История создания ОПЕК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 14:52, доклад

Описание

ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

Работа состоит из  1 файл

История создания ОПЕК.docx

— 29.63 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социальных наук, педагогики и права 
 
 
 
 

ОПЕК 
 
 
 

Выполнил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград

2010 

История создания ОПЕК.

Стремясь активизировать борьбу против нефтяных монополий, развивающиеся  страны—экспортеры жидкого топлива  пришли к выводу о необходимости  объединить свои силы и противопоставить организации монополий свою собственную. В 1960 году в Багдаде главные поставщики нефти на мировой рынок—Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия—   основали Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

Первоначально перед  ОПЕК ставилась задача увеличения концессионных  платежей. Однако деятельность ОПЕК вышла  далеко за рамки этой задачи и оказала  большое влияние на борьбу развивающихся  стран против неоколониальной системы эксплуатации их ресурсов. Инициатором создания организации была Венесуэла—наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.

Непосредственным  импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен  в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в  США.

Появление на международной  арене новой организации— межправительственной ассоциации развивающихся стран—производителей нефти было воспринято в кругу капиталистической нефтяной промышленности как событие малозначительное. Нефтяные монополии с самого начала считали ОПЕК инородным телом на рынке, пытались не признавать ее и вели тактику поддержания непосредственных контактов с отдельными нефтедобывающими странами. В известной мере это им удавалось вплоть до 1971 года, так как в 60-х годах мировой рынок нефти продолжал пополняться новыми крупными производителями нефти, такими как Ливия, Абу-Даби (теперь это Объединенные Арабские эмираты), Алжир, Нигерия и другие развивающиеся страны, которые в условиях постоянного превышения текущего предложения над спросом фактически конкурировали друг с другом. Однако стремление повысить свои доходы от нефти, в конечном счете, приводило эти страны к необходимости присоединения к ОПЕК. Так, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).

Кроме стремления увеличить  доходы от нефти, а в конечном итоге  установить национальный контроль над  нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся  страны, экономика которых финансировалась  в основном за счет нефти, и были объектами эксплуатации со стороны  нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений.

Вместе с тем  общим интересам членов ОПЕК, кроме  неблагоприятной ситуации на рынке  и мощи «нефтяного империализма», в  определенной мере противостояла различная  степень экономического развития и  социально-политическая разнородность  ее членов. В 60-х годах боязнь перед всесилием монополий, усугубленная неудавшейся попыткой Мосаддыка национализировать иранскую нефть в начале 50-х годов, и консерватизм правителей наиболее крупных, но отсталых стран — экспортеров нефти во многом объясняли декларативный характер ряда по существу прогрессивных решений конференций ОПЕК. В то же время нефтяные компании, стремясь сохранить свои позиции, вынуждены были идти на некоторые уступки. Наиболее значительным из них было согласие компаний не включать расходы по выплате арендной платы (роялти) в расчет подоходного налога, что увеличило долю дохода нефтедобывающих стран до более чем 60% от справочной цены на нефть. Крупные государства Запада шли лишь на мелкие, частичные уступки, которые не затрагивали основ неравноправных взаимоотношений и в то же время служили своеобразной гарантией их долговечности.

В принятом на конференции  ОПЕК в 1968 году Заявлении об основных направлениях политики стран-членов было отражено общее стремление установить национальный контроль над основным богатством этих стран. Приход к власти прогрессивных режимов в Ираке  в 1966 году и в Ливии в 1969 году, а  также вступление Алжира в ОПЕК в 1971 году привели к усилению движения нефтедобывающих стран за установление национального суверенитета над  нефтяными ресурсами.

Катализирующее воздействие  на позицию арабских членов ОПЕК, занимающих доминирующее положение в организации, имел ближневосточный конфликт. Даже наиболее консервативные и прозападные режимы стран Персидского залива, поддерживая справедливую борьбу арабских стран—жертв агрессии Израиля, вольно или невольно оказывались вовлеченными в общее русло борьбы арабских народов и были вынуждены поддерживать законные требования радикальных членов ОПЕК, что, в конечном счете, в немалой степени способствовало успеху, как отдельных нефтедобывающих стран, так и организации в целом.

