Адаптивная физическая культура в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:21, реферат

Описание

Адаптивная физическая культура -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Содержание

1 Введение
2 Основные понятия и термины адаптивной физической культу­ры
3 Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область, социальной практики
4 Основные виды адаптивной физической культуры.
5 Становление и развитие адаптивной физической культуры за рубежом.
6 Становление и развитие адаптивной физической культуры в России
7 Организационно-управленческая структура адаптивной физи­ческой культуры в России и за рубежом.
8 Организация адаптивного спорта.
9 Принципы адаптивной физической культуры.
10 Задачи и средства адаптивной физической культуры.
11 Методы адаптивной физической культуры.
12 Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре.
13 Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья
14 Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогиче­ский) контроль за состоянием занимающихся
15 Заключение
16 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

fizkult.docx

— 41.96 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств

 

Кафедра физического воспитания

 

 

Реферат

По дисциплине ”Физическая культура” на тему:

“Организационно управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом ”

 

 

 

Выполнил:

Студент учебной  группы 30311 Санакоева М.Р.

Проверил:

Заведующий  кафедрой физического воспитания

Доцент,к.б.н. В.Н.Бледнова

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

План 

 1 Введение

2 Основные понятия и термины  адаптивной физической культу­ры

3 Теория и организация адаптивной  физической культуры как интегративная  наука, учебная дисциплина и  важная область, социальной практики

4 Основные виды адаптивной физической  культуры.

5 Становление и развитие адаптивной  физической культуры за рубежом.

6 Становление и развитие адаптивной  физической культуры в России

7 Организационно-управленческая структура  адаптивной физи­ческой культуры в России и за рубежом.

8 Организация адаптивного спорта.

9 Принципы адаптивной физической  культуры.

10 Задачи и средства адаптивной  физической культуры.

11 Методы адаптивной физической  культуры.

12 Обучение двигательным действиям  в адаптивной физической культуре.

13 Развитие физических качеств  и способностей у лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья

14 Планирование и комплексный  (медико-психолого-педагогиче­ский)  контроль за состоянием занимающихся

15 Заключение

16 Список литературы

 

 

 

 

 

Введение

Адаптивная физическая культура -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Основные  понятия и термины адаптивной физической культу­ры.

 Понятия «культура», «физическая  культура», «адаптивная физическая  культура»; «образ жизни», «здоровый  образ жизни», «естественные факторы  внешней среды»; «аксиологические  концепции жизни человека и  инвалида» -сходство и различия; «реабилитация», «социализация», «социальная интегра­ция» и др. Предмет, цель, задачи, содержание адаптивной физической культуры. Коррекционные, компенсаторные, профилактические задачи - главная группа задач в адаптивной физической культуре. Оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи - традици­онные задачи физической культуры, их адаптация к проблемам лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья. Роль и место адаптивной физической культуры в комплексной реабили­тации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Теория  и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область, социальной практики.

Отличия адаптивной физической культуры (АФК) от физической культу­ры, медицины, коррекционной педагогики, валеологии, гигиены и др. отраслей знания и практической деятельности; связь АФК с другими областями научных знаний. Декартова система координат как модель пространства научных проблем адаптивной физической культуры (первая ось - виды адаптивной физической культуры, вторая ось - виды заболевания (инвалидности), третья - возрастные периоды жизни человека). Формирование правового и информационного пространства адаптивной физической культуры в Российской Федерации как важнейшее условие обеспе­чения интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья в общество (пре­доставление гарантий и возможностей инвалидам, подготовка общества к при­нятию инвалидов как равноправных членов общества, обладающих самоценностью).

 

Основные  виды адаптивной физической культуры.

