Этические критерии создания радио и телепрограмм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования - изучить этические критерии создания радио- и телепрограмм
Объект исследования- радио- и телепрограммы России и Казахстана, этический кодекс Российской Федерации.
Предмет исследования- телевизионные программы, радиоинформация. Специфические и характерные черты подачи информации, в этических критериях. Отсюда вытекает научная новизна данного исследования. Хороший журналист должен перенимать опыт исследователей и конкурентов, в работе применять полученные знания и не повторять ошибки, сделанные предшественниками.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….…..3
1. Этические критерии, как разносторонний фактор создания радио и телепрограмм
1.1 Требования и стандарты по созданию радио и телепрограмм…………...…….5
1.2.Нарушение прав человека как этический фактор……………………………….6
1.3 Этические конфликты на радио телевидении…………………………………...8
1.4 Журналистская этика, как основа морали……………………………………...10
2.Анализ этических норм и свободы слова на радио и телевидении
2.1 Нарушения этических норм на телевидении и радио……………………...….15
2.2 Свобода слова: мировые стандарты в зарубежных странах и в Республике Казахстан …………………………………………………………………………….18
2.3.Состояние этических норм на коммерческом вещании…………………….....22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 2 .doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Этические критерии создания радио и телепрограмм

050504 Журналистика

                                               Форма обучения очная

Группа Ж-09

 

 

 

 

 

АВТОР:                        _______________________                       

 

(подпись, дата)

 

РУКОВОДИТЕЛЬ:       ______________________                             Дарбаева Ж.К.

(подпись, дата)

 

 

 

Петропавловск, 2011

 

Cодержание

 

Введение……………………………………………………………………….….…..3

 

1. Этические критерии, как разносторонний фактор создания радио и телепрограмм

1.1 Требования и стандарты по созданию радио и телепрограмм…………...…….5

1.2.Нарушение прав человека как этический фактор……………………………….6

1.3Этические конфликты  на радио телевидении…………………………………...8

1.4 Журналистская этика, как основа морали……………………………………...10

 

2.Анализ этических норм  и свободы слова  на радио и телевидении

2.1 Нарушения этических норм на телевидении и радио……………………...….15

2.2Свобода слова: мировые стандарты в зарубежных странах и в Республике Казахстан …………………………………………………………………………….18

2.3.Состояние этических норм на коммерческом вещании…………………….....22

 

Заключение………………………………………………………………………….26

 

Список литературы………………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В нашей стране вопросы профессиональной этики приобрели остроту и

актуальность, когда государство отказалось от необходимости всесторонне

контролировать жизнь общества. Средства массовой информации, перейдя

в собственность коммерческих структур, были не только избавлены от

цензуры со стороны государства, но и утратили четкую модель действий и

нравственные ориентиры. В результате чего несоблюдение журналистами

этических норм стало обычным явлением для журналистики.

Поскольку телевидение и радио является реальным социально-политическим фактором, активно влияющим на все сферы общества, определяющими формирующим взгляды, вкусы  и приоритеты огромного количества зрителей, соблюдение профессиональной этики имеет большое значение для журналистов, работающих на телевидении и радио

Основная цель исследования - изучить этические критерии создания радио- и телепрограмм

              Задачи исследования

-ознакомиться с основными требованиями создания радио и телепрограмм

-дать характеристику  этическим конфликтам на телевидении

-проанализировать нарушения этических норм на радио и телевидении

-сравнить свободу слова  зарубежных странах, наряду с Казахстаном

Решение этих задач позволит обобщить знания об этических критериях создания теле- и радиопрограмм.

Объект исследования- радио- и телепрограммы России и Казахстана, этический кодекс Российской Федерации.

Предмет исследования- телевизионные программы, радиоинформация. Специфические и характерные черты подачи информации, в этических критериях. Отсюда вытекает научная новизна данного исследования. Хороший журналист должен перенимать опыт исследователей и конкурентов, в работе применять полученные знания и не повторять ошибки, сделанные предшественниками.

Работа состоит: из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

В первой главе  мы подробно рассмотрим этические критерии в различных аспектах радио и телевидения, совмещая основные требования по созданию теле- и радиопрограмм наряду с  нарушениями прав человека как этического фактора.

Во второй главе мы проанализируем  этические нормы и свободу слова на радио и телевидении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Этические критерии, как разносторонний фактор создания радио и телепрограмм

1.1 Требования и стандарты по созданию радио и телепрограмм

 

Тревожные  факты нарушения журналистами своего профессионального долга на углубляют кризис доверия к средствам массовой информации. Профессиональный этический кодекс может если не создать достойный нравственно-этический климат, то уж точно стать сильным инструментом  этического воздействия для совершенствования профессиональной среды. Но это может быть только в том случае, если нормы будут  субъективированы деятелем и станут своеобразным  допуском  человека в профессиональную сферу.

Журналистская информация — это осведомление людей (массовой рассредоточенной аудитории) о событиях в регионе, стране, мире. Регулярное получение социально значимой информации стало необходимым условием полноценного участия человека в жизни демократического общества. Информационные выпуски, состоящие из устных сообщений и репортажей (на радио их называют "кадры", на ТВ — "сюжеты") о последних событиях, т. е. фактах текущей жизни, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Собственные, "фирменные" новости считаются "лицом" телерадиокомпании, свидетельством ее уровня. Сравнительно небольшие компании (особенно специализирующиеся на музыкальных программах) не имеют собственной службы новостей и довольствуются информацией, получаемой от агентств.

