Авторское произведение, как объект исключительных прав охрана и защита авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 04:28, курсовая работа

Описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что интеллектуальная деятельность в основном используется в рамках социальных отношений. Современное государство устанавливает основные определенные правила для регулирования интеллектуальных отношений, они строятся на договорной основе, по общепринятым принципам.
Исторически рассматривая процессы протекаемые относительно отношений исключительных прав в государстве и в обществе, заметно усиление контроля. Буквально два или три века назад, сама защита исключительных прав, авторов и творцов каких либо произведений, казалась абсурдной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 3
1 АВТОРСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КАК ОБЪЕКТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ……………………………………………………………………………
5
1.1 Понятие и сущность авторского произведения.……………………... 5
1.2 Виды авторских произведений …………….……………………...…... 10
1.3 Содержание авторских прав……………………………………………. 15
2 ОХРАНА И ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ…………………………........ 22
2.1 Способы защиты личных неимущественных и исключительных прав ……………………………………………...…………………….....
22
2.2 Компенсация при нарушении исключительных прав …………….… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….…. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 37

Работа состоит из  1 файл

ТРОФИМОВА кусовая.docx

— 81.38 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…

3

1  АВТОРСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КАК ОБЪЕКТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ……………………………………………………………………………

 

5

1.1

Понятие и сущность  авторского произведения.……………………...

5

1.2

Виды авторских произведений …………….……………………...…...

10

1.3

Содержание авторских прав…………………………………………….

15

2 ОХРАНА И ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ…………………………........

22

2.1

Способы защиты личных неимущественных  и исключительных прав ……………………………………………...…………………….....

 

22

2.2

Компенсация при нарушении исключительных  прав …………….…

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….….

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..

37


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  курсовой работы заключается в том, что интеллектуальная деятельность в основном  используется в рамках социальных отношений. Современное государство устанавливает основные определенные правила для регулирования интеллектуальных отношений, они строятся на договорной основе, по общепринятым принципам.

Исторически рассматривая процессы протекаемые  относительно отношений исключительных прав в государстве и в обществе, заметно усиление контроля. Буквально  два или три века назад, сама защита исключительных прав, авторов и творцов  каких либо произведений, казалась абсурдной. В современном мире все  обстоит иначе, поскольку создание нематериального объекта исключительных прав, долгий процесс, а его защита является основой современной правовой системы. Данная тенденция как раз и показывает значение исключительного права и признание данного права непременным компонентом общественно- социальной жизни.

Исключительное  право является частью правопорядка и призвано обеспечить защиту прав создателей творческих произведений науки, искусства, литературы на основе гармоничного сочетания интересов общества и  личности. Учитывая процессы унификации норм авторского права различных  государств, можно отметить также  тенденцию к сближению прежде разнородных норм и предположить о формировании (со временем) системы  единого авторского законодательства современной цивилизации.

С точки  зрения внутренней структуры существующего права, исключительное право примыкает к цивилистическому блоку научных знаний.

Основные  изменения в содержании норм, которые  регулируют авторские отношения  в обществе, произошли в принятием  четвертой части Гражданского кодекса Российской.

Объектом  исследования курсовой работы является действующее законодательство об исключительных правах.

Предметом исследования курсовой работы являются права авторов, творений, различных произведений науки, художественной и другой литературы и искусства.

Цель  курсовой работы направлена на  совершенствование существующего российского законодательства об исключительном праве.

Из цели курсовой работы, вытекают следующие  задачи:

  1. Рассмотреть авторское произведение, как объект исключительных прав, изучить понятие, сущность авторских произведений;
  2. Изучить содержание авторского, исключительного права;
  3. Исследовать различные способы защиты исключительных прав;
  4. Рассмотреть расчет компенсации при нарушении условий договора по исключительным правам.