 Критерий для выделения основных видов адаптивной физической куль­туры - естественные и социальные потребности человека с отклонениями в со­стоянии здоровья (инвалидов), обеспечивающие его готовность к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни. Адаптивное физическое воспитание - как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в реализации тру­довой и бытовой деятельности, за счёт формирования у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессио­нально необходимых двигательных умений и навыков; развития широкого кру­га основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; становления, сохранения и исполь­зования оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида. Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в отдыхе, развлече­нии, интересном проведении досуга, смене вида деятельности за счёт форми­рования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья мировоззрения, философ­ских взглядов гедонизма, освоения ими основных приёмов, способов, средств, методов рекреационной деятельности. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в соревновательной и коммуникативной деятельности, в максимальной самореализации своих способностей, сопостав­лении их со способностями других людей за счёт приобщения лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья к спортивной культуре, освоения ими техники, тактики и других компонентов конкретного вида спорта. Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность человека с отклонениями в состоянии здоровья в восстановлении у него временно утраченных или нару­шенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности) за счёт освоения им естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; обучения его умением использовать соответствующие комплексы упражнений, закаливаю­щие и термические процедуры, и другие средства АФК. Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики как виды, способные удовлетворить потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), дру­гие средства искусства за счёт освоения ими телесно-ориентированных техник сказкотерапии, игротерапии; формокоррекционной ритмопластики и др. Экстремальные виды двигательной активности как виды, способные удовлетворить потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, стремлении испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно или субъективно опасных для здоровья (или жизни) за счёт освоения техники, тактики, средств обеспечения страховки и других компонентов экстремальных видов двигательной деятельности.

Становление и развитие адаптивной физической культуры (адаптивной физической активности, спорта инвалидов, рекреативного направления  адаптивной двигательной активности) за рубежом.

Организационно-управленческая структура  адаптивной физической культуры является частью государственной социальной политики, которая возникает и  развивается как особая форма  отражения ценностных ориентации государства  и культурных норм общества по отношению  к лицам с отклонениями в состоянии  здоровья, включая инвалидов. Это  отношение и определяет деятельность всей системы социальных институтов, включенных в решение проблем  данной категории населения: обслуживания, образования, трудовой деятельности, культуры, отдыха, спорта и др.

 

В настоящее время в России и  за рубежом действуют принятые в 1993 году Организацией Объединенных Нации  «Стандартные правила обеспечения  равных возможностей для инвалидов». Политической и моральной основой «Стандартных правил» являются: Международный билль о правах, включающий Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция о правах ребенка, запрещающий дискриминацию по признаку инвалидности и предусматривающая принятие специальных норм для обеспечения прав детей-инвалидов; Всемирная программа действий в отношении инвалидов; и ряд других международных документов, под которыми стоит подпись России.

 

В этих документах признается не только равенство людей вне зависимости  от состояния здоровья и наличия  особенностей развития, но и их право  на самоопределения, выбор собственного пути самоактуализации.

 

Применительно к системе образования, в которой роль и значение адаптивной физической культуры наиболее велики, все большее признание завоевывает  идея интеграции детей с ограниченными  возможностями здоровья в массовые школы и другие образавательные учреждения.

 

В странах Западной Европы идея интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательные учреждения стала следствием окончательного законодательного решения проблемы неравенства лиц  с ограниченными возможностями  здоровья, произошедшего в 70-е годы ХХ века. Борьба против дискриминации  способствует формированию новой культурной нормы - плюрализма - уважения к различным  точка зрения на природные и общественные явления, а так же к различиям  между людьми по расовому, половому, национальному, религиозному и другим признакам.

 

Именно в этом широком антидискриминационном  движении специальные школы (тем  более интернаты, детские дома и  другие изолированные учреждения) признаются сегрегационными, а вся система  специального (дифференцированного, отдельного от массового) образования - дискриминационной. И если на предшествующих этапах общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание ярлыков»(Малофеев Н.Н.,2001)

 

Поэтому в странах Западной Европы, начиная с 70-х годов, ведущей тенденцией развития системы образования для  детей с особыми потребностями  становится «включения в общий поток» интеграция. Подробные процессы происходят и в других экономически развитых странах мира (США, Канада, Япония и  др.)

 

Разумеется, такой сложный социальный прогресс, как интеграция, не может  проходить гладко, безболезненно. Постоянно  проходят дискуссии о полезности и целесообразности интеграции для  большого количества детей, появляются противники интеграции как среди родителей, так и среди специалистов. Однако необходимо иметь в виду, что современный период эволюции отношения общества и государства к лицам с особыми потребностями начался всего лишь около трех десятилетий назад си является незавершенными, масштабная реализация заявленных ценностей открытого мира придется на ХХI век (Малофеев Н.Н.,2001.)

