Авторское произведение, как объект исключительных прав охрана и защита авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 04:28, курсовая работа

Описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что интеллектуальная деятельность в основном используется в рамках социальных отношений. Современное государство устанавливает основные определенные правила для регулирования интеллектуальных отношений, они строятся на договорной основе, по общепринятым принципам.
Исторически рассматривая процессы протекаемые относительно отношений исключительных прав в государстве и в обществе, заметно усиление контроля. Буквально два или три века назад, сама защита исключительных прав, авторов и творцов каких либо произведений, казалась абсурдной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 3
1 АВТОРСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КАК ОБЪЕКТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ……………………………………………………………………………
5
1.1 Понятие и сущность авторского произведения.……………………... 5
1.2 Виды авторских произведений …………….……………………...…... 10
1.3 Содержание авторских прав……………………………………………. 15
2 ОХРАНА И ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ…………………………........ 22
2.1 Способы защиты личных неимущественных и исключительных прав ……………………………………………...…………………….....
22
2.2 Компенсация при нарушении исключительных прав …………….… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….…. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 37

Работа состоит из  1 файл

ТРОФИМОВА кусовая.docx

— 81.38 Кб (Скачать документ)

Признак авторской индивидуальности (неповторимости), связан с широко используемым в отечественной судебной практике признаком оригинальности.

Представители федеральных органов, осуществляющие управленческие функции в данной сфере, высказали мнение о целесообразности и в нашей стране вести единый государственный реестр обладателей  авторского права и смежных прав.

Итак  исходя из описанного выше можно сделать  следующий вывод, во первых авторским  произведением является любое произведение искусства, литературы, в котором выражается основная мысль идея автора. Не все созданное в результате человеческого труда может являться авторским произведением, в российском законодательстве предусмотрен основной перечень признаков авторского права, но и он является не главным, если что то не присутствует в данном списке, то это не считается основанием, нен считать данное произведение авторским. Некоторые авторские права могут быть закреплены в судебном порядке. Регулирование отношений в области авторского права и исключительных прав происходит на основании части четвертой ГК РФ.

Один  из примеров, постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 N 09АП-24922/2012-ГК по делу N А40-18418/12-51-131. Исковые требования о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на использование фонограмм произведений удовлетворены правомерно, поскольку доказательств, опровергающих факт реализации им спорного носителя с фонограммами произведений, ответчиком в материалы дела не представлено.

 

 

1.2 Виды авторских  произведений

 

В современном  законодательстве существует разделение авторских произведений по традиционным признакам авторского произведения. 

Авторские произведения делятся на основные и производные это описано в подпункте 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ. Производные авторские произведения это рефераты, переводы, аранжировки, и другие переработанные, ранее созданные авторские произведения. 

Кроме того, существуют составные произведения, к которым относят,  антологии, энциклопедии, базы данных и другие произведения, в данных произведениях нет авторских признаков и нет авторских произведений,   примером может быть информационные сведения или нормативные правовые акты. Основным примером составных произведений являются периодические издания (газеты, журналы), включающие в себя тексты авторов, комментарии, графические произведения и пр.

Таким образом, получается, что в состав составных  произведений могут входить самостоятельные  произведения, то есть, составным произведением является система подбора и расположения материалов, вошедших в составное произведение. Такое произведение может считаться составным, только если является творческой работой, а не механической.

В состав творческого, авторского произведения могут включатся любые материалы, но на эти материалы у составителя  не может возникать авторского права  на них. К примеру, в автореферат  включены статистические данные, автореферат  является творческим авторским материалом, а статистические данные нет. Данное правило действует и в обратном порядке.

Творческие  произведения подразделяются:

  1. художественные произведения;
  2. литературные произведения;
  3. научные произведения.

Данное  деление имеет условный характер. Многие авторы считают, что отсутствие существенных различий, в правовом режиме созданий науки,  искусства  и литературы не должно иметь жесткого ограничения. Так же в понятие  литература, многие авторы приписывают  математические формулы.

Скорее  всего, данное наблюдение считается  верным, поскольку в выражении  каких либо решений многие авторы используют знаки, которые по своему существу имеют сходство с переданной ранее идеей автора, поэтому исключительное право может защищать только формулу.  Согласиться полностью с суждением отказаться от различения описанных видов произведений, мешают различия полученных результатов, выводов.

Поскольку, признание или непризнание произведения авторским существенно зависит и от того, что считает созданным и сам автор. Допустим, автор при обращении в научный журнал утверждает о том, что им создана оригинальная система понятий в сфере механики и предлагает материал к публикации. Вместе с тем может обнаружиться, что никакой творческой новизны для данной области знаний изложенный текст не содержит, что не позволяет признать его именно научным произведением. Но в данном тексте имеется пусть и низкого уровня, но авторский текст, который способен квалифицироваться самостоятельно, как литературное произведение. Поэтому если автор настаивает на признании авторства для публикации в научном журнале, то отказ будет законен. Вообще говоря, мы, кажется, несколько принижаем значение личных представлений и оценок автора относительно существа и квалификации созданного им творения. В традиционном понимании устройство появления авторских прав связывается почти исключительно с наличием норм объективного права, действия субъектов под их влиянием приобретают характер поступков, т.е. порождают (изменяют, прекращают) права и обязанности безотносительно направленности воли. Вряд ли такой подход правилен во всех случаях.

Существуют произведения, которые трудно отнести к науке или искусству и литературе,  такими произведения могут быть технические инструкции, изложенные в словесной форме, считается целесообразным, если и данные произведения так же оформлялись авторским правом.

Например, техническое описание совершенствования какой либо детали, еще до регистрации его в качестве изобретения (патент) должно находится в режиме авторского произведения, но только при наличии соответствующих признаков.