Стандарты  взаимодействия со слушателем и телезрителем. Важно установить правила работы  канала с письмами, жалобами и претензиями аудитории. Стандарты  предусматривают  обязанность журналиста объяснить мотивы в том случае, если опубликованные материалы вызывают вопросы у  реципиентов  или если  материал изложен  однобоко и в отрыве от фактического контекста. Таким образом, мы вкратце ознакомились с некоторыми нарушениями и стандартами  профессиональных правил деловой журналистики. Это может помогать журналисту при подготовке материалов[1.65].

Теле- и радиовещатели, должны понимать особую миссию телевидения и радио в обеспечении права каждого гражданина на свободу выражения мысли и права общества на полноту информации, осознавая свою ответственность за приоритетное распространение в эфире отечественной телерадиопродукции, за сохранение и развитие национальных культурных ценностей;

соглашаясь, что результат исполнения профессионального долга зависит не только от совершенства законодательной базы, регулирующей отношения телерадиовещателей, властных структур и общества, но и от норм журналистской этики, диктующих правила самоограничения и устанавливающих грань дозволенного в публичном распространении материалов, способных нанести вред нравственному, физическому и психическому здоровью людей.   Проведение четких различий между сообщениями о фактах, комментариями и предложениями во избежание их отождествления.

Незамедлительное исправление допущенных в сообщениях ошибок и неточностей в такой форме, чтобы телезрители и радиослушатели имели полную возможность его заметить[2].

Во всех случаях критика и ответ на критику должны быть переданы во взаимосочетании и в одинаковой форме.

Публиковать информацию, полученную только из надежных источников. В случае возникновения сомнений в ее достоверности – делать необходимые оговорки.

 

1.2.Нарушение прав человека как этический фактор

Для журналиста главное- это встречаться с коллегами, погружаться в атмосферу зарождения новых проектов и новых программ. И радостно, когда мы наблюдаем, что самые смелые прогнозы, звучавшие, например, в интервью Дариги Назарбаевой и Владимира Рериха о становлении национального телевидения и радио, об интегрировании его в мировую телесеть сбылись. У республики уже  есть свой спутник «Caspionet», передающий  на весь мир казахстанские новости на казахском, английском и русском языках, а сама корпорация стала организатором  международного медиафорума. Ведь у журналиста всегда остается зрительское  право высказать людям «мастерящим свою у обочины дороги», массу советов и пожеланий[3.14].

Мы проанализировали деятельность журналистов при создании выпусков

передач каналах отечественного телевидения по основным критериям этики (таким как: объективность, гуманизм, добросовестность и др.) и выделили основные этические нормы, которые нарушаются работниками СМИ:

•  право граждан видеть объективное отражение действительности

путем получения достоверной и точной информации;

•  отказ от демонстрации либо описания в программах чрезмерной

жестокости и насилия;

•  стремление к чистоте, правильности и образности  языка в

эфире;

•  объективное отражение плюрализма мнений;

•  уважение и соблюдение неприкосновенности частной жизни и др.

Нарушение журналистами норм профессиональной этики проявляется в

разной степени: от скрытого, часто манипуляционного характера на «Первом

канале», до открытого, грубого нарушения основных критериев этики на

телеканале «НТВ». Это связано с деятельностью каждого конкретного

журналиста и с общей редакционной политикой канала. В разной степени

проявляется нарушение критериев профессиональной этики журналиста  в

соответствии с жанровой спецификой программ. В связи с этим можно выделить следующие пути решения этических проблем на отечественном телевидении:

•  повышение внимания к профессиональной этике журналиста в

образовательном процессе студентов факультетов журналистики;

•  увеличение общего числа дипломированных журналистов в

профессии;

•  повышение общего престижа профессии;

•  проведение редакциями определённой этической политики;

•  законодательное закрепление основных норм профессиональной

этики журналиста[4].

Таким образом, качественная журналистская работа невозможна

без соблюдения журналистом профессионального долга, осознания

профессиональной ответственности и саморегулирования своей работы.

 

1.3Этические конфликты  на радио телевидении

Становление деловой журналистики как особой области профессиональной деятельности сопровождается острыми этическими конфликтами. В этих конфликтах обнаруживает себя глубокая озабоченность общества бесконтрольным информационным давлением на граждан со стороны СМИ. Она проявляется и в вопросах, вызываемых  многими публикациями в аудитории: «Допустимы ли те или иные журналистские выступления?», «Выполняет ли журналист обязательства перед гражданским обществом?», «Не преследует ли он корыстные личные цели, используя свой общественный статус?».

              Корни данной ситуации уходят в проблему морального выбора журналиста деловой прессы между принуждением, вытекающим  из сложившихся естественным путем организационных норм профессиональной деятельности, и профессиональным долгом как системой традиционных морально-этических обязательств журналистской корпорации перед обществом. Нельзя не признать, что далеко не всегда этот выбор делается в пользу профессионального долга. Мы разделяем мнение сотрудник Бюро Представителя ОБСЕ  по вопросам свободы СМИ Аделин Юлан,которая  разъясняет, что саморегуляция в СМИ –это с одной стороны , редакторские стандарты, которые должны соответствовать этическим стандартам гражданского общества, с другой стороны это механизм регуляции конфликтов , который должен быть независим  от государственной власти[5.115].

СМИ  не воспринимаются  предпринимателями как  род бизнеса, до сих пор своя газета, свое радио, своё телевидение- это не источник  материального дохода, а средство достижения иных интересов – политических, экономических, амбициозных[6.89].

Слово «конфликт» происходит от латинского глагола conflictus – столкновение (в переводе на русский означает «противостоять», «противоборствовать»)[7.258].

Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т.д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. В психологии под конфликтом понимают «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия».

Информация о работе Этические критерии создания радио и телепрограмм