 

Что же касается организационно-управленческой структуры физической культуры для  деятельностилиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивной физической культуры), то она строится за рубежом в соответствии с общими тенденциями отношения общества с данной категории населения. В большинстве стран организация адаптивной физической культуры и управление ею осуществляются в русле двух направлении: государственном и общественном (в рамках филантропически-благотворительной деятельности различных фондов, ассоциаций, церкви и др.).

 

Безусловно, выделение этих направлений  весьма условно, поскольку многие учреждения и организации представляют собой  структуры взаимного пересечения  финансовых потоков, интересов и  влияний государства, общественных организации, частных (физических) лиц. Однако в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение  населения в большинстве стран  государственного сектора наиболее выражено. Что же касается таких  направлений социальной деятельности, как культура, отдых, спорт и других, то здесь чаще доминируют общественные и частные организации.

 

Занятия адаптивной физической культурой  проводится с лицами с отклонениями в состоянии здоровья в учреждениях  общего (массового) и социального  образования, различных уровней, здравоохранения  и социального обеспечения всех звеньев «возрастной вертикали». В данных учреждениях занятия  проводится по авторским программам и методикам, ориентированным на максимальное использование функциональных возможностей занимающихся. В разных странах наблюдаются национальные особенности содержания занятий  адаптивной физической культурой.

 

Наиболее общими чертами направленности занятий являются следующие.

 

В учреждениях здравоохранения  доминирует так называемый лечебный (реабилитационный) подход, основная направленность которого заключается в активизации  деятельности различных органов  и систем и коррекции имеющихся  дефектов развития занимающихся.

 

В учреждениях образования как общего, так и социального, превалируют образовательно-оздоровительные задачи и задачи формирования жизненной компетенции учащихся и студентов (навыков самообслуживания, пространственно-временной ориентировки, коммуникативной деятельности, социально-бытовой ориентации, социальной мобильности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в социуме и т.п.).

 

В учреждениях социального обеспечения  основная направленность занятий сводится к формированию доступной для  воспитанников жизненной компетенции

 

В качестве примера положительной  общественно-управленческой структуры  адаптивной физической культуры можно  привести систему деятельности благотворительной  организации «Спешиал Олимпикс», которая занимается адаптивным спортом с лицами, имеющими поражения интеллекта. Самое активное участие в финансировании этой организации принимает «Фонд Кеннеди».

 

Международная организация «Специальной Олимпиады» - «Special Olympics International» - Объединяет 162 страны и реализует самую большую международную программу в мире по организации круглогодичных тренировок и соревнования для детей и взрослых с нарушением интеллекта.

 

Из философии специального олимпийского движения вытекает основная направленность занятий - формирование жизненной компетенции  занимающихся, их адаптация к социуму  с целью облегчения процесса интеграции в общественные процессы и повышения  уровня качества жизни. Эта благотворительная  организация имеет достаточно сложную  организационно-управленческую структуру, не зависимую от государства.

Основной социальный закон функционирования и развития физической культуры (в  том числе адаптивной) - её обусловленность  экономическим и со­циально-политическим строем общества. Принципы, вытекающие из данного закона, - прикладность, всесторонность и оздоровительная направленность. Важнейшие дополнительные принципы, вытекающие из данного закона для адаптивной физической культуры, - социализирующе-реабилитационный ха­рактер, коррекционная, компенсаторная, профилактическая направленность. Анализ аксиологических концепций отношения общества к лицам с от­клонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов): «инвалидизма», соци­альной полезности инвалидов, личностно-ориентированной концепции. Роль адаптивной физической культуры в реализации данных аксиологических кон­цепций в историческом контексте. Становление и развитие адаптивной физической культуры как продвиже­ние по магистральному направлению - от лечебного к рекреативному и от него к спортивному видам физической культуры. Единство структурных элементов адаптивной физической культуры как единство прошлого, настоящего и будущего. Исторический взгляд на развитие адаптивной физической культуры в контексте главных социальных сторон жизни общества: труда, образования, игры, досуга. Становление отдельных видов адаптивной физической культуры у инва­лидов различных нозологических групп.

Информация о работе Адаптивная физическая культура в России