Произведения  в авторском праве могут быть разделены на: не обнародованные произведения и обнародованные произведения. По смыслу данные произведения совпадают  с опубликованными и не опубликованными.

Обнародованием является действие, которое совершается с согласием автора и делает произведение доступным для каждого человека путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. Что же касается опубликования, то под ним признается выпуск, исключительно с согласия автора, в обращение копий произведения в том количестве, которое достаточно для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Печать произведения является самым популярным способом опубликования. Основное значение, указанное деление имеет в тех случаях, когда требуется, определить возможность воспользоваться произведением другим лицам. Если необнародованные произведения в принципе не могут кем-либо использоваться, то обнародованные в ряде случае могут быть использованы третьими лицами (например, в общественных целях, в целях личного потребления т.п.).

В п. 1 статьи 1259 Гражданского  кодекса РФ, описаны  авторские произведения, которые  являются объектами авторского права:

  1. литературные произведения;
  2. драматические и музыкально-драматические произведения и сценарии2;
  3. хореографические произведения и пантомимы;
  4. музыкальные произведения (с текстом и без текста);
  5. аудиовизуальные произведения (т.е. кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино - и телепройзведения);
  6. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  7. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  8. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов);
  9. фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  10. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.

Описывая  ранее, пояснялось, что к объектам авторского права относятся и программные продукты. Это необходимо для распространения на них правового режима защиты авторских произведений.

Необходимо  более конкретно пояснить содержание и юридическое значение отдельных произведений авторского права.

Все литературные произведения это и есть авторские произведения в словесной форме и могут распространяться только на сферу художественного творчества. Существующие рисунки в тексте и схемы служат усилению восприятия образов, изложенных словесно, а не изменяют характер литературного произведения. Например: лекции, доклады, устные выступления, письма, дневники, интервью и прочее, так же относится к обычным художественным литературным произведениям. Следует различать , что если отнести к таким объектам письма, дневники, черновые наброски, исходно не предназначенных для публикации, является дискуссионной. Это же касается и ряда других произведений, которые к литературным произведениям не могут относиться в силу отсутствия у них надлежащей формы.

Как правило, данный вопрос об авторстве на описанные произведения не возникает, но если организация намерена каким-либо образом реализовать материалы, такие как дипломные работы студентов или лекции своих преподавателей, то требуется решить, по крайней мере, три вопроса:

  1. в какой степени трудовой договор охватывает процесс создания полученных результатов?
  2. вопрос о вознаграждении?
  3. об указании авторства конкретных лиц?

Понятно так же, что о названии, как самостоятельном произведении есть смысл говорить, только вне связи с самим произведением3, иначе объектом выступает уже не только название. Полагаю, что требования, которые предъявляются к авторским произведениям в целом в исключительном праве, должны предъявляться к любым элементам произведения для того, чтобы получить соответствующую защиту.

Многие  существующие авторские произведения имеют по своему характеру сложный  правовой режим. Например, какой либо рисунок, может быть основой товарного  знака организации, или быть объектом патентного товара. Таким образом, в данных ситуациях необходимо правильно различать правовой режим данных объектов авторского права, исключительного права. Многие частичные совпадения, внешние образы  не должны противоречить ни каким образом.

 

1.3 Содержание авторских прав

 

Под субъективным авторским правом понимается совокупность конкретных правомочий, которые определяют использование и  распоряжение, а  возможно и определение юридической  судьбы любого произведения.

Существуют  специальные концептуальные положения  для правильного понимания сущности авторских прав.

Само  понятие «Исключительное право» является сложным и разнородным, так как не существует в качестве некоего цельного, единого «авторского права», аналогичного обязательственным правам.

Фактически  оно состоит из отдельных многочисленных и довольно самостоятельных по содержанию правомочий. Часть их способны к  переходу к другим лицам и тем самым указывает возможность их относительно автономного существования. Утверждать о существовании единого абстрактного «авторского права» можно только в смысле теоретической модели. Допускают одновременное существование всей совокупности отдельных полномочий, которыми потенциально может обладать автор.

В определенном смысле возможно деление всех авторских прав на три на группы:

а) личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения);

б) исключительное право, имеющее имущественный характер и обеспечивающее использование  произведения;

в) иные права (в частности, п. 3 статья 1255 ГК РФ).

В части  четвертой  ГК РФ, нет возможности  позволяющей установить принадлежность последней группы прав к личным или имущественным, что следует отнести к недостаткам, в части четвертой ГК РФ. Однако такие права существуют. К примеру, помимо известных права следования, права доступа можно назвать право давать или не давать согласие на включение в состав товарного знака фрагментов произведения, все это описано в п. 9 статьи 1483 ГК РФ.

Постановление ФАС Центрального округа от 24.08.2012 по делу N 23-4035/2011 Требование: О взыскании  компенсации за нарушение исключительных авторских прав. Обстоятельства: Ответчиком нарушены исключительные имущественные  права на использование музыкальных  произведений ввиду распространения  контрафактной продукции путем  продажи в торговой точке, право  на использование которых принадлежат  истцу. Встречное требование: О признании  недействительным лицензионного договора. Решение суда было: 1) Первоначальное требование удовлетворено, поскольку факт принадлежности истцу прав на произведения, указанные в приложении к лицензионному договору, и факт реализации ответчиком контрафактного компакт-диска установлен. 2) В удовлетворении встречного требования отказано.

Получается, что тот перечень авторских прав, который указан в законе не является полным, исчерпывающим.

Исключительное  право не совпадает и с иными  видами достаточно изученных гражданских  прав: вещных и обязательственных4.

Информация о работе Авторское произведение, как объект исключительных прав охрана и защита авторских прав