компьютерные программы не является наилучшим решением, поскольку не избавляет от всех проблем. На наш взгляд, охрана обеспечивается не в полной мере, так как имеет место защита компьютерной программы от копирования, но за сферу охраны выводится лежащие в ее основе алгоритмы и идеи. Так, Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» определил компьютерную программу как упорядоченную совокупность команд и данных для получения определенного результата с помощью компьютера, записанную на материальном носителе; также закон относит сюда и сопутствующую электронную документацию. В статьях, посвященных компьютерным программам ничего не сказано об алгоритмах, однако, поскольку Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» говорит о том, что авторское право не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, принципы, открытия или просто на информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении, а алгоритм в общем виде не что иное, как система операций, применяемых в определенной последовательности, которая приводит к решению поставленной задачи, то можно сделать вывод о том, что в сферу охраняемого авторским правом они не входят [19]. 

Информация о работе Объекты авторского права