Задачи адаптивной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:17, творческая работа

Описание

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Работа состоит из  1 файл

Задачи АФК.ppt

— 610.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Уральский государственный  университет физической культуры

Кафедра теории и методики  адаптивной физической культуры, психологической профилактики и  организации общественного здоровья

 

 

Презентация к контрольной  работе

По теории и организации  адаптивной физической культуры

Тема: Задачи АФК

 

 

Выполнил: студент 409 группы

Проверил д.м.н, профессор  кафедры

 

 

Челябинск 2011

 

 

 

 

 

 

Адаптивная физическая  культура — это комплекс мер  спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и  адаптацию к нормальной социальной  среде людей с ограниченными  возможностями, преодоление психологических  барьеров, препятствующих ощущению  полноценной жизни, а также сознанию  необходимости своего личного  вклада в социальное развитие  общества.

Адаптивная — это название  подчеркивает предназначение средств  физической культуры для лиц  с отклонениями в состоянии  здоровья. Адаптивная физическая  культура во всех ее проявлениях  должна стимулировать позитивные  морфофункциональные сдвиги в  организме, формируя тем самым  необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование  организма.

 

 

 

 

 

Рост инвалидности населения  в большинстве связан с усложнением  производственных процессов, увеличением  транспортных потоков, возникновением  военных конфликтов, ухудшением  экологической обстановки и другими  причинами, обусловил появление  новых областей человековедческих  знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе  высшего профессионального образования.

Объект адаптивной физической  культуры - не здоровые, а больные  люди, в том числе и инвалиды. Деятельность будущих специалистов  адаптивной физической культуры  будет осуществляться именно  с той категорией населения, которая  утратила какие-либо функции на  достаточно длительный срок, а  зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие  ампутацию конечностей, удаление  пораженно го органа и др.).

Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных  разделов (или видов) базовой дисциплины  применительно к столь необычной  для физической культуры категории  занимающихся. Отсюда название - "адаптивная  физическая культура".

 

 

 

 

Адаптивное физическое воспитание

 

Коррекция и компенсация нарушений в двигательной сфере

 

Формирование жизненно важных двигательных умений

 

Развитие двигательных способностей

 

Предупреждение возникновения вторичных отклонений

 

Коррекция психических нарушений

 

Развитие сохраненных анализаторов

 

Воспитание личности

 

 

 

 

Содержание адаптивного  спорта (как базового, так и высших  достижений) направлено, прежде всего  на формирование у инвалидов (особенно  талантливой молодежи) высокого  спортивного мастерства и достижение  ими наивысших результатов в  его различных видах в состязаниях  с людьми, имеющими аналогичные  проблемы со здоровьем.

Адаптивный спорт в  настоящее время развивается  преимущественно в рамках крупнейших  международных Параолимпийского  и Специального олимпийского  движений.

Основная задача адаптивного  спорта заключается в формировании  спортивной культуры инвалида, приобщении  его к общественно-историческому  опыту в данной сфере, освоении  мобилизационных, технологических, интеллектуальных  и других ценностей физической 

культуры.

 

Адаптивный спорт

 

 

 

 

 

 

 

Адаптивная физическая рекреация

Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления. Она включает в себя развлечение, интересное проведение досуга, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

 

 

 

 

Адаптивная двигательная реабилитация

Содержание адаптивной двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать 

соответствующие комплексы физических 

упражнений, приемы гидровибромассажа 

и самомассажа, закаливающие и 

термические процедуры и 

другие средства (суджок акупунктура и т.п.).

 

 

 

 

Философия адаптивной физической культуры

Введем понятие "жизнеспособность" (жизненность, жизнестойкость,), под которым будем понимать все уровни бытия человека: от минимального обеспечения витальных процессов до высших проявлений потенций человека (установление рекордного достижения в телесном и (или) духовном развитии).

Потеря инвалидом жизнеспособности означает его смерть, а пока человек, даже с помощью медицинской аппаратуры, реализует витальные процессы, он имеет какое-то (хоть и минимальное) количество жизнеспособности. Одной из градаций жизнеспособности является состояние здоровья, которое, в свою очередь, тоже делится рядом авторов на последовательные уровни.

Таким образом, жизнеспособность позволяет любому человеку (здоровому, больному, инвалиду) в различной степени осуществлять свои биологические и социальные функции.

Такое разведение понятий "здоровье" (в трактовке ВОЗ) и "жизнеспособность" позволяет сформулировать цели и принципы адаптивной физической культуры (ее философию).

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных    характеристик    и    духовных    сил,    их    гармонизации    для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

 

 

 

 

Культурное бытие телесности, в том числе и инвалида, состоит  не только в его использовании  для достижения некоторой внешней  цели (участия в том или ином  виде деятельности), но и в наполнении  ее внутренним содержанием, в  осмыслении телесности как внешней  формы внутреннего содержания, что  создает предпосылки для формирования  физической культуры личности, ее  максимального самораскрытия и  самореализации. Такой подход к  адаптивной физической культуре  на основе ее индивидуально-личностного  осуществления, формирования потребности  и способности личности гармонизировать  имеющиеся у нее в наличии  телесно-двигательные и духовные  потенции снимает проблему физического  совершенства как некоторого  абсолютного идеала и позволяет  говорить и о коммуникативном  смысле телесности инвалида, т.е. ее способности быть посредником  в общении, диалоге субъектов.

Максимальное развитие  с помощью средств и методов  адаптивной физической культуры  жизнеспособности человека, поддержание  у него оптимального психофизического  состояния представляет каждому  инвалиду возможности реализовать  свои творческие потенции и  достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами  здоровых людей, но и превышающих  их.

Первой ступенью на  этом пути (новом для тех, кто  приобрел инвалидность в процессе  жизни) может и должна стать  адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения  и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой  деятельности, в общении субъектов  между собой.

 

 

 

 

Вывод

Основными причинами слабого  развития физической культуры  и спорта среди инвалидов является  практическое отсутствие специализированных  физкультурно-оздоровительных и  спортивных сооружении, недостаток  оборудования и инвентаря, неразвитость  сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ  и отделений для инвалидов  во всех типах учреждений дополнительного  образования физкультурно-спортивной  направленности. Ощущается нехватка  профессиональных кадров. Не выражена  в достаточной степени потребность  в физическом совершенствовании  у самих инвалидов, что связано  с отсутствием специализированной  пропаганды, подвигающей их к  занятиям физической культурой  и спортом.

Активные физкультурно-спортивные  занятия, участие в спортивных  соревнованиях являются формой  так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности  и уважения к себе, дают возможность  вернуться к активной жизни. Главной  задачей все же остается вовлечение  в интенсивные занятия спортом  как можно большего числа инвалидов  в целях использования физкультуры  и спорта как одного из важнейших  средств для их адаптации и  интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают  психические установки, крайне необходимые  для успешного воссоединения  инвалида с обществом и участия  в полезном труде.

 

 

 


Информация о работе Задачи адаптивной физической культуры