Методы  исследования курсовой работы. Для достижения установленной цели и решения поставленных задач исследование в курсовой работе основывалось на общенаучном диалектическом методе познания. Так же в курсовой работе использовались специальные методы исследования, такие как: комплексный, системный, сравнительно-правовой, исторический, статистический методы. Исследование материала производилось в соответствии с существующими правовыми категориями, а так же с учетом внутренних и внешних отношений исследуемой темы.

Структура курсовой работы. Работа состоит  из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе курсовой работы рассмотрены понятие, сущность, а так же виды авторских прав, произведений.

Во второй главе курсовой работы изучены способы  защиты исключительных прав, а так  же компенсация при нарушении  данных прав.

В заключении приведены краткие выводы в целом  по курсовой работе.

 

1  АВТОРСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ

 

1.1 Понятие и сущность авторского произведения

 

Объектом авторских прав выступают произведения литературы, науки и искусства, все то что является результатом творческой деятельности человека, где присутствует новизна этого произведения, независимо от способа выражения, назначения и достоинства их воспроизведения.

Данное  определение следует раскрыть через  содержащиеся в нем ключевые слова  и установить признаки авторского произведения.

Все, что  создано в результате человеческой деятельности как и называется произведением искусства.1. Но следует отметить, что не каждое произведение созданные в результате человеческого труда, могут быть объектами исключительно права, авторского права.

Под объектами авторского права понимают только продукты духовной осознанной творческой деятельности человека, прямо указанные в законе или, же отвечающие определенным признакам.

Все что  создается человеком, в первую очередь  отражает на себе отпечаток личности создателя, передает эмоции, внутренний мир автора, его чувства и мировоззрение.

Перечисленных признаков к авторским произведениям  не достаточно, необходимо так же донести  видение произведения, его смысл  до других лиц.

Именно  поэтому, произведения в исключительном праве должно обладать определенной ясностью, завершенностью, комплексностью, доступностью. Не случайно в литературе принято говорить, что кратко сущность авторских литературных и художественных произведений может быть определена как система образов, а произведений науки — как система понятий.

Законодательством России предусмотрен лишь примерный  перечень авторского права, исключительных прав, что может означать бесконечность  данных признаков. С появлением новых способов выражения мыслей и идей, человечество в свою очередь тоже находят новые результаты мыслительной деятельности, и количество объектов авторских правоотношений будет возрастать.

Рассмотрим  самые основные, постоянные признаки авторского произведения, которые относятся к тем признакам защищающие авторское право.

  1. творческий характер результата интеллектуальной работы;
  2. объективную форму данного результата;
  3. способность его к воспроизведению.

Существует  некая неточность в положении  о том, что исключительное право  законодательно может защищать только форму произведения, но не его содержания, а так же мысли, смысл.

Каждое  произведение представляет собой сложный мир визуальных, смысловых, звуковых, логических и прочих фактов, обстоятельств, оттенков и связей. И если охране и защите действительно подлежит только внешняя сторона произведения (объективная), то для иных исследовательских целей (в том числе в судебной практике) приходится прибегать к некоторым дополнительным квалификационным действиям, не иссякающим ответом: «да, защищается» либо «нет, не защищается».

Определение Московского городского суда от 17.08.2012 N 4г/8-5784/12. В передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу о взыскании компенсации за нарушение авторских прав для рассмотрения в суде кассационной инстанции отказано, поскольку ответчик допустил нарушение авторских прав истца, поэтому вывод суда о законности требования истца о выплате ответчиком компенсации за нарушение авторских прав является правильным, оснований для отмены судебных актов не имелось.

Однако  в любом случае авторским произведением  нельзя признать труд только физический или заключающийся в простом  следовании заранее заданному алгоритму (например, при переписывании, автоматическом копировании и т.п.).