Важным объективным  моментом, предопределившим усиление роли ОПЕК в мировом капиталистическом  хозяйстве, являлся дальнейший форсированный  рост потребления нефти в развитых капиталистических странах за счет жидкого топлива, добываемого в  странах ОПЕК. Потребление жидкого  топлива в 1950—1970 годах увеличилось  трехкратном размере. При этом к  началу 70-х годов наметилось замедление тенденции географической диверсификации импорта нефти в страны Запада в силу естественной ограниченности богатых и дешевых нефтяных место  рождений. «Новые» нефтедобывающие  страны (Ливия Алжир, Нигерия и  т. д.), которые, по замыслу нефтяных монополий, должны были конкурировать  с ОПЕК и, в конечном счете, привести ее к развалу, влились в ОПЕК. Тем  самым еще больше усилилась зависимость развиты; капиталистических стран, потреблявших 85% производимой в несоциалистическом мире нефти, от импорта жидкого топлива из государств-членов ОПЕК. Это явилось свидетельством того, что в современных условиях наряду с экономической зависимостью большинства развивающихся стран от капитализма имеет место и зависимость иной рода — определенная зависимость основных индустриальных центров последнего, особенно стран Западной Европы и Японии, от энергетических и сырьевых резервов развивающихся стран.

К началу 70-х годов  на долю этих стран приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60—добычи  и 90 % (экспорта нефти в капиталистическом  мире).

В тот же период медленно начинала набирать силу тенденция освоения более дорогих морских и арктических  месторождений. Однако этот процесс  мог получить дальней шее развитие лишь после повышения цен на нефть, тем более что с начала 70-х  годов предложение стало отставать  от быстро растущего спроса. Одной  из причин отставания предложения была политика некоторых стран ОПЕК (Ливии, Кувейта, Венесуэлы и др.), потребовавших  у компаний сокращения добычи нефти  в связи со снижением показателя кратности запасов.

Используя сложившиеся  благоприятные условия на рынке, страны ОПЕК начали активнее наступать на позиции монополий. В авангарде борьбы оказались наиболее прогрессивные и радикальные члены ОПЕК. Первые акций по национализации нефтяных концессий были предпринять в Ливии (1970 г.), Алжире (1971 г.), Ираке (1972 г.). Более консервативные участники ОПЕК предложили монополиям систему участия в нефтяных концессиях. Однако главным направлением борьбы ОПЕК до обострения энергетического кризиса в 1973—1974 годах было увеличение доходов от нефти путем, как определенного перераспределения доходов компании, так и повышения цен на нефть.

Первым наступление  на позиции компаний начал прогрессивный  режим Ливии, потребовавший увеличения ставки подоходного налога до 55% и  повышения цен. Позиция Ливии  получила активную поддержку других членов ОПЕК, среди которых выделялись Ирак и Алжир как наиболее прогрессивные  участники организации, а также  Венесуэла и Иран. Экономика последних  была относительно развита, и проводимая в них индустриализация на капиталистической  основе требовала все больших  объемов капиталовложений.

Стремление монополий  противостоять требованиям ОПЕК и внести раскол в его ряды ни к чему не привело. Наоборот, в рамках так называемой «лондонской политической группы», призванной быть противовесом ОПЕК, обнажились непримиримые противоречия «сестер» и аутсайдеров, которые были вынуждены в итоге подписать соглашение с ливийским правительством.

Хотя первый успех  был скромен (цены были повышены на 30 центов за баррель, а подоходный налог  впервые" за 20 лет увеличен до 55% в  среднем), пример Ливии, фактически выступившей  в единственном числе против целой  группы нефтяных компаний, имел большой  психологический эффект, так как  способствовал развенчанию мифа о всесилии нефтяных монополий и  положил начало цепной реакции решительных  выступлении ОПЕК против давно отживших отношений в капиталистической нефтяной промышленности. XXI конференция ОПЕК, состоявшаяся в декабре 1970 года в Каракасе, официально закрепила успех Ливии. Наиболее важными ее решениями были:

—повышение до 55% минимальной ставки подоходного  налога, взимаемого с иностранных  компаний;

— отмена старой системы  скидок;

—унификация справочных цен на основе существующих наивысших  цен.