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2012 по делу N А56-57884/2010 Требование: О взыскании  компенсации за нарушение: 1) исключительных авторских прав на музыкальные произведения в исполнении группы "Инфинити"; 2) смежных прав на фонограммы той  же группы. Обстоятельства: Истцы ссылаются  на то, что ответчик, которому принадлежит  сайт "В контакте", нарушил их исключительные права. Решение: Требования удовлетворены частично, поскольку  факты принадлежности истцу-1 исключительных авторских прав и истцу-2 исключительных смежных прав подтверждены, однако спорный контент размещен на сайте  его пользователями, ответчик не получал  прямой прибыли от использования  контента.

Копии с  авторских произведений можно сделать  с разных объектов произведения искусства, где в свою очередь должна даваться разная оценка вероятности признать эти копии независимыми объектами авторских правоотношений. К ним не могут относиться копии литературных произведений и копии произведений изобразительного искусства можно считать объектом авторского права. Был и в практике такой случай, когда автор копии скульптуры потребовал указать его имя в фотоальбоме как творца копии, с которой делалась фотография. Суд удовлетворил иск.

В случае таких взаимоотношений, при наличии  спора, можно провести экспертные оценки.

Исключительное  право распространяется лишь на произведения, существующие в объективной форме это говорится в п. 3 статьи  1259 ГК РФ. Должна быть обязательно письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее), устная (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее), звуко - или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее), изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино -, теле -, видео - или фотокадр и так далее), объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Этот  список еще не исчерпан, так как в современном мире, в мире развития научно- технического прогресса, инновационных технологий могут появляться и уже появляются ранее не известные, новые формы выражения идеи авторов.

Так же имеются  некоторые ограничения при использовании  данной формы, т.е. объективность данной формы следует связывать преимущественно с тем, что произведение возможно и готово восприниматься человеческими чувствами. Именно поэтому и нужно говорить о форме произведения, как объективно воспринимаемого результата труда и как существующего независимого автора.

Результат творчества авторского произведения, а не его процесс – есть объективная  форма, что очень важно, но речь идет вовсе не о необходимости завершить  какой – либо труд, исследование и т.д. Под защитой авторского права находятся все произведения, как и незавершенные, так и  завершенные. Сколько существует человечество столько же и длится процесс исследования в сфере науки. Еще одним из главных признаков авторского права и исключительного права является вероятность его воспроизведения.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 N 15АП-8123/2012 по делу N А53-577/2012 Требование: О взыскании компенсации  за нарушение авторских прав, судебных расходов.

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 N 18АП-8239/2012 по делу N А76-7134/2012 По делу о взыскании компенсации  за нарушение авторских прав.

Кассационное  определение Московского городского суда от 23.08.2012 N 4г/2-6455/12. В передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу о защите авторских прав для рассмотрения в суде кассационной инстанции отказано, поскольку доказательств нарушения авторских прав истца со стороны ответчиков в материалы дела не представлено.

Некоторые авторы считают, что воспроизводимость  и объективная форма составляют единый признак – если есть объективная  форма, то ее можно воспроизвести. Известен случай, когда композитор А.П. Бородин исполнил дома увертюру к опере «Князь Игорь», но не записал ноты и скончался. Один из друзей по памяти восстановил увертюру. Противники подобной точки зрения говорят о том, что само по себе существование объективной формы во многих случаях не обеспечивает воспроизводимость (например, речь на банкете); во всяком случае, форма может быть крайне не устойчивой и не позволит правильно (точно) воспроизвести произведение.

В подпункте 1 п. 1 статьи 1256 ГК РФ свидетельствует на произведения, «находящиеся в какой-либо объективной форме», что косвенно подтверждает определенную стабильность существования произведения, его наличность.

Примерами могут служить, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 N 15АП-10807/2012 по делу N А32-30347/2011 Требование: О взыскании компенсации за нарушение авторских прав в связи с неправомерным использованием программ для ЭВМ. А так же постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 N 15АП-10425/2012 по делу N А53-18206/2012 Требование: О взыскании компенсации за нарушение авторских прав.

Информация о работе Авторское произведение, как объект исключительных прав охрана и защита авторских прав