Более ощутимых успехов  участники ОПЕК добились в 1971 году, когда после трудных переговоров  и ультимативных требований были подписаны известные Тегеранское (14 февраля 1971 г.) и Триполийское (2 апреля 1971 г.) соглашения. Страны Персидского залива, а затем и Ливия вынудили нефтяные компании среди прочих уступок значительно поднять цены и гарантировать их дальнейшее, хотя и постепенное, повышение (2,5% ежегодно).  

Страны-члены ОПЕК:

Иран (с 1960)

Ирак (с 1960)

Кувейт (1960)

Саудовская Аравия (с 1960)

Венесуэла (1960)

Катар (1961)

Ливия (1962)

Объединённые Арабские Эмираты (1967)

Алжир (1969)

Нигерия (1971)

Эквадор (1973—1992, 2007)

Ангола (2007)

Индонезия (1962—2008, 1 ноября 2008 г. вышла из состава ОПЕК)

Габон (1975—1994). 

14 октября 2010 года  на заседания стран-участниц ОПЕК  в Вене организация сохранила  квоты на добычу нефти на  уровне 24,84 млн баррелей в день.

ОПЕК сохраняет  квоты добычи без изменений с  начала 2009 года, после того как провел значительные сокращения, чтобы подстегнуть  цены, передает AFP.

Цели, декларируемые ОПЕК:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:
  1. устойчивых доходов стран-производителей нефти;
  1. эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;
  2. справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;
  3. Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  4. сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
 

Членство  в ОПЕК.

«Полноправными членами  ОПЕК могут быть только государства-основатели и те страны, чьи заявки на прием  были одобрены высшим органом ОПЕК - Конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах эксплуатирующая  сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов ОПЕК, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством три  четверти голосов, включая голоса всех членов-учредителей. Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет  интересов и целей, схожих в своей  основе с интересами государств-членов ОПЕК». Таким образом, в соответствии с Уставом ОПЕК, существует три  категории государств-членов:

  • государства-основатели (Founder-members) организации, принявшие участие в Багдадской встрече 1960 года и которые подписали оригинал соглашения о создании ОПЕК;
  • Полные-члены (Основатели плюс те страны, заявление о вступление в членство которых было подтверждено конференцией);
  • Ассоциированные члены, которые не имеют полного членства, но при определенных обстоятельствах могут принять участие в конференции ОПЕК.

Экономическая характеристика ОПЕК

Несмотря на огромное влияние на нефтяной рынок, ОПЕК производит всего 40% от объемов мировой добычи нефти. Однако страны, входящие в ОПЕК, владеют 77% всех разведанных мировых  запасов нефти. Страны, не входящие в ОПЕК, (Канада, Великобритания, Норвегия, Мексика, Китай, Россия и США) добывают около 60% нефти, но при этом их собственные  запасы быстро истощаются. В результате в последние десятилетия все  острее ощущается необходимость  освоения альтернативных источников энергии.

Суммарные запасы нефти  стран-членов ОПЕК в настоящее время  оцениваются в 1 трлн 265 млрд баррелей, резервы России и других стран СНГ составляют 447 млрд баррелей, Северной Америки - 381 млрд баррелей, а не входящих в ОПЕК развивающихся стран - 282 млрд баррелей.

Механизм регулирования  ОПЕК мирового рынка нефти предельно  прост. Он заключается в установлении суммарного лимита добычи нефти для  стран-членов, корректировки этого  лимита с учетом положения дел  с ценами на мировом нефтяном рынке, распределения общего лимита между  странами-членами и контроля за соблюдением установленных квот.

Разбивка по доле добываемой нефти среди стран-членов картеля представляет собой следующую  картину: Саудовская Аравия — 32,4%, Иран — 14,6%, Венесуэла — 11,8%, ОАЭ — 8,7%, Нигерия — 8%, Кувейт – 7,9%, Ливия — 5,3%, Индонезия — 5,1%, Алжир —3,1%, Ирак — сейчас не квотируется, Катар — 2,5%.

Информация о работе История создания ОПЕК